От редактора-составителя
Л. ДМИТРИЕВ
Солисты театра Ла Скала
О вокальном искусстве
Диалоги о технике пения
Москва
ББК 85.314
Д53
Общая редакция и вступительная статья А. Яковлевой
Дмитриев Л.Б.
Д 53 Солисты театра Ла Скала о вокальном искусстве: Диалоги о тех-
нике пения. — М., 2002. — 188 с., ил.
ISBN 5-8443-0003-3
Книга выдающегося педагога, доктора искусствоведения профес-
сора Л.Б. Дмитриева (1917— 1986) посвящена раскрытию творческо-
го кредо выдающихся мастеров вокального искусства — солистов Ми-
ланского театра Ла Скала. В нее вошли беседы по проблемам техни-
ки пения и другим актуальным вопросам певческой практики. Ин-
тервью были проведены в 60—80-х гг. прошедшего столетия. Книга
адресована специалистам-музыкантам, певцам, педагогам, студен-
там, а также всем, интересующимся вокальным искусством.
ББК 85.314
ISBN 5-8443-0003-3 © Дмитриев Л.Б., 2002
ОТ РЕДАКТОРА-СОСТАВИТЕЛЯ
Автор данной работы - профессор, доктор искусствоведения
Леонид Борисович Дмитриев. Он вошел в историю отечественной му-
зыкальной культуры как крупнейший исследователь в области вокаль-
ного искусства. Его фундаментальные труды по истории, теории и ме-
тодике пения и поныне являются основополагающими1. В ряду иссле-
дований профессора Л.Б. Дмитриева важное место занимает первое обоб-
щение певческого практического опыта группы выдающихся певцов со-
временности — солистов Миланского театра Ла Скала.
Вокальное искусство принадлежит к той области человеческой де-
ятельности, успех которой во многом определяют индивидуальные осо-
бенности анатомо-физиологической структуры организма. Каждый че-
ловек может говорить и петь бытовым голосом, но обладание певческим
голосом - особая способность. Тем более редко встречаются большие пев-
ческие голоса, способные исполнять оперный репертуар. Несомненно,
что и сила, и красота певческого звучания могут значительно увеличиться
под влиянием рационального педагогического воздействия, и все же они
в основном всегда обусловлены особенностями анатомо-физиологичес-
кой структуры организма. Каждый большой певец с оперным голосом -
особая индивидуальность не только в смысле музыкально-исполнитель-
ского комплекса, но и в смысле структуры и функции своего голосового
аппарата. Именно потому так индивидуальны те приспособления, кото-
рыми он достигает оперного звучания своего голоса, так индивидуальны
внутренние ощущения, при помощи которых певцы контролируют пра-
вильность деятельности своего голосового аппарата.
Вопрос развития и профессионального приспособления голосо-
вого аппарата для оперной деятельности (так называемая постановка
Научно-исследовательской деятельности ученого посвящена вступительная статья
настоящей монографии.
голоса) до сих пор является камнем преткновения для многих молодых
певцов. Хотя вокальная педагогика и накопила огромный арсенал при-
емов, вывела определенные принципы рационального воздействия на
голосовой аппарат, они еще во многом противоречивы и не всегда науч-
но обоснованы.
К сожалению, среди больших певцов редко находятся люди, склон-
ные к аналитическому осмыслению своих ощущений, своей вокальной
технологии, желающие и умеющие ее зафиксировать, увековечить, пере-
дать молодежи. Только редкие артисты оставили потомству свое певчес-
кое кредо, эстетические взгляды и убеждения, внутренние певческие ощу-
щения и установки. Большинство книг, написанных певцами, носит, ско-
рее, мемуарный характер, они интересны с точки зрения анализа творче-
ства певца, истории вокального искусства, но почти не содержат сведе-
ний по технологии пения. Хорошо, если рядом с большим певцом нахо-
дился преданный и наблюдательный ученик или концертмейстер, спо-
собный зафиксировать его технологию пения, методические принципы,
как это сделал, например, К. Вайнштейн в отношении искусства К. Эве-
рарди или С. Фучито, писавший о творчестве Э. Карузо. Однако чаще всего
интереснейший материал о технике пения, об обращении с голосом, о
певческих ощущениях и других моментах, составляющих вокальное кре-
до певца с мировым именем, пропадает и для науки, и для практики пос-
ле его смерти.
Опыт большого певца всегда интересен и поучителен. Воспользо-
вавшись пребыванием в Москве прославленного Миланского театра
Ла Скала, профессор Л.Б. Дмитриев проинтервьюировал по технологии
пения группу ведущих его солистов. Это исследование он начал вести еще
в Италии, будучи в Центре усовершенствования молодых оперных пев-
цов при театре Ла Скала. Классическая техническая обработка голоса —
сильная сторона итальянских певцов, позволяющая им до настоящего вре-
мени лидировать в мировом вокальном искусстве. Классическое воспи-
тание голоса приводит всех певцов к единому эталону итальянского пев-
ческого звучания, к инструментальности голоса, что, в свою очередь, по-
зволяет итальянским певцам исключительно слитно, как бы в едином тем-
бре исполнять ансамбли. Этим искусством они доставили нам истинное
наслаждение во время своих гастролей. Характерными и важными свой-
ствами итальянского пения являются: тембровая насыщенность певчес-
кого тона, ровность тембра на всем диапазоне, свобода верхнего регист-
ра, длительность дыхания, совершенство владения кантиленой, беглос-
тью и другими вокально-техническими средствами. Именно на этих мо-
ментах, связанных с достижением правильного профессионального го-
лосообразования, делался акцент в вокально-технологических интервью.
Данные качества итальянского пения, отмеченные выше, связаны с ис-
полнительским стилем итальянской школы пения, с интерпретацией ита-
льянской музыки, с вокальной эстетикой, издавна бытующей в Италии.
Итальянская публика воспринимает вокальную музыку только через вер-
но технически оформленный певческий звук. Вне этого для итальянцев
нет искусства пения. Именно вокальная эстетика требует от певцов тех-
нического совершенства в голосообразовании и голосоведении, застав-
ляет их всегда быть в отличной певческой форме. Звучание их голоса дол-
жно соответствовать лучшим эталонам итальянского пения.
Другие вокальные школы во все времена черпали из великой со-
кровищницы итальянского бельканто систему обработки певческого го-
лоса, умение обращаться с ним применительно к особенностям своего
языка, своей национальной музыки. В этом смысле итальянскую и рус-
скую национальные школы пения соединяют давнишние связи. Многие
лучшие русские певцы были учениками итальянских учителей или их уче-
ников. Русские певцы умели взять у итальянцев их мастерство владения
голосом, оставаясь при этом истинно национальными русскими певца-
ми. Лучшие из них пели на одних подмостках с итальянцами, не уступая
им в вокальном совершенстве. Отечественных педагогов и певцов не мо-
гут не интересовать мнения солистов театра Ла Скала об искусстве пения
и вокальной технике. В составе солистов этого театра ряд артистов могут
быть отнесены к лучшим певцам мира. Интересен взгляд каждого из них
на весь комплекс проблем, связанных с воспитанием певца, и то, какими
установками пользуется исполнитель, то есть каково его певческое кре-
до. Представляет интерес и сопоставление мнений различных певцов по
отдельно взятому вопросу искусства пения. Интервью важно читать не
только по порядку, одно за другим, составляя себе мнение о том, что ду-
мает каждый певец о пении, но и как партитуру, то есть сопоставляя мне-
ния разных певцов по конкретному моменту вокальной техники. В зак-
лючении, завершающем интервью, дано обобщение взглядов солистов те-
атра Ла Скала на различные проблемы, связанные с воспитанием певца,
методикой работы над голосом, функционированием голосового аппа-
рата в пении. Среди певцов, с которыми велись беседы, такие имена ми-
рового значения, как Мирелла Френи, Николай Гяуров, Пьеро Каппуч-
чилли, Тоти Даль Монте, Джульетта Симионато и др.
Интервью протекали в свободной форме диалога и в зависимости
от отзывчивости собеседника и стремления к контакту получились раз-
ными по полноте и объему. В них полностью сохранены форма диалога
и те образные выражения, которыми пользовались в своих ответах пев-
цы. Составитель намеренно оставляет без изменения и терминологию,
принятую в обращении того периода (к примеру: «связки», а не «склад-
ки», перемодифицированные позднее), дабы по возможности достовер-
нее сохранить основную сущность диалогов о пении.
Предваряет изложение бесед творческая биография их инициа-
тора — доктора искусствоведения, профессора Л.Б. Дмитриева, которая
позволит читателю представить, каким вокально-научным потенциалом
обладал ученый.
ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ
Л.Б. ДМИТРИЕВА
(1917— 1986)
Леонид Борисович Дмитриев родился в г. Коломне, в семье вра-
ча. Его отец, Борис Владимирович, работал в больнице Коломенского ма-
шиностроительного завода. Прекрасный специалист, наделенный от при-
роды большими способностями, он имел очень широкий круг интересов:
прекрасно знал литературу, как отечественную, так и зарубежную, увле-
кался театром. При его содействии и непосредственном активном учас-
тии силами детей и работников завода разучивались и ставились на сцене
лучшие произведения мировой классики. Кроме того, Борис Владимиро-
вич любил и хорошо знал живопись, недурно писал пейзажи. Тягу и спо-
собности к живописи он передал своему младшему сыну Леониду.
Музыкальную одаренность Леонид Борисович унаследовал от
матери Надежды Михайловны. Эта умная и тонкая женщина посвятила
свою жизнь семье и воспитанию детей, но до последних дней сохранила
искреннюю любовь к музыке. С живым интересом следила она за Кон-
курсом имени П.И. Чайковского в 1958 г., искренне радуясь успеху аме-
риканского пианиста Вана Клиберна (Х.Л. Клайберн). А когда сын, иг-
рая дома на рояле, случайно нажимал не на ту клавишу, то из другой
комнаты сразу же раздавался голос Надежды Михайловны:
— Ленечка, ведь там не фа, а фа-диез.
Влияние семьи, естественно, отразилось на стремлениях, инте-
ресах, настрое, душевных качествах будущего врача, педагога, музыкан-
та, ученого.
Сыновья Дмитриевых пошли по стопам отца. Старший, Влади-
мир Борисович, пройдя войну, долгое время работал в Московской кли-
нической больнице. Младший, Леонид, блестяще окончив медицинс-
кий институт в 1941 г., был оставлен по состоянию зрения на работе
в 5-й Советской больнице, которая начиная с 1942 г. была превращена
в эвакогоспиталь. В этом госпитале врач-хирург Л.Б. Дмитриев прора-
ботал всю войну. За самоотверженный труд он был награжден орденом
Отечественной войны и медалью «Сорок лет Великой Отечественной
войны 1941-1945 гг.».
Незадолго до конца войны Л. Дмитриев поступил в аспирантуру
Института физической культуры и занялся исследованиями в области
лечебной гимнастики. Год спустя он продолжил аспирантские занятия в
Институте морфологии Академии медицинских наук. Результатом пре-
бывания в аспирантуре стала диссертация по нормальной анатомии,
посвященная функциональной деятельности мозжечка. Но Леонид Бо-
рисович отказался от защиты, и его диссертация так и не увидела света.
Будучи аспирантом, Л. Дмитриев работал ассистентом кафедры
нормальной анатомии 2-го Московского медицинского института.
С этого времени начинается его углубленное изучение физиологии и
функции голосового аппарата человека. Он пытается найти ответы на
вопросы: почему в одной гортани легко формируется красивый профес-
сиональный певческий голос и затрачивается гораздо меньше усилий
на его развитие, а в другой весь процесс прохождения от начального этапа
занятий до его завершения связан с преодолением различного рода труд-
ностей? Почему одни певцы подвержены заболеваниям чаще, другие,
напротив, выносливы, и их артистическая жизнь долговечна?
Интерес к этой области знаний пробудился у Леонида Борисови-
ча давно и был не случаен. Обладая баритоном мягкого приятного тем-
бра, исключительной музыкальностью и редкой артистичностью, он еще
с 1940 г. начал заниматься пением в музыкальном училище им. Гнеси-
ных, а затем совершенствовал свое вокальное мастерство в недавно от-
крывшемся в Москве высшем музыкальном учебном заведении — Госу-
дарственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных
(ГМПИ им. Гнесиных, ныне — Российская академия музыки) в классе
М.Л. Львова. И здесь, наблюдая за развитием своего голоса, он уже с
позиции врача задумывается над особенностями функционирования
голосового аппарата. Чтобы яснее видеть картину, он заводит дневник
занятий, фиксирует состояние голоса, следит за протеканием различ-
ных простудных заболеваний и в результате находит свой голосовой ап-
парат недостаточно целесообразно и благоприятно устроенным для ус-
пешного овладения певческой профессией. Этот факт утвердил Л. Дмит-
риева в мысли об актуальности раскрытия секретов живого вокального
инструмента. Необходимо сказать, что музыкальная одаренность, арти-
стичность и хороший голос обещали в будущем удачную певческую ка-
рьеру. Много лет спустя Леонид Борисович скажет, что его долго не по-
кидало желание стать артистом.
Окончив в 1950 г. Институт им. Гнесиных с квалификацией певца
и педагога, он поступает в аспирантуру. Предметом исследования уче-
ного становится дальнейшее изучение специфики певческого голоса че-
ловека. Основной методикой помимо опросов служат рентгенологичес-
кие исследования, дающие объективную картину состояния органов
голосового аппарата во время пения, речи и покоя. Цель этого исследо-
вания — изучить положение гортани у различных типов голосов во вре-
мя пения. До Л.Б. Дмитриева на этот вопрос, имеющий чрезвычайно
важное значение при воспитании певца, никто не мог дать рациональ-
ного, правильного ответа.
Рентгенологическим методом была обследована большая группа
профессиональных артистов, включая ведущих солистов Большого те-
атра, известных концертных певцов, исполнителей, приезжающих на
гастроли, а также ряд студентов Института им. Гнесиных и Московской
консерватории— всего более 50 человек. Среди вокалистов были такие
известные имена, как Г. Гаспарян, 3. Долуханова, Е. Шуйская, Н. Шпил-
лер, Н. Клягина, Е. Грибова, С. Панова, Е. Вербицкая, Е. Белов, И. Пет-
ров, Е. Иванов, В. Отделенов, И. Богданов, А. Орфенов, А. Большаков,
Т. Янко, болгарский певец Никола Николов и др. С каждого певца дела-
лось 12— 15 моментальных рентгеновских снимков, фиксировавших со-
стояние гортани и надставной трубки (ротоглоточного канала) в трех
положениях: покое, речи и пении. В эксперименте приняли участие и
певцы, еще не достигшие профессионализма в процессе обучения.
Исследование подтвердило, что для успешного развития голоса
положение гортани в пении — вопрос первостепенной важности. Ее ус-
тановка в процессе пения непременно связана с акустическими явлени-
ями. При правильно найденной позиции гортани значительно облегча-
ется работа голосовых мышц, что дает возможность полностью проявить-
ся всем вокальным качествам голоса. Было установлено, что позиция
гортани в пении определяется необходимостью для каждого типа голо-
са иметь надставную трубку определенной длины. Только при соответ-
ствующих размерах надставных полостей голос обретает характерное
каждому типу звучание, и голосовая щель производит свою работу наи-
более свободно. Подчеркивалось также, что педагог при постановке го-
лоса прежде всего должен отталкиваться именно от ощущения свободы
функционирования гортани при наилучших качествах звучания голоса,
а не от предвзятого мнения о необходимости удерживать ее низко или
высоко. Исследование показало, что положение гортани при высокока-
чественном пении может быть как ниже, так и выше покойного поло-
жения и что это прежде всего определяется необходимостью достичь при
пении характерной для данного типа голоса длины ротоглоточного ка-
нала, которой от природы в состоянии покоя, как правило, обычно не
бывает. Практически важно, найдя оптимальную для певца позицию
гортани, вести дальнейшие занятия так, чтобы она как на всех гласных,
так и на протяжении всего диапазона не уходила от этого положения.
Чтобы звук не менял своего наилучшего качества, следует плавно пода-
вать дыхание и научиться ловко артикулировать. Установку рациональ-
но правильного положения гортани можно вести как с привлечением
сознания ученика к этому моменту, так и без него, то есть опосредован-
но, применяя различные способы воздействия (фонетический метод, со-
ответствующий музыкальный материал и т.д.).
Диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинс-
ких наук «Рентгенологическое исследование строения и приспособле-
ния голосового аппарата у певцов» была успешно защищена в 1957 г.
С этого началась многолетняя педагогическая и научная деятельность
Леонида Борисовича, посвященная таким проблемам, как объективи-
зация процесса голосообразования, взаимосвязь науки и искусства, про-
светительская работа среди певцов и вокальных педагогов. Значение
диссертации для широкопрофильной практики трудно переоценить.
В одном из отзывов, написанном заведующим кафедрой рентгенологии
и радиологии 2-го Московского медицинского института профессором
В.А. Дьяченко, так определен вклад, внесенный Л. Дмитриевым не толь-
ко в вокальную педагогику, но и в медицину: «Исследование, проведен-
ное Л. Б. Дмитриевым, показывает широкие возможности рентгеновско-
го метода, еще весьма мало использованного для изучения работы голо-
сового аппарата при пении. Возможность видеть строение и приспособ-
ление гортани в момент естественного пения делает исключительным
его значение для изучения физиологии певческого голосообразования.
Используя метод моментальных рентгеновских снимков, автор собрал
обширный материал (700 рентгенограмм, сделанных с 52 певцов), в ко-
тором отражено строение и приспособление голосового аппарата у боль-
шой группы выдающихся певцов.
Настоящий труд является первой отечественной работой по ис-
следованию голосового аппарата у певцов рентгеновским методом. Ес-
тественное положение певца, отказ от применения контрастных веществ
и отметчиков, снимки во время пения хорошо заученных произведений
позволили автору фиксировать, несомненно, типические певческие при-
способления голосовых органов. (...) Такой подход к исследованию и его
полнота позволили автору выявить приспособления, характерные для
правильно поставленного певческого голоса, провести ряд физиолого-
акустических параллелей и сделать педагогические заключения для вос-
питания певческого голоса. (...) Такой материал в отечественной лите-
ратуре приводится впервые...»
В заключение профессор Дьяченко констатирует: «Диссертация
представляет большой интерес как для певцов и вокальных педагогов,
так и для физиологов и рентгенологов».
С 1954 г. Леонид Борисович начинает преподавать в ГМПИ
им. Гнесиных. И здесь его исследовательский интерес направлен на вос-
соединение науки о голосе с практическим ее применением. Он читает
курсы лекций по профилирующим дисциплинам — это созданные им
«Основы вокальной методики», «Фонетика, фониатрия и гигиена голо-
са певца», — разрабатывает курс «История вокальной педагогики». Его
деятельность с самых первых лет работы в институте обширна и много-
гранна. Кроме чтения лекций, руководства диссертационными работа-
ми аспирантов, Леонид Борисович ведет класс сольного пения, много
ездит по стране, оказывая методическую помощь вокальным кафедрам
музыкальных вузов, проводит научные семинары, курсы повышения
квалификации. И везде, куда бы он ни приезжал, ученый старался под-
держать молодые ростки тяги к исследованиям, зародившиеся у тех, кто
стремился к научному осознанию процесса воспитания певца.
Продолжая изыскания в области истории, теории и методики во-
кального искусства, Л .Б. Дмитриев создает программу и пишет уникаль-
ный по своему содержанию учебник «Основы вокальной методики»
объемом 42,5 печатных листа1. Этот курс практически без изменений
читается и по настоящее время. Данный учебник был защищен профес-
сором Дмитриевым в качестве докторской диссертации, и автору при-
своена ученая степень «доктор искусствоведения».
Как врач, певец и педагог, Л. Б. Дмитриев имел возможность изу-
чать пение всесторонне — в физиологическом, акустическом и методи-
ческом аспектах. В предисловии к учебнику он так определил его чита-
тельский адрес и назначение: «Задача книги — расширить кругозор моло-
дых педагогов и обучающихся пению, дать им необходимые теоретичес-
кие сведения, на основе которых они могли бы более верно оценивать
явления, связанные с голосообразованием, развитием голоса, с форми-
рованием певца. Книга должна, по мысли автора, приучать молодых пев-
цов и педагогов к логике мышления на основе определенного минимума
основных знаний. Она должна учить верному подходу к воспитанию го-
лоса, а не давать готовую рецептуру. Усвоение научных сведений о голосе
и работе голосового аппарата, как и данных об общих закономерностях
работы организма человека, является совершенно необходимым, чтобы
обоснованно разбирать методические вопросы. Эти знания дают те от-
правные позиции, с которых становится возможной объективная оценка
различных явлений, связанных с голосообразованием»2.
Более двадцати лет читая курс «Основы вокальной методики» в
Московской консерватории, считаю своим долгом отметить, что только
глубокая эрудиция, высочайшая культура и педагогический талант позво-
ляли ему излагать самые сложные проблемы языком, доступным для по-
нимания широкой аудитории, но не искажающим основ научных знаний.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что с выходом в свет этой кни-
ги педагоги, певцы, любители и поклонники певческого искусства впер-
вые получили материалы, отражающие не только историю отечествен-
ного вокального искусства от истоков до нынешнего времени, но и обоб-
щение объективных научных данных, раскрывающих феномен такого
1 2-е изд. (посмертное). — М.: Музыка, 1996; 3-е изд. — М.: Музыка, 2000.
2 Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. — М., 1968. — С. 3.
сложного живого инструмента, как человеческий голос; научное объяс-
нение певческого процесса голосообразования с изложением основ во-
кальной методики (курсив мой. — А.Я.), руководствуясь которыми, мо-
лодые педагоги и исполнители могли найти ответы на животрепещущие
вопросы вокальной практики. Слово «основы» в названии книги не слу-
чайно. Каждый педагог и каждый певец правомерно и логично ориен-
тируются в первую очередь на свой личный творческий опыт. «Осно-
вы» — это те объективные сведения, которые получили свое разреше-
ние в результате научных исследований и остаются основополагающи-
ми при множественности и разнообразии индивидуальных вокальных
методик. Смело можно сказать, что с появлением этого уникального
труда значительно сократилось число вокально неграмотных специали-
стов как среди преподающих, так и продолжающих артистическую дея-
тельность певцов, а собранный в книге и проанализированный на на-
учной основе обширный материал позволяет ликвидировать пробел в
этой области музыкального искусства.
Еще до выхода в свет учебника «Основы вокальной методики»
профессор Дмитриев создает наглядное пособие «Голосовой аппарат
певца», ныне ставшее библиографической редкостью. В предисловии к
нему Леонид Борисович написал: «Перед автором была поставлена за-
дача составить анатомический атлас, рассказывающий о строении го-
лосового аппарата человека с показом некоторых физиологических при-
способлений при речи и пении. Атлас рассчитан на широкий круг пев-
цов и вокальных педагогов, желающих познакомиться со строением и
функцией голосового аппарата без изучения специальных медицинских ру-
ководств по анатомии и физиологии (курсив мой. — А. Я.).
Атлас состоит из 24 таблиц, иллюстрирующих строение и функ-
ционирование голосового аппарата в речи и пении. Каждая таблица
снабжена соответствующими пояснениями. Кроме того, отдельно при-
лагается методическая записка, в доступной форме излагающая содер-
жание таблиц.
Следует отметить, что «Голосовой аппарат певца» ни в коей мере
не может заменить медицинский анатомический атлас и не отвечает тре-
бованиям читателя-врача. Это специальное руководство для вокалистов,
как по составу и манере изложения разделов, так и по расположению ма-
териала принципиально отличающееся от обычных анатомических атла-
сов (курсив мой. — А. Я.).
При сопоставлении этих двух фундаментальных трудов можно вы-
делить основную тему и цель их создания: певческий голос; ему посвящено
и подчинено все — форма изложения, выделение и акцентировка на спе-
циальные проблемы, возникающие в педагогической практике и певчес-
ком исполнительстве. Все это делает обе работы крайне актуальными и
практически ценными по сей день. В них обсуждаются новейшие на тот
момент исследования в области голосообразования, дается их объектив-
ная оценка. К примеру, только что выдвинутая французским ученым
Р. Юссоном новая теория фонации находит свое толкование в вышедшем
атласе «Голосовой аппарат певца». Позднее, в 1968 г., в книге «Основы
вокальной методики» в разделе «Теории голосообразования» Леонид Бо-
рисович, сам переведший книгу Р. Юссона «Певческий голос» и лично
переписывающийся с ее автором, прозорливо рассматривает все «за» и
«против» как миоэластической, так и новейшей нейрохронаксической
теорий фонации. Он к этому времени успевает исследовать, изучить, обоб-
щить и сделать выводы, которые только лишь через десятилетия в новых
исследованиях ученых подтвердят его предвидение.
Леонид Борисович стал инициатором организации Лаборатории
физиологии фонации и вокальной методики в ГМПИ им. Гнесиных, взяв
на себя научное руководство и разработку центральных линий ее иссле-
дований. Так, в лаборатории проводились работы по изучению процес-
са голосообразования во всех его аспектах (функционирование певчес-
кого дыхания, состояния гортани, деятельности артикуляционного ап-
парата и т. п.), по обобщению позитивного опыта результативных во-
кальных педагогов, по созданию учебно-методических пособий и сбор-
ников трудов, по фиксации взглядов выдающихся певцов на процесс
голосообразования, развитие голоса и воспитание необходимых для ус-
пешной певческой деятельности качеств.
За время педагогической и научно-исследовательской работы в
институте Леонид Борисович осуществил ряд экспериментальных ра-
бот, написал большое количество статей, монографий и учебно-мето-
дических пособий, посвященных актуальным вопросам вокальной пе-
дагогики и певческому голосу. Список только самых крупных и значи-
тельных его научных трудов включает свыше 60 названий.
Ученый вел изыскания в следующих направлениях: обобщение
опыта ведущих вокальных педагогов; изучение и фиксация практики
выдающихся певцов; исследование работы голосового аппарата физио-
логическими и акустическими методами; разработка вопросов, связан-
ных со значением индивидуально-психологических особенностей лич-
ности и многие другие сложнейшие методические проблемы.
Особо следует отметить те работы и исследования, в которых про-
фессор был первопроходцем:
1) массовое рентгенологическое исследование работы голосового
аппарата у профессиональных певцов, позволившее сделать ряд важней
ших практических выводов и в дальнейшем применять их в вокальной
педагогике и исполнительской практике;
2) атлас «Голосовой аппарат певца» — первое учебное пособие
подобного рода, показывающее строение и функцию голосового аппа
рата, сопровождающееся пояснительным текстом;
3) «Основы вокальной методики» — первый учебник, вполне ори
гинальный и энциклопедический по содержанию;
4) первый учебный рентгенофильм «Работа гортани в пении»;
5) первое обобщение опыта известного вокального педагога, про
фессора Киевской консерватории М.Э. Донец-Тессейр, воплощенное в
виде брошюры «В классе профессора М.Э. Донец-Тессейр» с приложе
нием двух граммофонных пластинок с записью уроков педагога «Уроки
М.Э. Донец-Тессейр» — озвученного пособия для студентов-вокалис
тов. Первая пластинка посвящена занятиям со студентами начальных
курсов, вторая — занятиям со старшекурсниками. До сих пор это един
ственное исследование, увидевшее свет не только в описательном, но и
звуковом виде;
6) обобщение практического певческого опыта группы выдаю
щихся современных певцов — солистов Миланского театра Ла Ска
ла. Это беседы вокально-технологической тематики, содержащие ши
рокий спектр вопросов и ответов по самым животрепещущим про
блемам техники голосообразования и исполнительского мастерства.
Как было отмечено выше, среди собеседников Л.Б. Дмитриева —
Мирелла Френи, Николай Гяуров, Пьеро Каппуччилли, Иво Винко,
Паоло Монтарсоло, Фьоренца Коссотто, Джульетта Симионато, а так
же Тоти Даль Монте, Магда Оливьеро и целый ряд других виднейших
представителей мировой оперной сцены. К сожалению, эти уникаль
ные документы при жизни Леонида Борисовича не дошли до широ
кого круга читателей;
7) сборники трудов «Вопросы вокальной педагогики», ставшие со
временем периодическим изданием. Л. Б. Дмитриев был инициатором
этого издания, под его редакцией и при непосредственном авторском
участии вышли 1, 5, 6-й выпуски. Эти сборники всегда вызывали жи
вейший интерес и отклики как певцов и педагогов, так и поклонников
вокального искусства. Круг рассматриваемых в них вопросов всегда был
обширен и актуален. Большое место отводилось обобщению позитив
ного педагогического метода как отечественного, так и зарубежного.
В частности, после поездки Л .Б. Дмитриева в Центр усовершенствова
ния молодых певцов при Миланском театре Ла Скала появился ряд его
публикаций о методических принципах профессоров Дж. Барра, И. Кор-
радетти, Р. Карозио.
Леонид Борисович был не только ведущим ученым в области фи-
зиологии, истории и теории вокального искусства, но и педагогом-прак-
тиком, обладавшим большим опытом работы. В классе Л. Б. Дмитриева
учеников, как правило, было немного, хотя с практической педагоги-
кой он не расставался никогда.
«...Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет
ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни
моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений»
(К.Д. Ушинский). Это высказывание виднейшего отечественного педа-
гога созвучно всей творческой деятельности Леонида Борисовича не
только в педагогике, но и научных изысканиях, и в общении с людьми
разного возраста и уровня знаний.
Самое замечательное свойство личности Л. Б. Дмитриева заклю-
чалось в том, что и в исследовательских трудах, и на лекциях, и в докла-
дах, и на занятиях с учениками и аспирантами он не поучал, а довери-
тельно, чрезвычайно интересно и увлекательно вел беседы, в которых
труднейшие проблемы вокального искусства раскрывались ясно и про-
сто. Он говорил своим воспитанникам:
— Существует два языка. Один из них — наукообразный, в кото-
ром за нагромождениями сложных терминов ничего уловить и понять
невозможно. Писать и высказываться надо предельно понятно, после-
довательно проводить мысли, вычленяя и подчеркивая основное.
Его любимым выражением было: «Все должно быть разложено,
словно по полочкам», — то есть мысли, которые предлагаются внима-
нию читателя или слушателя, обязаны быть четко выстроены и упоря-
дочены. Ярким тому примером служат труды Леонида Борисовича.
Класс сольного пения профессора Дмитриева, как правило, со-
стоял из трех-четырех студентов. Атмосфера занятий была самой дру-
жественной и демократичной, а в классе всегда царила музыка. Акком-
панемент учителя побуждал желание петь, настолько красиво и мягко
было звучание фортепиано. Он редко аккомпанировал сам, хотя в до-
машней обстановке удивительно тонко играл произведения Ф. Шопе-
на, особо любимого им.
Замечания на уроках делались спокойным тоном. Иногда они со-
провождались показом. До последних дней у Леонида Борисовича со-
хранился баритон бархатного приятного тембра. И, несмотря на обшир-
ные знания в области воспитания певческого голоса, он преподавал про-
сто и естественно, никогда не прибегая к сложным научным терминам.
В классе со студентами занимался педагог-практик, обладающий вели-
чайшей информацией о закономерностях развития голоса.
Несведущие о стиле его работы с учениками, побывав на уроке,
удивлялись, что ученый так понятно, обыкновенно», как и многие
другие педагоги, занимается с певцами.
Воспитанники Л. Б. Дмитриева работают солистами оперных те-
атров, концертных организаций, ведут активную педагогическую дея-
тельность. Среди них — Ю. Белокрынкин, лауреат конкурсов, солист
Московской филармонии; Ю. Хабаров — солист Москонцерта; А. Пан-
чешный — солист Московской филармонии, В. Почапский — солист
Большого театра России и многие другие.
Особо следует сказать о научной школе, созданной Л. Б. Дмитри-
евым. Под его руководством написано 17 кандидатских и одна докторс-
кая диссертации. Из них 14, включая докторскую, были успешно защи-
щены при жизни профессора. Тематика диссертационных исследований
характеризовала широту и глубину информационной ориентации, ис-
ключительной эрудиции ученого в самых различных областях музыкаль-
ных знаний.
Обширна и многогранна была научно-популяризаторская и об-
щественная деятельность профессора Дмитриева. В числе его заслуг —
составление и редактирование сборников материалов ежегодных всерос-
сийских научно-методических вокальных конференций, которые он
возглавлял на протяжении почти двух десятилетий. Эти конференции
проводились накануне Всероссийских смотров вокалистов — выпуск-
ников музыкальных вузов и отражали научную работу кафедр сольного
пения в этих учебных заведениях. Леонид Борисович не только готовил
к публикации материалы конференций, но и помогал оформлять док-