Задание для практической работы
Пользуясь текстом лекции, учебно-методическими материалами к разделу и документами, представленными в разделе «Документы социально-педагогической деятельности», разработайте:
- ваш вариант социального проекта;
- план работы социального педагога общеобразовательной школы по правовому воспитанию школьников;
- циклограмму деятельности социального педагога на месяц.
Форма отчета: письменные тексты. Форма предъявления результата: выступление на занятии, материалы для портфолио «Портфель социального педагога».
Исследовательское задание
Проведите сравнительный анализ планов социально-педагогической деятельности разных типов образовательных учреждений по следующим критериям:
- Объекты и субъекты социально-педагогической деятельности.
- Направления социально-педагогической деятельности
- Приемы и формы социально-педагогической деятельности.
- Специфика социально-педагогической деятельности в зависимости от типа образовательного учреждения.
Форма отчета: письменный текст.
Задания для самостоятельной работы
1. Составьте «Свод этических законов социально-педагогической деятельности».
2. Допишите утверждения:
- По моему мнению, социальный педагог должен …
- По моему мнению, социальный педагог может …
- По моему мнению, социальный педагог – это …
- По моему мнению, социальному педагогу необходимо …
Форма отчета: письменный текст.
ТЕМА 6. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОНЯТИЕ «РЕЗУЛЬТАТ»
Результат есть прямые следствия состоявшейся деятельности и поведения её участников. Цель отражает результат мыслимый, предвосхищаемый, прогнозируемый, планируемый и, в определенном смысле, идеальный. Этот образ желаемого результата (иначе можно сказать – результат-образ) рождается, формируется, строится, создаётся и существует, прежде всего, в сознании субъекта деятельности. Он может получать либо не получать адекватное вербальное отражение.
Кроме того, есть основание предполагать, что результат-реальность (реальные последствия осуществленной деятельности) может содержать две части: предсказуемую, или предвиденную, совпадающую с результатом-образом полностью или частично, и непредсказуемую, т. е. непредвиденные последствия деятельности. Соотношение этих двух частей полученного результата характеризует степень осознанности, прогностичности и целенаправленности деятельности. Это определяет подход к оценке результата. Исходя из приведенных рассуждений, крайне важно различать результаты, классифицируя их по разным признакам:
1) по времени фиксирования: конечные (итоговые), промежуточные (текущие), оперативные;
2) по факту преднамеренности: планируемые (запланированные, предусмотренные, преднамеренные), стихийно полученные (незапланированные, непредусмотренные, случайные, непреднамеренные);
3) по отношению к целям (по соотношению с целями): «целесообразные», «нецелесообразные» (т. е. соответствующие поставленным целям и задачам и не соответствующие им полностью или частично);
4) по зависимости от субъекта: непосредственные и опосредованные, прямые и косвенные;
5) по качеству: позитивные (достижения), негативные (неудачи, ошибки);
6) по степени значимости: значимые (социально, личностно, профессионально) в разной степени (высокая, средняя, низкая), незначимые.
В проблеме оценивания результата возникает задача установления соотношения между нормативным и субъективным образами, или сравнение предполагаемых результатов с реальными (фактически достигнутыми) результатами. Для решения задач оценки необходимо объективное описание так называемого «нормативного образа» ожидаемых результатов, который в той или иной степени отражается в существующих и разрабатываемых нормативных документах о дополнительном образовании. Необходимо также описание «субъективного образа» желаемых результатов, который должен быть отражен в рабочих документах учреждения (в уставе, программе развития, образовательных программах, целях и функциях и т. д.).
Подводя итог, следует отметить, что результат – итог деятельности, приведшей к созданию или объективному изменению состояния, свойств и структуры объекта (человек, технический объект-модель, среда и др.), а также проходящих в нем или с его участием процессов функционирования. Этим определением устанавливается диалектическая связь:
Причина – Следствие = Деятельность – Результат.
Для совершенствования социально-педагогической деятельности важное значение имеет систематический учет ее результатов. Документация и учет работы социального педагога не подлежат строгой регламентации, ведутся в произвольной форме, выбираются с учетом передового опыта и традиций.
Согласно основным рекомендациям методического письма «О социально-педагогической работе с детьми», оценка деятельности социального педагога дается по ее результатам, с учетом стажа и опыта работы, на основе глубокого анализа фактов, мнения жителей микрорайона, актива общественности, детей, предприятий, учреждений, организаций микрорайона, родителей, работников образовательных учреждений.
В ходе анализа результатов необходимо учитывать начальный уровень состояния проблемы, ранее достигнутые результаты, особенности организации воспитательного процесса в открытой среде, социально-педагогической деятельности, специфику объектов деятельности. При оценке деятельности социального педагога учитываются конечные результаты двух- или трехлетней работы и промежуточные (по итогам года).
Результаты деятельности социального педагога могут быть оценены с помощью изучения его документации, бесед с детьми, родителями, работниками различных социальных служб, проведения анкетирования по итогам его работы, анализа динамики социально-педагогических процессов (как осуществляется защита интересов детей; уменьшилось ли число детей, не посещающих школу, и т. п.).
Обязательными для социального педагога являются следующие документы:
- социально-педагогическая характеристика школьного микросоциума;
- медико-психолого-педагогические характеристики подопечных (они относятся к числу документов для внутреннего пользования и не подлежат широкой огласке);
- перспективный план работы на год, утвержденный руководителем учреждения.
За наличие этих документов социальный педагог несет персональную ответственность. В процессе анализа эксперт (руководитель учреждения, представитель вышестоящих органов управления т. п.) уделяет внимание внутренним изменениям в жизни учащихся, качественным и количественным изменениям в их социокультурной ситуации, наметившимся позитивным и негативным тенденциям в социуме.
Собранная информация служит первичной основой для выводов предложений. Необходим ее глубокий и всесторонний анализ, установление причинно-следственных связей, выявление резервов совершенствования социально-педагогической практики.
Немаловажным источником для анализа результативности эффективности социально-педагогической деятельности выступает отчетность. Объем, содержание и сроки предоставления в вышестоящие органы отчетной документации по итогам работы социального педагога жестко не регламентированы. Как правило, каждая территория регламентирует отчетность в соответствии с особенностями социально-педагогической практики, развитостью инфраструктуры, уровнем и спецификой профессиональной подготовки специалистов, их специализацией.
Отчетность может включать следующие блоки информации:
- о числе выявленных в микрорайоне образовательного учреждения детей, оставшихся без попечения родителей, и их устройстве на дальнейшее воспитание;
- о выполненной работе по охране детства за истекший календарный год;
- об успеваемости и здоровье подопечных детей;
- об оздоровлении и летнем отдыхе учащихся, проживающих в семьях опекунов;
- об оказании материальной помощи несовершеннолетним;
- о продолжении обучения или выпуске из школы учащихся, оставшихся без родителей, в том числе имеющих опекуном (попечителей).
Иные составляющие включаются в отчет по рекомендации (требованию) администрации школы, органа управления образованием, местного самоуправления, социальной защиты населения и т. п.
Предлагаемая ниже примерная форма статистического отчета социального педагога поможет систематизировать и подытожить деятельность социального педагога за отчетный период.