Специализация тренеров
Общая эрудиция и универсализм не исключают более узкой специализации тренеров. Это отражает общую тенденцию профессионализации тренерского труда в связи с углублением знаний о предмете. Чем выше уровень гимнастики как вида спорта, тем ярче выступает необходимость более узкой профессиональной ориентации тренера. Кроме того, одному тренеру просто не под силу освоить все виды подготовки в равной степени, в том числе базовые и вспомогательные виды: физическую, хореографическую, акробатическую, батутную. Трудно рассчитывать на успешную работу с несколькими поколениями учеников от «нулевого» цикла до высот мастерства. Все это и определяет специализацию тренеров. Сочетание специалистов разного профиля в одном коллективе создает жизнеспособный гимнастический организм, подобный пчелиному улью или муравейнику, где есть «матки», «солдаты», «рабочие», «разведчики» и т.п.
В гимнастике определились направления специализации по контингентам занимающихся.
Тренеры, ответственные за набор, должны хорошо знать критерии отбора для занятий гимнастикой. Тренеры, работающие в начальном звене, должны отлично знать возрастные особенности детей, уметь работать с новичками, любить малышей.
Вопрос о передаче учеников и взаимозаменяемости тренеров решается в каждой школе по договоренности. В одних случаях тренер заинтересован сам продвигаться вместе с учениками по всем ступенькам многолетней подготовки. В других случаях — доводит учеников до определенного уровня и передает их тренеру следующего звена, знатоку гимнастики высшего уровня. Что лучше — сказать трудно. Все зависит от сложившихся взаимоотношений, договоренности, личных притязаний тренера, его способностей проявить себя в данном амплуа.
Во всяком случае, можно перечислить проблемные ситуации, обусловливающие специализацию тренера: отбор, начальная подготовка, специализированная подготовка, работа с гимнастами-мастерами, работа со сборной командой, специализация тренеров в связи с работой с женщинами или с мужчинами. При этом имеет значение контакт с небольшой группой гимнастов на уровне индивидуальной работы либо общение с большими группами занимающихся, что типично как для начального звена, так и для старшего тренера команды.
Специализация по видам многоборья нецелесообразна, так как основная забота тренера — это подготовка гимнаста-многоборца. Это не исключает того, что отдельные виды тренер «чувствует» лучше других, может проявить себя как консультант по данным видам.
А вот специализация по сопутствующим (смежным) базовым видам подготовки в современной гимнастике приносит хорошие результаты. В крупных спортшколах, в сборных командах необходимо иметь тренера-акробата, тренера-хореографа.
Тренер по акробатике обеспечивает подготовку гимнастов в вольных упражнениях, готовит к сложным соскокам со снарядов в тренажерных условиях (батут и акробатическая дорожка с ямой и др.), проводит акробатическую разминку, уроки, страхует на ковре при выполнении сложных трюков.
Тренер по хореографии (в работе с женщинами и мужчинами) отвечает за композицию вольных упражнений, упражнений на бревне, проводит уроки хореографии, хореографическую разминку.
Помощник-ассистент тренера по музыкальной части работает в тесном контакте с хореографом. Еще недавно это сводилось к функции пианиста-аккомпаниатора. С введением в практику выступлений под фонограмму работа пианиста сузилась до сопровождения занятий по хореографии. В то же время в обязанности специалиста стали входить подбор и запись фонограмм, монтаж аудиокассет, обслуживание музыкального центра в зале во время тренировки и на соревнованиях.
Работоспособная бригада (команда) тренеров отличается разделением труда по амплуа, психологической совместимостью, возможной взаимозаменяемостью в случае необходимости. Многое зависит от лидера бригады тренеров, как правило, опытного специалиста, способного сформулировать концепцию совместной работы, четкие цели и задачи, организовать учебно-тренировочный процесс в целом.
Автократический стиль (менторский, «диктаторский») построен на «железной» дисциплине, единоначалии, подавлении самостоятельности. Положительные результаты такого типа общения временны, недолговечны. Коллектив не формируется и распадается. Трудно создать устойчивую группу тренеров, если руководитель тяготеет к либеральному стилю деятельности. Попустительство, бесконтрольность («полное» доверие коллегам), частая смена ориентиров в постановке целей и задач не способствуют успеху в организации деловых отношений.
Высокие спортивные результаты гимнастов прямо связаны с деятельностью тренеров. Модельные характеристики тренера включают большое количество функциональных обязанностей, с которыми он должен успешно справляться, педагогические способности, реализуемые в профессиональной деятельности, личностных взаимоотношениях на разных уровнях общения.
ГЛАВА 2
ТИПЫ И ВИДЫ СПОРТА