Практическое занятие № 3: Педагогическое общение в структуре деятельности учителя

1. Педагогическое общение и его роль в педагогической деятельности.

2. Функции педагогического общения.

3. Стили педагогического общения.

4. Способы коммуникативного воздействия.

5. Профессиональная этика и такт как основополагающие элементы педагогического общения.

6. Педагогическое мастерство и его компоненты.

7. Педагогическое мастерство, педагогическая техника и педагогическая интуиция.

8. Конфликт и его разрешение.

Методические материалы к занятию

Общение – это акт воздействия человека на человека в процессе их взаимодействия. (С.А.Смирнов)

Функции:

- Нормативная;

- Коммуникативная;

- Познавательная;

- Актуализирующая.

Виды общения:

1. По составу участников:

а) межличностное (человек-человек);

б) личностно-групповое (человек – группа);

в) межгрупповое (группа – группа).

2. По степени опосредованности:

а) непосредственное – общение «лицом к лицу», когда каждый участник вступает в контакт с другим, используя все средства общения и когда существует возможность получения немедленной обратной связи;

б) опосредованное – общение, осуществляемое с участием либо третьих лиц, либо с помощью почтовой связи, технических средств, вещей, воспоминаний и т.д.

Структура:

- коммуникативная сторона – обмен информацией;

- интерактивная – построение общей стратегии взаимодействия, обмен не только фактами, отношениями, но и действиями.

- перцептивная – восприятие, изучение, понимание, оценка партнерами по общению друг друга.

Вербальное общение – словесное общение, в процессе которого в качестве знаковой системы используется речь (вторая сигнальная система).

Внутреннее общение – общение с самим собой, речь. Обращенная к себе.

Монологическое – устная речь, используемая в форме лекции, доклада, ораторского выступления и т.д.

Диалогическое – речевое общение двух или нескольких лиц.

Невербальное – общение, в котором используются неречевые знаковые системы.

Кинетическое – общение с помощью невербальных средств: мимики, жестов, пантомимики (выразительное движение тела).

Визуальное – информационный контакт с помощью глаз.

Педагогическое общение – это общение между педагогом и учеником, в процессе которого учитель решает воспитательные личностно-ориентированные задачи.

Выделяют 2 вида педагогического общения:

1. Социально-ориентированное общение- лекция, доклад, телепередача, и т.д., в ходе которой решаются социально-значимые задачи, реализуются общественные отношения, организуется социальное взаимодействие.

2. Личностно-ориентированное общение – общение, которое может быть деловым, направленную на какую-либо совместную деятельность или связанным с личными взаимодействиями, не имеющими отношения к деятельности.

В педагогическом общении имеют место оба вида. Характер общения учителя и ученика обусловлен, прежде сего, его профессионально-предметной подготовленностью (ЗУН в области предмета), а также в области педагогики, психологии, методики, научным потенциалом и профессиональными стремлениями, идеалами.

Большое значение имеет направленность учителя «на себя» или «на ученика».

Стили педагогического общения.

Общепринятая классификация (А.В.Петровский, Я.Л. Коломинский, М.Ю.Кондратьев и др.) – авторитарный, демократический, попустительский.

Авторитарный стиль общения – педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого ученика.

Характеристика:

1. Единоличное планирование взаимодействия и подведения итогов.

2. Монологизм

3. Директивность

4. Внешнее мотивирование

5. Репрессивность

6. Единоличное разрешение конфликтов

7. Прямое управление и регулирование взаимодействия.

Внешние показатели:

- Успеваемость, дисциплина на уроке позитивны.

- Социально-психологическая атмосфера, как правило, неблагополучная.

Попустительский(анархический, игнорирующий) стиль общения – стремление педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием.

Попустительский стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой составляет равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и учащихся.

Внешние показатели:

1. Отсутствие контроля: за деятельностью школьников и динамикой развития их личности.

2. Успеваемость и дисциплина, как правило, неудовлетворительны.

Демократический стиль общения (стиль сотрудничества) – педагог ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел.

Основная особенность – взаимопонимание и взаимоориентация.

Характеристика:

1. Совместное целеполагание и подведение итогов.

2. Диалогизм

3. Сотрудничество

4. Внутреннее мотивирование

5. Ненасилие

6. Совместное преодоление противоречий

7. Косвенное управление, самоуправление, саморегуляция (соотнести все пункты с характеристикой авторитарного стиля).

Наши рекомендации