Профессиональный портрет социального педагога
В 1991 г. при активном участии нынешнего директора Государственного научного учреждения института социальной педагогики Российской академии образования, профессора, доктора педагогических наук В.Г.Бочаровой была обоснована и введена новая профессиональная сфера «социальная», представленная в виде 3-х специальностей: социальный педагог, социальный работник, специалист по социальной работе. Социальный педагог – специалист, имеющий среднее или высшее профобразование по специальности «социальная педагогика», профессионально подготовленный для соц-пед деятельности.
Квалификационная характеристика –это свод обобщенных требований педагога на уровне его теоретического и практического опыта. Квалификационная характеристика социального педагога была утверждена приказом государственного комитета СССР по высшему образованию 1991г. Состоит из 3-х частей: должностные обязанности, должен знать, квалификационные требования. «Должностные обязанности» определены основные виды помощи, которые оказывает социальный педагог ребенку: социально-информационная, социально-правовая, социально-реабилитационная, социально-бытовая, социально-экономическая, медико-социальная, социально-психологическая, социально-педагогическая. «Должен знать» представляет единство теоретических знаний и умений, необходимых для оказания видов помощи. Умения: аналитические (теоретический анализ процессов, происходящих в социуме и оказывающих негативное влияние на состояние и развитие ребенка), прогностические (выдвижение цели деятельности и ее задач, отбор способов осуществления деятельности, предвидение результата, учет возможных отклонений от намеченной цели, определение этапов деятельности), проективные (определение конкретного содержания деятельности, осуществление которой обеспечит планируемый результат), рефлексивные (самоанализ собственной деятельности социального педагога на каждом из ее этапов, осмысление ее положительных и отрицательных сторон и степени влияния полученных результатов на личность ребенка и решение его проблемы), коммуникативные (владение культурой межличностного общения). «Квалификационные требования» включают в себя механизм получения социальным педагогом соответствующей категории и перечень требований, которые предъявляются к нему для получения определенной категории. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.
Профессионализм социального педагога зависит от личностных качеств человека, избравший этот вид деятельности как уникальную сферу доверия между людьми, которая является основой для их взаимопонимания, взаимопомощи и взаимоответственности. Социальному педагогу необходимо овладеть следующими качествами: естественность, доброжелательность, эмпатия, открытость, деликатность, конкретность, непосредственность, коммуникабельность.
В учебнике Галагузовой личностные качества распределены по следующим группам: гуманистические: доброта, отзывчивость, альтруизм, чувство собственного достоинства; психологические характеристики: высокий уровень протекания психических процессов, устойчивость психических состояний, высокий уровень эмоциональных и волевых характеристик; психоаналитические качества: самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков и самоанализ своей деятельности; психолого-педагогические: коммуникабельность, эмпатичность, визуальность, красноречивость.
В своей деятельности социальный педагог должен опираться на основные принципы:
1)принцип взаимодействия - целенаправленное сотрудничество с другими работниками учреждения по разрешению различных проблем, создание педагогической среды в учебном учреждении, налаживание социальных связей и координации деятельности со всеми социальными институтами, занимающиеся вопросами социализации детей.
2)принцип личностно-ориентированного подхода - гуманное отношение к личности, уважение прав и свобод ребенка и взрослого, оказание содействия в саморазвитии и социализации личности
3)принцип позитивного восприятия и принятия личности – принятие личности такой, какая есть, поиск в каждой личности положительных качеств, оптимизм и вера в способности личности
4)принцип конфиденциальности – установление отношений открытости, уверенность в надежности полученной информации, сохранение профессиональной тайны в отношении между учащимися и педагогами, родителями, учителями.
Эти качества развиваются в процессе профессиональной подготовки, а в своей деятельности социальный педагог должен руководствоваться кодексом этики.
Должностные обязанности социального педагога должны разрабатываться в каждом учреждении в виде должностной инструкции. Она разрабатывается на основе тарифно-квалификационных характеристик и имеет разделы: должностные обязанности, права, ответственность и другие.
Самовоспитание есть неотъемлемая и важнейшая часть процесса саморазвития. Самовоспитание, самосовершенствование — это процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности. Профессиональная самореализация тесно связана с понятием карьерный рост. Под карьерой понимается склонность человека к реализации себя в профессиональной деятельности. Удовлетворить потребность педагога в профессиональной самореализации и одновременно решить эти вопросы в интересах самого образовательного учреждения позволяет планирование карьеры. Планирование карьеры предполагает работу с собой, самооценку своих достижений, самоанализ собственной деятельности успехов и неудач, самоорганизацию по выполнению намеченных целей, глубокий самоанализ жизненных целей, и определение того, что действительно хочется. Планирование карьеры позволяет решать проблему мотивации педагога к профессиональной самореализации, делает процесс повышения собственного уровня прозрачным и привлекательным. Достижение более высокого профессионального уровня повышает авторитет педагога в профессиональной среде, в глазах родителей, формирует положительный имидж успешного профессионала.