Вопрос 3. Методология юридической педагогики
Методология педагогической науки — совокупность основных научных положений, воплощающих главные выводы, уроки опыта познания педагогической реальности. Являясь частной по отношению к общей методологии и воплощая в себе ее главные положения, она выступает основой методологии юридической педагогики, которая по отношению к ней является специальной. Квинтэссенция методологии выражена в общих методологических принципах педагогической науки— основных исходных положениях исследования и трактовки явлений педагогической реальности.
К важнейшим из них в педагогике относятся:
• принцип объективности — обязывает строить систему научного знания строго в соответствии с объективной реальностью, отражать только то, что действительно принадлежит ей, ее факты, закономерности и механизмы. Необходимо принимать все меры для исключения влияния на исследование и выводы пристрастий, личных взглядов, предубеждений и низкой подготовленности того (или теx), кто проводит исследования и претендует на вклад в создание достоверной картины юридико-педагогической реальности;
• принцип детерминизма (причинности, каузальности) — отражает объективно существующие в мире причинно-следственные связи и предписывает обнаруживать причины тех или иных юридико-педагогических явлений, а также рассматривать их и как причины иных следствий: педагогических и юридических. Установление причин — важнейшее условие разработки конструктивных предложений по совершенствованию практики, ориентированных на создание, изменение или устранение именно причин для достижения нужных педагогических или юридических следствий;
• принцип взаимосвязи и взаимодействия — вытекает из факта существования изучаемых явлений в окружении других, с которыми они находятся в определенных отношениях, характеризуемых взаимовлияниями. Если изучаемое явление попадает в другую систему взаимоотношений, то оно изменяется под новыми влияниями и в свою очередь как-то изменяет их. Это совершенно необходимо учитывать при изучении педагогических явлений и возможностей достигать нужного в педагогической практике;
• принцип системности — развивает положения предыдущего принципа, исходя из общенаучной теории систем, которая рассматривает определенную группу устойчиво взаимосвязанных явлений, объектов, элементов в качестве элементов единого целого — системы. Системные свойства целого возникают в результате взаимосвязанного функционирования элементов. С этими свойствами система выступает во взаимодействии с другими системами и регулирует внутренние процессы взаимодействия своих элементов. Положения теории систем в полной мере относятся к реальности, исследуемой и описываемой юридической педагогикой. Так, важной системной категорией педагогики является категория педагогической системы, к которой относятся, например, правовоспитание, проведение занятия, дисциплина, профилактическая работа с подучетным, адаптация новичка в коллективе и др. Педагогическая система включает в свою структуру: объект, субъект, цели, задачи, содержание, организацию, средства, методы, технологии, условия, способы контроля и оценки процесса и результатов, их коррекцию. Все эти элементы при педагогической работе должны быть продуманы, сформированы, состыкованы, чтобы обеспечить наибольший педагогический эффект;
• принцип развития — отражает факт постоянных изменений в окружающем мире и людях. Исследуемые в данный момент юридико-педагогические явления надо рассматривать как срез на пути непрерывного их изменения с определенными тенденциями, идущими из прошлого в будущее. Важно раскрыть тенденции, понять их движущие силы, найти при необходимости способы изменений. Принцип развития — основа педагогического оптимизма, веры в возможность целенаправленного достижения прогрессивных изменений по восходящей тенденции.
Основные и своеобразные юридико-педагогические закономерности и их совокупности находят отражение в специальных научных принципах юридической педагогики.
- Принцип педагогической предметности определяет необходимость при решении проблем укрепления законности и правопорядка целеустремленно исследовать именно педагогические явления. Они есть везде, где есть проявления, влияния, изменения, задачи, меры, связанные с воспитанием, образованием, обучением и развитием сотрудников и граждан (в связях последних с правовой сферой и правоохранительной деятельностью). Педагогический подход, педагогическая предметность выражаются в исследовании юридическим педагогом и уяснении практиком именно этой реальности и путей ее совершенствования.
Например:
Известна категория следователей, которые отлично справляются с первоначальной оперативной стадией расследования. Они способны по несколько суток подряд почти без отдыха выполнять неотложные следственные действия, быть неутомимыми и мобильными. Но вот в расследовании наступает более спокойная полоса, когда требуется длительная методическая работа по делу, когда, образно говоря, успех достигается не кавалерийской атакой, а организованной планомерной осадой. У следователя-"оперативника" угасает интерес к делу, и он зачастую с трудом "дотягивает" его до конца, неся потери, утрачивая даже то, что было достигнуто в первые дни работы.
В данном примере педагогической предметностью выступает дефекты воли и волевые качества следователей, которые нуждаются в коррекции. Именно на эти педагогические реалии и должно быть направлено педагогическое воздействие.
Воспитание, образование, обучение и развитие — явления комплексные и изучаются одновременно и другими науками. Специфически педагогическое в них — это прежде всего педагогические закономерности, т.е. причинно-следственные связи между педагогическими воздействиями и педагогическими результатами, способы их учета и оптимизации в интересах укрепления законности и правопорядка. Это деятельность педагогов, других лиц, структур, организующих педагогический процесс, оказывающих педагогическое воздействие на людей, обеспечивающих достижение нужных результатов в образовании, воспитании, обучении и развитии сотрудников правоохранительных органов и граждан. Правильный учет педагогических закономерностей заключается прежде всего в разработке и организации педагогических систем разного уровня и масштаба, в достоверном и конструктивном определении их целей, задач, содержания, организации (форм), средств, методов, технологий, условий, процессов, контроля, результатов, оценок, коррекций.
- Принцип юридико-педагогической специфики. В сфере права, в профессиональном образовании, в деятельности персонала правоохранительных органов, конечно, проявляются многие общепедагогические закономерности. Выявить их действие в сфере права — значит стать на надежный теоретический и методологический фундамент. Однако в чистом виде подобные закономерности обнаружить в сфере права вряд ли возможно: они так или иначе меняются под влиянием особенностей, специфики правовой сферы.
Специфика — реальность, обусловленная прежде всего влиянием главных особенностей правовой системы на ее юридико-педагогическую подсистему и обратными влияниями второй на первую.
К специфике можно отнести
влияние приоритетности правоохранительных задач, по отношению к которым собственно педагогические играют обслуживающую роль;
своеобразие направлений профессиональной деятельности, регулируемой к тому же нормами поведения работников правоохранительных органов;
особые требования к профессионализму сотрудников, накладывающие отпечаток и на систему профессионального образования и подготовки;
возрастные, образовательные и профессиональные особенности людей и групп, осуществляющих правоохранительную деятельность, и ее обратное влияние на них и многое другое.
Собственно юридическая педагогика начинается там, где происходит вскрытие юридико-педагогической специфики. Это актуальнейшая задача развития юридической педагогики и важнейшее условие ее научного признания и завоевания авторитета у практиков. Необходимо выявление, описание и практический учет юридико-педагогических закономерностей, своеобразных юридико-педагогических феноменов и механизмов, адекватных им научных понятий, создание своей научной парадигмы, анализ педагогических систем, содержательно отличных в основных элементах от изученных в общей педагогике, педагогическая проработка присущих правоохранительным органам и не существующих больше нигде направлений деятельности и их педагогического обеспечения, разработка юридико-педагогических теорий по специфичным для правоохранительной деятельности проблемам и методик решения различных профессионально-педагогических задач. К сожалению, пока не изжиты факты, когда исследователи проявляют слабую способность к выявлению правовой специфики либо сводят последнюю к иллюстрированию общепедагогических положений примерами из правоохранительной практики.
■ Принцип единства воспитания, образования, обучения, развития, деятельности, образа жизни и юридически значимого поведения, действий человека. В юридико-педагогических проявлениях, изменениях, усовершенствованиях он характеризуются целостно, и в тесном переплетении проявляются наиболее существенные педагогические зависимости и влияния, обнаружившиеся в жизни, поведении и профессиональной деятельности людей — граждан и сотрудников. Системное юридико-педагогическое исследование, объяснение происходящего и принятие мер конкретно реализуются во взаимосвязанном раскрытии и усовершенствовании их. Практическое призвание юридической педагогики связано с пониманием того, что ничто нельзя изменить изолированно от другого, вне клубка причин и условий, приведенных в названии принципа. Педагогический механизм, напротив, выражается во внесистемном, изолированном понимании и попытках такого же решения конкретных юридико-педагогических проблем; он не адекватен юридико-педагогической действительности и практически неконструктивен.
Например:
Наличие периодических перегрузок в работе следователей приводит к тому, что некоторые из них привыкают работать рывками, с особым напряжением в конце месяца (ради улучшения отчетности) или при "аварийном" состоянии дела. У них появляется склонность систематически откладывать работу, которую без риска можно выполнить позднее. С течением времени эта склонность превращается в привычку. Авралы сменяются все более длительными периодами безделья, которым находится оправдание в силу прошлых перегрузок, а последние становятся неизбежными в результате запущенности дел. Между тем застарелые дела и материалы угнетают и страшат следователя, приняться за них становится все труднее. И когда дальнейшие проволочки уже невозможны, следователь выполняет работу кое-как, допуская всяческие нарушения, лишь бы поскорее избавиться от нее.
- Принцип единства специфичного и неспецифичного, существенного и опосредующего в юридико-педагогических проблемах и их решениях. При изучении сложной, многообусловленной юридико-педагогической действительности и реализации системного подхода легко сбиться на позицию «все влияет на все» и свалить все «в кучу». Бывает не просто в запутанном переплетении собранного и взаимосвязанного исследовательского материала понять главное в исследуемой проблеме и найти правильные пути ее решения. Чтобы преодолеть эту трудность, не допустить ошибок и не свести дело к тривиальным выводам, надо постараться отделить в проблеме то, что относится именно к ее сути, составляет ее ядро, внутреннее качественное своеобразие (то, что отличает ее от всех других, даже очень схожих), от того, что к ней, собственно, не относится, но как бы окружает ее и образует комплекс влияющих на нее внешних причин и условий, требующих понимания и учета. То, что составляет уникальное качественное своеобразие (в том числе именно юридико-психологическое), выступает в проблеме как «специфическое», а то, что является у нее общим с другими — как «неспецифическое». Решение проблемы требует разработки прицельных мер, связанных с ее спецификой, но требует и таких (часто не педагогических — правовых, управленческих, административных, технических и пр., но имеющих педагогическое значение), которые благоприятствуют успеху, обеспечивают его («неспецифическое» способствует тому, что делает изучаемую проблему своеобразной, что отличает ее от других и что является общим с другими («неспецифическое», «опосредующее»).
Например, анализ ряда исследований выявил стандартность предлагаемых предложений их авторов. Первое было посвящено педагогическим аспектам укрепления дисциплины в правоохранительном органе, и его автор предложил: 1) повысить уровень индивидуальной работы; 2) повысить сплоченность коллектива; 3) чаще использовать методы убеждения в сочетании с принуждением; 4) всем руководителям показывать личный пример дисциплинированности. Второе — педагогическим возможностям профилактики профессиональной деформации сотрудников и автор предложил: 1) повысить уровень индивидуальной работы; 2) повысить сплоченность коллектива и его контроль за изменениями в личности и поведении сотрудников; 3) чаще использовать методы убеждения в сочетании с принуждением; 4) всем руководителям показывать личный пример стойкости к профессиональной деформации, повысить самоконтроль за своим поведением. Третий исследователь изучал педагогические возможности улучшения работы с заявителями. Его рекомендациями были: 1) повысить уровень индивидуальной работы с сотрудниками; 2) повысить сплоченность и культуру взаимоотношений в коллективе; 3) чаще использовать методы убеждения в сочетании с принуждением, сохраняя при этом правила этики и вежливость; 4) всем руководителям показывать личный пример культурного общения с гражданами и внимательного разбора их заявлений.
Что же, такие меры в каждом из трех исследований, возможно, были полезны или необходимы, но очевидно другое: в каждом случае они не затрагивали специфику проблемы, не вскрывали присущие именно ей причины и трудности, не направлялись на устранение их. Они были поверхностны, неспецифичны, шаблонны и ограничивались лишь некоторыми обеспечительными мерами, которые на практике не могли привести к решению проблем.
При правильной реализации этого принципа жизненные проблемы перестают видеться «большой гудящей неразберихой», а, систематизированные, «разложенные по полочкам», делаются понятными, как и меры по их педагогическому разрешению.
- Принцип современности (историзма) ориентирует на изучение реально существующих в данное время юридико-педагогических явлений, их зависимостей, тенденций изменения. Правовая сфера весьма динамична. Педагогические явления тоже имеют конкретно-исторический характер. Воспитание, образование, обучение, развитие не могут носить вневременной, оторванный от современных реалий жизни характер. Каждое юридико-педагогическое исследование выполнит свое предназначение, если будет посвящено исследованию актуальных, болезненных, перспективных, не поддающихся пока успешному практическому решению проблем укрепления законности и правопорядка с учетом реально существующих в настоящее время трудностей и возможностей, отвечающих духу времени решений и рекомендаций.
- Принцип гуманности, демократичности и законности обусловлен задачами построения российского общества с соответствующими его желательному будущему чертами и преодолением отживающих реальностей, противоречащих им. Все педагогические исследования ведутся конструктивно, если предмет их познается и оценивается с этих позиций, а разработка педагогических усовершенствований направлена на их упрочение в правовой сфере.
- Принцип конструктивности предостерегает от сведения исследований к констатации фактов, к описательности и предписывает искать, обосновывать, экспериментально проверять пути совершенствования юридико-педагогической действительности, практики деятельности различных структур, учреждений, предприятий, организаций, поведения граждан и деятельности сотрудников. Сила юридической педагогики, потенция роста ее авторитета и значимость связаны с возможностями и научными традициями детальной проработки путей и предложений по совершенствованию практики. Теоретическое решение проблем должно дополняться научной разработкой методик работы, педагогических технологий.