Управление образованием
1) Курсовая работа по дисциплине «Управление образовательными системами» предполагает более глубокое (по сравнению с освоением содержания дисциплины) изучение тематики и проблематики управления образовательными системами и направлена на развитие у студентов способности адекватно оценивать управление образовательными системами, в том числе, для проектирования образовательных систем, оптимальных для развития личности.
В контексте исследования по теме магистерской диссертациикурсовая работа предполагает изучение истории и теории вопроса, оценку современного состояния проблемы и ее изученности (уместно использование статистических данных и проведение пилотажного социологического исследования), определение перспектив исследования.
Основные результаты такой работы:
− Общая характеристика образовательной организации (ее особенности, имеющиеся сильные и слабые стороны, текущее состояние и перспективы развития, которые являются значимыми с точки зрения раскрытия темы).
− Сравнительный анализ документов, технологий, методик, опыта работы различных образовательных организаций, органов управления образованием и др.
− Разработка практических рекомендации и формулировка конкретных решений, направленных на совершенствование управления образовательными системами.
− Разработку проекта дальнейшего исследования.
Ориентировочные формулировки тем курсовых работ по дисциплине «Управление образовательными системами» (к.п.н., доцент Л.Д. Плотников):
1. Управление развитием образовательных систем в современных условиях.
2. Нововведения в управлении муниципальной образовательной системой.
3. Особенности и характеристика муниципальных образовательных
систем.
4. Воспитательная работа в школе как система и управление ею.
5. Управление инновационными процессами в дошкольной образовательной организации.
6. Внутришкольный контроль: требования к организации и основное содержание.
7. Модернизация сельской школы: проблемы и перспективы.
8. Применение системного анализа в управлении образовательной организацией.
9. Системный подход в управлении образовательной организаций.
10. Влияние организационной культуры персонала на процесс управления.
11. Влияние стиля управления на психологический климат организации.
12. Гендерные особенности управления.
13. Использование управления для развития образовательной среды.
14. Личностные свойства руководителя и неформальные отношения в организации.
15. Процесс управления и организационная культура: сущность и специфика.
16. Психология принятия управленческих решений.
17. Роль и место руководителя в процессе организационных изменений.
18. Организация управления образовательными системами на основе инновационных подходов.
19. Особенности управления образовательными системами в истории российского образования.
20. Отечественный опыт управления образовательными системами.
21. Теория и практика реализации общественно-государственного характера управления образовательными системами в современных условиях.
22. Традиционные и инновационные методы управления образовательными системами.
23. Координация деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов управления образованием.
24. Анализ ситуации в образовательной организации как основа для принятия управленческих решений.
25. Целеполагание как управленческий механизм: методы эффективности достижения целей.
26. Концепция управления по целям (результатам): теоретические основы и практика работы в образовательной организации.
2) Курсовая работа по дисциплине «Мониторинг качества образования»предполагает «погружение» в тематику и проблематику исследования и направлена на изучение и оценку состояния и потенциала образовательной организации, качества образования.
В контексте исследования по теме магистерской диссертациикурсовая работа предполагает приобретение опыта оценки качества образования, принятие персональной ответственности (как субъекта управленческой деятельности) за состояние и потенциал развития образовательной организации, разработку проекта исследования по теме магистерской диссертации.
Основные результаты такой работы:
− Критический анализ фактических данных по исследуемой проблеме (мониторинга).
− Постановки задач совершенствования системы оценки качества современного образования.
− Решении конкретных задач оценки качества образования и обоснование принимаемых управленческих решений.
− Формирование готовности к проведению исследования по теме магистерской диссертации.
Ориентировочные формулировки тем курсовых работ по дисциплине «Мониторинг качества образования» (к.п.н., доцент Л.Д. Плотников):
1. Анализ современных тенденций с исторической ретроспективой управления качеством образовательных услуг.
2. Качество образования как объект управления.
3. Методологические основы управления качеством образования
4. Методы управления качеством образования в вузе.
5. Понятие качества и его связь с управлением.
6. Роль руководства в управлении качеством образовательных услуг.
7. Система управления качеством образования.
8. Средства управления качеством образования.
9. Мониторинг качества управления образовательными системами.
10. Условия обеспечения эффективного управления образовательной системой высшего образования.
11. Стресс-менеджмент в профессиональной деятельности педагога.
12. Управление качеством образования современного вуза.