Управление школой и руководство учебно-воспитательной работой. Направленность развития инновационной деятельности в образовании

Школа — один из типов образовательных учреждений, осущест­вляющих образовательный процесс и воспитание учащихся. Это исклю­чительно сложный и весьма разветвленный по своей внутренней струк­туре механизм.

Управление школой — это научно-обоснованные действия адми­нистрации и педагогов, направленные на рациональное использование времени и сил преподавателей и уч-ся в учебно-воспитательном про­цессе с целью углубленного изучения учебных предметов, нравствен­ного воспитания, подготовки к сознательному выбору профессии и все­стороннего развития личности.

Одна из отличительных особенностей современной с-мы образо­вания — переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Осн его идея: объединить усилия государства и об­щества в решении проблем образования, предоставить учителям, уч-ся, родителям больше прав и свобод в выборе сод-я, форм и методов организации уч процесса, различных типов образо­вательных учреждений.

Общественный характер управления образованием – наряду с органами гос власти создаются общественные органы, в кот входят представители учительского и ученического коллективов, родителей и общественности (совета школы).

Государственный характер управления образованием закреплен со­вокупностью принципов (Законе «Об образовании в Республике Беларусь»):

— гуманистический характер образования;

— общедоступность образования;

— светский характер образования;

— свобода и плюрализм в образовании;

— демократический, государственно-общественный хар-р управ­ления образованием;

— гарантия права на образование и др.

Научно-обоснованные принципы управленческой деят-ти органов управления:

— скоординированность, согласованность и деловое сотрудничество всех управленческих органов в определении ведущих задач школы и ее учебно-воспитательной деят-ти;

— демократизм, гласность и опора на общественное мнение учите­лей, родителей и уч-ся в осуществлении всеми управленческими органами и должностными лицами своих обязанностей и ф-ций;

— персональная ответственность всех руководящих лиц школы, учи­телей, кл руководителей за выполнение своих обязанностей;

— поддержание здорового психологического микроклимата в школе, творческой активности и инициативы, высокой требовательности к каче­ству учебно-воспитательной работы;

— тактичный и регулярно осуществляемый контроль за выполнени­ем указаний вышестоящих органов и принимаемых в школе решений по совершенствованию обучения и воспитания уч-ся;

— поощрение пед творчества, инновационных поисков и стимулирование учителей и кл руководителей к овладению пе­редовым пед опытом.

Школа как управляемая система состоит из двух подсистем:

— управляющей подсистемы – директор, его заме­стители;

— управляемой подсистемы – преподаватели, уч-ся, лаборанты, технические работники.

Управленческие группы:

1-я. Должностные лица школы: директор школы, его зам по учебно-воспитательной работе, зам по воспитатель­ной работе, помощник директора по хозяйственной части, руководитель детских и юношеских организаций.

2-я. Педсовет школы и входящие в его состав предметные комиссии; общешкольная конференция представителей учителей, роди­телей и уч-ся.

3-я. Органы ученического самоуправления (ученический ко­митет, старосты классов, предметных кружков, различных обществ).

4-я. Органы родительской общественности (родительский комитет школы, родительские комитеты классов).

Непосредственное управление школой осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор.

Директор школы осуществляет руководство пед коллек­тивом, создает условия для эффективности учебно-воспитательного про­цесса, имеет право единоначалия. Все его распоряжения обязательны для выполнения всеми работниками шко­лы и уч-ся, несет персональную ответственность за дея­т-ть школы, состояние и качество учебно-воспитательной работы.

Обязанности директора:

— правильный подбор и расстановка кадров, руководство пед коллективом школы, создание условий для повышения профес­сионального, научно-теоретического и психолого-педагогического уров­ня учителей, стимулирование их пед творчества;

— осуществление контроля за ходом учебно-воспитательного про­цесса;

— осуществление деловых контактов с местными общественными организациями;

— организация воспитательной работы по профориентации учащихся;

— оказание практической помощи в активизации деят-ти уче­нического самоуправления;

— развитие и укрепление материально-технической базы школы и др.

Ф-ции и обязанности зам директора школы по учеб­но-воспитательной работе:

— организация уч занятий в школе и воспитательной работы в процессе обучения;

— контроль за выполнением уч пр-мм, ходом уч за­нятий и качеством успеваемости уч-ся;

— организация внеклассной уч. работы по различным предме­там (предметных кружков, обществ, олимпиад, конкурсов и т. д.);

— регулирование учебной нагрузки уч-ся;

— анализ учебно-воспитательной работы школы и составление ста­тистических и письменных отчетов о результатах деят-ти пед коллектива;

— реализация и контроль за выполнением указаний вышестоящих органов образования по вопросам совершенствования учебно-воспита­тельной работы;

— обобщение и внедрение передового пед опыта по по­вышению качества учебно-воспитательной работы;

— руководство работой предметных методических комиссий (секций) учителей и др.

Обязанности заместителя директора по воспитательной работе:

— организя и координация внеклассной воспитательной работы с уч-ся;

— проведение методической работы с кл руководителями по совершенствованию воспи­тания уч-ся;

— поддержание деловых контактов с родителями уч-ся, руково­дителями внешкольных детских организаций;

— научно-методический анализ проводимой внеклассной воспитатель­ной работы в школе, обобщение и внедрение передового педагогическо­го опыта и др.


Наши рекомендации