Тема 2. Методология педагогики и методы педагогических исследований
9. Методология педагогической науки.
Методология(от греч. methodos — метод и logos — учение) - учение о методах и принципах познания.
Методология науки — это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания. В современной науке методология понимается в узком и широком смысле слова.
Методология (в широком смысле слова) – это совокупность наиболее общих, прежде всего мировоззренческих, принципов в их применении к решению сложных теоретических и практических задач, это мировоззренческая позиция исследователя. Вместе с тем, это и учение о методах познания, обосновывающее исходные принципы и способы их конкретного применения в познавательной и практической деятельности.
Методология (в узком смысле этого слова) – учение о системе методов, посредством которых в рамках той или иной науки в ходе теоретического или теоретико-эмпирического исследования проверяется правдоподобие (или истинность) теории (или теоретической гипотезы).
Методология педагогики –это система знаний о структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики, методов и оценке качества исследовательской работы (по В. В. Краевскому).
В этом определении, наряду с системой знаний о структуре педагогической теории, принципах и способах добывания знаний, выделяет систему деятельности исследователя по их получению.
Методология педагогики как отрасль научного познания выступает в двух аспектах:
l как система знаний;
l как система научно-исследовательской деятельности
10. Уровни педагогической методологии.
11. Функции методологии.
Дескриптивная методология (англ. descriptive описательный) —рефлексия исходных оснований и предпосылок научного познания, осуществляемая, как правило, постфактум по отношению к вновь возникающим научным подходам. Дескриптивный анализ имеет дело с ретроспективным описанием уже осуществленных процессов научного познания.
Прескриптивная методология (от лат. praescriptio -предписание; англ. prescriptive- нормативный) -рефлексия формально-организационной стороны исследовательской деятельности. Ее результатом является построение предписаний и норм, соблюдение которых необходимо для обеспечения правильности постановки проблемы как со стороны ее содержания, так и формы.
Дескриптивная методология как учение о структуре научного знания, закономерностях научного познания служит ориентиром в процессе исследования, а прескриптивная — направлена на регуляцию деятельности.
12. Методологическая культура педагога.
Методологическая культура – целостное, многоуровневое и многокомпонентное образование, включающее в себя:
l педагогическую философию учителя (убеждения),
l мыследеятельность в режиме методологической рефлексии (понимание);
l внутренний план сознания (самосознания);
l детерминированное разноуровневыми свойствами интегральную индивидуальность.
13. Общее понятие о педагогической парадигме.
Понятие «парадигма» (от греч. «образец», «пример») возникло в античном мире и первоначально использовалось философами для характеристики взаимодействия духовного и реального миров.
В современный научный обиход оно было введено американским ученым Т. Куном (1922-1996) в работе «Структура научных революций»
Парадигма - (от греч. paradeigma - пример - образец), в философии, социологии - исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе. Смена парадигм представляет собой научную революцию
Педагогическая парадигма -устоявшаяся, ставшая привычной точка зрения, определенный стандарт, образец в решении образовательных и исследовательских задач.
Анализ характера применения термина «парадигма» в исследовательской и педагогической практике выявляет различные позиции в его понимании и границах распространения. В современной педагогике выделяют разное количество педагогических парадигм. Часто выделяют:
l когнитивно-информационную (в привычном восприятии более известной как знаниевая);
l личностную;
l культурологическую;
l компетентностною.
Онтопарадигмальный подход
И.А. Колесниковой
По мнению И.А. Колесниковой сегодня в педагогической профессии параллельно сосуществуют по меньшей мере три принципиально различных способа бытия.
Ни один из них не лучше и не хуже другого, — речь идет о разном качестве, отражающем онтологически обусловленную многомерность взаимодействия человека с миром, другими людьми, самим собой и отсюда — возможность по-иному строить педагогические процессы и педагогическую деятельность.
l парадигма традиции;
l технократическая парадигма
l гуманитарная парадигма.