Общее понятие о дидактике, задачи и функции дидактики

Дидактика - это отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения. Общая дидактика - отвечает на вопросы, с какими целями чему и как обучать учащихся по всем предметам и на всех уровнях. Существуют частные дидактики (или предметные методики) - они исследуют обучение по отдельным предметам или уровню образования. Общая дидактика составляет теоретическую основу частных дидактик. В то же время, базируясь на результатах их исследованиях.

Предмет дидактики - закономерности и принципы обучения.

Цели дидактики - научные основы содержания образования, методы, формы и средства обучения.

Задачи дидактики - состоят в том чтобы: 1) Описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации. 2) Разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы и технологии.

Функции дидактики - 1. Научно-теоретическая функция педагогики. 2. конструктивно-техническая функция. (Обе функции взаимосвязаны, в основу конструктивно-технической деятельности должны быть положены результаты осуществления научно-теоретической функции). (П.И. Пидкасистый).

Дидактическая система - это совокупность взаимосвязей средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами. Выделяют взаимосвязанные структурные элементы дидактической системы: 1) Учащиеся. 2) Цели обучения. 3) Содержание. 4) Сам дидактический процесс. 5) Учитель. 6) Технические средства (парта, мел, доска и прочие). 7) Организационные формы педагогической работы. Есть 3 основных дидактические системы: 1. Традиционная. 2. Педоцентриская. 3. Современная.

Образование - результат обучения. Обучение основной путь образования. Отрасль научного знания, которая исследует и изучает проблемы образования и обучения - дидактика.

Дидактика - теория обучения и теория образования. Ратке: «Краткий отчёт из дидактики». В 1657 Каменский «Великая дидактика». Дидактика - всеобщее искусство всех учить всему.
Предмет - обучение как средство образования; закономерности и принипы обучения, его цели, методы; деятельность преподавания и обучения.

Взаимосвязь преподавания и учения. Вне преподавания и учения обучения не существует. Обучение возникает когда учение направлено по специальному плану. Дидактика - теория обучения.
Бывает общая и частная дидактика.
1. Общая - с какими целями, чему и как обучать учащихся на всех уроках.
2. Частная - изучает как организовано обучение по отдельным предметам.
Задачи:

· Описание и объяснение процесса обучения и условная реализация его.

· Конструирование процесса обучения.

· Нормативная функция.

Главная функция - научное обоснование практики обучения.
Дидактика использует знания многих наук: физиологии, кибернетики, психологии.
Надо различать психологию как науку и психологизм. Психология относится к педагогике как теория к практике. Дьюи: психологическая теория. Давыдов: психологию надо учитывать, но она не диктатор.

Дидактика использует знания других наук с целью научного обоснования практики обучения.
Понятийные системы дидактики:
I. Философская.II. Частнонаучная.III. Общенаучная.

Философская система - связь, общее, единичное, сущность, явления, причины и следствия. Выполняет универсальную мировоззренческую функцию.
A. Общие понятия педагогики: педагогика, воспитание, образование, педагогическая деятельность и действительность используется при фундаментальных исследованиях.
B. Специфические понятия дидактики: преподавание, учение, учебный предмет, материал, ситуация, учитель, принципы обучения, урок. Все они находятся в тесной взаимосвязи.
C. Взаимствованые из психологии: восприятие, усвоение, понимание, умения, навыки, обратная связь, динамическая система.

Процесс обучения основывается на определённой модели. Дидактическая система - это выделенная по определенным критериям целостность образов. Характеризуется единством целей, организационных принципов, содержания, формы и методов обучения.

Существует 3 дидактические системы:
1. Традиционная - Гербарт: целью обучения является формирование интеллектуальных умений, представлений, понятий, теоретических знаний. Основное внимание обращается на формирование вышеперечисленного. Процесс обучения должен строиться по определённой схеме, по формальным ступеням. Ступени: изложение, понимание, обобщение, применение. Они рекомендуются для обязательного использования. Эта система критиковалась.
2. Педацентрическая - обучение через делание. Дж. Дьюи считал, что процесс обучения необходимо строить исходя из потребностей и интересов ребёнка. Цель - развитие способностей. Процесс обучения предполагает ощущение трудностей в процессе деятельности, формирование проблемы, сути затруднений, выдвижение и проверка гипотез по решаемой проблеме, выводы и действия. Такое обучение напоминает научный поиск истины, не даёт четких знаний.
3. Современная дидактическая система. Полностью не сложилась. Выделяют сообщающее обучение, проблемное обучение, программное обучение, развивающее обучение, личностно центрирование обучение. Пытается объединить практику и теорию.

Процесс обучения. Сущность. Характеристика элементов. Цикличность. Виды обучения. Процесс обучения - смена состояния системы деятельности. Совместное движение. Целенаправленное последовательно изменяющееся взаимодействие учителя и ученика в ходе которого решаются задачи образования, развития и воспитания.

Элементы процесса обучения:

1.Деятельность преподавания.
2. Деятельность учения.

30)Дифференциация и Индивид.-разделение учащихся на группы

Признаки:способности,неспособности,внешние признаки,интересы

Дифф.-внешняя(школы в кот.дети обучаются в зависимости от способностей и интересов)

Внутренняя-в рамках класса(хар-на для сельских школ)

Базовый учебник-содержится стандартная информация в отл. От улглубленных

Индивидуализация-дети со способностями,но без возможности учиться в соотв.школе

Варианты:

1)на уроках-индивид.задания(много болеет,пропускает)

2)индив.темы сочинений-выбор проекта,науч.руководитель

3)на уровне индивид.планов-по способностям,по семейным/личным обс.-вам,длительные коммандировки

4)экстернат

5)домашнее обучение(учит и сдает,учитель приходит домой)

Инд.план назначается решением педсовета(установление формы и сроки сдачи)

32.ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ

Дети,которые признаны образовательной системой превосходящими уровень развития по сравнению с ровесниками

Одаренность-системная развивающаяся в течение всей жизни качество психики,которая определяет возможность достижения более высоких результатов в разных видах деятельности

3 типа одаренных-1)дети с общим одаренным уровнем развития(высокий iq,развитая логика,умение концентрировать внимание,высокая обучаемость

2)профильная одаренность-в одной или смежных областях при прочих обычных способностях

3)высокие умственные способности,но нет условий для развития-они себя никак не проявляют

Особенности-1)дети не похожи друг на друга 2)высокий уровень тревожности/агрессии

3)характеризуется глубоким проникновением в проблему(других людей вокруг не воспринимает)

Типы-академ. Одаренность(все схватывает на лету,умение учиться,высокие навыки самостоят.работы-идеально индивид.обучение)

Интелек. Одаренность(умение думать,анализировать,сопоставлять факты)

Творческая(нестандартное виденье мира-трудны для обучения)

Социальная (лидеры,способны организовывать,увлечь,убедить)

Художественная(музыка,танцы,живопись)

Психомоторная(спортсмены)

Проблемы обучения одаренных детей:

1)Развитие личности(у них свое видение мира,свой темп развития)

2)содержание образования(дети хотят выйти за рамки образов.-задают вопросы)

3)поиск индивид.подхода-для каждого ребенка-свой

Принципы обучения одаренных детей

1)развивающее и воспитательное обучение

2)индивидуализиция и дифферен. Учащихся

3)установление возрастных возможностей(больш.нагрузку давать нельзя)

33. Преподавание и учение - две составляющих процесса обучения Связь преподавание и учения с личностью учителя и учащегося.

Преподавание – это деятельность учителя (преподавателя) по передаче обучаемым информации, организации их учебно-познавательной деятельности, стимулированию познавательного интереса, самостоятельности, творчества и оценки учебных достижений.
Учение – это деятельность по освоению, закреплению и применению полученных знаний, умений и навыков; осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта.
Преподавание и учение неразрывно связаны. Очевидно, что тот, кто интересуется преподаванием, должен представлять себе, как происходит процесс учения. Считается, что учение начинается еще до рождения и не прекращается до самой смерти. Учение предполагает определенные изменения в поведении или способность реализовать эти изменения в будущем.
Характер учения зависит:
1) от материала, который усваивается, от его содержания и системы, в которой он подается;
2) от методического мастерства и опыта учителя, его личностных особенностей;
3) от конкретной методики обучения, которая применяется в каждом отдельном случае;
4) от особенностей ученика – индивидуальных характеристик его психического развития (умственного, эмоционального, волевого), от сложившегося у него отношения к учению, от его склонностей и интересов.
Процесс обучения на сегодняшний день характеризуется, как известно, огромным разнообразием «образовательных маршрутов», широким спектром программ и учебников. Для его эффективной организации от учителя требуется способность к самостоятельному конструированию системы предметного обучения (в своей школе), гибкой дифференцированной разработке методики преподавания (в каждом отдельно взятом классе) в соответствии с познавательными возможностями своих учеников. Поэтому необходим совершенно другой уровень методической подготовки педагога, ориентированный на овладение им общими подходами к самостоятельному проектированию и осуществлению процесса обучения, в частности, технологическим подходом.
В недалеком прошлом преподаватель в своей деятельности ориентировался на нормативные требования программ по предмету и возрастные познавательные возможности «среднего» ученика. Учитель подстраивался к предложенной ему единой схеме обучения, одинаковой во всех школах, и его творчество начиналось лишь на уровне разработки тематического планирования, а то и при создании отдельных уроков.
Теперь творчество педагога начинается с построения модели предметного образования в своей школе. Отправной точкой в реализации процесса обучения в рамках технологического подхода является диагностика уровня образовательного потенциала конкретных учащихся конкретного класса и разработка процесса обучения с учетом этого фактора. В этом проявляется направленность на учет индивидуальных потребностей и способностей личности ученика в условиях коллективного обучения.
Разумеется, задачи сохранения единого образовательного пространства в российских школах ориентируют на соблюдение государственных нормативных требований, изложенных во временных стандартах, базовых государственных учебных программах. Поэтому применительно к условиям отечественного обучения исходным моментом в разработке процесса преподавания является соотнесение требований, определяемых в стандартах и учебных программах, с познавательными возможностями и уровнем подготовки учащихся.

29. Учебный план общеобразовательной школы. Структура учебного плана. Программа.
Учебный план общеобразовательной школы. Структура учебного плана. Программа.
Учебный план – перечень учебных предметов, отобранных для изучения в школе. Предметы распределяются по годам их изучения, количеству часов в каждом классе и дозировке этих часов по неделям. Если иметь в виду общеобразовательную среднюю школу, то в ее учебном плане определены следующие данные: 1) полный перечень (список) учебных предметов по годам обучения; 2) количество часов (уроков), отводимых на каждый предмет на неделю, учебный год и за все годы обучения, например, на родной язык, математику, физкультуру и т.д.; 3) периоды производственной практики, лагерных сборов; 4) продолжительность учебных четвертей и каникул.
Программу утверждает Министерство образования. Значит, это тоже документ государственный. Его выполнение учебным заведением становится обязательным требованием соответствующих органов и администрации школы. По степени ее усвоенности аттестуют учащихся, переводят в следующий класс и выпускают из школы. На вступительных экзаменах в вузы и техникумы знания абитуриентов также проверяются применительно к программе: в какой мере они владеют ею.
Традиционная структура программы такова. В начале дается объяснительная записка. В ней формулируются цель и задачи обучения учащихся данному предмету, его особенности, принципы построения курса, предмета. Затем по разделам и темам вводятся важнейшие понятия, принципы, законы наук, входящие в учебный предмет, основные факты и выводы, которые должен усвоить школьник.
Так как учебный план содержит много предметов, каждый из которых изучается не один год, то в программе, безусловно, устанавливаются внутри предметные, и межпредметные связи в их логической последовательности и взаимообусловленности. Кроме теоретического материала, в программе устанавливается минимум практических и лабораторных работ, экскурсий, контрольных работ. В ряде программ указывается и примерное распределение часов на изучение отдельных разделов, тем. Предлагаются и критерии отметок: какие знания, умения и навыки заслуживают соответствующих баллов. Этот норматив ориентирует преподавателя на единообразную оценку уровня знаний учащихся в разных классах и школах.
Традиционно существует два принципа построения программ: линейный и концентрический. При линейном построении содержания учебного материала, не возвращаясь к ранее изученному (предполагается, что учащиеся уже знают пройденное), располагается тема за темой. В особенности это относится к таким предметам, как физика, химия; часто — математика. При линейном расположении материала его изучение идет быстрее, чем при концентрическом. Но сложность здесь в следующем: если какая-либо тема не усвоена школьником, то дальнейшее продвижение будет невозможным, потому что все последующее строится на предыдущем, из него вытекает.
При концентрическом расположении программы одно и то же содержание со временем повторяется, возвращаясь к ранее изученному материалу. На новом витке содержание расширяется и углубляется. Возьмем для примера литературную тему о А.С. Пушкине. С его стихами знакомятся (читают, заучивают наизусть) уже младшие школьники. К теме о А.С. Пушкине возвращаются в средних и старших классах. И при этом объем знаний и глубина эстетического, литературоведческого и исторического анализа творчества поэта с каждым разом возрастают.
Концентрический принцип построения программы имеет положительную сторону в том, что материал лучше усваивается и дольше сохраняется в памяти, поскольку повторение предупреждает забывание. Недостаток этого принципа: учащимся кажется, что они уже знают этот материал и потому у многих не появляется интереса новизны. При концентрическом построении программы темп изучения полного курса замедляется

Учебный план — это документ, определяющий состав учебных предметов, последовательность их изучения и общий объем отводимого на это времени. Если иметь в виду общеобразовательную среднюю школу, то в ее учебном плане определены следующие данные: 1) полный перечень (список) учебных предметов по годам обучения; 2) количество часов (уроков), отводимых на каждый предмет на неделю, учебный год и за все годы обучения, например, на родной язык, математику, физкультуру и т.д.; 3) периоды производственной практики, лагерных сборов; 4) продолжительность учебных четвертей и каникул.
Программу утверждает Министерство образования. Значит, это тоже документ государственный. Его выполнение учебным заведением становится обязательным требованием соответствующих органов и администрации школы. По степени ее усвоенности аттестуют учащихся, переводят в следующий класс и выпускают из школы. На вступительных экзаменах в вузы и техникумы знания абитуриентов также проверяются применительно к программе: в какой мере они владеют ею.
Традиционная структура программы такова. В начале дается объяснительная записка. В ней формулируются цель и задачи обучения учащихся данному предмету, его особенности, принципы построения курса, предмета. Затем по разделам и темам вводятся важнейшие понятия, принципы, законы наук, входящие в учебный предмет, основные факты и выводы, которые должен усвоить школьник. Так как учебный план содержит много предметов, каждый из которых изучается не один год, то в программе, безусловно, устанавливаются внутри предметные, и межпредметные связи в их логической последовательности и взаимообусловленности. Кроме теоретического материала, в программе устанавливается минимум практических и лабораторных работ, экскурсий, контрольных работ. В ряде программ указывается и примерное распределение часов на изучение отдельных разделов, тем. Предлагаются и критерии отметок: какие знания, умения и навыки заслуживают соответствующих баллов. Этот норматив ориентирует преподавателя на единообразную оценку уровня знаний учащихся в разных классах и школах.
Традиционно существует два принципа построения программ: линейный и концентрический. При линейном построении содержания учебного материала, не возвращаясь к ранее изученному (предполагается, что учащиеся уже знают пройденное), располагается тема за темой. В особенности это относится к таким предметам, как физика, химия; часто — математика. При линейном расположении материала его изучение идет быстрее, чем при концентрическом. Но сложность здесь в следующем: если какая-либо тема не усвоена школьником, то дальнейшее продвижение будет невозможным, потому что все последующее строится на предыдущем, из него вытекает.
При концентрическом расположении программы одно и то же содержание со временем повторяется, возвращаясь к ранее изученному материалу. На новом витке содержание расширяется и углубляется. Возьмем для примера литературную тему о А.С. Пушкине. С его стихами знакомятся (читают, заучивают наизусть) уже младшие школьники. К теме о А.С. Пушкине возвращаются в средних и старших классах. И при этом объем знаний и глубина эстетического, литературоведческого и исторического анализа творчества поэта с каждым разом возрастают.
Концентрический принцип построения программы имеет положительную сторону в том, что материал лучше усваивается и дольше сохраняется в памяти, поскольку повторение предупреждает забывание. Недостаток этого принципа: учащимся кажется, что они уже знают этот материал и потому у многих не появляется интереса новизны. При концентрическом построении программы темп изучения полного курса замедляется

31. Требования к структуре и содержанию учебника. Функции учебника. Учебные пособия и справочная литература, их использование учащимися.
Учебник - учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее части, раздела, соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

По отношению к учебной дисциплине учебник является базовым изданием, а все другие либо конкретизируют, либо дополняют, либо развивают те положения, которые в него включены. Другими словами, учебник – это ядро, вокруг которого формируется комплекс учебных изданий.

В учебнике должны быть отражены базовые знания, определенные дидактическими единицами ГОС ВПО. Эти единицы устанавливают основные направления и аспекты рассмотрения предмета, а также последовательность расположения материала. Учебник должен не только содержать характеристику знаний, но и раскрывать методические аспекты их получения.
Содержание учебника должно отражать определенную систему научно-предметных знаний, составляющих ядро сведений по данной отрасли (разделу) науки или сферы деятельности, необходимых и достаточных для овладения профессией и примене-ния в конкретной области.
Основные функции школьного учебника: информативная; управляющая; развивающая; коммуникативная; воспитательная; функция дифференциации и индивидуализации обучения.
Учебное пособие - учебное издание, официально утвержденное в качестве данного вида издания, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник.
Основные разновидности учебных пособий:
учебные пособия по части курса (частично освещающие курс);
лекции (курс лекций, конспект лекций);
учебные пособия для лабораторно-практических занятий;
учебные пособия по курсовому и дипломному проектированию и др.

Обычно учебное пособие выпускается в дополнение к учебнику. Однако учебное пособие может временно являться основным учебным изданием по дисциплине вследствие изменения государственного стандарта ВПО специальности и появления в учебных планах новой дисциплины, по которой пока еще не создано учебника.
Поскольку пособие создаётся более оперативно, чем учебник, то в него включается новый, более актуальный материал по конкретной дисциплине. Тем не менее, этот материал должен подаваться в русле фундаментальных знаний, изложенных в учебнике

34. Средства обучения. Выбор средств обучения в зависимости от содержания урока, его целей и т.п.

Средства обучения - это источник получения знаний, формирования умений. К ним относятся наглядные пособия, учебники, дидактические материалы, технические средства (ТСО), оборудование, станки, учебные кабинеты, лаборатории, ЭВМ, ТВ и другие средства массовой коммуникации. В качестве средств обучения могут выступать реальные объекты, производство, сооружения. Дидактические средства, как и методы, являются частью педагогической системы и выполняют в ней свое назначение. Выбор средств обучения зависит от дидактической концепции, целей, содержания, методов и условий учебного процесса. Основные функции средств обучения - это информационная, дидактическая, контрольная. В науке нет строгой классификации дидактических средств.
Характеристика средств обучения
Простые словесные и визуальные (наглядные) средства обучения имеют древнюю историю. Главные среди них - учебники. Следует напомнить, что функция учебника не только предъявить информацию, но и управлять познавательной деятельностью, работой с ней. Среди словесных средств большое значение имеют раздаточные материалы. Они имеются по всем основным предметам и представляют набор заданий, упражнений, схем.
Основная функция визуальных средств - демонстрация явлений, процессов. Демонстрировать можно реальные объекты. Так, в Лондоне учебный отдел на знаменитом лондонском мосту знакомит с ним школьников. Любое производство, объект, где возможна экскурсия, является средством обучения. Но подавляющее большинство наглядных средств - это модели, макеты, рисунки, карты. Их главная задача - обеспечить восприятие информации и стимулировать учебную деятельность.

Классификация средств обучения по Р.К. Миньяру-Белоручеву:

1.Средства-субституты, которые способны выполнять отдельные функции учителя: информативную (образцы, правила, инструкции, учебный комментарий), оценочную (ключи к упражнениям), организаторскую (задания к упражнениям).

2.Учебные материалы: не выполняют отдельные функции учителя, а служат объектом учебных действий учащегося (тексты, картинки, слайды, предметы).

3.Вспомогательные средства обучения: не учат, а помогают учителю осуществлять свои функции (все - от мела до видеомагнитофона).

4.Комплексные средства обучения: те, которые интегрируют все вышеуказанные функции (учебники. учебно-методические комплекты, специально разработанные лабораторные работы, компьютерные обучающие программы).

Можно воспользоваться классификацией польского дидакта В.Оконя, в которой средства расположены по нарастанию возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика.
Простые средства 1. Словесные: учебники и другие тексты. 2. Простые визуальные средства: реальные предметы, модели, картины и пр.
Сложные средства 3. Механические визуальные приборы: диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр. 4. Аудиальные средства: проигрыватель, магнитофон, радио. 5. Аудиовизуальные: звуковой фильм, ТВ, видео. 6. Средства, автоматизирующие процесс обучения: лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети.

Технические средства обучения (ТСО):

Целью их применения в учебном процессеявляется:

1.Индивидуализация обучения.

2.Обеспечение близкой к 100 % активности учащегося на занятии.

3.Возможности организации самостоятельной внеаудиторной работы.

4.Реализация дидактического принципа наглядности для звучащей речи.

5.Повышение мотивации.

Недостатки ТСО:

1.Относительная сложность эксплуатации;

2.Необходимость более длительной подготовки для учителя;

3.Затруднение или отсутствие образной связи (кроме компьютера);

4.Значительное повышение эффективности занятия ведет к повышению утомляемости как учащихся, так и учителя.

Аудитории, оснащенные одновременно лингафонным и проекционным оборудованием и компьютером, который может управлять этим оборудованием, называются мультимедийными классами.

Понятие метода обучения. Выбор методов обучения учителем в зависимости от целей урока, возраста учащихся и т.п.
Методы – это правила, при помощи которых формируются знания, умения, навыки. Методы делятся на :
1. Методо-формирующие знания (лекция – передача знаний, объяснение, рассказ)
Лекция – это словесный материал большого объёма, содержащий законы.
Объяснение – адаптация к возрасту, меньше содержимого, подробная остановка на отдельном кусочке информации.(данный метод используется в начальной школе).
Рассказ – красочное описание события, очень часто выступает в лекции. Рассказ используется как приём эмоционального воздействия.
Закрепляются следующие знания :
• Дискуссия
• Опрос( у доски) индивидуальный
• Фронтальный опрос
• Обобщающие формы работы
2. Умения и навыки (практические методы – упражнения) . Навыки обобщения лучше всего формируются при составлении таблицы (диаграммы, графики)
3. Условные методы обучения (методы контроля). Контроль, как метод обучения выступает только при устном контроле.
Методы проблемы обучения, формируют навыки творческой работы и делятся на :
• Эксперимент
• Лабораторные работы
• Проблемные ситуации (конкурсы, фрагменты фильмов, сценки)
• Поисковой метод (дискуссия)
• Обучение на высоком уровне сложности
• Игра
Выбираются методы обучения в зависимости от :
1. Целей урока и его этапов
2. Уровня знаний и умений учащихся
3. Учителя
4. Времени урока и расписания
5. Различных факторов
Средства обучения - это то, при помощи чего обобщается и закрепляется материал :
1. Речь учителя
2. Учебник
3. Бытовые вещи (игрушки и т.п.)
4. Дидактические (специально разработанные)
5. Технические (магнитофон, телевизор, компьютер)
А) иллюстрации и демонстрации
Б) наглядные методы обучения


Метод обучения - это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определенного круга задач обучения, развития и воспитания. Таким образом, в этом определении подчеркивается, что метод содержит в себе и правила как действовать, и сами способы действия.
1)По источникам передачи и характеру восприятия информации - система традиционных методов: словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.); наглядные (показ, демонстрация и пр.); практические ( лабораторные работы, сочинения и пр.).
2)По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся - система методов обучения: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый или эвристический метод, исследовательский метод.
3)По основным компонентам деятельности учителя - система методов , включающая три большие группы методов обучения: а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя ); б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса - познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении - разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований); в) методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).

Формы организации обучения

· индивидуально-опосредованная форма организации обучения — соответствует опосредованному общению (индивидуальная работа обучающегося с учебным материалом, посредством которого он находится в ситуации общения с другим человеком);

· парная — соответствует взаимодействию в обособленной паре (результаты его не используются в других парах);

· групповая — соответствует общению в группе, когда каждый говорящий направляет сообщение одновременно всем. Осуществляется такое взаимодействие в рамках всего коллектива или в рамках небольшой группы — сути не меняет;

· коллективная — соответствует взаимодействию в группе, когда общение происходит в парах сменного состава.

Классической традиционной формой является урок. Это основная форма организации обучения. Урок имеет строго ограниченное время. Для класса характерно определённое количество и уроки чередуются по расписанию. Такая форма называется классно-урочной. Учитель выбирает чему и как учить(в рамках программы). Для неё характерна пассивность ученика.

Урок характеризуется постоянным составом обучаемых групп, относительно стабильным составом педагогов, предметной системой обучения и относительной структурной законченностью определенного цикла обучения (проверка пройденного, изучение нового, упражнения, контроль усвоения).

(Первое противоречие – разный уровень усвоения материала учениками

Второе противоречие -- между регулярностью прямой (от учителя к ученику) и нерегулярностью, эпизодичностью обратной (от ученика к учителю) связи: ученики все время получают от учителя информацию, задания, указания, инструкции, учитель воздействует на них самим стилем поведения, авторитетом, подходом; сам же учитель только выборочно, во время беседы, выслушивания ответов, наблюдения или эпизодически (самостоятельная работа, зачет, экзамен) получает информацию о работе, затруднениях и успехах своих учеников. В силу этого значительно снижается управляемость учебным процессом, увеличивается число педагогических просчетов и ошибок, и прежде всего непопаданий «в зону ближайшего развития» ученика.

Третье противоречие -- между задачами развития разносторонней активности, в том числе практически преобразующей, задачами включения школьников в реальную жизнь и подготовки их к завтрашней жизни, творческому труду и преимущественно вербальным характером обучения. Учащиеся слушают, читают, смотрят, решают задачи, в лучшем случае мыслят и чувствуют, сидя за партой, воспринимая и выражая все через слово. Формированию практической преобразующей деятельности коллективное обучение на уроке способствует мало.

Четвертое противоречие -- между реальным объемом конкретного учебного материала, времени, необходимым для его изучения, и стандартным «размером», временными рамками урока. Отсюда и так называемые сдвоенные уроки, и неоднозначно оцениваемые «погружения» в учебный предмет, когда в какой-то период учебного года определенному предмету отдается большее количество времени.

Чтобы урок был эффективным, педагог должен находить способы постоянного разрешения его ведущих противоречий. От степени полноты, исчерпанности разрешения противоречий зависят гармоничность урока, всей системы уроков, а в конечном счете эффективность обучения.

Наконец, следует указать еще на некоторую искусственность урочной формы обучения. В реальной жизни ребенок общается не только со сверстниками, но и со старшими и младшими детьми, радуется, огорчается, переживает разнообразные жизненные ситуации. На уроке он должен «отключиться» от реального мира, уйти в иной, в чем-то искусственный мир, что не всегда получается, особенно у младшего школьника. А быть может, это вообще далеко не всегда продуктивно. Не случайно в гуманистической педагогике принцип связи обучения с жизнью трактуется не в узкоприкладном ключе (опереться на жизненный опыт и научить применять знания), а в нравственно-созидающем, воспитательном плане: урок как кусок жизни, который ребенок должен прожить полноценно со всеми своими заботами и радостями.)

Наши рекомендации