Возрастные и индивидуальные особенности личности
Процесс жизни человека состоит в прохождении им различных возрастов. Но вместе с тем все возрасты человека существуют бок о бок.
К. Маркс
Возрастная периодизация. Существующие варианты периодизации возрастного развития носят условный характер, так как основываются на специфических для разных подходов критериях. В практике рубежами, границами соответствующих возрастных периодов служат сроки воспитания в дошкольных учреждениях, начало обучения в школе, переход из начальной в неполную среднюю, а затем в среднюю школу. Такие периодизации достаточно стабильны и близки к истине, потому что зиждутся на богатом жизненном опыте. Однако научное обоснование их не имеет пока общепринятой интерпретации.
Среди ученых, которые работали над построением периодизации психического развития, были крупнейшие психологи и педагоги – Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Ш. Бюлер, А. Валлон, А. Гезелл, Р. Заззо, Ж. Пиаже, З. Фрейд, Э. Эриксон и многие другие.
С точки зрения возрастной психологии, критерии классификации определяются прежде всего конкретно-историческими, социально-экономическими условиями воспитания и развития, которые соотносятся с разными видами деятельности, однако критерии классификации соотносятся также с возрастной физиологией, и созреванием психических функций, которые определяют само развитие и принципы обучения.
В качестве критерия возрастной периодизации Л.С. Выготский ввел понятие психические новообразования, характерные именно для конкретного этапа развития. Им были выделены «стабильные» и «нестабильные» (критические) периоды развития. Л.С. Выготский придавал определяющее значение периоду кризиса как времени, когда происходит качественная перестройка функций и отношений ребенка. В эти же периоды происходят значительные изменения в развитии личности ребенка Согласно Л.С. Выготскому, переход от одного возраста к другому происходит революционным путем.
А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин в качестве критерия возрастной периодизации рассматривали ведущие деятельности, которые и определяют возникновение и формирование основных психологических новообразований, главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии развития, на конкретном этапе развития.
Одна из наиболее научно-продуктивных концепций периодизации возрастного развития личности принадлежит Д.Б. Эльконину, При построении периодизации Д.Б. Эльконин основывался на идеи Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева. Ее основные положения:
– возрастное развитие как общее изменение личности, формирование нового плана отражения действительности, изменение в деятельности и жизненной позиции, установление особых взаимоотношений с окружающими, формирование новых мотивов поведения и ценностных;
– конкретно-историческое понимание природы детства: каждая историческая эпоха, каждое общество порождают собственную периодизацию психического развития детства, границы и содержание которого определяются конкретно-исторической ситуацией развития ребенка;
– диалектичность развития: как внутренне детерминированного процесса (т.е. детерминированном не случайным набором внешних обстоятельств, а внутренними противоречиями);
– стадиальность развития:Изменения накапливаются медленно, затем происходит скачок и обнаруживается возрастное новообразование. Чередуясь со стабильными, критические (кризисные) периоды являются поворотными пунктами развития;
– кризисность: кризисные возрастные периоды отличаются тем, что на протяжении относительно короткого времени происходят выраженные психологические сдвиги, изменения в личности ребенка. Развитие принимает бурный характер революционного процесса. Ребенок в этом возрасте становится относительно трудновоспитуемым. Происходит это оттого, что изменение педагогической системы, применяемой к ребенку, не поспевает за быстрыми изменениями его личности» (Л.С. Выготский);
– деятельностная интерпретация психического развития ребенка: вся психическая жизнь ребенка рассматривается как процесс непрерывной смены деятельностей, причем на каждом возрастном этапе выделяется «ведущая деятельность», с усвоением структур которой связаны главнейшие психологические новообразования данного возраста.
Схема периодизации возрастного развития по Д.Б. Эльконину выглядит следующим образом (рис. 12).
В развитии ребенка выделяются три эпохи: «раннее детство», «детство», «подростковый возраст».
Каждая эпоха детства состоит из закономерно связанных между собой двух периодов. Она открывается периодом, в котором идет преимущественное усвоение задач, мотивов и норм человеческой деятельности и развитие мотивационно-потребностной сферы. Между двумя аспектами ведущей деятельности – операционально-техническим («ребенок – вещь»), и эмоционально-мотивационным («ребенок – взрослый») имеется скрытое диалектическое противоречие.
За периодами, в которых происходит преимущественное развитие мотивационно-потребностной сферы, закономерно следуют периоды, в которых идет преимущественное формирование операционно-технических возможностей детей, и наоборот. Здесь подготавливается переход ко второму периоду, в котором происходит преимущественное усвоение способов действий с предметами и формирование операционно-технических возможностей.
Кризис новорожденности (0–2 месяца)
Кризис новорожденности отделяет эмбриональный период развития от младенческого.
Центральное новообразование – индивидуальная психическая жизнь. Жизнь новорожденного становится, во-первых, индивидуальным существованием, отделенным от материнского организма, жизнью, которая, как всякое индивидуальное бытие человека, вплетена в соцальную жизнь окружающих людей; во-вторых, эта индивидуальная жизнь является психической жизнью, ибо только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка людей.
Период младенчества(I период, I эпоха, 2 месяца – 1 год)
Ведущая деятельность – «непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми на фоне и внутри которого формируются ориентированные и сенсомоторно-манипулятивные действия.
Центральные новообразования – потребность во впечатлениях (Л.И. Божович), потребность в общении со взрослыми (В.С. Мухина).
Кризис одного года
Новообразования – становление ходьбы; становление речи; автономная речь; гипобулические аффективно-волевые реакции.
Период раннего детства (II период, I эпоха, 1-3 года)
Ведущая деятельность – предметно-орудийная деятельность, в ходе которой происходит овладение общественно выработанными способами действий с предметами
Центральные новообразования – овладение прямой походкой; овладение речью; овладение предметной деятельностью.
Кризис трех лет
Новообразования – перестройка социальной позиции по отношению к взрослому; стремление к самостоятельности; притязание на признание со стороны взрослого.
Дошкольный возраст (I период, II эпоха, 3–7 лет)
Ведущая деятельность – ведущей деятельностью является игра в ее наиболее развернутой форме (сюжетно ролевая игра). Главное ее значение состоит в том, что... ребенок моделирует в ней отношения между людьми. ...На этой основе у ребенка формируется стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, которое является основным моментом готовности к школьному обучению
Центральные новообразования – соподчинение мотивов («Я должен» преобладает над «Я хочу»); самооценка; «этические инстанции».
Кризис семи лет
Новообразования – утрата детской непосредственности; дифференциация внешней и внутренней стороны личности ребенка; осмысленная ориентировка в собственных переживаниях; борьба мотивов.
Младший школьный возраст (II период, II эпоха, 7–10 лет)
Ведущей деятельностью является учебная, в ходе которой происходит интенсивное формирование интеллектуальных и познавательных сил ребенка.
Центральные новообразования – внутренний план действия; произвольность психических процессов; рефлексия.
Подростковый возраст (III эпоха, 10–15 лет)
Ведущая деятельность – социально-значимая деятельность общения, заключающаяся в построении отношений с товарищами на основе определенных морально-этических норм, которые опосредствуют поступки подростков.
Центральные новообразования – абстрактное мышление; самосознание; половая идентификация; чувство «взрослости».
Кризис 13 лет
Новообразования – изменение установки: от наглядности к дедукции; переоценка ценностей; «аффект неадекватности».
Юношеский возраст (15–18 лет)
Ведущая деятельность – познавательная.
Центральные новообразования – профессиональное самоопределение; мировоззрение.
Фазы | I | II | I | II | I | II | I | II | I | II | I | II |
Периоды | Младенчество | Раннее детство | Дошкольное | Младшее школьное | Младший | Старший | ||||||
Эпохи | Раннее детство | Детство | Подростковый возраст |
––––—– развитие мотивационно потребностной сферы
– – – – – развитие операционно-технических возможностей
переходы от эпохи к эпохе
переходы от периода к периоду
Рис. 12. Схема возрастной периодизации по Д.Б. Эльконину.
Для каждого возрастного периода характерны три фазы вхождения ребенка в референтную для него общность – адаптация, индивидуализация и интеграция, в которых происходит развитие и перестройка структуры личности.
Реально возрастная периодизация каждого отдельного человека зависит от условий его развития, от особенностей созревания морфологических структур мозга, а также от внутренней позиции самого человека, которая определяет развитие на более поздних этапах онтогенеза. Для каждого возраста существует своя специфическая «социальная ситуация», свои «ведущие психические функции» (Л.С. Выготский) и своя ведущая деятельность (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Соотношение внешних социальных условий и внутренних условий созревания высших психических функций определяет общее движение развития, «зону ближайшего развития» и развитие личности. На каждом возрастном этапе обнаруживается избирательная чувствительность, восприимчивость к внешним воздействиям — «сензитивность». Л.С. Выготский придавал сензитивным периодам определяющее значение: преждевременное или запаздывающее по отношению к этому периоду обучение оказывается недостаточно эффективным.
Паспортный возраст и возраст «актуального развития» (Л.С. Выготский) не обязательно совпадают. Ребенок может опережать, отставать и соответствовать паспортному возрасту.
Рекомендуемая литература
1. Асмолов А. Г. Психология личности. - М., 1995.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.
3. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. – М., 1998.
4. Дьяченко В.К. Новая дидактика. – М.: Народное образование, 2001.
5. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования. / Под ред. М.Н. Скаткина, В.В. Краевского. – М.: Педагогика, 1978.
6. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. - М.: Просвещение, 1990.
7. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. – СПб.: КАРО, 2002.
8. Крейн У. Теория развития: секреты формирования личности. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
9. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М.: ТЦ Сфера, «Юрайт-М», 2001.
10. Лошкарева Н.А. Рекомендации о развитии общих учебных умений и навыков школьников // В.М. Коротов и др. Воспитание ученика. - М., 1990.
11. Немов Р.С. Психология: В 3-х т. - М.: Просвещение, 1995.
12. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1969.
13. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педобщество России, 1998.
14. Педагогическая психология / Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
15. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М.: Высшая школа, 1984.
16. Платонов К. К. Структура и развитие личности. - М., 1986.
17. Платонов К.К.. Голубев Г.Г. Психология. - М., 1977.
18. Подласый И.П. Педагогика. Кн. 1. – М.: ВЛАДОС, 1999.
19. Попова М.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
20. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. - М.: АПН РСФСР, 1962.
21. Селевко Г.К. Накопление и систематизация профессиональных знаний // Формирование личности учителя. - М., 1980.
22. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. – М.: Школа-Пресс, 1995.
23. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. – М.: Школьная Пресса, 2000.
24. Таланчук Н.М. Введение в неопедагогику. – М., 1991.
25. Требования к уровню подготовки выпускников. Обязательный минимум содержания образования. Сб. 1, 2. – М., 2001.
26. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.
27. Филонов Г.Н. Воспитание личности школьника. - М.: Педагогика, 1985.
28. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука - учителю. - М.: Просвещение, 1985.
29. Чередов И.М.Формы учебной работы в средней школе. – М.: Просвещение, 1988.
30. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М., 1996.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Какая трактовка понятия «личность» представляется вам наиболее эффективной для 1) педагогики; 2) психологии; 3) искусства; 4) обществоведения:
а) система потребностей; б) совокупность психических качеств; в) совокупность способностей; г) система отношений; д) совокупность реакций?
2. На какой критериальной основе построена структура качеств личности К.К. Платонова:
а) общечеловеческие ценности; б) общественная значимость; в) факторы формирования качеств; г) тесты Кеттелла?
3. К какой группе качеств личности относится воля (волевые качества):
а) ЗУН; б) СЭН; в) СДП; г) СУМ; д) СУД; е) СТК; ж) СПФР?
4. Какие элементы (группы качеств) входят в самоуправляющий механизм личности:
а) темперамент; б) характер; в) Я‑концепция; г) мировоззрение; д) знания; е) опыт?
5. Ранжируйте факторы, влияющие на формирование качеств группы СЭН у человека:
а) природные; б) социальные; в) наследственные; г) психогенные; д) техногенные?
6. Какие признаки лежат в основе структуры качеств индивида по И.П. Иванову:
а) область деятельности; б) социальная значимость; в) степень сложности формирования; г) степень обобщенности; д) акцентуации характера; е) особенности происхождения?
7. С какими из указанных ключевых компетентностей личности наибольшим образом коррелируют учебные предметы: 1) математика; 2) русский язык; 3) иностранный язык; 4) литература; 5) технология; 6) география; 7) химия; 8) физика:
а) математическая; б) коммуникативная (языковая); в) информационная; г) автономизационная; д) социальная; е) продуктивная; ж) нравственная?