Сущность и понятие педагогической технологии
§ 1. Педагогическая технология и техника
> Педагогическая технология
Педагогическая технология раскрывается на страницах данного пособия практически в каждой главе. Но есть необходимость обобщить сказанное и остановиться на таких ее составляющих, как педагогическое общение и педагогическая техника.
Признаки педагогической технологии:
— содержательность — наличие педагогической концепции, имеющей технологическую реализацию в виде педагогической модели, алгоритмов, правил;
— эффективность — гарантированное достижение результата;
— экономичность — оптимизация труда учителя;
— воспроизводимость — возможность воспроизведения в широких масштабах без потери результативности;
— кррректируемостъ — возможность использования в процессе преподавания обратной связи в виде контроля, рефлексии, творческих средств обучения, тренингов.
Рассматривая владение учителем педагогической технологией как одно из условий оптимальности и продуктивности его педагогической деятельности, можно представить ее содержание как совокупность педагогических умений и приемов реализации педагогического воздействия и взаимодействия:
— постановка цели взаимодействия;
— анализ сложившейся ситуации и формулирование педагогических задал;
— осуществление целенаправленного воздействия на личность ребенка и взаимодействия с ним, управление учебно-воспитательным процессом;
— передача опыта речевыми (вербальными) и невербальными способами;
— организация жизнедеятельности детей и воспитательного пространства;
— предъявление педагогических требований;
— оценка воспитанника и ее положительное подкрепление;
— разрешение возникающих конфликтов;
— умение управлять своим поведением и реакциями. Реализация всего комплекса умений возможна при способности
педагога к саморегуляции собственного психического состояния. Необходимыми условиями актуализации педтехнологии являются педагогическая техника и психологическое саморегулирование.
> Педагогическая техника
Педагогическая техника — комплекс общепедагогических и психологических умений и навыков педагога, обеспечивающих владение им собственным психофизиологическим состоянием, настроением, эмоциями, телом, речью и организацию / педагогически целесообразного общения, т.е. оптимальное поведение педагога и его эффективное взаимодействие с воспитанниками в различных педагогических ситуациях.
Педагогическая техника помогает педагогу выразить самого себя, сделать свое внутреннее Я доступным для внешнего восприятия детьми. «Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым... себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало» (А.С. Макаренко). Ему необходимо понимать отношение и состояние воспитанника по его психофизическому аппарату. Чем ниже уровень понимания личности ребенка, тем больше в деятельности учителя авторитарности и административности. Технику учителя можно сравнить с техникой актера, в которых действительно есть очень много общего, но актер играет роль «другого», а учитель — роль собственного Я. «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15—20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не подойдет и не почувствует того, что нужно» (А. С. Макаренко).
Учитель очень часто находится в стрессовой, напряженной ситуации: новый класс, сложный материал, трудные родители и т.п. Поэтому первое в плане педагогической техники, чем надо овладеть учителю, это приемами релаксации (расслабления), аутотренингом (психической саморегуляцией). Для этого надо научиться удерживать свое внимание на избранном объекте (свой организм и его отдельные части); развивать способность максимально ярко зрительно представлять себе содержание формул самовнушения («мои руки полностью расслабленные и теплые»); уметь предельно расслаблять под воздействием самовнушения мышцы лица, рук, ног и туловища. Чем больше расслабляются скелетные мышцы, тем ниже уровень бодрствования головного мозга, тем лучше успокаивается нервная система, тем меньше эмоциональная напряженность. Следует научиться воздействовать на самого себя нужными словесными формулами в Момент наступления в клетках головного мозга сниженного уровня бодрствования. Существует много руководств по аутотренингу, с помощью которых можно выработать в себе эти умения. Во многих школах оформлены кабинеты психологической разгрузки, где учитель (воспитатель) может провести сеанс аутотренинга, снять напряжение, состояние сильного раздражения, аффекта и успокоенным вернуться к детям.
К способам саморегуляции относятся также: воспитание в себе доброжелательности и оптимизма; разрядка в деятельности (трудотерапия, му-зыкотерапия, библиотерапия, имитационная игра и т.п.); самовнушение.
Элементом педагогической техники является развитое педагогическое внимание. Оно отличается от внимания других людей прежде всего тем, что учитель должен уметь одновременно удерживать большое количество объектов в поле внимания: видеть класс, каждого отдельного ученика, реакцию каждого на происходящее, быть сосредоточенным на объясняемом материале и своих действиях, рефлексировать свою деятельность и т.д. Такое умение надо развивать и тренировать постоянно.
Многообъектность внимания учителя имеет три уровня:
— умение направлять внимание на несколько объектов;
— умение, направляя внимание на несколько объектов, выделять главные и контролировать второстепенные;
— умение ощущать появление новых объектов и включать их в поле внимания, а также предопределять появление новых объектов.
Внимание педагога должно быть одновременно устойчивым и оперативным, т.е. удерживаться на объекте вне зависимости от разнообразных помех (шум, разговоры, многолюдье и т.п.) и в то же время быстро переключаться в зависимости от меняющейся педагогической ситуации.
Воображение педагога. Своеобразие профессионального педагогического воображения заключается в том, что ему присущи черты как научного, так и художественного мышления. Продуктивность педагогического воображения в конечном счете проверяется законами педагогической логики. Способность мыслить образами занимает определенное место в педагогическом процессе:
— на этапе подготовки к предстоящей деятельности помогает представить ее в общих чертах, а также возможные варианты восприятия учащимися материала;
— непосредственно перед мероприятием, делом, уроком дает возможность представить ожидаемое общение, возникающие особенности и проблемы;
— вызывает творческий подъем;
— помогает представить возможные результаты и эффект педагогической деятельности.
С помощью воображения учитель (воспитатель) может поставить себя на место ребенка, что поможет не только понять его состояние, мотивы поступков, но и избежать многих неправильных решений и выводов.
Не меньшую роль в педагогической деятельности играют средства невербального, безречевого общения учителя, сознательное управление ими и развитие их. Пантомимика— движение тела, рук, ног. Гордая осанка, прямая походка, собранность свидетельствуют об уверенности педагога в себе, своих силах и знаниях.
У хорошего педагога:
— походка легкая, упругая, ритмичная, движения гибкие, размеренные, без нервозности и суетливости, непринужденные;
— поза открытая (без скрещенных или сложенных на груди рук, скрещенных ног), изящная и простая, лицом к детям, на достаточно короткой дистанции;
— осанка прямая, характерны подтянутость и собранность, умение сидеть за столом прямо и свободно;
— жесты педагога уместны, органичны, естественны, без резких взмахов и острых углов;
— отсутствие скованности и дурных привычек (хождение вдоль доски, покачивание, жестикуляция предметами, почесывание головы, носа; держание себя за ухо и др.).
Мимика — искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица.
Нередко выражение лица педагога производит на детей большее впечатление, чем слова. Оно должно: быть доброжелательным, спокойным, уверенным; эмоционально выразительным, но без излишней динамичности или статичности; соответствовать характеру речи; скрывать проблемы, не имеющие отношения к взаимодействию с воспитанниками. Педагог должен уметь использовать выразительный взгляд, направленный на собеседника: «Пустые глаза — зеркало пустой души» (КС. Станиславский).
К невербальным способам воздействия относятся одежда, макияж, прическа. Прическа должна быть удобной и аккуратной, макияж умеренным, одежда аккуратной, скромной (но нельзя выглядеть «синим чулком»), гармоничной цветовой гаммы, соответствовать возрасту, условиям занятий и работы, модной. Необходимо соблюдать чувство меры в отношении всех деталей одежды, и особенно украшений.
Педагогическое воздействие всегда имеет определенную ритмовую характеристику. Одно и то же воспитательное воздействие в одной и той же ситуации в разной ритмической и временной организации может дать неравноценный эффект. Поэтому с учетом индивидуально-типологических особенностей каждого воспитанника необходимо четко планировать и организовывать темпоритмовый рисунок, ориентированный на конкретного ребенка. Четкий, ритмичный рисунок урока или воспитательного занятия стимулирует учащихся, управляет их деятельностью, создает общий темпоритм урока или занятия. Размытость ритмического рисунка урока или воспитательного мероприятия деформирует сам педагогический замысел, мешает продуктивно реализовать верно подобранные методы воспитания.
Речь учителя является одним из основных средств в педагогической деятельности. Она не только раскрывает сущность того или иного предмета, но и выражает отношение учителя к явлениям, событиям, воздействует на формирование личностных качеств у воспитанников, раскрывает личность самого педагога. М. Саади писал: «Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал».
Речь учителя является элементом коммуникативного поведения учителя.
Коммуникативное поведение педагога— это не только процесс говорения, передачи информации, но и организация речи и соответствующего ей речевого поведения воспитателя, которые влияют на создание эмоционально-психологической атмосферы общения воспитателя и воспитанников, на характер отношений между ними, на стиль их работы.
Можно выделить следующие социально-педагогические условия эффективности речи учителя:
— соблюдение закона риторики — качество речи определяется качеством и количеством мысли в ней на единицу занятого места и времени;
— осознание педагогической задачи и цели речевого общения;
— авторитетность учителя;
— характер взаимоотношений с воспитанниками;
— эмоциональная окраска ситуации;
— убежденность и аргументированность;
— новизна идей и мыслей;
— выразительность — образность, яркость, эмоциональность;
— общая речевая культура: культура речи педагога заключается прежде всего в нормативном использовании слов и речевых оборотов, нормативном построении речи и ее фонетическом воспроизведении;
— тон речи;
— характер мимики, жестов, сопутствующих речи.
Для создания положительного эмоционального фона педагогического взаимодействия учителю следует чаще употреблять в речи слова поощрительного характера, не перенасыщать ее информацией, свести к необходимому минимуму категорические требования.
Компоненты речевых способностей: хорошая вербальная память; богатство лексики; правильный отбор языковых средств; логическое построение и изложение высказывания; умение ориентировать речь на собеседника («Недостаточно, чтобы твои слова были сказаны к месту, надо, чтобы они были обращены к людям» (С.Е. Лец)); высокий уровень антиципации (предвосхищения влияния речи на слушателей в данном контексте).
Управление вниманием слушателей достигается при следующих условиях:
— содержание речи соответствует интересам и установкам аудитории;
— речь хорошо организована;
— наличие проблемной или конфликтной ситуации в речи (разные точки зрения);
— интонационное подчеркивание отдельных моментов речи;
— повторение наиболее важных мыслей;
— динамичность речи;
— яркая аргументация;
— временная мера (длительность речи соответствует возрастным, психологическим, интеллектуальным и общекультурным возможностям слушателей);
— умение поставить себя на место слушателей;
— наличие зрительного контакта;
— тщательная отработка текста в свободном речевом оформлении;
— речевое рефлексирование.
Приемы восстановления или усиления внимания: голосовые приемы, паузы, жесты и движения, вопросы (риторические и прямые, требующие ответа), обращения к аудитории, элементы диалога и дискуссии, неожиданное прерывание речи и возвращение к уже высказанной мысли, наглядные средства, юмор.
Техника речи: правильное дыхание; голос: полетность (длительность звучания, умение посылать голос на расстояние и регулировать громкость); гибкость и подвижность (разнообразие интонаций, широкий звуковой диапазон); тембр (окраска, яркость, звонкость, мягкость, теплота, индивидуальность обращенности); сила (соразмерность голоса аудиторному пространству); дикция (ясное и четкое произнесение звуков, слов, фраз); темпоритм (норма для общения с учащимися — 50—60 слов в минуту).
В коммуникативном общении педагога значимым условием его успешности является умение воспитателем (учителем) слушать. О том, что учителя в подавляющем большинстве не умеют слушать других, свидетельствует, в частности, такой факт: когда детям предлагают нарисовать учителя, они чаще всего рисуют голову без ушей. «Два уха и один язык нам даны для того, чтобы больше слушать и меньше говорить» (Зенон из Китиона).
При выборе тактики общения с воспитанниками следует учитывать разнообразие их личностных проявлений как собеседников. С доминантным, человеком, напористым, жестким, не чуждым агрессии, умеющим принимать решения и брать на себя ответственность, целесообразно держаться спокойно, стараясь напрасно не перебивать и не провоцировать на агрессию, но свою точку зрения высказывать твердо и убедительно. Недоминантного собеседника, деликатного, уступчивого, легко теряющегося, полезно чаще подбадривать, заинтересованно выслушивать, поддерживать в правильных выводах. Мобильного в общении человека, подвижного, легко перескакивающего с темы на тему, нередко экспрессивного, необходимо тактично поддерживать, возвращая к теме разговора. Ригидного, медлительного, не успевающего за сменой тем, не торопить, давать возможность до конца высказаться. Принципиально противоположного подхода требуют общительные, активные экстраверты и, как правило, не очень разговорчивые, самоуглубленные интроверты. Как писал А. Моруа: «Разговор — это здание, которое строят совместными усилиями».
Речь учителя и сопровождающие ее невербальные способы общения оказывают сильное внушающее воздействие на воспитанников, родителей и других людей, с которыми общается учитель. Путем внушения могут быть вызваны ощущения, представления, эмоциональные состояния, волевые побуждения, с его помощью можно оказывать воздействие на соматовегетативные функции.
§ 2. Педагогическое общение
Педагогическое общение — профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе.
Психологический словарь (1985) дает такое определение: «Общение — сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека». В общении осуществляется стремление личности к реализации своей социальной роли, организаторских и партнерских качеств. Проблемами общения в отечественной науке активно занимались или занимаются Б.Г. Ананьев, В.Н. Мя-сищев, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, А.А. Леонтьев и др.
Структура общения:
— коммуникативная сторона — обмен информацией между субъектами общения;
— интерактивная — построение общей стратегии взаимодействия, обмен фактами, отношениями, действиями. Существуют два основных вида взаимодействия: кооперация — сотрудничество и конкуренция — конфликт, соперничество;
— перцептивная — восприятие, изучение, понимание, оценка партнерами по общению друг друга.
Педагогическое общение входит в структуру методов и приемов воспитания и обучения, является способом их реализации. Выполняет информационную, самопрезентативную, интерактивную, аффективную и социально-перцептивную функции.
Качества личности учителя, значимые для продуктивного общения:
— глубокое знание психологии другого человека (его ценностей, идеалов, направленности, потребностей, интересов, уровня притязаний);
— социальная установка на человека (аттракция);
— безусловное принятие ребенка — принцип предвосхищающего уважения;
— общение обеспечивают развитые внимательность, наблюдательность, память, мышление, интуиция, воображение;
— воспитанность эмоциональной сферы: умение сопереживать и сочувствовать — готовность к эмпатии;
— личностные черты и индивидуально-психологические особенности, определяющие общий рисунок поведения педагога при общении с другими людьми;
— самопознание и самооценка, педагогическая рефлексия (способствует умению правильно настраиваться на другого человека, выбирать соответствующий способ поведения);
— коммуникативные умения — умения вступать в общение, выбирать или создавать новые способы коммуникации, владение техникой общения;
— речевое развитие;
— педагогическая интуиция.
Каждому учителю необходимо развивать свойства педагогического общения в следующих направлениях:
— умение заставить слушать себя с интересом и вниманием;
— умение слушать других с вниманием, интересом, участием, не отвлекаясь от собеседника;
— сочетать в педагогической деятельности рациональное и эмоциональное, разум и чувства;
— умение создать атмосферу требовательности, доброжелательности и доверия, умело сочетать воспитательные и учебные задачи.
Не существуют и барьеры восприятия в общении.
1. Эффект ореола — распространение общего оценочного впечатления о человеке на все его еще неизвестные личностные качества и свойства, действия и поступки. Ранее сложившееся представление мешает по-настоящему понять человека: «Она отличница, такая милая девочка, и я сомневаюсь, что она могла совершить столь дурной поступок».
2, Эффект первого впечатления — обусловленность восприятия и оценивания человека по первому впечатлению о нем, которое может оказаться ошибочным.
3. Эффект первичности — придание большого значения при восприятии и оценивании незнакомого воспитанника или группы той информации о нем (ней), которая поступила раньше: «Это ужасный класс! Как вы согласились в нем работать».
4. Эффект новизны — придание большого значения более поздней информации при восприятии и оценивании знакомого человека.
5. Эффект проекции — приписывание своих достоинств приятным воспитанникам или другим людям и своих недостатков — неприятным.
6. Эффект стереотипизации — использование в процессе межличностного восприятия устойчивого образа человека. Приводит к упрощению в познании человека, построению неточного образа, возникновению предубеждения: «Он из неполной семьи? Наверняка хулиган и трудновоспитуемый».
В общении очень важно правильно определить дистанцию между воспитателем и воспитанниками. Дистанция — форма выражения отношения. Чем больше учитель боится детей и не верит в свои силы, тем больше расстояние между ним и детьми. В момент первого контакта с ребенком или группой детей необходимо установить такую дистанцию, чтобы она не оттолкнула детей, но в то же время не выглядела бы как претензия на слишком ранние дружеские отношения безо всяких на это оснований. В.А. Кан-Калик выделил и описал стили педагогического общения, одним из которых является общение-дистанция. Стиль педагогического общения — индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога с воспитанниками. Кроме того, он назвал такие стили общения: общение, основанное на увлеченности совместной творческой деятельностью педагогов и учащихся; общение, в основе которого лежит дружеское расположение; общение-устрашение, общение-заигрывание. Два последних свойственны молодым начинающим учителям и являются самыми неперспективными, нередко порождающими конфликтные отношения.
Несколько слов о педагогическом оценивании. Любая оценка из уст педагога очень важна для воспитанника, многие проблемы в педагогическом взаимодействии возникают из-за отсутствия, или эпизодичности оценивания воспитанника, или неправильного его использования, приводящего к ошибкам, обидам и конфликтам. Выделены следующие ошибки педагогического оценивания:
— завышенная оценка знаний, умений или личности воспитуемо-го — оценка «великодушия»;
— стремление избегать крайних оценок — оценка «центральной тенденции»;
— перенос Личностного отношения на оценивание — оценка «ореола»;
— оценивание знаний, качеств личности и поведения обучающегося в зависимости от выраженности тех же характеристик у преподавателя — оценка «контраста»;
— неумение преподавателя после высокой оценки сразу дать низкую и наоборот — оценка «близости»;
— вынесение сходных оценок разным проявлениям, которые кажутся логически связанными, — «логические» оценки.
Конфликт — столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов, выраженное в обостренной, жесткой форме.
Конфликты в педагогической деятельности возникают достаточно часто. В зависимости от способа разрешения выделяют продуктивный (конструктивный) и деструктивный конфликты. Продуктивный — это такой, при разрешении которого происходит движение вперед. Конфликты могут быть внутриличностные, межличностные и межгрупповые; кратковременные и затяжные; явные и скрытые.
Нежелательные последствия конфликта: причинение воспитаннику глубокой психической травмы, провоцирование ответной грубости и агрессии, возникновение в поведении воспитанников негативистских действий, потеря авторитета учителем, снижение интереса к преподаваемому учителем предмету, школьная дезадаптация, усиление тенденций трудновоспитуемости у отдельных детей или групп.
Способы разрешения конфликта: проявление эмпатии, «третейский судья» (обращение к третьей стороне), двусторонний анализ, временный разрыв связи, ультиматум, подавление, шутка, компромисс, принесение извинений, авансирование личности, прощение (как гласит африканская пословица: «Тот, кто умеет прощать, заканчивает ссоры»), поручительство, организация успеха в деятельности воспитанника, моральная поддержка, повышение статуса воспитанника в детском коллективе, переключение внимания, отсрочка и др. «Сотрудничество — это не отсутствие конфликтов, а средство для их улаживания» (Д. Таннэн).
Средством защиты от стрессов и конфликтных отношений является механизм психологической защиты, который активно используют как воспитанники, так и педагоги. Психологическая защита свойственна всем людям и считается нормальным явлением здоровой психики, если такая защита не становится избыточной и болезненно заостренной. Существуют следующие способы психологической защиты: вытеснение, замещение, идентификация, изоляция, отчуждение, рационализация, реакция избегания, регрессия, сублимация.
В настоящее время методы и средства психотерапии начинают включаться в арсенал педагогических методов воздействия и общения. Психотерапия — психическое воздействие (словом, поступками, обстановкой) на человека с целью его лечения, изменения его отношений к социальному окружению и собственной личности, коррекции и воспитания. Арттерапия — терапия средствами искусства. Как метод она основывается на том, что внутренние переживания, трудности, конфликты человека имеют представительство на образном, символическом уровне и могут получить выражение в изобразительном искусстве: рисунках, лепке, аппликациях на свободную тему; заданиях на произвольную тему с самостоятельным выбором материала; анализе и интерпретации произведений искусства; репродукции произведений искусства; совместном творчестве воспитателя и ребенка. Арттерапия служит способом освобождения от конфликтов и сильных переживаний, средством развития внимания к чувствам, усиления ощущения собственной личностной ценности и повышения художественной компетенции.
Аутогенная тренировка — метод психической саморегуляции, самовнушения, самонастройки психики, основанный на использовании процесса релаксации. Она помогает управлять эмоциями, восстанавливать силы и работоспособность, снимать напряжение. Библиотерапия -— метод воздействия на ребенка, его чувства при помощи чтения книг. Вместе с героями литературных произведений дети переживают определенные эмоциональные состояния, видят способы выхода из сложных ситуаций, что расширяет их социальную компетенцию, позволяет им успешнее овладевать, нормами и правилами жизни в обществе. Групповая психотерапия — использование закономерностей межличностного взаимодействия в группе для лечения и достижения физического и психического благополучия человека. По характеру объекта психотерапевтического воздействия различают: семейную психотерапию, предусматривающую одновременную работу с родителями, детьми и родственниками; в условиях совместной деятельности, в различного рода психогигиенических клубах; игровую психотерапию.
Имаготерапия — использование разного вида игр для коррекции личности ребенка и в реабилитационной работе с ним. Игры бывают свободные и директивные (управляемые). Свободные подразделяются на регрессивные (возвращаясь к менее зрелым формам поведения, ребенок превращается в маленького, просится на руки, ползает и т. д.), реалистические (ребенок играет в то, что определяется объективной ситуацией, а не его потребностями и желаниями), агрессивные (в войну, наводнение, убийство, насилие). Неструктурированный материал (вода, песок, глина, пластилин), используемый в директивных играх, позволяет ребенку косвенно выражать свои желания, способствует развитию сублимации.
Катарсис — метод, основанный на феномене освобождения личности от травмирующих ее эмоций путем рассказа, воспоминания, сильной эмоциональной разрядки и раскрепощения.
Логотерапия (лечение смыслом) — направление в психологии и медицине, разработанное австрийским ученым В. Франклом. Логотерапия исходит из того, что основной движущей силой в поведении и развитии человека является его стремление к поиску и реализации смысла жизни. Ставит целью расширение возможностей человека видеть весь спектр жизненных смыслов, которые может содержать в себе любая ситуация. Возникновение проблем, вызванных неумением человека понять и определить смысл собственной жизни, следует предупреждать в детстве путем формирования системы жизненных ценностей, потребности в самоактуализации, социальной и профессиональной ориентации ребенка.
Моритатерапия — метод, с помощью которого дети ставятся в ситуацию, вынуждающую производить хорошее впечатление на окружающих, что помогает усвоить правила хорошего тона.
Психодрама (социодрама) — вид групповой психотерапии. Попеременно выступая в качестве актеров и зрителей, участники моделируют жизненные ситуации, помогающие им устранить неадекватные эмоциональные реакции, глубже самопознать себя, наладить взаимоотношения с окружающими.
Танцевальная психотерапия — использование танца и танцевальных движений для снятия напряжения, эмоциональной разрядки; выражение пластикой тела своего состояния, мироощущения и внутренних проблем, которые перестают тяготить личность.
Можно назвать такие средства психотерапевтического воздействия: музыка, живопись, художественный текст, игрушки, предметы, вещи, игра, пение, интерьер, лакомства, слово, пантомимика и т.п.
Вопросы и задания
К§1
1. Посетив учебное или воспитательное занятие, оцените речь педагога. Как речь учителя влияет на всю группу или, отдельных учеников (воспитанников)?
ГЛАВА 14