Социометрический опрос
Среди методов педагогических исследований большое распространение имеет социометрический опрос. Сам термин «социометрия» означает в дословном переводе «социальное измерение». Для нас важно подчеркнуть, что метод социометрии является, во-первых, удобным способом изучения и измерения скрытых межличностных отношений в коллективе, где учащиеся хорошо знают друг друга, во-вторых, дает возможность выявить структуру взаимоотношений в классе в зависимости от симпатий и антипатий, наличие группировок, определить авторитетность выборных органов, наличие лидеров, маргинальных (отвергаемых), изолированных учащихся. При этом необходимо отметить, что на основании полученной с помощью социометрии картины жизни ученического коллектива можно дать рекомендации о работе с данным коллективом, об укреплении сплоченности и организованности класса, о путях дальнейшего развития, изучения внутри коллективных взаимоотношений учащихся.
Процедура социометрического метода несложна. Учащихся просят ответить на вопросы типа: «С кем бы ты хотел…» (отдыхать на каникулах, дежурить по школе, готовиться к экзамену, поделиться сокровенными мыслями, пригласить на день рождения? и т.д.).
Как видно из вопросов, выбор в каждом конкретном случае ведется по разным признакам. Причем фамилии выбранных располагаются по степени важности (кого бы ты выбрал в первую очередь, кого – во вторую, кого – в третью).
Учащиеся обычно называют фамилию тех, с кем они дружат, кого больше уважают и ценят. Второй выбор падает на того учащегося, который по каким-то признакам не нравится избираемому (скрытый, капризный, завистливый, необщительный, слабохарактерный, безинициативный и т.д.), то есть, учащиеся называют тех, кому они менее симпатизируют. В третьем выборе называют фамилию учащихся, у которых много недостатков или к которым они относятся совершенно безразлично. В результате такого опроса можно установить структуру взаимоотношений, взаимные симпатии, антипатии, выявить внутриколлективные группировки, их лидеров, изолированных учащихся и т.д.
Уместно также отметить, что социометрический опрос дает возможность определить и более глубокие отношения, например, дружеские. Потребность в дружеском общении особенно сильно проявляется у подростков. Например, можно предложить им такой вопрос: «В трудную для тебя минуту жизни с кем бы ты поделился своей бедой в группе, кто тебя поймет? В первую, во вторую, в третью очередь?». При проведении опроса могут встретиться и неожиданности. Случается, что учащиеся называют фамилию своего лучшего друга и этим ограничиваются. Следует убедиться, что это серьёзная позиция, а не просто нежелание подумать. Встречаются и случаи, когда учащийся вообще отказывается сделать выбор, заявляет: «Ни с кем». Это обычно свидетельствует о нарушениях во взаимоотношениях.
Подчеркнем, исследование с использованием данного метода дает положительный результат, если он подкрепляется другими методами (беседой, анкетированием, наблюдением и т.д.). При повторном проведении социометрии через определенный промежуток времени очень важно новые данные сопоставить с предыдущими. Это позволит определить, насколько действенными оказались педагогические меры.
Некоторая ограниченность этого метода в том, что он дает лишь «фотографию» и картину сложившихся деловых или личных отношений в коллективе, а не картину общения. Однако, анализ полученных данных позволяет исследователю выработать систему педагогических мер и целенаправленно решить проблемы обучения и воспитания учащихся, учитывая при этом их индивидуально-личностные особенности, уровень коммуникабельности, организованности, воспитанности и т.д.
Проведение социометрического опроса должно удовлетворять следующим требованиям.
1.Опрос можно проводить только в коллективах, имеющих некоторый опыт совместной деятельности (не менее 6-7 месяцев), на основе которой уже возникли определенные устойчивые взаимоотношения между его членами (совместная общественная работа, учеба и т.д.). В противном случае исследователь рискует зафиксировать случайную структуру.
2.Количество членов изучаемого коллектива не должно превышать 11-15 человек. Большой размер коллектива снизит качество получаемой информации. Человек может с определенностью выразить свое отношение не более чем к 6+2 индивидам.
3.Задаваемые вопросы должны представлять собой критерии, на основании которых респондент осуществляет личный выбор кого-либо из членов коллектива для участия в какой-то совместной деятельности.
4.Необходимо указать возможное число выборов; когда требуется получить полную картину взаимоотношений между членами данного коллектива, разрешается делать неограниченное число выборов. Процедура без ограничения выборов называется непараметрической. Процедура с ограничением числа возможных выборов называется параметрической.
5.Опрос должен проводиться посторонним для данного коллектива лицом. Ни члены коллектива, ни тем более руководство или представители администрации не должны проводить сбор информации, так как это резко нарушает анонимность, являющуюся обязательным условием успешного проведения социометрического опроса (метода).
6.Каждый член коллектива должен делать выборы самостоятельно, не советуясь с другими.
Ранжирование.
Это метод педагогического исследования. Метод ранжирования рассчитан на выявление индивидуального мнения каждого учащегося о своих товарищах, близких людях, родителей, учителей и т.д. Этот метод очень прост: каждому учащемуся выдается лист бумаги с фамилиями, скажем, его товарищей. Он должен против каждой фамилии поставить номер, соответствующий его представлению о том, какое место среди других занимает данный учащийся по характеру проявления определенного качества, то есть, в качестве критерия берется какая-то одна черта человеческой личности или характера (например, скромность, принципиальность, совестливость, общительность, любознательность, организаторские способности и т.д.).
При проведении ранжирования следует добиваться, чтобы учащиеся точно и однозначно понимали условие задания. Успешно проходит ранжирование в группах до 15 человек; в группах с большим числом ребят следует учитывать только первые 15 мест.
Для того, чтобы исследователю выявить степень авторитета среди учащихся класса, он дает список класса (в алфавитном порядке) и предлагает каждому ученику против каждой фамилии поставить цифру от 1 до 15 (в классе 25 человек). Расположение собранных данных в определенной последовательности дает возможность исследователю определить степень авторитетности учащихся класса. Например, «с кем бы ты хотел дружить в классе, если бы тебе предложили?». Задание можно варьировать. Скажем, определять степень авторитета только среди мальчиков, только среди девочек; можно девочкам давать список ребят и, наоборот.
Ранжирование можно использовать не только применительно к личности и для выяснения ценностных ориентаций. Например, классу дается список профессий, которые они могли бы избрать после окончания школы. В списке указывается 15 профессий. Из них каждому ученику предлагается выбрать три наиболее важных, с точки зрения опрашиваемого, после чего ему нужно расположить выбранные профессии в порядке значимости (важности). Исследователю необходимо знать, какие профессии ценят его воспитанники. Заполненная анкета в нашем примере может иметь следующий вид:
Обычно ребята легко справляются с заполнением ранговой таблицы.
Педагогу-исследователю полезно знать, какие профессии больше всего выбрали бы учащиеся.