Принципы установления субъект - субъектных связей
Как основа конструирования образовательного процесса ДОУ».
Содержание:
Введение ………………………………..…………………………………. 3
1. Понятие субъект, субъектность, субъект - субъектные связи …………….. 4
2. Принципы установления субъект - субъектных связей …………………… 7
3. Основные функции педагогической деятельности …………….………… 10
4. Этапы детской деятельности ………………………………………………. 12
5.Модели сотрудничества родителей с детьми …………………………….. 16
6. Субъект образовательного процесса – сверстники ………………………. 20
Заключение …………………………………………………………...…. 22
Список литературы ……………………………………………………... 23
Введение.
В настоящее время в практике ДОУ, несмотря на идеи гуманизации в системе дошкольного образования, порой доминирует учебно-дисциплинарная модель взаимодействия. Причина заключается в существовании глубинных личностных установок на воплощение в практику так называемых субъект - субъективных связей.
Наиболее желанной для полноценного общения детей и педагога является личностно-ориентированная модель взаимодействия. Ребёнок чувствует себя эмоционально-защищённым так как педагог относится к ребёнку как к равному. Для личностно-ориентированной модели взаимодействия характерны субъект - субъектные связи . В данном случае и взрослый и ребёнок в равной мере являются субъектами взаимодействия. Противоречия разрешаются посредством сотрудничества.
1. Понятие субъект, субъектность, субъект - субъектные связи.
Педагог при субъектно-субъектном взаимодействии понимает своих воспитанников более личностно, такое взаимодействие получило название личностно- ориентированное.
Общеизвестно, что ребенок развивается в деятельности. И чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. По мнению авторов программы, интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие, его благополучие и социальный статус в группе сверстников связаны с освоением позиции субъекта детской деятельности.
Д.И. Фельдштейн отмечает : «Определяя свои исходные позиции при построении своих отношений с детьми как субъект – субъектные, провозглашая, что ребенок – это субъект, фактически, реально мы, взрослые, относимся к ребенку как к объекту, на который направлены наши воздействия, ведя речь все время именно о действиях по отношению к ребенку, а не о взаимодействии».
Наблюдения за деятельностью воспитателей ДОУ показали, что педагоги в большей степени изучают, измеряют их потребности, мотивы, состояния, в меньшей побуждают к занятию активной позиции, не анализируя «обратных действий», не умея определять реальную субъектность ребенка. Для того чтобы качественно реализовывать программу, возникла необходимость повысить уровень теоретических знаний педагогов по данной проблеме. На педсовете «Ребенок - субъект деятельности» мы рассматривали теоретические основы данного вопроса.
Субъектность – это способность человека осознавать себя, осознанно выбирать, отдавать отчет в своих действиях, быть стратегом собственного бытия, осмысливать связи своего «Я» с другими людьми. Как отмечает доктор педагогических наук Н.Е. Щуркова , эта способность формируется в социальной жизни в процессе духовных усилий ребенка и воспитывается целенаправленно, если педагоги ставят задачей ее развитие.
Субъектность не появляется из ниоткуда, она имеет свою процессуальную сторону. Сначала – это свободное выражение своего «Я», затем соотнесение себя с правилами культуры и социальной жизни. Субъектность обогащается пониманием другого человека. А далее еще одно приобретение: способность предвидеть действия других, а значит, выбирать, ориентируясь на предполагаемый результат. Оценивая содеянное и корректируя производимое, ребенок учиться планировать свои действия.
Условно ступенчатое восхождение ребенка к осознанию себя, по мнению Н.Е. Щурковой, выглядит так: свободно выражаю своё «Я»; вступаю в диалог с другим «Я»; предвижу последствия своих действий; произвожу свободный выбор; оцениваю результат, планирую новый.
Н.Е. Щуркова подчеркивает, что современная педагогическая технология представляет собой научно обоснованный профессиональный выбор операционного воздействия педагога на ребенка в контексте его взаимодействия с миром в целях воспитания отношений, гармонично сочетающих свободу личностного проявления и социокультурную норму. Основное педагогическое воздействие заключается в переводе ребенка на позицию субъекта. Субъектно-субъектные отношения содействуют развитию у детей способности к сотрудничеству, инициативности, творческого начала, умения конструктивно решать конфликты. Активизируется сложнейшая работа познавательных процессов, активизируются знания, отбираются нужные способы решения задач, апробируются разнообразные умения. Вся деятельность приобретает личностную значимость для ребенка, формируются ценные проявления активности и самостоятельности, которые при устойчивом укреплении субъектной позиции могут стать его личностными качествами. Современная личностно-ориентированная модель взаимодействия – предоставление ребенку свободы, независимости, большего «поля» для самостоятельных действий, общения на равных.
Среда является важнейшим фактором, опосредующим деятельность ребенка. Она предоставляет большие возможности для воспитания и развития дошкольника, формирования значимых качеств личности: активности, самостоятельности, творческих проявлений, коммуникабельности. Однако полноценное развитие и воспитание ребенка в среде возможно при создании условий для его активности в среде, возможностей для моделирования, построения ее элементов. Взаимодействие с элементами среды, внесение изменений в среду, совместная деятельность педагога и ребенка в данном направлении открывает большие возможности для раскрытия личностного потенциала дошкольника. Однако для осуществления активной деятельности ребенка в среде важным является организация эффективного взаимодействия, при котором ведущая роль отводится взрослому. При этом он является партнером для ребенка, направляет его, обучает. Построение эффективного взаимодействия между педагогом и ребенком при построении элементов среды является важным условием использования ее потенциала в воспитании и развитии дошкольника.
Субъект - субъектные связи и отношения, возникающие между педагогом и детьми при построении элементов предметно-развивающей среды, характеризуются следующими особенностями:
- Постоянством, а не ситуативным характером;
- Основаны на учете интересов и потребностей сторон, в том числе в создании пространства;
- Партнерским типом общения, предполагающим активную позицию обеих сторон, диалог.
Принципы установления субъект - субъектных связей.
Учёные исследователи (Маралов В.Г. и другие) выявили несколько принципов установления субъект - субъектных связей:
1. Принцип диалогизации педагогического взаимодействия - позиция взрослого и ребёнка должны быть равноправными, т.е. позиция соучащихся, совоспитывающихся, сотрудничающихся людей.
2. Принцип проблематизации - взрослый не воспитывает, не передаёт, но актуализирует тенденцию ребёнка к личностному росту, а также актуализирует исследовательскую активность ребёнка, создаёт условия для совершенствования нравственных поступков, для самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем.
3. Принцип персонализации - ролевое взаимодействие, т.е. взаимодействие не личности, а "роли". В связи с этим следует отказаться от ролевых масок и включить во взаимодействие те элементы личностного опыта, которые не соответствуют ролевым ожиданиям и нормативам.
4. Принцип индивидуализации - выявление и развитие общих и специальных способностей ребёнка. Выбор адекватных возрастным и индивидуальным возможностям содержания, форм и методов воспитания.
Модели "не вмешательства" в жизнь ребёнка соответствуют объект-субъектные связи. В качестве субъекта фактически выступает ребёнок, а взрослому отводится пассивная роль. В данном случае задача взрослого приспосабливаться к желаниям ребёнка, т.е. создание условий и предпосылок для его спонтанного развития. Такой тип связи, как правило, наиболее характерен для семейного воспитания.
Из трёх приведённых выше моделей взаимодействия взрослого с ребёнком оптимальной является личностно-ориентированная, построенная на субъект -субъектных связях. Именно при такой модели создаются благоприятные предпосылки для преодоления основного противоречия между целями и задачами, которые ставит взрослый и целями и задачами, которые ставит ребёнок. То есть в рамках данной модели формируются личностные особенности как детей, так и взрослого (воспитателя). В результате взаимопроникновения профессиональных и индивидуальных черт личности воспитателя оформляется особое образование - "воспитательская позиция личности". Поскольку каждый общественный строй характеризуется множественностью представленных в нём укладов, противоречивостью интересов различных социальных групп, сочетание консервативных и инновационных тенденций, в каждом обществе складываются условия для порождения некоторого многообразия воспитательских позиций.
Общеизвестно, что ребенок развивается в деятельности. И чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. По мнению авторов программы, интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие, его благополучие и социальный статус в группе сверстников связаны с освоением позиции субъекта детской деятельности.
Д.И. Фельдштейн отмечает : «Определяя свои исходные позиции при построении своих отношений с детьми как субъект – субъектные, провозглашая, что ребенок – это субъект, фактически, реально мы, взрослые, относимся к ребенку как к объекту, на который направлены наши воздействия, ведя речь все время именно о действиях по отношению к ребенку, а не о взаимодействии».
Н.Е. Щуркова подчеркивает, что современная педагогическая технология представляет собой научно обоснованный профессиональный выбор операционного воздействия педагога на ребенка в контексте его взаимодействия с миром в целях воспитания отношений, гармонично сочетающих свободу личностного проявления и социокультурную норму. Основное педагогическое воздействие заключается в переводе ребенка на позицию субъекта. Субъектно-субъектные отношения содействуют развитию у детей способности к сотрудничеству, инициативности, творческого начала, умения конструктивно решать конфликты. Активизируется сложнейшая работа познавательных процессов, активизируются знания, отбираются нужные способы решения задач, апробируются разнообразные умения. Вся деятельность приобретает личностную значимость для ребенка, формируются ценные проявления активности и самостоятельности, которые при устойчивом укреплении субъектной позиции могут стать его личностными качествами. Современная личностно-ориентированная модель взаимодействия – предоставление ребенку свободы, независимости, большего «поля» для самостоятельных действий, общения на равных.
Среда является важнейшим фактором, опосредующим деятельность ребенка. Она предоставляет большие возможности для воспитания и развития дошкольника, формирования значимых качеств личности: активности, самостоятельности, творческих проявлений, коммуникабельности. Однако полноценное развитие и воспитание ребенка в среде возможно при создании условий для его активности в среде, возможностей для моделирования, построения ее элементов. Взаимодействие с элементами среды, внесение изменений в среду, совместная деятельность педагога и ребенка в данном направлении открывает большие возможности для раскрытия личностного потенциала дошкольника. Однако для осуществления активной деятельности ребенка в среде важным является организация эффективного взаимодействия, при котором ведущая роль отводится взрослому. При этом он является партнером для ребенка, направляет его, обучает. Построение эффективного взаимодействия между педагогом и ребенком при построении элементов среды является важным условием использования ее потенциала в воспитании и развитии дошкольника.
Субъект - субъектные связи и отношения, возникающие между педагогом и детьми при построении элементов предметно-развивающей среды, характеризуются следующими особенностями:
Постоянством, а не ситуативным характером;
Основаны на учете интересов и потребностей сторон, в том числе в создании пространства;
Партнерским типом общения, предполагающим активную позицию обеих сторон, диалог.