Педагог дополнительного образования выступает главным субъектом-организатором
Профессионально значимые личностные качества
Педагога дополнительного образования
Личные качества, необходимые педагогу дополнительного образования:
· быть доброжелательным и чутким;
· разбираться в особенностях психологии детей, чувствовать их потребности и
интересы;
· иметь широкий круг интересов и умений;
· быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одарённых детей;
· иметь живой и активный характер;
· обладать чувством юмора (но без сарказма);
· проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;
· иметь творческое, возможно нетрадиционно, личное мировоззрение
Профессиональные качества, необходимые педагогу дополнительного образования, проявляются в умении:
· строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования обучающихся;
· модифицировать образовательные программы;
· стимулировать творческие способности обучающихся;
· работать по специальному рабочему плану;
· консультировать обучающихся;
Педагог дополнительного образования выступает главным субъектом-организатором
дополнительного образования детей, способным на:
· самооценку;
· самопознание;
· саморегуляцию;
· самоопределение;
· саморазвитие;
· самоутверждение и проявляющий ответственность, активность.
Без этих свойств не может быть личности педагога как субъекта педагогической деятельности.
Специфика труда педагога дополнительного образования заключается, прежде всего, в творческом характере профессиональной деятельности. В то же время педагог не выполнит своей функции в обновлении образования, если не будет профессионально подготовлен к элементарному исследованию, осмыслению и коррекции своего опыта. Поэтому педагогу дополнительного образования необходимо владеть:
· знанием психолого-педагогических основ теории творчества;
· знанием современных методов исследования, умением проводить творческий анализ литературы, организовать и осуществить собственный эксперимент, обобщить и оценить его результаты;
· умением анализировать учебную и воспитательную работу с детьми;
· умением находить в ней свои оригинальные подходы, обоснованно и компетентно вносить усовершенствования в уже имеющуюся технологию, формы, методы, средства обучения и воспитания детей;
· умением управлять своим психическим состоянием, находить оптимальные решения, рационально использовать индивидуальный стиль, эрудицию, воображение, импровизацию;
· умением видеть в ребёнке творческое начало, оригинальность видения мира, его интересы, особенности и увлечения, тактично направлять их творческое развитие.
Таким образом, важное значение в непрерывном процессе образования выступает повышение профессиональной и научной квалификации специалистов дополнительного образования детей. Всемерно стимулируя на учебных занятиях детское творчество, сам педагог должен быть, как минимум творческой личностью. В противном случае образование творчески ориентированной личности ребёнка становится более чем проблематичным.
Высшим уровнем совершенства педагогической деятельности называют педагогическим искусством-это синтез определённых профессиональных, деловых и личностных качеств, определяющих высокую эффективность педагогического процесса.
Педагогическое искусство-это, совершенное владение педагогом всей совокупностью психолого-педагогических знаний, умений и навыков, соединенных с профессиональной увлечённостью, развитым педагогическим мышлением и интуицией.
Существенной стороной педагогического искусства является педагогическое творчество, хотя, строго говоря, педагогический труд нетворческим не бывает, ибо неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из всегда нестандартных факторов. Педагогическое творчество при всей специфике имеет много общего с деятельностью артиста, писателя, учёного.
Сущность педагогического творчества одни исследователи видят в сочетании умения педагога действовать самостоятельно и при этом адекватно в неповторимых учебных ситуациях. Другие исследователи считают, что специфика педагогического творчества всегда имеет целенаправленный характер: способствует взаимообогащению, творческому сотрудничеству обучающего и обучаемого. С одной стороны, непосредственное участие педагога ведёт к развёртыванию, протеканию и завершению познания обучаемого. С другой - педагог сам неизбежно осваивает исторические этапы науки о мышлении, познании, основные закономерности его развития.
Творчество педагога представляется как высшая форма активной деятельности педагога по преобразованию ,,педагогической” действительности, в центре которой стоит ребёнок ( ученик, воспитанник ).
При этом педагогическое творчество будет иметь место, если преобразовательная деятельность педагога характеризуется такими показателями, как:
· систематическое переосмысление своей деятельности в свете научных теоретико-педагогических знаний;
· создание своеобразных и эффективных путей решения профессионально-творческих задач, способствующих выработке самостоятельной профессиональной позиции в конкретный момент деятельности.
К внутренним предпосылкам творчества педагога относится взаимодействие целого ряда важнейших психических процессов и индивидуально-психологических свойств личности (интуиция, воображение, осознаваемая и неосознаваемая самокритичность, трудолюбие, высокая языковая культура). Внутренние предпосылки способствуют формированию компонентов творчества:
· знания;
· мировоззрение;
· педагогическая техника;
· педагогическая культура (мышление и самосознание)
· самостоятельная профессиональная позиция.
Компоненты творчества-содержательные элементы личности педагога,продукты отражения педагогической действительности в чувствах, сознании, памяти результатах творческих сил и возможностей педагога. Компоненты творчества приобретаются педагогом в течение всей профессиональной деятельности. Через психическую деятельность происходит их совершенствование, на их базе формируется самостоятельная профессиональная позиция педагога: от профессионализма к мастерству, от мастерства к подвижничеству. Отсюда напрашивается вывод: при слабом функционировании хотя бы одного из компонентов творчества невозможно рассчитывать на значительные успехи.
Творческий потенциал педагога дополнительного образования – это своеобразная характеристика степени его готовности к профессионально-творческой деятельности в условиях непрерывных педагогических инноваций в образовании. Чем выше потенциал, тем более сложные социально и лично- значимые проблемы и творческие задачи, способен решать педагог дополнительного образования.
Педагог- исследователь А.И.Щетинская выделяет и обосновывает уровни развития творческого потенциала педагога:
· Очень низкий уровень.У педагога периодически прослеживается стремление к изучению и фрагментарному применению передового опыта, т.е. он имеет низкую мотивацию и часто недостаточную профессионально-педагогическую культуру и низкий уровень творческих способностей, которые в совокупности не позволяют ему самостоятельно овладеть передовым педагогическим опытом в полном объёме.
· Низкий уровень. Педагог включен в коллективную инновационную деятельность по решению локальных творческих задач и проблем.
· Высокий уровень.Педагог вовлечён в коллективную инновационную деятельность по решению как локальных, так и стратегически значимых для коллектива инновационных задач и проблем.
· Высокий уровень. Педагог самостоятельно организует собственные локальные дидактические и педагогические эксперименты и параллельно овладевает методологической культурой исследовательской деятельности.
· Очень высокий уровень.Педагог способен к разработке авторской концепции и её эффективному применению и распространению.
Творческий потенциалпедагога проявляется через:
· высокий уровень мотивации к творческой инновационной деятельности;
· рост профессиональной компетентности;
· методологическую культуру педагогического мастерства;
· степень включённости в инновационную деятельность;
· конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.
Степень развитиятворческого потенциала педагога зависит от следующих факторов и условий:
· от актуализации приоритетных педагогических проблем для отдельно взятого учреждения дополнительного образования детей, которые одновременно были бы актуальны для конкретного педагога;
· от степени интегрированности, вовлечённости педагога в коллективную инновационную деятельность;
· от стремления и способностей педагога к самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию;
· от степени вовлечённости педагога в методическую деятельность; работу методических объединений от степени участия в эксперементальных площадках, семинарах, конференциях и в индивидуально-личностных контактах с учёными и т.п.
Творческий потенциал педагога проявляется в умении создать ситуации успеха для ребёнка, что в свою очередь влияет на эффективность деятельности педагога. Это умение:
· помочь ребёнку раскрыть его способности, нацелить на личностное саморазвитие;
· перевести педагогическую цель в личную цель ребёнка, заинтересовать его;
· подобрать соответствующие средства и способы, адекватные конкретному моменту, конкретному ребёнку;
· создать педагогическую поддержку каждому ребёнку на общечеловеческом и профессиональном уровне;
· определить этапы совместной деятельности педагога и ребёнка и продиагностировать каждый из них;
· работать в поисковом режиме и стремиться к его совершенствованию.
Всё выше сказанное подводит к пониманию выражения ,, профессиональная культурапедагогадополнительного образования”,которая естественнобазируется на знании закономерностей педагогики как науки, возрастной психологии и физиологии, основ гигиены и медицины, этики и эстетики, практической экономики и экологии, социологии и философии образования.
Профессиональная культура педагога интегрирует общую и специальную культуру личности и представляет непрерывный процесс, протекающий в системе педагогического последипломного образования в традиционных и инновационных формах.