Управление инновационным развитием образованием

В современных социально-экономических условиях формируется новый тип инновационно ориентированного вуза, который является самостоятельным игроком на рынке профессиональных образовательных услуг и выстраивает стратегию своего развития, опираясь на собственные конкурентные преимущества. Современные инновационно ориентированные вузы должны самостоятельно выявлять ключевые точки реформирования собственных образовательных процессов, требующих инновационных подходов и прилагать максимальные усилия для успешной их реализации. Использование инновационных методов управления образовательной деятельностью вуза позволит качественно изменить содержание обучения, стимулировать и активизировать познавательную активность студентов, развить высокую степень самостоятельности в приобретении и применении знаний. Главная задача новых инновационных учреждений высшего профессионального образования состоит в том, что жизненно необходимо повысить восприимчивость экономики к инновациям и замкнуть цепь образование исследования инновации экономика образование (см. рис. 1).

Управление инновационным развитием образованием - student2.ru

Рис. 1. Замкнутый цикл инновационной деятельности вуза

Главной сущностью организации управления инновационным развитием образовательной деятельности вуза является обеспечение ее современного качества, выстраивание эффективной образовательной системы с действенной экономикой и управлением, которая будет отвечать запросам современной жизни и потребностям развития личности, общества и государства. Для более полного раскрытия инновационной образовательной деятельности вуза необходимо уточнить его понятийный аппарат, который характеризует следующие терминологические понятия: инновационная система, инновационная образовательная деятельность, инновационная образовательная среда, инновационное обучение, инновационные методы в образовании, инновационный процесс, инновационный потенциал вуза, инновационная образовательная среда.

На основе проведенного анализа авторами были сформулированы и уточнены следующие определения:

образовательная инновация - это нововведение или преобразование отдельных частей основной образовательной программы с целью повышения ее качества, т.е. под образовательными инновациями следует понимать создание и внедрение основных образовательных программ, которые представляют собой новые качественно усовершенствованные технологии, методы и формы обучения;

инновационное образование - это процесс, ориентированный на овладение базовыми компетенциями, позволяющими приобретать знания самостоятельно, по мере необходимости за счет соответствующих инновационных методов и технологий обучения;

инновационный вуз - это вуз предпринимательского типа, широко использующий инновационные методы управления и инновационные методики обучения, для подготовки высококвалифицированных специалистов, способных обеспечить реализацию полного инновационного цикла.

В результате анализа различных подходов к управлению инновационным развитием образовательной деятельности вуза авторы предлагают выделить в ней следующие основные приоритетные направления:

· развитие многоуровневой системы обучения в учреждениях высшего профессионального образования России;

· ориентация новой парадигмы высшего профессионального образования на переход от образовательной концепции приобретения знаний, умений и навыков, необходимых для деятельности в определенных типовых стандартных условиях в соответствии с заданной квалификационной характеристикой, к концепции развивающего личность образования, позволяющего эффективно действовать в профессиональной области в любых условиях и обстановке;

· формирование и развитие новых образовательных технологий на основе принципов фундаментальности, индивидуализации, креативности и саморазвития личности и активизации творческих способностей;

· эффективное и рациональное использование интеллектуальных ресурсов вуза, формирование устойчивого интеллектуального потенциала, способного инициировать и реализовывать инновационные проекты различной сложности и направленности;

· внесение принципиальных изменений в организацию образовательной деятельности вуза с учетом необходимости сохранения и развития наиболее перспективных форм, методов и структур традиционной отечественной системы образования;

· развитие в вузе современных информационных технологий, широкое включение в систему Internet и интенсивное развитие дистанционных форм обучения студентов;

· подготовка специалистов готовых к инновационной деятельности на основе интеграции образовательных программ в рамках непрерывного многоуровневого образования;

· создание технологий непрерывного образования, которое должно стать доступным, развивающим и опережающим;

· формирование и развитие в вузе системы инновационного, опережающего образования, которое должно быть органично встроено в систему научных исследований вуза.

· Анализ основных приоритетных направлений инновационной образовательной деятельности вуза показывает, что управление развитием этой деятельности является важнейшей и органической частью управления современного вуза, на долю которой приходится большая часть управленческих функций, основными из которых являются:

· социальная, связанная с удовлетворением образовательных потребностей личности и передачей культурных и образовательных традиций следующим поколениям;

· профессиональная, связанная с удовлетворением потребности рынка труда в высококвалифицированных специалистах и передачей профессиональных знаний;

· образовательная, связанная с подготовкой специалистов готовых к инновационной деятельности, которые через определенное время будут участвовать в управлении инновациями, и выбирать пути их развития.

Высшим учебным заведениям отводится важнейшая роль в реализации стратегии экономического роста на основе знаний и в формировании демократического и социально взаимосвязанного общества. Высшее образование способствует совершенствованию институционального режима посредством подготовки компетентных и ответственных специалистов, которые требуются для умелого управления макроэкономикой и государственным сектором. Академическая деятельность вузов и научно-технические исследования, проводимые вузом, служат важнейшей опорой для национальных инновационных систем. Вузы также зачастую составляют костяк национальной инновационной системы. Нормы, ценности, установки и этические принципы, которые прививаются студентам в вузах, закладывают фундамент социального капитала, необходимого для формирования здорового гражданского общества и социально связующей культуры. Инновации являются одним из определяющих факторов долгосрочного экономического развития вуза, оказывают решающее влияние при создании стратегических планов и программ.

Рассматривая инновационную образовательную деятельность вуза как объект исследования, авторы пришли к выводу необходимости классифицировать образовательные инновации. На основании проведенных исследований была разработана классификация образовательных инноваций в вузе, представленная на рис. 2.

Управление инновационным развитием образованием - student2.ru

Рис. 2. Классификация образовательных инноваций в вузе

Классификация образовательных инноваций позволяет увидеть целостную картину нововведений и построить эффективную систему управления инновационным развитием образовательной деятельности учреждения высшего профессионального образования.

Наиболее важные направления формирования инновационного развития образовательной деятельности вуза представлены на рис. 3. К ним можно отнести:

ü применение новых инновационных подходов, обеспечивающих качество обучения;

ü опережающий характер высшего образования, его нацеленность на проблемы информационной цивилизации;

ü доступность получения высшего образования для любых категорий граждан, независимо от их местожительства;

ü повышение творческого начала (креативности) в образовании для подготовки людей к жизни в различных социальных средах.

Управление инновационным развитием образованием - student2.ru

Рис. 3. Инновационное опережающее образование

В сегодняшних условиях, одной из принципиально важных и конструктивных идей в области стратегии развития системы высшего образования является идея опережающего образования. Принципиально важным условием эффективности инновационного опережающего высшего образования является необходимость его органичной связи с наукой. Внедрение опережающего образования позволит вузу поддерживать высокий уровень подготовки специалистов в соответствии с передовыми требованиями современной науки и техники, а также обеспечить выпуск высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда, что положительно отразится на имидже и конкурентоспособности вуза. Инновационная образовательная деятельность вуза обязательно должна включать в себя развитие у студентов личностных качеств, а также формирование как универсальных, так и профессиональных компетенций выпускников, определяющих их готовность к продуктивной, профессиональной деятельности в современном обществе. На рис. 4 представлена модель выпускника высшего учебного заведения, которая представляет собой описание того, каким набором компетенций должен обладать выпускник инновационного вуза.

Управление инновационным развитием образованием - student2.ru

Рис. 4. Компетентностная модель выпускника инновационного вуза

Вуз должен постоянно развивать принцип непрерывного образования, стимулировать у студентов стремление к знаниям, обеспечивать возможность правильно адаптироваться к быстро изменяющимся экономическим и социальным условиям. Разработка и внедрение новых образовательных технологий, современных методик и программ обучения должны быть нацелены в первую очередь на свободное развитие личности, развитие предпринимательской активности, способности быстрой адаптации к интенсивным переменам в современном мире, решение сложных профессиональных задач.

Принципиальные перемены в современном социально-экономическом развитии России требуют значительного повышения творческого потенциала и конкурентоспособности выпускников. Кроме того, высшие учебные заведения находятся в условиях усиливающейся с каждым годом конкуренции и вынуждены пересматривать традиционные подходы в управлении образовательным процессом с учетом современных требований рынка. Решение этой глобальной задачи определяется реализацией широкого комплекса мер по совершенствованию системы высшего профессионального образования, среди которых особую актуальность приобретает проблема эффективности управления вузом и качеством подготовки специалистов [3].

Обеспечение качества подготовки специалистов всегда было и остается одной из самых важных задач, с которыми приходится сталкиваться высшим учебным заведениям при предоставлении образовательных услуг. Эффективным средством успешного решения этой задачи является реализация положений международных стандартов ИСО серии 9000. В стандартах ИСО сконцентрирован мировой опыт различных организаций по обеспечению качества производимой продукции и оказываемых услуг. Создавая систему менеджмента качества в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО, ориентированную на удовлетворение потребностей всех заинтересованных сторон, образовательные учреждения высшего профессионального образования будут постепенно адаптироваться в рыночных условиях, а менеджмент качества станет ведущим менеджментом в системе управления инновационной деятельностью вузов. Высшее учебное заведение, имеющее хорошее материально-техническое обеспечение, высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, а также эффективно действующую систему управления качеством, может обеспечить выпуск конкурентоспособных специалистов, главным критерием оценки которых будет качество их знаний и умений.

Наши рекомендации