Формирование положительного ОТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА К СЕБЕ
Для формирования и поддержки у ребенка положитель-
ного отношения к себе педагоги должны создавать такие
условия, чтобы он чувствовал свою значимость для окружаю-
щих, их любовь, был уверен в том, что всегда получит под-
держку и помощь с их стороны. Все это формирует доверие
ребенка к миру и обеспечивает возможность активно и
эффективно его осваивать.
Поэтому желательно как можно чаще создавать такие си-
туации, где центром внимания является каждый ребенок.
Детей обязательно нужно называть по имени, используя имя
ребенка в играх, потешках, песенках. В групповом помеще-
нии желательно разместить фотографии детей так, чтобы
каждый мог увидеть и узнать себя на фотографии, показать
ее детям и взрослым. Можно оформить альбом, в котором со-
браны семейные фотографиями детей, групповые снимки и
пр. Необходимо также экспонировать рисунки, поделки
каждого ребенка, показывать их родителям, сотрудникам,
детям, хвалить их в его присутствии. Хороший способ поста-
вить малыша в центр внимания — отмечать дни рождения,
изготавливать и дарить подарки.
Очень важно проявлять интерес к его чувствам и предпо-
чтениям, разговаривать с ним о родителях, о событиях в
его жизни, любимых играх, игрушках. Взрослые должны
чутко реагировать на все переживания ребенка, радоваться
вместе с ним, сочувствовать при огорчении, помогать ему
понять причину того или иного переживания, выразив его
словами.
Взрослые должны способствовать развитию у ребенка
представления о своем внешнем облике. Следует обращать
внимание на цвет его глаз, волос, одежду, подчеркивать его
достоинства. Это можно делать как в непосредственном
общении, так и разглядывая вместе с ним его отражение в
зеркале, где можно рассмотреть детали, обычно невидимые
малышу, например, бантик на спине, рисунок на заднем
кармашке и пр. Как правило, малыши с удовольствием рас-
сматривают себя в зеркале, улыбаются своему отражению,
называют себя по имени, стараются поправить что-то в своем
облике. Это свидетельствует о том, что первичный образ са-
мого себя у ребенка уже достаточно оформлен, стабилен, что
у него сформировано положительное отношение к себе.
Если же, рассматривая себя в зеркале, он напряжен,
проявляет признаки тревоги, испуга или недоумения, отво-
дит взгляд от своего лица, это может послужить сигналом о
неблагополучии в развитии личности ребенка. Возможно,
родители или воспитатели мало интересуются им, недоста-
точно общаются с ним, мало играют. Из-за того, что отноше-
ние взрослых к ребенку как к личности слабо развито, отно-
шение малыша к себе тоже не имеет яркой положительной
эмоциональной окраски, образ себя недостаточно четок и
определен, что и находит отражение в поведении перед зерка-
лом. В целях коррекции образа себя следует восстановить в
полноценном объеме ведущие линии психического развития
ребенка на первом году жизни — эмоционально-личностное
общение и практическое сотрудничество с ним. Начинать
надо с тех контактов, которые для него предпочтительны в
данное время. Если малыш предпочитает совместную пред-
метно-практическую деятельность со взрослым и избегает
эмоциональных контактов, их следует постепенно вводить в
процессе совместной игры. Если же он предпочитает эмоци-
ональные контакты, следует, удовлетворяя потребность в
эмоциональном общении, постепенно вводить совместные
действия с предметами. Этим рекомендациям воспитатель
должен следовать сам и советовать придерживаться их роди-
телям ребенка.
На протяжении раннего возраста происходит все более от-
четливая дифференциация представлении ребенка о своих
возможностях, способностях и действиях, уточняется отно-
шение его к себе как к действующему субъекту с одной сторо-
ны и определенной уникальной целостности, обладающей
постоянством черт и характеристик,— с другой. Все эти из-
менения образа себя у ребенка наглядно проявляются в его
поведении. К концу второго года все дети безошибочно пока-
зывают свой носик, глазки, ротик, узнают себя на фотогра-
фии, знают, где их место за столом, какую одежду надевать
на прогулку. Для формирования у ребенка представлений о
своих возможностях необходимо отмечать успехи каждого
малыша, комментировать его действия, поощрять настойчи-
вость в деятельности. Обращать внимание ребенка на ошиб-
ки следует деликатно; помогая исправить их, взрослый дол-
жен обязательно поддержать в малыше уверенность, что он
вскоре все научится делать правильно.
На третьем году дети обычно имеют отчетливое представ-
ление о себе как о мальчике или девочке, а поэтому уже в
этом возрасте следует уделять внимание формированию у
ребенка поло-ролевой идентификации: указывать на особен-
ности прически и одежды мальчиков и девочек, предлагать в
играх девочкам быть мамой, тетей, няней, мальчикам —
папой, дядей, шофером и т.п. Как правило, в группах ранне-
го возраста находятся преимущественно шрушки «для дево-
чек» (куклы и предметы ухода за ними) и игрушки, «нейт-
ральные» с точки зрения поло-ролевой принадлежности (ку-
бики, мячи, пирамидки). Такие традиционные игрушки для
мальчиков, как машинки, солдатики, рыцари, всадники, иг-
рушечные молотки, плоскогубцы и т.п. часто отсутствуют.
Однако в групповом помещении и на участке должны быть
игрушки как для девочек, так и для мальчиков. Это не зна-
чит, что девочки могут играть только с куклами, а мальчики
с машинками. Каждый вправе играть с теми игрушками, ко-
торые ему нравятся, но ассортимент надо подобрать таким
образом, чтобы стимулировать игры, способствующие
поло-ролевой идентификации.