Сущность основных понятий. Аспектный анализ направлен на изучение какого-либо одного аспекта урока
Аспектный анализ направлен на изучение какого-либо одного аспекта урока, например использование средств наглядности для развития познавательной активности учащихся.
Аттестация образовательного учреждения– установление соответствующего содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственного образовательного стандарта.
Бизнес-образование– образование, имеющее целью подготовку человека к карьере в сфере коммерции или промышленного производства.
Годовой план охватывает время работы школы на весь учебный год, включая летние каникулы. Подготовка плана работы школы осуществляется в течение текущего учебного года и проходит несколько этапов. На первом этапе (первая учебная четверть) директор школы, его заместители и руководители школьных служб изучают новые нормативные, инструктивные документы, теоретические и методические материалы по вопросам развития и образования в целом и планирования в частности. На втором этапе (вторая учебная четверть) под руководством директора школы создается инициативная группа для разработки и корректировки структуры проекта плана, определяются источники и формы сбора необходимой информации. На третьем этапе (третья учебная четверть) анализируется получаемая информация, проводятся отчеты о работе членов комиссии и руководителей подразделений школы, выявляются причины возникающих трудностей и пути их устранения в перспективе. На четвертом этапе (конец четвертой четверти) подготавливается и обсуждается проект плана. На первом заседании совета школы в новом учебном году план работы школы утверждается.
Директор образовательного учреждения– педагогический работник, в задачи которого входит: непосредственное управление образовательным учреждением в соответствии с лицензией, уставом и свидетельством об аккредитации.
Дистанционное обучение–обучение, основанное на совокупности образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникации.
Договор–соглашение двух или нескольких (физических или юридических) лиц об установлении, изменении или прекращении каких-либо прав и обязанностей.
Документ об образовании–документ, закрепляющий право индивида на определенный социальный статус (в виде установленных образцов справки, диплома, свидетельства и т.д.)
Дополнительное образование – составная часть системы образования и воспитания детей, подростков, учащейся молодежи, ориентированная на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных образовательных программ.
Допрофессиональная подготовка–профессиональная ориентация на конкретную профессию и подготовка к ней в стенах школы; включающая самооценку учащимися своих реальных способностей и возможностей в ее постижении, способности осуществить свое стремление к получению профессионального образования и самореализовать себя как личность в выбранном жизненном пути.
Доступность обучения – дидактический принцип, предполагающий учёт уровня подготовки учащихся, их возрастных и индивидуальных особенностей при разработке программ, учебников и методов обучения.
Изучение документов–метод получения первичной информации на ранних стадиях исследования для предварительного знакомства с объектом.
Инновации в образовании – нововведения, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности системы образования. Более обще это понятие может применяться также и к творческой идее, которая была осуществлена.
Итоговый анализ проводится по завершении учебной четверти, полугодия, учебного года и направлен на изучение основных результатов, предпосылок и условий их достижения. Итоговый анализ подготавливает протекание всех последующих функций управленческого цикла. Информация для итогового анализа складывается из данных параметрического и тематического анализа, четвертных и полугодовых контрольных работ, данных официальных отчетов, справок, составляемых учителями, классными руководителями, представителями администрации школы, общественных организаций.
Качество образования– комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых населению (различного возраста, пола, физического и психического состояния) системой начального, общего, профессионального и дополнительного образования в соответствии с интересами личности, общества и государства. Качественное образование должно давать возможность каждому индивиду в зависимости от его интересов и возможности получать полноценное, непрерывное образование соответствующего уровня в очной, заочной или дистанционной форме.
Классно-обобщающая форма контроляприменима при изучении совокупности факторов, влияющих на формирование классного коллектива в процессе учебной и внеучебной деятельности, предметом изучения в данном случае выступают деятельность учителей, работающих в одном классе, система их работы по индивидуализации и дифференциации обучения, развитие мотивации и познавательных потребностей учащихся, динамика успеваемости учащихся по годам или в течение одного года, состояние дисциплины и культуры поведения и др.
Комплексно-обобщающая форма контроляиспользуется при осуществлении контроля за организацией изучения нескольких учебных предметов, работы нескольких учителей в одном или нескольких классах. Данная форма преобладает при фронтальном контроле.
Менеджмент –форма управления предприятием, учреждением в условиях рыночной экономики с целью достижения высокой эффективности.
Мониторинг в образовании–это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз его развития. Объектами мониторинга выступают как отдельные подсистемы образования, так и различные процессы, уровни образования, управления, отдельные аспекты деятельности, знания, умения, компетенции и т.д.
Параметрический анализ направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса, на выявление причин, нарушающих его. Как правило, поитогам параметрического анализа вносятся поправки и изменения в ходе регулирования целостного педагогического процесса. Предметом параметрического анализа является изучение
текущей успеваемости, состояние дисциплины в классах и в школе за день и за неделю, посещаемость уроков и внеклассных занятий, санитарное состояние школы, соблюдение расписания занятий.
Педагогический анализ воспитательного дела (вариант):
– анализ цели воспитательного дела;
– анализ темы воспитательного дела, формы его проведения, определение места данного мероприятия в системе воспитательной работы класса, школы;
– оценка места проведения воспитательного дела, оформления аудитории, состояния и качества использованного оборудования;
– анализ каждого этапа проведения воспитательного дела (достижение воспитательной задачи этапа, соответствие содержания поставленной задаче этапа, оптимальность использования методов, анализ результатов этапа);
– анализ влияния воспитательного дела на индивидуальное развитие личности школьника, на развитие детского коллектива, его самоуправление;
– оценка деятельности учителя, классного руководителя, уровень его педагогического мастерства: компетентность и профессионализм воспитателя в управлении воспитательным процессом; авторитет, педагогический такт, формы сотрудничества;
– недостатки в проведении воспитательного дела, их причины;
– рекомендации, советы классному руководителю, учителю, воспитателю по совершенствованию воспитательного процесса.
Педагогический процесс – это организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии
Педагогические совет школы создается в соответствии с Временным положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях Российской Федерации. Состав, структура и содержание его деятельности определяются Уставом школы. Работой педагогического совета руководит председатель, избираемый коллективом педагогических работников. Деятельность совета школы и педагогического совета не дублируется, но они дополняют друг друга. Педагогический совет – это совет профессионалов, работающих в одном педагогическом коллективе, он призван решать вопросы, связанные непосредственно с организацией учебно-воспитательного процесса, определением путей его совершенствования. Деятельность педагогического совета направлена на решение следующих задач:
– обсуждение, оценка и отбор учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, соответствующих требованиям государственных стандартов, и внедрение форм и методов
– учебно-воспитательного процесса, определение способов их реализации;
– обсуждение работы коллектива школы по выполнению перспективных годовых, текущих планов, обсуждение качества учебно-воспитательной работы;
– организация работы по повышению квалификации учителей, воспитателей, развитию творческой активности, формированию инновационной среды в педагогическом коллективе, по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта;
– проведение аттестации педагогических работников с учетом мнения учителей, учащихся, родителей, внесение предложений по совершенствованию технологии аттестации, ходатайство перед органами управления образованием о присвоении категорий, званий, разрядов;
– рассмотрение и утверждение кандидатур учителей на стажировку, на курсы повышения квалификации, в аспирантуру, представление лучших учителей к различным формам морального и материального поощрения;
– определение основных направлений взаимодействия школы с научно-исследовательскими учреждениями и учебными заведениями, государственными и общественными организациями, творческими союзами; организация опытно-экспериментальной работы, создание в структуре школы методических служб, центров.
Персональный контроль осуществляется за работой отдельного учителя, классного руководителя, воспитателя и может быть тематическим, фронтальным. Работа коллектива педагогов складывается из работы его отдельных членов, поэтому персональный контроль необходим и оправдан. В деятельности учителя персональный контроль важен как средство самоуправления педагога, стимула в его профессиональном становлении. К сожалению, не исключены случаи, когда результаты такого контроля и последующего анализа свидетельствуют о профессионально-педагогической некомпетентности, об отсутствии роста, а иногда и о профессиональной непригодности.
Перспективный план разрабатывается, как правило, на пять лет на основе глубокого анализа работы школы за последние годы. Структура перспективного плана работы школы может иметь следующий вид:
1. Задачи школы на планируемый срок.
2. Перспективы развития контингента учащихся по годам, возможное количество классов.
3. Перспективы обновления образовательного процесса, внедрение педагогических инноваций.
4. Потребность школы в педагогических кадрах.
5. Повышение квалификации педагогических кадров через различные формы (ИУУ, курсы, семинары, тренинги, курсы на хозрасчетной основе).
6. Развитие материально-технической базы и учебно-методического оснащения школы (строительные работы, приобретение средств ЭВТ и информатики, наглядных пособий, пополнение книжного фонда библиотеки, обновление оборудования и оформление кабинетов).
7. Социальная защита педагогов и учащихся, улучшение их быта, условий труда и отдыха.
Предметно-обобщающая форма контроляиспользуется в тех случаях, когда изучается состояние и качество преподавания отдельного предмета в одном классе, или в параллели классов, или в целом по школе. Для проведения такого контроля привлекаются как представители администрации школы, так и представители методических объединений школы.
Прогноз – научное предсказание хода или результатов каких-либо событий, процессов.
Развернутый педагогический анализ урока предполагает детальное выделение и обсуждение всех моментов урока как единого целого: определение воспитательных, дидактических, психологических, санитарно-гигиенических требований к уроку. Развернутый анализ урока проводится при посещении уроков начинающих учителей, учителей, испытывающих серьезные затруднения в работе с планом, учителей, чей опыт является предметом специального изучения для обобщения и распространения.
Руководство– наиболее эффективный вид управления людьми и коллективами, при котором субъект управления и объект управления взаимодействуют в сознательном стремлении к единой цели. Основные стили руководства: автократический и демократический.
Управление вузовским учебно-воспитательным процессом– планомерное воздействие на его содержание, структуру и предпосылки эффективности с целью теоретической и практической подготовки специалистов, отвечающих современным требованиям.
Управление образованием–междисциплинарная область, в которой рассматриваются теория и практика управления системой образования на региональном и муниципальном уровнях, организация и методы управления различными типами и видами образовательных учреждений, проблемы руководства педагогическим коллективом, организация и методы анализа деятельности в управлении школой, основы и методы управления инновационными процессами.
Текущий план составляется на учебную четверть, он является конкретизацией общешкольного годового плана. Таким образом, наличие основных видов планов позволяет координировать деятельность педагогического, ученического и родительского коллективов. Эти планы являются стратегическими по отношению к планам работы учителей и классных руководителей.
Тематический анализ направлен на изучение более устойчивых, повторяющихся зависимостей, тенденций в ходе и результатах относительно самостоятельных компонентов педагогического процесса. В основе тематического анализа в большей мере проявляется системный подход к изучению урочной и внеурочной деятельности. Предметом тематического анализа выступает система уроков, система внеклассной работы.
Тематически-обобщающая форма контроляимеет своей главной целью изучение работы разных учителей и разных классов, но по отдельным направлениям учебно-воспитательного процесса. Например, использование краеведческого материала в процессе обучения, или развитие познавательных интересов учащихся, или формирование основ эстетической культуры учащихся на уроках естественного цикла.
Тематический контроль направлен на углубленное изучение какого-либо конкретного вопроса в системе деятельности педагогического коллектива, группы учителей или отдельного учителя; на младшей или старшей ступени школьного обучения; в системе нравственного или эстетического воспитания школьников. Следовательно, содержание тематического контроля составляют различные направления педагогического процесса, частные вопросы, вводимые в школе инновации, результаты внедрения передового педагогического опыта.
Фронтальный контроль направлен на всестороннее изучение деятельности педагогического коллектива, методического объединения или отдельного учителя. Вследствие трудоемкости, большого количества участвующих в проверке при фронтальном контроле этот вид целесообразно, как показывает практика, использовать не более 2 – 3 раз в учебном году. При фронтальном контроле деятельности отдельного учителя, например проведении аттестации изучаются все направления его работы – учебной воспитательной общественно-педагогической, управленческой. При фронтальном контроле деятельности школы изучаются все аспекты работы данного образовательного учерждения: всеобуч, организация образовательного процесса, работа с родителями, финансово-хозяйственная деятельность и др.
Цель управленческой деятельности – это начало, которое определяет общее направление, содержание, формы и методы работы.
Целенаправленность понимается как определенная целевая установка, как учет прошлого опыта работы школы, развивающий и углубляющий основные направления работы педагогического и ученического коллективов.
Модуль 5