Тема 5. Типология отношений родителей к детям с отклонениями в речевом развитии. Особенности взаимоотношений матери и ребенка с речевым нарушением
1.Соответствия между понятиями и их определениями:
1) родительские отношения | 1) система или совокупность, родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним |
2) родительское поведение | 2) интегральное взаимодействие жизненной, личностной и социально-ролевой позиций отца и/или матери |
3) родительская позиция | 3) система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков. |
4) родительские установки |
2. Соответствия между параметрами изменения родительского поведения и их характеристиками:
1) родительское отношение | 1) родители способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, их действия и эмоциональное отношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей |
2) родительский контроль | 2) родители с высоким баллом по этому показателю стремятся использовать убеждение с тем, чтобы добиться послушания, обосновывают свою точку зрения и одновременно готовы обсуждать ее с детьми, выслушивают их аргументацию. Родители с низким баллом не выражают четко и однозначно свои требования и недовольства или раздражение, но чаще прибегают к косвенным способам — жалобам, крику, ругани. |
3) родительские требования, побуждающие к развитию у детей зрелости | 3) при высоком балле по этому параметpy родители предпочитают оказывать большое влияние на детей, способны настаивать на выполнении своих требований, последовательны в них. |
4) способы общения с детьми в ходе воспитательных воздействий | 4) родители стараются, чтобы дети развивали свои способности в интеллектуальной, эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на необходимости и праве детей на независимость и самостоятельность |
5) эмоциональная поддержка |
3. Американский психолог Диана Бомринд выделяет 4 основных стиля родительского поведения:
а) авторитетный;
б) авторитарный;
в) либеральный;
г) демократический;
д) безразличный
4. Автор, выделивший 8 типов родительской любви
а) А.И. Захаров;
б) А.С. Спиваковская;
в) А.А. Бодалёв
5. Тип родительской любви, для которой характерна формула родительского семейного воспитания: «Хотя мой ребенок недостаточно умен и развит, но все равно я его люблю»:
а) действенная жалость;
б) действенная любовь;
в) отстранённая любовь;
г) снисходительное отстранение
Раздел 3. Основы компенсирующего воспитания детей с нарушениями речи в семье
Тема 6. Содержание и формы семейного воспитания детей с нарушениями речи. Варианты семейного воспитания.
1. К моделям семьи относятся:
а) неполная;
б) нуклеарная;
в) большая;
г) авторитарная.
2. Базовые качества родителей, необходимые для успешного психического развития детей с речевыми нарушениями:
а) внимательность;
б) игнорированность;
в) принятие;
г) вовлечение.
3. Общие принципы семейного воспитания:
а) вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;
б) предоставление учебных мест в образовательных учреждениях;
в) усиленный контроль за ребенком;
г) оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.
4. Расположите в верном порядке положение коррекционной работы:
2) Коррекционное направление;
1) Диагностическое направление;
5) Информационно-аналитическое направление;
3) Консультативное направление;
4) Просветительское направление.
5. Права ребенка, закрепленные в Конвенции о правах ребенка:
а) ребенок имеет право на защиту своих законных прав интересов;
б) право на гражданство;
в)право на жизнь;
г) право на образование.
6. К общим недостаткам развития детей относят:
а) узкий кругозор и недостаточный запас знаний и представлений об окружающем мире;
б) специфические недостатки обусловлены органическим поражением центральной нервной системы;
в) недостатки общей и мелкой моторики;
г) недостатки познавательной деятельности.
7. К задачам коррекционного воспитания относятся:
а) определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья;
б) определение особенностей организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
в) соотношение интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка;
г) осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психического и физического развития, индивидуальных возможностей детей.
Тема 7. Создание в семье оптимальных условий для полноценного развития ребенка с нарушениями речи. Базовые качества родителей, необходимые для успешного психического развития детей с речевыми нарушениями.
1. Впервые выделил все причины речевых нарушений, разделив на внешние и внутренние, особо подчеркнув их тесное взаимодействие:
а) Выготский Л.С.
б) Лурия А.Р.
в) Хватцев М.Е.
г) Визель Т.Г.
2. Соотнесите между причинами речевых нарушений и их характеристиками:
1) биологические | 1) недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде; 2) различные органические нарушения периферических органов речи; 3) неврастении матери во время беременности. |
2) социальные | 1) отделение ребенка от матери в раннем возрасте; 2) воспитание в эгалитарнойсемеье. 3) характерологические особенности матери (тревожность, мнительность, инфальтильность, импульсивность, эмоциональная холодность ). |
3. Соотношение этапов ранней стимуляции доречевого и раннего речевого развития и их характеристик:
1) Первый этап (1-3 мес.) | (1) 3) стимулируют и развивают жевание: помещают кусочки пищи между челюстями и пассивно воспроизводят схему жевания. |
2) Второй этап (4-8 мес.) | 2) гимнастика губ: сближают губы вместе и растягивают их в стороны, пока не почувствуют сопротивление. Собирают губы в морщинки, пока ребенок не начнет сопротивляться этим движениям. Побуждают ребенка губами тянуться к соске, пище. Стимулируют движения языка путем надавливания на его кончик ложкой в момент кормления. Делают это очень осторожно, чтобы не вызвать рвотный рефлекс. Побуждают жевание: держат пальцы под подбородком, когда ребенок пытается жевать, пассивно помогая ему в этом, подталкивая нижнюю челюсть вверх и вниз. Стимулируют слуховое внимание |
3) Третий этап (9-18 мес.) | (3) 4) продолжают развивать локализацию звука в пространстве, моторную сторону речи, стимулируя ребенка к повторению слов по подражанию, развивают словарный запас, интонационную сторону речи, расширяют словарный запас, стимулируют развитие речи. |
4) Четвертый этап (18-36 мес.) | (4) 1) проводится тактильная стимуляция губ, развитие слухового внимания, стимуляция гуления. |
4. Практическая методика по обучению детей общению включает следующие направления:
а) последовательно развивают навыки понимания обращенной речи;
б) с самого раннего возраста ребенка побуждают слушать окружающих, соблюдать очередность, подражать звукам и жестам;
в) контроль за деятельностью ребенка;
г) обучение проводится в привычных для ребенка условиях с использованием подражания игровых моментов и игр.
5. Для воспитания правильной звучной речи необходимой является работа над дыханием:
а) формирование речевого дыхания с дифференциацией вдоха и выдоха;
б) Формирование верхнеключичного дыхания;
в) развитие короткого ротового выдоха при коротком вдохе;
г) развитие длительного ротового выдоха при более коротком вдохе.