Тема 5. Социальное пространство отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении

Как отмечает И.С. Кон, «общая черта всякого сложного индустриального общества – множественность институтов и агентов социализации, не складывающихся в жесткую иерархическую систему и развивающихся по своим собственным законам и правилам. Хотя мы постоянно говорим о координации их усилий, мы часто рассуждаем так, как если бы каждый из этих институтов в отдельности и все они вместе делали одно и то же и были бы всемогущими. Фактически это, конечно, не так» [6, с.72].

Попытка комплексного изучения влияния различных звеньев, через которые общество «прикасается» к отдельной личности и в которых происходит их непосредственное взаимодействие, представлена в понятии «микросреда».

«Микросреда, – пишет Л.П. Буева, - есть элемент, звено общей социальной среды; специфика ее состоит в том, что она преломляет и опосредует воздействие общества на личность и на ее духовный мир» [3, с. 124]. Микросреда сама имеет сложную внутреннюю структуру. В нее входит и семья, и сверстники, и все те взрослые, которые непосредственно общаются с ребенком. Специфической особенностью среды, как отмечает Я.Л. Коло-минский, являются не столько ее уменьшенные по сравнению с целым обществом размеры, не столько ее «микроскопичность», сколько то решающее обстоятельство, что ребенок активно взаимодействует с ней, черпает из нее весь свой социальный опыт, эмоционально переживает свои отношения с составляющими ее людьми. Отсюда следует, что, анализируя влияние социальной микросреды на развитие личности ребенка, необходимо учитывать и ее объективные элементы, и тот аффективный отклик, которым сопровождается взаимодействие ребенка с этими элементами [5, с. 20].

Сложную систему реальных социальных связей и отношений ребенка в микросреде условно можно представить как систему, состоящую из двух социально-психологических подсистем «ребенок - взрослый» и «ребенок - сверстники». Особенности функционирования этой системы, способы реализации составляющих ее подсистем будут зависеть от того, где, на базе какого социального института они реализуются и вступают во взаимодействие.

Для более детального анализа сложной системы социальных связей и отношений, в которую погружен дошкольник, мы будем использовать понятие «социальное пространство отношений». Основными составляющими используемого нами понятия выступают категории «пространство» и «отношения».

Пространство – это философская и общенаучная фундаментальная категория, обозначающая как одну из основных всеобщих форм существования и движения материи, так и условие бытия и развития человека. Идея социального пространства подробно анализируется в отечественной социально-философской и социологической литературе. Как отмечает В.Г. Виноградский, социальное пространство - это атрибутивная форма существования и развития социально организованной материи (общества). Сущностными характеристиками пространства являются отношения между сосуществующими объектами, порядок их рядоположности, их протяженность. Свойства социального пространства особым образом отражают развертывающееся социально-практическое отношение субъекта к окружающему миру [4].

Термин «отношение», несмотря на кажущуюся очевидность, четкого определения не имеет. Так, для С.Л. Рубинштейна отношение – это прежде всего «родовое свойство человека, которое раскрывается через отношение одного человека к другому» [8, с. 65]. Отношение, по мнению С.Л. Рубинштейна, выступает не только в социальном (как взаимоотношения людей), но и в познавательном плане.

Л.И. Божович, указывая на нечеткость понятия «отношение», выделяла субъективный и объективный аспекты этого понятия, подчеркивая, что «только через изучение отношений самого ребенка к действительности и, в первую очередь, к общественной действительности лежит путь к изучению его личности» [2, с. 61].

В.Н. Мясищев отношение рассматривает как целостную систему «индивидуальных избирательных сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности». Система отношений, по его мнению, определяет характер переживаний личности, особенности ее восприятия, поведенческих реакций и пр. Положительный или отрицательный опыт взаимоотношений личности с другими людьми формирует ее систему внутренних отношений к миру [7, с. 16].

Таким образом, термин «отношение» понимается и как любая объективная связь, зависимость, и как субъективный образ действительности. В первом случае рассматриваются объективные связи, в которые люди вступают между собой в процессе деятельности, а во втором – субъективное отражение этих объективных связей в процессе осознания и переживания их личностью.

Исходя из этого, под социальным пространством отношений мы будем понимать систему официальных, социально-ролевых и неофициальных, межличностных отношений ребенка, формирующихся и реализующихся в условиях определенного социального института.

Структура социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении может быть представлена схемой 1.

Схема 1

Тема 5. Социальное пространство отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении - student2.ru

Каждая из выделенных подсистем (ребенок – семья, ребенок – общность педагогов дошкольного образовательного учреждения, ребенок – детское общество) включает в себя два вида отношений – социально-ролевые и межличностные, - которые могут проявляться как на индивидуальном, так и на групповом уровне в совместной деятельности, в общении, в поведении (см. схему 2).

Схема 2

Тема 5. Социальное пространство отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении - student2.ru

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Какие сферы жизнедеятельности человека связаны с социальными ролями?

2. Выделите социальные роли, которые осваивает ребенок на протяжении дошкольного возраста.

3. Составьте перечень социальных ролей ребенка-дошкольника в основных подсистемах социального пространства дошкольного образовательного учреждения.

4. Покажите на примерах особенности проявления межличностных отношений ребенка с педагогами, со сверстниками, с родителями.

Литература

Основная литература

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – М.; Воронеж, 2000.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М., 1995.

3. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. – М., 1968.

4. Виноградский В.Г. Социальная организация пространства. – М., 1988.

5. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, 1976.

6. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. – М., 2001.

7. Мясищев В.Н. Психология отношений. – М., 1995.

8. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. – М., 1997.

Дополнительная литература

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в дошкольном возрасте. – М., 1968.

2. Буева Л.П. Личность и среда // Ребенок в системе внутриколлективных отношений: Сборник. – М., 1972.

3. Селиванова Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве // Педагогика. – 2000. - № 6. – С. 35-39.

4. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. – М., 1988.

5. Максакова В.И. Педагогическая антропология. – М., 2001. – С. 43-48.

6. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании // Педагогика. – 2000. - № 7. – С. 36-41.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1

Социальные роли

Вопросы для обсуждения

1. Понятие социальной роли.

2. Виды социальных ролей.

3. Основные характеристики социальных ролей.

4. Освоение социальной роли.

Литература

1. А н д р и е н к о Е. В. Социальная психология. – М., 2000. – С. 99-112.

2. Ш и б у т а н и Т. Социальная психология. – Ростов-на-Дону, 1998. - С. 45-53.

3. Г о д ф р у а Ж . Что такое психология: В 2 т. – М., 1992. – Т. 2. – С. 74-76.

Занятие 2

Наши рекомендации