Практическое занятие № 3: Педагогическое общение в структуре деятельности учителя
1. Педагогическое общение и его роль в педагогической деятельности.
2. Функции педагогического общения.
3. Стили педагогического общения.
4. Способы коммуникативного воздействия.
5. Профессиональная этика и такт как основополагающие элементы педагогического общения.
6. Педагогическое мастерство и его компоненты.
7. Педагогическое мастерство, педагогическая техника и педагогическая интуиция.
8. Конфликт и его разрешение.
Методические материалы к занятию
Общение – это акт воздействия человека на человека в процессе их взаимодействия. (С.А.Смирнов)
Функции:
- Нормативная;
- Коммуникативная;
- Познавательная;
- Актуализирующая.
Виды общения:
1. По составу участников:
а) межличностное (человек-человек);
б) личностно-групповое (человек – группа);
в) межгрупповое (группа – группа).
2. По степени опосредованности:
а) непосредственное – общение «лицом к лицу», когда каждый участник вступает в контакт с другим, используя все средства общения и когда существует возможность получения немедленной обратной связи;
б) опосредованное – общение, осуществляемое с участием либо третьих лиц, либо с помощью почтовой связи, технических средств, вещей, воспоминаний и т.д.
Структура:
- коммуникативная сторона – обмен информацией;
- интерактивная – построение общей стратегии взаимодействия, обмен не только фактами, отношениями, но и действиями.
- перцептивная – восприятие, изучение, понимание, оценка партнерами по общению друг друга.
Вербальное общение – словесное общение, в процессе которого в качестве знаковой системы используется речь (вторая сигнальная система).
Внутреннее общение – общение с самим собой, речь. Обращенная к себе.
Монологическое – устная речь, используемая в форме лекции, доклада, ораторского выступления и т.д.
Диалогическое – речевое общение двух или нескольких лиц.
Невербальное – общение, в котором используются неречевые знаковые системы.
Кинетическое – общение с помощью невербальных средств: мимики, жестов, пантомимики (выразительное движение тела).
Визуальное – информационный контакт с помощью глаз.
Педагогическое общение – это общение между педагогом и учеником, в процессе которого учитель решает воспитательные личностно-ориентированные задачи.
Выделяют 2 вида педагогического общения:
1. Социально-ориентированное общение- лекция, доклад, телепередача, и т.д., в ходе которой решаются социально-значимые задачи, реализуются общественные отношения, организуется социальное взаимодействие.
2. Личностно-ориентированное общение – общение, которое может быть деловым, направленную на какую-либо совместную деятельность или связанным с личными взаимодействиями, не имеющими отношения к деятельности.
В педагогическом общении имеют место оба вида. Характер общения учителя и ученика обусловлен, прежде сего, его профессионально-предметной подготовленностью (ЗУН в области предмета), а также в области педагогики, психологии, методики, научным потенциалом и профессиональными стремлениями, идеалами.
Большое значение имеет направленность учителя «на себя» или «на ученика».
Стили педагогического общения.
Общепринятая классификация (А.В.Петровский, Я.Л. Коломинский, М.Ю.Кондратьев и др.) – авторитарный, демократический, попустительский.
Авторитарный стиль общения – педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого ученика.
Характеристика:
1. Единоличное планирование взаимодействия и подведения итогов.
2. Монологизм
3. Директивность
4. Внешнее мотивирование
5. Репрессивность
6. Единоличное разрешение конфликтов
7. Прямое управление и регулирование взаимодействия.
Внешние показатели:
- Успеваемость, дисциплина на уроке позитивны.
- Социально-психологическая атмосфера, как правило, неблагополучная.
Попустительский(анархический, игнорирующий) стиль общения – стремление педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием.
Попустительский стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой составляет равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и учащихся.
Внешние показатели:
1. Отсутствие контроля: за деятельностью школьников и динамикой развития их личности.
2. Успеваемость и дисциплина, как правило, неудовлетворительны.
Демократический стиль общения (стиль сотрудничества) – педагог ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел.
Основная особенность – взаимопонимание и взаимоориентация.
Характеристика:
1. Совместное целеполагание и подведение итогов.
2. Диалогизм
3. Сотрудничество
4. Внутреннее мотивирование
5. Ненасилие
6. Совместное преодоление противоречий
7. Косвенное управление, самоуправление, саморегуляция (соотнести все пункты с характеристикой авторитарного стиля).