По территориальной принадлежности выделяют школьные группы и внешкольные группы
Школьные группы. Школьный класс – важнейшая группа принадлежности школьника. Любой школьный класс дифференцируется на группы и подгруппы, причем по разным, не совпадающим друг с другом признакам.
Во-первых, существует социальное расслоение, особенно заметное в больших городах и проявляющееся как в неравенстве материальных возможностей, так и в характере жизненных планов, уровне притязаний и способов их реализации. Иногда эти группы практически не общаются друг с другом.
Во-вторых, складывается особая внутришкольная и внутриклассная иерархия, основанная на официальном статусе учащихся, их учебной успеваемости или принадлежности к «активу».
В-третьих, происходит дифференциация авторитетов, статусов и престижа на основе неофициальных ценностей, принятых в самой ученической среде.
Еще одним показателем усложнения неформальной структуры класса в этот период может служить появление такого нового основания для объединения учащихся в группы, как общность их профессиональных намерений. Психологические исследования показали, что в подростковом возрасте межличностные взаимоотношения между соучениками во многом определяют выбор ими той или иной профессии.
Внешкольные подростковые группы. Свободное общение не просто способ проведения досуга, но и средство самовыражения личности, установления новых человеческих контактов, из которых постепенно выкристаллизовывается что-то интимное, исключительно свое. Принадлежность к компании повышает уверенность подростка в себе и дает ему дополнительные возможности самоутверждения.
Структура стихийных групп общения и степень их сплоченности во многом определяются уровнем развития взаимоотношений между мальчиками и девочками. У подростков первичными ячейками общения являются однополые группы мальчиков и девочек; затем две такие группы, не теряя своей внутренней общности, образуют смешанную компанию. Позже внутри этой компании складываются пары, которые становятся все более устойчивыми, а прежняя большая компания распадается или отходит на задний план.
Хотя разные виды общения могут сосуществовать, выполняя разные функции, их удельный вес и значимость с возрастом меняются. Меняются и привилегированные места встреч. У подростков это чаще всего двор или своя улица. Со временем они переориентируются на какие-то узловые точки в центре района или города, местный «Бродвей». Затем, по мере роста материальных возможностей и дифференциации самих компаний, встречи переносятся в какие-то излюбленные общественные места. Разные формы и места общения не только сменяют друг друга, но и сосуществуют, отвечая разным психологическим потребностям. Также очень важно обращать внимание на то, что если компании формируются главным образом на базе совместных развлечений, то человеческие контакты в них, будучи эмоционально значимыми, обычно остаются поверхностными.
Качество совместного времяпрепровождения часто оставляет желать лучшего. Так некоторые из таких компаний перерастают в антисоциальные (от случайной выпивки – к пьянству, от веселого озорства – к хулиганству).
2. По характеру социальной направленности стихийных групп выделяются следующие группы [Полонский]:
а) просоциальные или социально положительные (спортивные секции, клубы, кружки, самодеятельные объединения). 3/5, то есть большинство изученных подростковых объединенийпринадлежит, к просоциальным, то есть социально положительным и близким к этому типу объединениям. Среди просоциальных групп особо следует выделить самодеятельные неформальные группы молодежи, которые несут социально значимое конструктивно-преобразующее начало, имеют свои цели, задачи, программу действия. Это могут быть экологические, культурологические, общественно-политические, охранно-исторические и другие программы, добровольно объединяющие юных единомышленников.
б) асоциальные, стоящие в стороне от основных социальных проблем, замкнутые в системе узкогрупповых ценностей, досуговые группы. В таких группах собираются в основном «трудные», находящиеся в изоляции в своих классных коллективах и, кроме того, воспитывающиеся в неблагополучных семьях подростки. В лидеры в этих группах выдвигаются подростки с узко эгоистической направленностью. Таким образом, в асоциальных группах за счет их изолированности от взрослых и классных коллективов, собственных узкогрупповых ценностей и подчинения лидеру с эгоистической направленностью возникают серьезные предпосылки для криминализации несовершеннолетних.
Такого рода асоциальные группы, в которых еще не совершаются, но как бы созревают преступления несовершеннолетних, в литературе еще называют криминогенными группами. Члены криминогенных групп, в отличие от преступных, не имеют четкой ориентации на совершение преступлений, нормы криминогенных групп, хотя и противоречат официальным, но все-таки жестко не определяют поведение их членов как преступников. Они, как правило, создают ситуации конфликта с социально позитивными моральными требованиями, реже – с правовыми. Поэтому члены криминогенных групп большинство преступлений совершают в проблемных, конфликтных ситуациях или благоприятных для этого условиях,
«Питательной средой» для криминогенных и иных асоциальных подростковых групп являются промежуточные досуговые группы («фанаты», «рокеры», «металлисты», спортивные фанаты, «брейкеры», «скинхеды» и т. д.), которые формируются на основе общности своих эстетических вкусов, приверженности к отдельным музыкальным течениям, музыкальным, спортивным кумирам, новомодным танцам, экстравагантной моде и т. д. Причиной, порождающей такие замкнутые групповые объединения, нередко служит чрезмерная регламентация, бюрократизация школы, учреждений культуры, искусства, отсутствие подростково-юношеских досуговых центров и объединений по интересам, «запретительское» отношение к молодежной моде, своего рода «перестраховка».
Отсюда лучшим воспитательно-профилактическим средством, предупреждающим перерастание подобных «вкусовых», досуговых объединений в асоциальные и антиобщественные группы, является «легализация» увлечений молодежи, предоставление возможности свободного выбора досуговых занятий, возможности для реализации своих вкусов и интересов в подростково-юношеских клубах, центрах, где ребята могут чувствовать себя достаточно автономно и независимо.
Особой группой стоят неформальные молодежные объединения, где интегрирующим, объединяющим стержнем является образ жизни, собственная мораль, духовные ценности, своеобразная субкультура, атрибутика, сленг. Такие объединения и сообщества строятся на отрицании общепринятой морали, на противопоставлении ей групповой, часто весьма экстравагантной субкультуры. Это, прежде всего, хиппи, панки и новомодные течения – эмо и готы.
Чаще всего подросток примыкает к уже сложившейся группе в основном по территориальному признаку. «Зазор» между группировками настолько велик, что для большинства просто не остается альтернативы, кроме как смериться с тем, что ты с завтрашнего дня панк или скейтбордист. Тотальная несвобода от окружения – вот одна характерная особенность современного отрочества. Вторая – беспредметность общения. «Предмет», вокруг которого объединяются подростки, выполняет практически «тотемическую» функцию. Рок-музыка, футбол, мода являются лишь поводом для определенного типа общения. Специалистов поражает то обстоятельство, что футбольные фанаты в массе не разбираются в азах футбола, рокеры, различая этикетки солистов и групп, обычно вовсе не меломаны и музыкально безграмотны. И футбол и музыка, как и прочие «предметы», лишь помогают различать «свою» общность. Поэтому гораздо важнее предмета общения оказывается все возможная атрибутика и символика. Она выполняет роль наглядно-чувственной картины ритуала, который организует группа вокруг того или иного занятия.
Было бы неправильно за каждой, даже самой экстравагантной молодежной группой видеть потенциальных преступников, к которым необходимо применять специальные профилактические меры. Однако следует отметить, что групповая изолированность, корпоративность, замкнутость молодежных неформальных групп, не включенных в систему более широких общественных отношений, создает предпосылки для неблагоприятной динамики групповой социальной направленности, «трансформации», перерастания просоциальных, досуговых объединений в асоциальные, антиобщественные группы. Таким образом, создание широких возможностей для реализации различных вкусовых пристрастий в сфере досуга, самостоятельное участие членов молодежных группировок в организации своего досуга, спортивного, художественного, музыкального и другого творчества можно отнести к мерам общей профилактики, предупреждающим возможную криминализацию неформальных групп.
В качестве признаков сформировавшейся асоциальной группы И. П. Бошкатов выделяет:
- сильно выраженное у всех членов группы чувство принадлежности к ней, чувство «мы» и противопоставление «они» и «мы»;
- высокая степень идентификации каждого члена группы с асоциально-криминальными групповыми нормами и ценностями, стандартами поведения и убеждениями;
- строгая стратификация ролевых позиций;
- создание специфического климата группы с интимными, доверительными отношениями;
- автономизация, закрытость, замкнутость группы, существование круговой поруки, групповых секретов и тайн, отдаление её от других социальных общностей.
в) антисоциальные, социально отрицательные группы.
Преступные группы характеризуются четкой ориентацией на преступное поведение, для них характерны противоправные нормы и подготовленное, организованное совершение преступлений. Такого рода преступные группы несовершеннолетних встречаются достаточно редко.
Антисоциальные подростковые группировки обычно хорошо организованы, требуют безусловной и непререкаемой лояльности, преданности группе. При этом общность держится в первую очередь не внутренними связями, а стремлением к разграничению с другими общностями. Все подростковые группы – соперничающие группы, и это соперничество чем дальше, тем больше принимает характер столкновений, в том числе и кровавых.
Существует достаточно много типологий (классификаций) направленности деятельности групп.
3. Одна из наиболее распространенных типологий предполагает деление существующего многообразия групп на:
- просоциалъные группы, направленность которых согласуется с поощряемыми обществом ценностями и установками. Позитивные групповые нормы привносятся из социальной среды, формируются и укрепляются в процессе социально значимой учебной, трудовой и общественной совместной деятельности;
- асоциальные группы, направленность которых не согласуется с устоявшимися в обществе ценностями и нормами. Члены этих групп ведут совместный асоциально-криминальный образ жизни и совершают различные правонарушения. Совместная асоциально-криминальная деятельность характеризуется в этих группах социальным отчуждением, обособлением, противостоянием;
- при соответствующем уровне развития и организованности асоциально-криминальной деятельности асоциальные группы могут совершать преступления, и тогда они превращаются в криминогенные, или преступные, группы, которые характеризуются большей замкнутостью, круговой порукой, преступной деятельностью, выраженным противопоставлением себя другим группам. Межличностные отношения в таких группах опосредуются асоциальными или антиобщественными ценностями и ведут к деперсонализации личности.
4. Согласно классификации, предложенной И. Ю. Сундиевым, можно выделить:
Группы агрессивной самодеятельности
Спортивные «фанаты», цель объединения которых – эмоциональная разрядка в процессе «боления» на матчах и послематчевых шествий, стремление выделиться из окружающей микросреды, продемонстрировать с помощью стилизованной одежды свою принадлежность к любимой команде. Спорт и спортивные мероприятия – лишь повод к совместным действиям. Основной контингент этих групп – подростки 12–17 лет.
Экстремистские неонацистские группы правого и левого толка
Правые, как правило, малочисленные группы (20–30человек). Их основное время тратится на копирование внешней атрибутики, создание тайных документов, присвоение друг другу званий и т. п. Группы имеют сложную систему посвящения, куда могут входить уголовное «братание кровью», противоправные действия, пытки с элементами садизма. Проповедуются идеи антигуманизма, насилия. Практикуется употребление алкоголя, курение. Своих взглядов не скрывают, активно вступают в дискуссии.
Левые («ремонтники», «люберы», «консерваторы», «контролеры», «законники», «чистильщики», «чистые», «комиссары» и т. п.) объединяются для борьбы с другими неформальными объединениями, в первую очередь неофашистскими. Действуют только против тех групп, которые активно критикуются средствами массовой информации. Если неформальной группе дается положительная оценка или же она где-нибудь регистрируется, выступления против нее прекращаются. В группах «левых» наибольшей популярностью пользуются физически развитые агрессивные подростки («качки»). Члены групп демонстрируют крайнюю не терпимость к любым проявлениям западной идеологии и внешним признакам западной культуры. На словах поддерживая государство и общечеловеческие ценности, на практике демонстрируют поведение, сходное с поведением тех групп, с которыми борются. Численность групп – 30–40 человек. Диапазон форм деятельности – от демагогических рассуждений о пользе социально – экономических реформ до систематического насилия на грани садизма.
Группы эпатажной самодеятельности
Целью объединения подростков в такие группы служит как подтверждение принадлежности к элитарной группе, так и претензия на образование «новой элиты». Наиболее характерные представители – панки. Одежда, манера поведения, словарный запас, сленг вычурно грубы и унизительны. Демонстрируется крайнее уважение к девушкам. Открыто пропагандируется секс, употребление наркотических и токсических веществ. Общение примитивно: в основном обсуждение эпатажных акций.
Эпатаж – скандальная выходка; поведение, нарушающее общепринятые нормы и правила. Демонстративный эпатаж достаточно часто оборачивается противоправными поступками: драками, надругательствами над личностью, памятниками, могилами, грабежами, скорее, с целью унижения личного достоинства, нежели для удовлетворения материальных потребностей.
К этому типу относятся также мажоры (в их группах принято носить вещи какой-либо одной западной страны – «псевдоамериканцы», «псевдонемцы» и т. п.; проповедуется активный, деловой, сильный человек), рокеры (их отличительная черта – страсть к мотогонкам, возможны угоны мототехники; наркомания и токсикомания в данных группах не развиты, но распространены случайные сексуальные контакты), поперы (причисляют себя к «элите» общества; проповедуют наслаждение теми условиями, которые есть, равнодушие к негативному в жизни; подчеркнуто пренебрежительны к окружающим, стремятся к вызывающей респектабельности; активно бойкотируют любую общественную деятельность).
Группы культурной самодеятельности
Они направлены не столько на создание новых художественных ценностей, сколько на создание «культуры для себя», культуры, отвечающей насущным потребностям конкретной личности, группы. Наиболее оригинальными представителями неформальных групп культурной самодеятельности являются хиппи. Одной из принципиально неформальных групп можно считать группы «компьютерной самодеятельности», где основным инструментом творчества является компьютер.
Группы экономической самодеятельности
Деятельность таких групп направлена на создание и реализацию материальных благ для себя, своей группы или других групп. В последние годы данное направление активно развивается, преобладают группы кооперативно-предпринимательской направленности.
Группы социальной самодеятельности
Деятельность этих групп направлена на решение конкретных социальных проблем. В настоящее время наиболее известны экологисты (защита окружающей среды, восстановление природных ценностей), экокультурные группы (защита культурной среды), этнокультурные группы (возрождение или сохранение культурно – исторического наследия различных этнических общностей; в числе подобных групп возможны и экстремистски настроенные, например «Память» и др.), группы интернационалистов (акции героико-патриотического, интернационального характера), группы взаимной поддержки (образуются лицами, испытавшими сходные адаптационные сложности), группы «Милосердия» (добровольная помощь людям, в ней нуждающимся) и т. п.
Группы политической самодеятельности
Деятельность таких групп направлена на изменение политической ситуации и политических условий в стране в соответствии с их идеями. Выделяют группы в защиту и поддержку социально-экономических реформ, альтернативные политические движения, правозащитное движение, движение политического самообразования.
Знание этих и подобных типологий, основных признаков принадлежности к той или иной группе, ведущих направлений самореализации и возможных проявлений асоциального и криминального поведения дает возможность социальному педагогу в ситуациях диагностики конкретной группы максимально точно провести идентификацию, спрогнозировать возможные следствия членства в данной группе для несовершеннолетнего.