Тема 5. Типология отношений родителей к детям с отклонениями в речевом развитии. Особенности взаимоотношений матери и ребенка с речевым нарушением

1.Соответствия между понятиями и их определениями:

1) родительские отношения 1) система или совокупность, родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним
2) родительское поведение 2) интегральное взаимодействие жизненной, личностной и социально-ролевой позиций отца и/или матери
3) родительская позиция 3) система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.
4) родительские установки  

2. Соответствия между параметрами изменения родительского поведения и их характеристиками:

1) родительское отношение 1) родители способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, их действия и эмоциональное отношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей
2) родительский контроль 2) родители с высоким баллом по этому показателю стремятся использовать убеждение с тем, чтобы добиться послушания, обосновывают свою точку зрения и одновременно готовы обсуждать ее с детьми, выслушивают их аргументацию. Родители с низким баллом не выражают четко и однозначно свои требования и недовольства или раздражение, но чаще прибегают к косвенным способам — жалобам, крику, ругани.
3) родительские требования, побуждающие к развитию у детей зрелости 3) при высоком балле по этому параметpy родители предпочитают оказывать большое влияние на детей, способны настаивать на выполнении своих требований, последовательны в них.
4) способы общения с детьми в ходе воспитательных воздействий 4) родители стараются, чтобы дети развивали свои способности в интеллектуальной, эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на необходимости и праве детей на независимость и самостоятельность
5) эмоциональная поддержка  

3. Американский психолог Диана Бомринд выделяет 4 основных стиля родительского поведения:

а) авторитетный;

б) авторитарный;

в) либеральный;

г) демократический;

д) безразличный

4. Автор, выделивший 8 типов родительской любви

а) А.И. Захаров;

б) А.С. Спиваковская;

в) А.А. Бодалёв

5. Тип родительской любви, для которой характерна формула родительского семейного воспитания: «Хотя мой ребенок недостаточно умен и развит, но все равно я его люблю»:

а) действенная жалость;

б) действенная любовь;

в) отстранённая любовь;

г) снисходительное отстранение

Раздел 3. Основы компенсирующего воспитания детей с нарушениями речи в семье

Тема 6. Содержание и формы семейного воспитания детей с нарушениями речи. Варианты семейного воспитания.

1. К моделям семьи относятся:

а) неполная;

б) нуклеарная;

в) большая;

г) авторитарная.

2. Базовые качества родителей, необходимые для успешного психического развития детей с речевыми нарушениями:

а) внимательность;

б) игнорированность;

в) принятие;

г) вовлечение.

3. Общие принципы семейного воспитания:

а) вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

б) предоставление учебных мест в образовательных учреждениях;

в) усиленный контроль за ребенком;

г) оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.

4. Расположите в верном порядке положение коррекционной работы:

2) Коррекционное направление;

1) Диагностическое направление;

5) Информационно-аналитическое направление;

3) Консультативное направление;

4) Просветительское направление.

5. Права ребенка, закрепленные в Конвенции о правах ребенка:

а) ребенок имеет право на защиту своих законных прав интересов;

б) право на гражданство;

в)право на жизнь;

г) право на образование.

6. К общим недостаткам развития детей относят:

а) узкий кругозор и недостаточный запас знаний и представлений об окружающем мире;

б) специфические недостатки обусловлены органическим поражением центральной нервной системы;

в) недостатки общей и мелкой моторики;

г) недостатки познавательной деятельности.

7. К задачам коррекционного воспитания относятся:

а) определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья;

б) определение особенностей организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

в) соотношение интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка;

г) осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психического и физического развития, индивидуальных возможностей детей.

Тема 7. Создание в семье оптимальных условий для полноценного развития ребенка с нарушениями речи. Базовые качества родителей, необходимые для успешного психического развития детей с речевыми нарушениями.

1. Впервые выделил все причины речевых нарушений, разделив на внешние и внутренние, особо подчеркнув их тесное взаимодействие:

а) Выготский Л.С.

б) Лурия А.Р.

в) Хватцев М.Е.

г) Визель Т.Г.

2. Соотнесите между причинами речевых нарушений и их характеристиками:

1) биологические 1) недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде; 2) различные органические нарушения периферических органов речи; 3) неврастении матери во время беременности.
2) социальные 1) отделение ребенка от матери в раннем возрасте; 2) воспитание в эгалитарнойсемеье. 3) характерологические особенности матери (тревожность, мнительность, инфальтильность, импульсивность, эмоциональная холодность ).

3. Соотношение этапов ранней стимуляции доречевого и раннего речевого развития и их характеристик:

1) Первый этап (1-3 мес.) (1) 3) стимулируют и развивают жевание: помещают кусочки пищи между челюстями и пассивно воспроизводят схему жевания.  
2) Второй этап (4-8 мес.) 2) гимнастика губ: сближают губы вместе и растягивают их в стороны, пока не почувствуют сопротивление. Собирают губы в морщинки, пока ребенок не начнет сопротивляться этим движениям. Побуждают ребенка губами тянуться к соске, пище. Стимулируют движения языка путем надавливания на его кончик ложкой в момент кормления. Делают это очень осторожно, чтобы не вызвать рвотный рефлекс. Побуждают жевание: держат пальцы под подбородком, когда ребенок пытается жевать, пассивно помогая ему в этом, подталкивая нижнюю челюсть вверх и вниз. Стимулируют слуховое внимание
3) Третий этап (9-18 мес.) (3) 4) продолжают развивать локализацию звука в пространстве, моторную сторону речи, стимулируя ребенка к повторению слов по подражанию, развивают словарный запас, интонационную сторону речи, расширяют словарный запас, стимулируют развитие речи.
4) Четвертый этап (18-36 мес.) (4) 1) проводится тактильная стимуляция губ, развитие слухового внимания, стимуляция гуления.

4. Практическая методика по обучению детей общению включает следующие направления:

а) последовательно развивают навыки понимания обращенной речи;

б) с самого раннего возраста ребенка побуждают слушать окружающих, соблюдать очередность, подражать звукам и жестам;

в) контроль за деятельностью ребенка;

г) обучение проводится в привычных для ребенка условиях с использованием подражания игровых моментов и игр.

5. Для воспитания правильной звучной речи необходимой является работа над дыханием:

а) формирование речевого дыхания с дифференциацией вдоха и выдоха;

б) Формирование верхнеключичного дыхания;

в) развитие короткого ротового выдоха при коротком вдохе;

г) развитие длительного ротового выдоха при более коротком вдохе.

Наши рекомендации