Организация физического воспитания дошкольников, имеющих признаки психомоторной одарённости
Понятие «психомоторика» ввёл физиолог Сеченов – сфера спец движений ч-ка, рассматриваемых в неразрывной связи с психическими процессами, кот осущ их контроль и регуляцию. Развитие психомоторики тесно связано с формированием образа действия, совершенствованием механизмов произвольного управления движением. Важной в этой системе явл. Умственная активность реб-ка, направл на сравнение выполняемых движений и возникающих при этом мышечных ощущений, восприятия. Психомот одарённость - наличие комплекса органически связанных компонентов – психомоторных способностей: быстро реагировать на известный раздражитель, тонко различать движения по пространственным параметрам; воспринимать и создавать собств движения; координировать движения многих звеньев тела и др. Такие дети проявляют повыш интерес к двигат деятельности, легко и пластично двигаются и др., Высокий уровень соревновательности - воля к победе, умение рисковать. В воспит такого реб-ка необх развивать его интеллектуальные способности через использование деятельности различных видов: проведение исследований и экспериментов, выдвижение гипотез, обучение умению размышлять. Для реализации образовательных целей обучения особо выделяется креативность дошкольника, она проявляется оригинальностью исполнения, необычность сочетания движений и др. Творческое развитие обеспечивается использованием таких видов работы, как поощрение оригинальных движений, формулирование вопросов, ответы на которые требуют выхода за границы репродуктивного мышления. В работе с одар детьми использ метод развивающего дискомфорта (Юркевич). – психологическое «перестраивание» стихийно возникших и специально организованных эмоционально негативных ситуаций. В рез-те меняется хар-р проявляемой активности, реб-к учится успешно выходить из критических ситуаций. В работе с детьми , имеющими признаки психомоторной одар, спортивная тренировка может быть построена на использовании элементов акробатики, худож и сортивн гимнастики.
14.Реализация индивидуально- дифференцированного подхода с учётом состояния здоровья, физической подготовленности и пола ребёнка.
Дифференцированное обучение представляет собой такую его форму организации, когда дети делятся на сравнительно одинаковые группы, основанные на типично сходных проявлениях, что позволяет педагогу осуществлять обучение различное по сложности, методам и приемам работы.
По мнению В.Н.Шебеко, В.А.Шишкиной, Н.Н.Ермака, критериями создания таких групп для занятий физической культурой могут выступать следующие показатели:- состояние здоровья, под которым понимается уровень функционирования всех органов и систем организма; отсутствие заболеваний; способность адаптироваться в необычных условиях окружающей среды; высокая трудоспособность; По результатам медицинского осмотра детей врачами-специалистами дети распределяются по группам здоровья, что помогает определить для каждой из групп оптимальную физическую нагрузку и создать необходимые условия для физического воспитания. Первую группу здоровья составили дети с нормальным уровнем физического развития и основных функций организма (здоровые дети).Ко второй группе были отнесены так же здоровые дети, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения (гипертрофия миндалин 1-2 степени, нарушение сна, нарушение осанки, незначительные нарушения зрения, пониженная сопротивляемость организма к заболеваниямДети третьей группы – больные хроническими заболеваниями (, аллергические заболевания, пиелонефрит, астматический бронхит,)
- уровень физической подготовленности, под которым понимается характер освоенных навыков основных видов движений, состояние физических качеств; По хар-ру физ подготовл. условно можно разделить на 3 группы – с высокими средними и низкими показателями.
1 гр – отличаются быстротой и уверенностью действий. В случае неудачи не отступают от цели. Таким детям полезны задания направленные на совершенствование двиг.умений и навыков.
2 гр - имеют средние показатели, хар-ет неравномерность развития основных видов движений. Так на ряду с высокими показателями силы,быстроты, эти дети имеют низкие показатели ловкости, допускают много ошибок. Наряду с совершенствованием техники им могут предлагаться задания направленные на развитие волевых качеств, которые у них недостаточно развиты.
3 гр. – такие дети почти не прилагают усилий, чтобы заставить себя работать. Медлительны,неспособны преодолеть чувство страха .Им необходимы доступные задания, способствующие общему физическому развитию.(подв. И спортивные игры )
- уровень двигательной активности, под которой понимается объем, продолжительность, интенсивность и содержание движений.
С.О.Филиппова выделяет в качестве критериев еще и тип нервной системы, а также половые особенности детей.
При осуществлении дифференцированного подхода к детям в процессе занятий физической культуры учитываем и половые различия детей (полоролевая дифференциация).
М.А. Рунова доказала наличие наиболее значимых половых различий в средних величинах показателей двигательной активности. Такие ученые как О.Г. Аракелян, Л.В. Карманова дали научное обоснование двигательным предпочтениям детей дошкольного возраста в зависимости от половой принадлежности.
У мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения, в которых наиболее ярко проявляются их особенности, связанные с полом:мальчики больше проявляют интерес к спортивным играм, в которых имеется возможность быстрого свободного перемещения в зале или на улице (футбол, ходьба на лыжах), упражнениям с простейшими силовыми тренажерами. Девочкам больше нравятся сюжетные подвижные игры, в основном с бегом, а также бессюжетные игры с мячами, основным содержанием которых являются различные перебрасывания, отбивания ("школа мяча").примерами дифференциации по половым признакам являются:разное исходное положение (Например, в общеразвивающих упражнениях – для мальчиков И.п.: ноги шире плеч, а для девочек И.п: ноги слегка расставлены);в полосе препятствий – условия преодоления препятствий (Например, мальчики перелезают, девочки подлезают);в метании – расстояние до цели (Например, в метании для мальчиков корзина стоит на расстоянии 2,00 –2,50 метра, а для девочек 1,70 – 2,00);
В то же время требования полоролевого воспитания предполагает формирование у детей установки на то, что мужчина должен быть сильным, защищать слабых, уметь брать на себя ответственность. Занятия физическими упражнениями имеют большие возможности в формировании мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Учет половых особенностей дошкольников позволяет добиться высоких результатов в организации двигательной деятельности, способствуя развитию физических возможностей личности ребенка, заложенный самой природой.
Все это дает возможность осуществлять индивидуально-дифференцированный подход и проводить занятия, различающиеся по содержанию, объему физической нагрузки, методам и приемам в зависимости от подгруппы.
Планирование физкультурно – оздоровительной работы в учреждении дошкольного образования.
План-е физ-оздоровит-ой раб. обеспеч-ет её систематичность, целенаправл-ть, комплексность, пом-ет получить высокие конечные резул-ты работы с детьми. Овладеть сис-мой план-я – значит науч-ся управлять воспит-образ-м процессом и обеспечить полноценное разв-е каждого реб-ка на основе индивид-го подхода.
Виды план-я: годовой (план работы УДО), перспективный и календарный. В годовом плане УДО одна из годовых задач направлена на укрепление здоровья и физич-го развития детей. Она выбир-ся на основе анализа проделанной работы в прошлом уч. году, анализа диагност-ких карт воспит-ов всех возр-х групп д/с, опред-ся наиболее проблемные вопросы; исходя их них опред-ся то направление работы (приоритетная задача), над которым будет работать коллектив в предстоящем уч-м году. Работа планируется совместно зам. зав. по ОД, медсестрой, руководителем физв-я, воспитателями. По реализ-и данной задачи ведется углубл-я работа всего педкол-ва д/с. В плане предст-ны все меропр-я д/с по реализации задачи; здесь предусматрив-ся меропр-я по пропаг-де слагаемых ЗОЖ в УДО и семьях воспит-в, меропри-я по повыш-ю профес-го мастерства пед-в, пополнение, обновление оснащения физ-игровой среды. По её итогом провод-ся педсовет, где зачитывается справка по результатам тематического контроля об эффект-ти провед-ной работы.
Основа перспективного план-я (план руководителя физвоспитания) – анализ проделанной ранее работы (что уже сделано, что дети умеют), постановка задач на опред-й период, прогнозир-е предполагаемых рез-тов, выбор форм и методов реализ-и. Следов-но, перспект-й план рассм-ся в качестве основополаг-го документа, опред-щего стратегию и тактику работы по разв-ю движений. Направления перспект-го план-я: диагностико-коррекционное и физк-оздоров-ное.
Реализация перспект-го плана находит отражение в календ-ом плане (план руководителя физвоспитания). В нем предст-но содерж-е обуч-я двигат-ым умениям воспит-в в организов-х формах физ-оздоровит-й работы. Календ-й план вкл-ет еженедельное содерж-е физк-оздоров-ной работы с воспит-ми каждой возр-ой группы. Также в нём предусмотрены индивидуальные упражнения коррекционного зарактера с детьми на основе данных мониторинга (над какими задачами с кем из детей необходимо поработать).