Виды речевой деятельности
Итак, речь – это вербальная коммуникация, т.е. процесс общения с помощью языка. Различают следующие виды речи: внешняя и внутренняя. Внешняя речь подразделяется, в свою очередь, на устную и письменную, а устная – на монологическую и диалогическую. Все виды речи тесно взаимодействуют друг с другом. Общим для всех видов речи является произнесение слов (вслух или про себя). Однако каждый из видов речи имеет свои специфические особенности.
Когда человек произносит что-то про себя (внутренняя речь), в речедвигательный анализатор от органов речи поступают кинестезические импульсы. Никакая мысль не может быть сформулирована без языка и без материальных речевых процессов. При подготовке к устной и, особенно, письменной речи имеется фаза внутреннего проговаривания речи про себя. Это и есть внутренняя речь. Для внутренней речи характерна фрагментарность, отрывочность. Она ситуативна и в этом близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней.
Внешняя речь, как уже было сказано, бывает устной и письменной. В письменной речи условия общения опосредованы текстом. Письменная речь более концентрированна по содержанию, чем устная, разговорная. Под письменной понимают речь с использованием письменных знаков. Особенностью письменной речи является отсутствие обратной связи с собеседником, а также дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания. Восприятие письменной речи обязательно предполагает работу воображения, вживание читателя в текст.
Слышимая речь, которая кем-то произносится, называется устной речью. В устной речи общение ограничено условиями пространства и времени. Обычно собеседники хорошо видят друг друга или находятся на таком расстоянии, что могут услышать сказанные слова, что накладывает отпечаток на характер речи.
При изменении условий, например, при разговоре по телефону, характеристики речи обычно меняются (она становится более краткой, менее обстоятельной и т.п.).
Устная речь может быть диалогической и монологической. Диалогическая речь поддерживается взаимными репликами собеседников, называясь еще разговорной. Обычно она не полностью развернута, т.к. многое или вытекает из того, что было сказано раньше, или заранее известно говорящим, или очевидно из имеющейся ситуации. Поддержание разговорной речи, как правило, требует естественный ответ на побуждение собеседника или существует как реакция на происходящее вокруг.
Монологическая речь продолжается достаточно долго, не перебивается репликами других и требует предварительной подготовки. Обычно это развернутая, подготовленная речь (например, лекция, доклад и т.п.). При подготовке такая речь нередко неоднократно проговаривается, перестраивается план, отбираются нужные слова и предложения и, часто, письменно фиксируется план устной речи. Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, строгой логики и последовательности.
Содержательная сторона монолога должна сочетаться с выразительной. Выразительность же создается как языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, синтаксическую конструкцию, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или несколько слов, выполняющих в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией).
Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения её в соответствии не только с логическими, но и грамматическими правилами. Оба этих процесса (интериоризация и экстериоризация) являются необходимыми компонентами при овладении различными видами деятельности и, прежде всего, профессиональной деятельностью.
Воздействие речи. Речь как психологическая характеристика
Личности
Современному инженеру очень важно знать о факторах, определяющих эффективность воздействия речи на слушателей. Он должен также хорошо разбираться в психологии работающих с ним сотрудников и в этом немалую помощь оказывает ему умение правильно воспринимать и оценивать их речь, которая является важным средством психодиагностики. Рассмотрим эти аспекты подробней.
Воздействие речи зависит от ряда факторов: широкого социального контекста (внимания, уделяющегося теме, которой посвящена речь; интереса слушателей к этой теме, обусловленного значимостью того или иного ее решения для них), авторитета личности выступающего и культуры речи. Культура речи является ее интегративной характеристикой, включающей параметры как содержательной стороны, так и ее оформленности. Оценивая воздействие речи по содержательной стороне, обычно имеют в виду две характеристики: насыщенность речи информацией и понятность ее слушателям. Оценивая же форму речи, имеют в виду ее выразительность. Каждая из вышеназванных характеристик речи является комплексной, состоящей из ряда показателей.
Информативность речи зависит, прежде всего, от ценности сообщаемых в ней фактов и способности ее автора к обобщению. Понятность речи зависит, во-первых, от ее смыслового содержания; во-вторых, от ее языковых особенностей; и, в-третьих, от соотношения между ее сложностью, с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей – с другой. Наиболее понятно то содержание речи (т.е. выраженные в ней мысли, чувства, желания), которое близко интересам и потребностям слушателей. Это как бы содержательность, преломленная через направленность личностей слушателей. Выразительность речи предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения. Учет всех указанных выше характеристик речи в сочетании с высокой эрудицией является залогом эффективности воздействия речи на слушателей.
Поскольку участие речи в управлении поведением и психикой человека мы связываем с высшим уровнем его психологического развития, то по разнообразию и развитости речи человека можно судить об общем уровне его развития. Особенно показательны для оценки уровня общего интеллектуального развития человека его устная, монологическая и письменная виды речи. Это связано с тем, что эти два вида речи теснее всего связаны с мышлением и представляют собой устное или письменное изложение мысли. Оба вида речи непосредственно соотносятся и с внутренней речью, «вырастают» из нее. В речи выражаются индивидуальные особенности и общая культура человека. О нём как о личности можно судить по тому, какие он выбирает слова и как их употребляет, а также по тому, соответствуют или не соответствуют они ситуации, нормам речевого этикета.
Речь человека имеет немало так называемых паралингвистических признаков. Это интонация, громкость, темп и другие характеристики речи, в которых отражается отношение человека к тому, о чем и кому он говорит, его эмоциональное состояние в данный момент времени. К паралингвистическим компонентам речи относят также телесные движения, сопровождающие речевое высказывание: жесты, мимику, пантомимику, а также особенности почерка человека. По паралингвистическим признакам речи также можно судить о личности говорящего или пишущего человека.
Перечисленные психологические признаки речи открывают широкие возможности для ее использования при определении уровня интеллектуального (познавательного) и морального (личностного) развития человека. Действительно, практически во всех тестах интеллекта есть специальные речевые задания, по характеру выполнения которых судят об уровне умственного развития человека. Точно так же практически все личностные тесты так или иначе используют речь человека. В тестах-опросниках, например, обращение к речи прямое. В них о личности опрашиваемого судят по содержанию ответов на поставленные перед ним вопросы.
В проективных тестах спонтанные речевые высказывания человека, вызванные специфическими ситуациями или картинками, подвергаются содержательному анализу, который включает в себя изучение лексики и смысла высказываний испытуемого. Проективные тесты основаны на предположении о том, что паралингвистические особенности спонтанной речи человека, а также его внутренняя речь хорошо проявляется в проекции.
Речь людей разных культур отличается даже у тех, кто говорит на одном и том же языке. Послушав незнакомого человека в течение определенного времени, не видя его в лицо, мы, тем не менее, можем судить о том, какова его культура и общий уровень интеллектуального развития. Известно, что люди, принадлежащие к разным большим социальным группам, говорят по-разному. Поэтому речь можно использовать также и для определения социального происхождения и социальной принадлежности человека.
В заключение заметим, что возможности использования языка и речи в психологии еще далеко не исчерпаны, что психологический их анализ хранит в себе многие тайны и перспективы.
Вопросы для самопроверки:
1. Что понимается под языком? В чём отличие языка от речи?
2. Какие функции выполняет речь в жизни человека?
3. Какие разновидности речи есть у человека?
4. Охарактеризуйте диалогическую речь.
5. Каковы особенности монологической речи?
6. Каковы особенности внутренней речи?
Раздел II
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Глава 9. Личность