Особенности развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте
На каждом новом, более высоком этапе обучения учащийся испытывает большие затруднения в усвоении и использовании нового учебного материала. Главная причина таких затруднений состоит не только в пробелах предшествующего этапа обучения, но и в неразвитости самих познавательных процессов, неподготовленности к постановке и решению новых, более сложных проблем, пониманию нового учебного материала, обоснованию найденного решения… Для того чтобы способствовать на каждом возрастном этапе и в каждом учебном предмете успешному усвоению учебного материала, необходимо достичь на предшествующем этапе развития системы познавательных процессов, обеспечивающих возможность успешного усвоения. Это относится в равной степени к развитию восприятия, внимания, памяти, воображению, мышлению и речи. Все познавательные процессы составляют единую систему, которую в целом можно назвать интеллектуальной системой и которая одновременно обеспечивает и внимание к новому, и понимание, и запоминание учебного материала.
1.Развитие внимания. Преобладающим видом внимания в начале обучения является непроизвольное внимание. Ребенок еще не может управлять своим вниманием; реакция на новое, необычное настолько сильна, что он отвлекается, оказываясь во власти непосредственных впечатлений. Но в I-III классах происходит бурный процесс формирования произвольности в целом и произвольного внимания в частности. Это связано с общим интеллектуальным развитием ребенка, с формированием познавательных интересов и развитием умения работать целенаправленно. Но и произвольное внимание младшего школьника еще неустойчиво, так как он еще не имеет внутренних средств саморегуляции. Эта неустойчивость обнаруживается в слабости умения распределять внимание, в легкой отвлекаемости и насыщаемости, быстрой утомляемости, затрудненной переключаемое внимания с одного объекта на другой. В среднем ребенок способен удерживать внимание в пределах 15-20 минут, поэтому учителя прибегают к разнообразным видам учебной работы, чтобы нивелировать перечисленные особенности детского внимания.
2.Развитие восприятия. Восприятие младшего школьника определяется, прежде всего, особенностями самого предмета, поэтому дети воспринимают не самое главное, существенное, а то, что ярко выделяется на фоне других предметов (окраску, величину, форму и т.д.).
3. Развитие памяти Память тоже характеризуется непроизвольностью. Легче всего ребенку запомнить то, что включено в его активную деятельность, то, с чем он непосредственно действовал, а также то, с чем непосредственно связаны его интересы и потребности. 4.Мышление ребенка младшего школьного возраста переходит от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению. Это сообщает мыслительной деятельности двоякий характер: конкретное мышление, которое связанно с реальностью и непосредственным наблюдением, начинает подчиняться логическим принципам, но в тоже время абстрактные, формально-логические умозаключения ребенку этого возраста еще не доступны. Поэтому у ребенка этого возраста формируются разнообразные типы мышления, которые способствуют успешности в овладении учебного материала.
5. Развитие воображенияВоображение в своем развитии проходит также две стадии. На первой воссоздаваемые образы весьма приблизительно характеризуют объект, бедны деталями, малоподвижны - это воссоздающее (репродуктивное) воображение. Вторая стадия характеризуется значительной переработкой образного материала и созданием новых образов - это продуктивное воображение. В I классе воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии.
Понятие о воспитании как компоненте социализации личности.
Педагогика (с греч. Детовождение) - наука о воспитании, это наука о наиболее совершенных путях и методах воспитания. Воспитание -это часть социализации. Воспитание - это конкретная практическая деятельность, направленная на решение определенно-воспитательной задачи.
Содержанием воспитания явл процессы разв и формирования личности.
Задачи социализации:
1.обеспечение соц. адаптации;
2.формирование индивидуальных особенностей человека (социальную автономизацию). Социальная автономизация предполагает реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в отношениях и поведении, которая соответствует представлению личности о себе, т.е. самооценки;
3.развить готовность к соц. отношениям.
Социализация включает всю совокупность формирующих личность действий и факторов, направленных на то, чтобы чел вписался в соц-й контекст жизни современного общва.
В необходимо для того, чтобы упорядочить многообразие социализирующих влияний, те В через свои цели придает этим влияниям нужную соц направленность.
В – целенаправленное управление развитием личности. В процессе В как части социал-ции личности решаются задачи ее соц-ой адаптации, те приспособление к условиям соц среды.
Одновременно процесс воспитания должен стимулировать и порождать процесс саморазв личности, связанный с реализацией ее индивид-х особ-ей. Важной задачей В явл обеспечение соц-х отношений – автономизации личности. Соц автономиз-ия личности предполагает реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, кот-ая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке.
Конечным разом В должна стать собственная соц-я активность, те это реализуемая готовность челка к соц-ым действиям и отношениям.