Педагог дополнительного образования выступает главным субъектом-организатором

Профессионально значимые личностные качества

Педагога дополнительного образования

Личные качества, необходимые педагогу дополнительного образования:

· быть доброжелательным и чутким;

· разбираться в особенностях психологии детей, чувствовать их потребности и

интересы;

· иметь широкий круг интересов и умений;

· быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одарённых детей;

· иметь живой и активный характер;

· обладать чувством юмора (но без сарказма);

· проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;

· иметь творческое, возможно нетрадиционно, личное мировоззрение

Профессиональные качества, необходимые педагогу дополнительного образования, проявляются в умении:

· строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования обучающихся;

· модифицировать образовательные программы;

· стимулировать творческие способности обучающихся;

· работать по специальному рабочему плану;

· консультировать обучающихся;

Педагог дополнительного образования выступает главным субъектом-организатором

дополнительного образования детей, способным на:

· самооценку;

· самопознание;

· саморегуляцию;

· самоопределение;

· саморазвитие;

· самоутверждение и проявляющий ответственность, активность.

Без этих свойств не может быть личности педагога как субъекта педагогической деятельности.

Специфика труда педагога дополнительного образования заключается, прежде всего, в творческом характере профессиональной деятельности. В то же время педагог не выполнит своей функции в обновлении образования, если не будет профессионально подготовлен к элементарному исследованию, осмыслению и коррекции своего опыта. Поэтому педагогу дополнительного образования необходимо владеть:

· знанием психолого-педагогических основ теории творчества;

· знанием современных методов исследования, умением проводить творческий анализ литературы, организовать и осуществить собственный эксперимент, обобщить и оценить его результаты;

· умением анализировать учебную и воспитательную работу с детьми;

· умением находить в ней свои оригинальные подходы, обоснованно и компетентно вносить усовершенствования в уже имеющуюся технологию, формы, методы, средства обучения и воспитания детей;

· умением управлять своим психическим состоянием, находить оптимальные решения, рационально использовать индивидуальный стиль, эрудицию, воображение, импровизацию;

· умением видеть в ребёнке творческое начало, оригинальность видения мира, его интересы, особенности и увлечения, тактично направлять их творческое развитие.

Таким образом, важное значение в непрерывном процессе образования выступает повышение профессиональной и научной квалификации специалистов дополнительного образования детей. Всемерно стимулируя на учебных занятиях детское творчество, сам педагог должен быть, как минимум творческой личностью. В противном случае образование творчески ориентированной личности ребёнка становится более чем проблематичным.

Высшим уровнем совершенства педагогической деятельности называют педагогическим искусством-это синтез определённых профессиональных, деловых и личностных качеств, определяющих высокую эффективность педагогического процесса.

Педагогическое искусство-это, совершенное владение педагогом всей совокупностью психолого-педагогических знаний, умений и навыков, соединенных с профессиональной увлечённостью, развитым педагогическим мышлением и интуицией.

Существенной стороной педагогического искусства является педагогическое творчество, хотя, строго говоря, педагогический труд нетворческим не бывает, ибо неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из всегда нестандартных факторов. Педагогическое творчество при всей специфике имеет много общего с деятельностью артиста, писателя, учёного.

Сущность педагогического творчества одни исследователи видят в сочетании умения педагога действовать самостоятельно и при этом адекватно в неповторимых учебных ситуациях. Другие исследователи считают, что специфика педагогического творчества всегда имеет целенаправленный характер: способствует взаимообогащению, творческому сотрудничеству обучающего и обучаемого. С одной стороны, непосредственное участие педагога ведёт к развёртыванию, протеканию и завершению познания обучаемого. С другой - педагог сам неизбежно осваивает исторические этапы науки о мышлении, познании, основные закономерности его развития.

Творчество педагога представляется как высшая форма активной деятельности педагога по преобразованию ,,педагогической” действительности, в центре которой стоит ребёнок ( ученик, воспитанник ).

При этом педагогическое творчество будет иметь место, если преобразовательная деятельность педагога характеризуется такими показателями, как:

· систематическое переосмысление своей деятельности в свете научных теоретико-педагогических знаний;

· создание своеобразных и эффективных путей решения профессионально-творческих задач, способствующих выработке самостоятельной профессиональной позиции в конкретный момент деятельности.

К внутренним предпосылкам творчества педагога относится взаимодействие целого ряда важнейших психических процессов и индивидуально-психологических свойств личности (интуиция, воображение, осознаваемая и неосознаваемая самокритичность, трудолюбие, высокая языковая культура). Внутренние предпосылки способствуют формированию компонентов творчества:

· знания;

· мировоззрение;

· педагогическая техника;

· педагогическая культура (мышление и самосознание)

· самостоятельная профессиональная позиция.

Компоненты творчества-содержательные элементы личности педагога,продукты отражения педагогической действительности в чувствах, сознании, памяти результатах творческих сил и возможностей педагога. Компоненты творчества приобретаются педагогом в течение всей профессиональной деятельности. Через психическую деятельность происходит их совершенствование, на их базе формируется самостоятельная профессиональная позиция педагога: от профессионализма к мастерству, от мастерства к подвижничеству. Отсюда напрашивается вывод: при слабом функционировании хотя бы одного из компонентов творчества невозможно рассчитывать на значительные успехи.

Творческий потенциал педагога дополнительного образования – это своеобразная характеристика степени его готовности к профессионально-творческой деятельности в условиях непрерывных педагогических инноваций в образовании. Чем выше потенциал, тем более сложные социально и лично- значимые проблемы и творческие задачи, способен решать педагог дополнительного образования.

Педагог- исследователь А.И.Щетинская выделяет и обосновывает уровни развития творческого потенциала педагога:

· Очень низкий уровень.У педагога периодически прослеживается стремление к изучению и фрагментарному применению передового опыта, т.е. он имеет низкую мотивацию и часто недостаточную профессионально-педагогическую культуру и низкий уровень творческих способностей, которые в совокупности не позволяют ему самостоятельно овладеть передовым педагогическим опытом в полном объёме.

· Низкий уровень. Педагог включен в коллективную инновационную деятельность по решению локальных творческих задач и проблем.

· Высокий уровень.Педагог вовлечён в коллективную инновационную деятельность по решению как локальных, так и стратегически значимых для коллектива инновационных задач и проблем.

· Высокий уровень. Педагог самостоятельно организует собственные локальные дидактические и педагогические эксперименты и параллельно овладевает методологической культурой исследовательской деятельности.

· Очень высокий уровень.Педагог способен к разработке авторской концепции и её эффективному применению и распространению.

Творческий потенциалпедагога проявляется через:

· высокий уровень мотивации к творческой инновационной деятельности;

· рост профессиональной компетентности;

· методологическую культуру педагогического мастерства;

· степень включённости в инновационную деятельность;

· конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.

Степень развитиятворческого потенциала педагога зависит от следующих факторов и условий:

· от актуализации приоритетных педагогических проблем для отдельно взятого учреждения дополнительного образования детей, которые одновременно были бы актуальны для конкретного педагога;

· от степени интегрированности, вовлечённости педагога в коллективную инновационную деятельность;

· от стремления и способностей педагога к самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию;

· от степени вовлечённости педагога в методическую деятельность; работу методических объединений от степени участия в эксперементальных площадках, семинарах, конференциях и в индивидуально-личностных контактах с учёными и т.п.

Творческий потенциал педагога проявляется в умении создать ситуации успеха для ребёнка, что в свою очередь влияет на эффективность деятельности педагога. Это умение:

· помочь ребёнку раскрыть его способности, нацелить на личностное саморазвитие;

· перевести педагогическую цель в личную цель ребёнка, заинтересовать его;

· подобрать соответствующие средства и способы, адекватные конкретному моменту, конкретному ребёнку;

· создать педагогическую поддержку каждому ребёнку на общечеловеческом и профессиональном уровне;

· определить этапы совместной деятельности педагога и ребёнка и продиагностировать каждый из них;

· работать в поисковом режиме и стремиться к его совершенствованию.

Всё выше сказанное подводит к пониманию выражения ,, профессиональная культурапедагогадополнительного образования”,которая естественнобазируется на знании закономерностей педагогики как науки, возрастной психологии и физиологии, основ гигиены и медицины, этики и эстетики, практической экономики и экологии, социологии и философии образования.

Профессиональная культура педагога интегрирует общую и специальную культуру личности и представляет непрерывный процесс, протекающий в системе педагогического последипломного образования в традиционных и инновационных формах.

Наши рекомендации