Сущность и понятие педагогической технологии

§ 1. Педагогическая технология и техника

> Педагогическая технология

Педагогическая технология раскрывается на страницах данного пособия практически в каждой главе. Но есть необходимость обобщить сказанное и остановиться на таких ее составляющих, как педагогиче­ское общение и педагогическая техника.

Признаки педагогической технологии:

— содержательность — наличие педагогической концепции, имеющей технологическую реализацию в виде педагогической модели, алгоритмов, правил;

— эффективность — гарантированное достижение результата;

— экономичность — оптимизация труда учителя;

— воспроизводимость — возможность воспроизведения в широ­ких масштабах без потери результативности;

— кррректируемостъ — возможность использования в процессе преподавания обратной связи в виде контроля, рефлексии, творчес­ких средств обучения, тренингов.

Рассматривая владение учителем педагогической технологией как одно из условий оптимальности и продуктивности его педагоги­ческой деятельности, можно представить ее содержание как сово­купность педагогических умений и приемов реализации педагогиче­ского воздействия и взаимодействия:

— постановка цели взаимодействия;

— анализ сложившейся ситуации и формулирование педагогиче­ских задал;

— осуществление целенаправленного воздействия на личность ребенка и взаимодействия с ним, управление учебно-воспитатель­ным процессом;

— передача опыта речевыми (вербальными) и невербальными способами;

— организация жизнедеятельности детей и воспитательного про­странства;

— предъявление педагогических требований;

— оценка воспитанника и ее положительное подкрепление;

— разрешение возникающих конфликтов;

— умение управлять своим поведением и реакциями. Реализация всего комплекса умений возможна при способности

педагога к саморегуляции собственного психического состояния. Необходимыми условиями актуализации педтехнологии являются педагогическая техника и психологическое саморегулирование.

> Педагогическая техника

Педагогическая техника — комплекс общепедагогичес­ких и психологических умений и навыков педагога, обеспечиваю­щих владение им собственным психофизиологическим состояни­ем, настроением, эмоциями, телом, речью и организацию / педагогически целесообразного общения, т.е. оптимальное поведе­ние педагога и его эффективное взаимодействие с воспитанника­ми в различных педагогических ситуациях.

Педагогическая техника помогает педагогу выразить самого себя, сделать свое внутреннее Я доступным для внешнего восприятия детьми. «Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть весе­лым, сердитым... себя так вести, чтобы каждое движение его воспитыва­ло» (А.С. Макаренко). Ему необходимо понимать отношение и состоя­ние воспитанника по его психофизическому аппарату. Чем ниже уровень понимания личности ребенка, тем больше в деятельности учителя авто­ритарности и административности. Технику учителя можно сравнить с техникой актера, в которых действительно есть очень много общего, но актер играет роль «другого», а учитель — роль собственного Я. «Я сде­лался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15—20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постанов­ке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не подой­дет и не почувствует того, что нужно» (А. С. Макаренко).

Учитель очень часто находится в стрессовой, напряженной ситуа­ции: новый класс, сложный материал, трудные родители и т.п. Поэто­му первое в плане педагогической техники, чем надо овладеть учителю, это приемами релаксации (расслабления), аутотренингом (психичес­кой саморегуляцией). Для этого надо научиться удерживать свое вни­мание на избранном объекте (свой организм и его отдельные части); развивать способность максимально ярко зрительно представлять себе содержание формул самовнушения («мои руки полностью расслаблен­ные и теплые»); уметь предельно расслаблять под воздействием само­внушения мышцы лица, рук, ног и туловища. Чем больше расслабляют­ся скелетные мышцы, тем ниже уровень бодрствования головного мозга, тем лучше успокаивается нервная система, тем меньше эмоцио­нальная напряженность. Следует научиться воздействовать на самого себя нужными словесными формулами в Момент наступления в клетках головного мозга сниженного уровня бодрствования. Существует много руководств по аутотренингу, с помощью которых можно выработать в себе эти умения. Во многих школах оформлены кабинеты психологи­ческой разгрузки, где учитель (воспитатель) может провести сеанс ау­тотренинга, снять напряжение, состояние сильного раздражения, аф­фекта и успокоенным вернуться к детям.

К способам саморегуляции относятся также: воспитание в себе добро­желательности и оптимизма; разрядка в деятельности (трудотерапия, му-зыкотерапия, библиотерапия, имитационная игра и т.п.); самовнушение.

Элементом педагогической техники является развитое педагогиче­ское внимание. Оно отличается от внимания других людей прежде всего тем, что учитель должен уметь одновременно удерживать большое количество объектов в поле внимания: видеть класс, каждого отдельно­го ученика, реакцию каждого на происходящее, быть сосредоточен­ным на объясняемом материале и своих действиях, рефлексировать свою деятельность и т.д. Такое умение надо развивать и тренировать постоянно.

Многообъектность внимания учителя имеет три уровня:

— умение направлять внимание на несколько объектов;

— умение, направляя внимание на несколько объектов, выделять главные и контролировать второстепенные;

— умение ощущать появление новых объектов и включать их в поле внимания, а также предопределять появление новых объектов.

Внимание педагога должно быть одновременно устойчивым и опера­тивным, т.е. удерживаться на объекте вне зависимости от разнообразных помех (шум, разговоры, многолюдье и т.п.) и в то же время быстро пере­ключаться в зависимости от меняющейся педагогической ситуации.

Воображение педагога. Своеобразие профессионального педаго­гического воображения заключается в том, что ему присущи черты как научного, так и художественного мышления. Продуктивность педагогического воображения в конечном счете проверяется закона­ми педагогической логики. Способность мыслить образами занима­ет определенное место в педагогическом процессе:

— на этапе подготовки к предстоящей деятельности помогает представить ее в общих чертах, а также возможные варианты вос­приятия учащимися материала;

— непосредственно перед мероприятием, делом, уроком дает воз­можность представить ожидаемое общение, возникающие особенно­сти и проблемы;

— вызывает творческий подъем;

— помогает представить возможные результаты и эффект педаго­гической деятельности.

С помощью воображения учитель (воспитатель) может поставить се­бя на место ребенка, что поможет не только понять его состояние, мотивы поступков, но и избежать многих неправильных решений и выводов.

Не меньшую роль в педагогической деятельности играют средст­ва невербального, безречевого общения учителя, сознательное управ­ление ими и развитие их. Пантомимика— движение тела, рук, ног. Гордая осанка, прямая походка, собранность свидетельству­ют об уверенности педагога в себе, своих силах и знаниях.

У хорошего педагога:

— походка легкая, упругая, ритмичная, движения гибкие, разме­ренные, без нервозности и суетливости, непринужденные;

— поза открытая (без скрещенных или сложенных на груди рук, скрещенных ног), изящная и простая, лицом к детям, на достаточно короткой дистанции;

— осанка прямая, характерны подтянутость и собранность, уме­ние сидеть за столом прямо и свободно;

— жесты педагога уместны, органичны, естественны, без резких взмахов и острых углов;

— отсутствие скованности и дурных привычек (хождение вдоль доски, покачивание, жестикуляция предметами, почесывание голо­вы, носа; держание себя за ухо и др.).

Мимика — искусство выражать свои мысли, чувства, на­строения, состояния движением мускулов лица.

Нередко выражение лица педагога производит на детей большее впе­чатление, чем слова. Оно должно: быть доброжелательным, спокойным, уверенным; эмоционально выразительным, но без излишней динамично­сти или статичности; соответствовать характеру речи; скрывать проблемы, не имеющие отношения к взаимодействию с воспитанниками. Педагог должен уметь использовать выразительный взгляд, направленный на со­беседника: «Пустые глаза — зеркало пустой души» (КС. Станиславский).

К невербальным способам воздействия относятся одежда, маки­яж, прическа. Прическа должна быть удобной и аккуратной, макияж умеренным, одежда аккуратной, скромной (но нельзя выглядеть «си­ним чулком»), гармоничной цветовой гаммы, соответствовать возра­сту, условиям занятий и работы, модной. Необходимо соблюдать чув­ство меры в отношении всех деталей одежды, и особенно украшений.

Педагогическое воздействие всегда имеет определенную ритмовую характеристику. Одно и то же воспитательное воздействие в одной и той же ситуации в разной ритмической и временной организации мо­жет дать неравноценный эффект. Поэтому с учетом индивидуально-ти­пологических особенностей каждого воспитанника необходимо четко планировать и организовывать темпоритмовый рисунок, ориентиро­ванный на конкретного ребенка. Четкий, ритмичный рисунок урока или воспитательного занятия стимулирует учащихся, управляет их де­ятельностью, создает общий темпоритм урока или занятия. Размытость ритмического рисунка урока или воспитательного мероприятия дефор­мирует сам педагогический замысел, мешает продуктивно реализовать верно подобранные методы воспитания.

Речь учителя является одним из основных средств в педагогичес­кой деятельности. Она не только раскрывает сущность того или иного предмета, но и выражает отношение учителя к явлениям, событиям, воздействует на формирование личностных качеств у воспитанников, раскрывает личность самого педагога. М. Саади писал: «Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал».

Речь учителя является элементом коммуникативного поведения учителя.

Коммуникативное поведение педагога— это не только процесс говорения, передачи информации, но и организа­ция речи и соответствующего ей речевого поведения воспитателя, которые влияют на создание эмоционально-психологической атмосферы общения воспитателя и воспитанников, на харак­тер отношений между ними, на стиль их работы.

Можно выделить следующие социально-педагогические условия эффективности речи учителя:

— соблюдение закона риторики — качество речи определяется качест­вом и количеством мысли в ней на единицу занятого места и времени;

— осознание педагогической задачи и цели речевого общения;

— авторитетность учителя;

— характер взаимоотношений с воспитанниками;

— эмоциональная окраска ситуации;

— убежденность и аргументированность;

— новизна идей и мыслей;

— выразительность — образность, яркость, эмоциональность;

— общая речевая культура: культура речи педагога заключается прежде всего в нормативном использовании слов и речевых оборотов, нормативном построении речи и ее фонетическом воспроизведении;

— тон речи;

— характер мимики, жестов, сопутствующих речи.

Для создания положительного эмоционального фона педагогиче­ского взаимодействия учителю следует чаще употреблять в речи слова поощрительного характера, не перенасыщать ее информацией, свести к необходимому минимуму категорические требования.

Компоненты речевых способностей: хорошая вербальная память; богатство лексики; правильный отбор языковых средств; логическое построение и изложение высказывания; умение ориентировать речь на собеседника («Недостаточно, чтобы твои слова были сказаны к месту, надо, чтобы они были обращены к людям» (С.Е. Лец)); высо­кий уровень антиципации (предвосхищения влияния речи на слу­шателей в данном контексте).

Управление вниманием слушателей достигается при следующих условиях:

— содержание речи соответствует интересам и установкам ауди­тории;

— речь хорошо организована;

— наличие проблемной или конфликтной ситуации в речи (раз­ные точки зрения);

— интонационное подчеркивание отдельных моментов речи;

— повторение наиболее важных мыслей;

— динамичность речи;

— яркая аргументация;

— временная мера (длительность речи соответствует возрастным, психологическим, интеллектуальным и общекультурным возможно­стям слушателей);

— умение поставить себя на место слушателей;

— наличие зрительного контакта;

— тщательная отработка текста в свободном речевом оформлении;

— речевое рефлексирование.

Приемы восстановления или усиления внимания: голосовые при­емы, паузы, жесты и движения, вопросы (риторические и прямые, требующие ответа), обращения к аудитории, элементы диалога и дискуссии, неожиданное прерывание речи и возвращение к уже вы­сказанной мысли, наглядные средства, юмор.

Техника речи: правильное дыхание; голос: полетность (длитель­ность звучания, умение посылать голос на расстояние и регулиро­вать громкость); гибкость и подвижность (разнообразие интонаций, широкий звуковой диапазон); тембр (окраска, яркость, звонкость, мягкость, теплота, индивидуальность обращенности); сила (сораз­мерность голоса аудиторному пространству); дикция (ясное и четкое произнесение звуков, слов, фраз); темпоритм (норма для общения с учащимися — 50—60 слов в минуту).

В коммуникативном общении педагога значимым условием его ус­пешности является умение воспитателем (учителем) слушать. О том, что учителя в подавляющем большинстве не умеют слушать других, свидетельствует, в частности, такой факт: когда детям предлагают на­рисовать учителя, они чаще всего рисуют голову без ушей. «Два уха и один язык нам даны для того, чтобы больше слушать и меньше гово­рить» (Зенон из Китиона).

При выборе тактики общения с воспитанниками следует учитывать разнообразие их личностных проявлений как собеседников. С доминант­ным, человеком, напористым, жестким, не чуждым агрессии, умеющим принимать решения и брать на себя ответственность, целесообразно дер­жаться спокойно, стараясь напрасно не перебивать и не провоцировать на агрессию, но свою точку зрения высказывать твердо и убедительно. Недо­минантного собеседника, деликатного, уступчивого, легко теряющегося, полезно чаще подбадривать, заинтересованно выслушивать, поддержи­вать в правильных выводах. Мобильного в общении человека, подвижно­го, легко перескакивающего с темы на тему, нередко экспрессивного, не­обходимо тактично поддерживать, возвращая к теме разговора. Ригидного, медлительного, не успевающего за сменой тем, не торопить, давать возможность до конца высказаться. Принципиально противоположного подхода требуют общительные, активные экстраверты и, как правило, не очень разговорчивые, самоуглубленные интроверты. Как писал А. Моруа: «Разговор — это здание, которое строят совместными усилиями».

Речь учителя и сопровождающие ее невербальные способы обще­ния оказывают сильное внушающее воздействие на воспитанников, родителей и других людей, с которыми общается учитель. Путем вну­шения могут быть вызваны ощущения, представления, эмоциональ­ные состояния, волевые побуждения, с его помощью можно оказывать воздействие на соматовегетативные функции.

§ 2. Педагогическое общение

Педагогическое общение — профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процес­се, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе.

Психологический словарь (1985) дает такое определение: «Общение — сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии вза­имодействия, восприятие и понимание другого человека». В общении осу­ществляется стремление личности к реализации своей социальной роли, организаторских и партнерских качеств. Проблемами общения в отечест­венной науке активно занимались или занимаются Б.Г. Ананьев, В.Н. Мя-сищев, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, А.А. Леонтьев и др.

Структура общения:

— коммуникативная сторона — обмен информацией между субъ­ектами общения;

— интерактивная — построение общей стратегии взаимодейст­вия, обмен фактами, отношениями, действиями. Существуют два ос­новных вида взаимодействия: кооперация — сотрудничество и кон­куренция — конфликт, соперничество;

— перцептивная — восприятие, изучение, понимание, оценка парт­нерами по общению друг друга.

Педагогическое общение входит в структуру методов и приемов воспитания и обучения, является способом их реализации. Выпол­няет информационную, самопрезентативную, интерактивную, аф­фективную и социально-перцептивную функции.

Качества личности учителя, значимые для продуктивного общения:

— глубокое знание психологии другого человека (его ценностей, иде­алов, направленности, потребностей, интересов, уровня притязаний);

— социальная установка на человека (аттракция);

— безусловное принятие ребенка — принцип предвосхищающего уважения;

— общение обеспечивают развитые внимательность, наблюдатель­ность, память, мышление, интуиция, воображение;

— воспитанность эмоциональной сферы: умение сопереживать и сочувствовать — готовность к эмпатии;

— личностные черты и индивидуально-психологические особен­ности, определяющие общий рисунок поведения педагога при обще­нии с другими людьми;

— самопознание и самооценка, педагогическая рефлексия (спо­собствует умению правильно настраиваться на другого человека, вы­бирать соответствующий способ поведения);

— коммуникативные умения — умения вступать в общение, вы­бирать или создавать новые способы коммуникации, владение тех­никой общения;

— речевое развитие;

— педагогическая интуиция.

Каждому учителю необходимо развивать свойства педагогичес­кого общения в следующих направлениях:

— умение заставить слушать себя с интересом и вниманием;

— умение слушать других с вниманием, интересом, участием, не отвлекаясь от собеседника;

— сочетать в педагогической деятельности рациональное и эмо­циональное, разум и чувства;

— умение создать атмосферу требовательности, доброжелатель­ности и доверия, умело сочетать воспитательные и учебные задачи.

Не существуют и барьеры восприятия в общении.

1. Эффект ореола — распространение общего оценочного впечат­ления о человеке на все его еще неизвестные личностные качества и свойства, действия и поступки. Ранее сложившееся представление мешает по-настоящему понять человека: «Она отличница, такая ми­лая девочка, и я сомневаюсь, что она могла совершить столь дурной поступок».

2, Эффект первого впечатления — обусловленность восприятия и оценивания человека по первому впечатлению о нем, которое может оказаться ошибочным.

3. Эффект первичности — придание большого значения при вос­приятии и оценивании незнакомого воспитанника или группы той информации о нем (ней), которая поступила раньше: «Это ужасный класс! Как вы согласились в нем работать».

4. Эффект новизны — придание большого значения более поздней информации при восприятии и оценивании знакомого человека.

5. Эффект проекции — приписывание своих достоинств приятным воспитанникам или другим людям и своих недостатков — неприятным.

6. Эффект стереотипизации — использование в процессе меж­личностного восприятия устойчивого образа человека. Приводит к упрощению в познании человека, построению неточного образа, воз­никновению предубеждения: «Он из неполной семьи? Наверняка хулиган и трудновоспитуемый».

В общении очень важно правильно определить дистанцию между воспитателем и воспитанниками. Дистанция — форма выраже­ния отношения. Чем больше учитель боится детей и не верит в свои си­лы, тем больше расстояние между ним и детьми. В момент первого кон­такта с ребенком или группой детей необходимо установить такую дистанцию, чтобы она не оттолкнула детей, но в то же время не выгля­дела бы как претензия на слишком ранние дружеские отношения безо всяких на это оснований. В.А. Кан-Калик выделил и описал стили педа­гогического общения, одним из которых является общение-дистанция. Стиль педагогического общения — индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога с воспи­танниками. Кроме того, он назвал такие стили общения: общение, ос­нованное на увлеченности совместной творческой деятельностью педагогов и учащихся; общение, в основе которого лежит дружеское рас­положение; общение-устрашение, общение-заигрывание. Два последних свойственны молодым начинающим учителям и являются самыми не­перспективными, нередко порождающими конфликтные отношения.

Несколько слов о педагогическом оценивании. Любая оценка из уст педагога очень важна для воспитанника, многие проблемы в педагоги­ческом взаимодействии возникают из-за отсутствия, или эпизодичнос­ти оценивания воспитанника, или неправильного его использования, приводящего к ошибкам, обидам и конфликтам. Выделены следующие ошибки педагогического оценивания:

— завышенная оценка знаний, умений или личности воспитуемо-го — оценка «великодушия»;

— стремление избегать крайних оценок — оценка «центральной тенденции»;

— перенос Личностного отношения на оценивание — оценка «ореола»;

— оценивание знаний, качеств личности и поведения обучающе­гося в зависимости от выраженности тех же характеристик у препо­давателя — оценка «контраста»;

— неумение преподавателя после высокой оценки сразу дать низ­кую и наоборот — оценка «близости»;

— вынесение сходных оценок разным проявлениям, которые ка­жутся логически связанными, — «логические» оценки.

Конфликт — столкновение разнонаправленных целей, ин­тересов, позиций, мнений или взглядов, выраженное в обострен­ной, жесткой форме.

Конфликты в педагогической деятельности возникают достаточ­но часто. В зависимости от способа разрешения выделяют продук­тивный (конструктивный) и деструктивный конфликты. Продук­тивный — это такой, при разрешении которого происходит движение вперед. Конфликты могут быть внутриличностные, межличностные и межгрупповые; кратковременные и затяжные; явные и скрытые.

Нежелательные последствия конфликта: причинение воспитанни­ку глубокой психической травмы, провоцирование ответной грубости и агрессии, возникновение в поведении воспитанников негативистских действий, потеря авторитета учителем, снижение интереса к пре­подаваемому учителем предмету, школьная дезадаптация, усиление тенденций трудновоспитуемости у отдельных детей или групп.

Способы разрешения конфликта: проявление эмпатии, «третейский судья» (обращение к третьей стороне), двусторонний анализ, временный разрыв связи, ультиматум, подавление, шутка, компромисс, принесение извинений, авансирование личности, прощение (как гласит африкан­ская пословица: «Тот, кто умеет прощать, заканчивает ссоры»), поручи­тельство, организация успеха в деятельности воспитанника, моральная поддержка, повышение статуса воспитанника в детском коллективе, пе­реключение внимания, отсрочка и др. «Сотрудничество — это не отсут­ствие конфликтов, а средство для их улаживания» (Д. Таннэн).

Средством защиты от стрессов и конфликтных отношений явля­ется механизм психологической защиты, который активно использу­ют как воспитанники, так и педагоги. Психологическая защита свой­ственна всем людям и считается нормальным явлением здоровой психики, если такая защита не становится избыточной и болезненно заостренной. Существуют следующие способы психологической защи­ты: вытеснение, замещение, идентификация, изоляция, отчуждение, рационализация, реакция избегания, регрессия, сублимация.

В настоящее время методы и средства психотерапии начинают включаться в арсенал педагогических методов воздействия и обще­ния. Психотерапия — психическое воздействие (словом, поступка­ми, обстановкой) на человека с целью его лечения, изменения его отношений к социальному окружению и собственной личности, коррекции и воспитания. Арттерапия — терапия средствами искус­ства. Как метод она основывается на том, что внутренние пережива­ния, трудности, конфликты человека имеют представительство на образном, символическом уровне и могут получить выражение в изобразительном искусстве: рисунках, лепке, аппликациях на сво­бодную тему; заданиях на произвольную тему с самостоятельным выбором материала; анализе и интерпретации произведений искус­ства; репродукции произведений искусства; совместном творчестве воспитателя и ребенка. Арттерапия служит способом освобождения от конфликтов и сильных переживаний, средством развития внима­ния к чувствам, усиления ощущения собственной личностной цен­ности и повышения художественной компетенции.

Аутогенная тренировка — метод психической саморегуляции, са­мовнушения, самонастройки психики, основанный на использова­нии процесса релаксации. Она помогает управлять эмоциями, вос­станавливать силы и работоспособность, снимать напряжение. Библиотерапия -— метод воздействия на ребенка, его чувства при по­мощи чтения книг. Вместе с героями литературных произведений дети переживают определенные эмоциональные состояния, видят способы выхода из сложных ситуаций, что расширяет их социаль­ную компетенцию, позволяет им успешнее овладевать, нормами и правилами жизни в обществе. Групповая психотерапия — использо­вание закономерностей межличностного взаимодействия в группе для лечения и достижения физического и психического благополу­чия человека. По характеру объекта психотерапевтического воздей­ствия различают: семейную психотерапию, предусматривающую од­новременную работу с родителями, детьми и родственниками; в условиях совместной деятельности, в различного рода психогигие­нических клубах; игровую психотерапию.

Имаготерапия — использование разного вида игр для коррекции личности ребенка и в реабилитационной работе с ним. Игры бывают свободные и директивные (управляемые). Свободные подразделяются на регрессивные (возвращаясь к менее зрелым формам поведения, ре­бенок превращается в маленького, просится на руки, ползает и т. д.), реалистические (ребенок играет в то, что определяется объективной ситуацией, а не его потребностями и желаниями), агрессивные (в вой­ну, наводнение, убийство, насилие). Неструктурированный материал (вода, песок, глина, пластилин), используемый в директивных играх, позволяет ребенку косвенно выражать свои желания, способствует развитию сублимации.

Катарсис — метод, основанный на феномене освобождения лич­ности от травмирующих ее эмоций путем рассказа, воспоминания, сильной эмоциональной разрядки и раскрепощения.

Логотерапия (лечение смыслом) — направление в психологии и медицине, разработанное австрийским ученым В. Франклом. Логотерапия исходит из того, что основной движущей силой в поведении и развитии человека является его стремление к поиску и реализации смысла жизни. Ставит целью расширение возможностей человека видеть весь спектр жизненных смыслов, которые может содержать в себе любая ситуация. Возникновение проблем, вызванных неумени­ем человека понять и определить смысл собственной жизни, следует предупреждать в детстве путем формирования системы жизненных ценностей, потребности в самоактуализации, социальной и профес­сиональной ориентации ребенка.

Моритатерапия — метод, с помощью которого дети ставятся в ситуацию, вынуждающую производить хорошее впечатление на ок­ружающих, что помогает усвоить правила хорошего тона.

Психодрама (социодрама) — вид групповой психотерапии. Попе­ременно выступая в качестве актеров и зрителей, участники модели­руют жизненные ситуации, помогающие им устранить неадекватные эмоциональные реакции, глубже самопознать себя, наладить взаи­моотношения с окружающими.

Танцевальная психотерапия — использование танца и танцеваль­ных движений для снятия напряжения, эмоциональной разрядки; выражение пластикой тела своего состояния, мироощущения и вну­тренних проблем, которые перестают тяготить личность.

Можно назвать такие средства психотерапевтического воздейст­вия: музыка, живопись, художественный текст, игрушки, предметы, вещи, игра, пение, интерьер, лакомства, слово, пантомимика и т.п.

Вопросы и задания

К§1

1. Посетив учебное или воспитательное занятие, оцените речь педагога. Как речь учителя влияет на всю группу или, отдельных учеников (воспи­танников)?

ГЛАВА 14

Наши рекомендации