Анализ и интерпретация полученных данных

Напомним, что первым методом нашего исследования был метод анализа педагогической документации. Мы ознакомились с психолого-педагогическими характеристиками, которые составляли воспитатели.

В анамнезе отмечались: частые соматические заболевания (6 человек); патология беременности у матерей в первой половине (4 человека). У большинства детей по данным медицинской карты отсутствовали какие-либо выраженные отклонения в раннем нервно психическом развитии (9 человек).

В речевом развитии детей было выявлено множество недостатков: нарушено звукопроизношение (5 человек), низкий уровень сформированности словарного запаса (7 человек), недостатки в формировании грамматического строя (8 человек), слабо развита связная речь (3 человека). Сама речь, особенно у мальчиков была громкой и трудноразборчивой (во многих словах искажались и пропускались звуки). У многих детей наблюдался повышенный уровень тревожности, неуверенность в себе (4 человека). У других наоборот, преобладала гипервозбудимость (6 человек), проявляющаяся в общем эмоциональном или двигательном беспокойстве.

В характеристиках большинства детей отмечалась быстрая утомляемость, низкая работоспособность, нарушения внимания и памяти, неумение регулировать свою эмоциональную деятельность, слабо развитая общая и мелкая моторика.

Напомним, что с целью определения запаса слов, хранящегося в активной памяти ребёнка, нами была проведена методика обследования активного словаря детей старшего дошкольного возраста, авторы Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева., Г.В. Чиркина.

В первом задании детям надо было назвать предметы, изображённые на картинках. Всего было предъявлено 25 картинок. Таблица с ответами детей представлена в приложении. Полученные сводные результаты отображены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты, полученные по заданию 1 методики

Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной

Испытуемый Общий балл
1. Андрей Т.
2. Варя П.
3. Вика М.
4. Даня Г.
5. Дима З.
6. Лиза М.
7. Настя Н.
8. Рома Ф.
9. Сергей С.
10. Соня Ш.


Из таблицы 1 видно, что только 2 человека справились с заданием в полной мере и назвали все 25 предмета. Что составило 20% от всего количества испытуемых. Эти дети обладают достаточно высоким количественным запасом существительных. Меньше всего предметов назвали Сергей С. И Даня Г. У них были трудности в названиях следующих предметов: кресло назвали диваном, кружку – чашкой, вазу – стаканом, корабль – пароходом, шляпу – шапкой. Даня Г. не смог вспомнить названия животных – слона и жирафа.

Абсолютно верно всеми детьми были названы домашние животные (лошадь, корова), дикое животное центральной полосы (медведь), элементы одежды (куртка, шарф), предметы мебели (стул, шкаф, стол), посуда (ложка, тарелка, чайник) и виды транспорта (трактор, грузовик). Допущенные ошибки, в основном, были из-за замены слов на близкие по значению.

В целом данное задание дети выполняли с удовольствием, с интересом рассматривали картинки, не расстраивались в случае неудач.

Во втором задании детям нужно было, отвечая на вопросы, выделять существенные признаки животных и сравнивать их характеристики. Таблица с подробными ответами детей представлена в приложении. Сводные результаты количественной обработки, полученные по заданию 2, представлены в таблице 2.

Таблица 2. Результаты, полученные по заданию 2 методики

Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной

Испытуемый Общий балл
1. Андрей Т.
2. Варя П.
3. Вика М.
4. Даня Г.
5. Дима З.
6. Лиза М.
7. Настя Н.
8. Рома Ф.
9. Сергей С.
10. Соня Ш.

Из таблицы видно, что 2 ребенка Андрей Т. и Лиза М. (20% от общего числа испытуемых) справились с заданием и ответили правильно на все вопросы. Им удалось выделить верные характеристики животных, дать им описание. Меньше всех правильных ответов дал Даня Г., у него возникли трудности при ответе на 5 вопросов. Большинство детей (7 человек) неправильно ответили на вопрос: «Чем покрыто туловище утки?» (были ответы «шерстью» и «мехом»). На вопрос: «Где живет рыба?» не было однозначного ответа («в реке», «в воде», «в пруду», «в аквариуме»), хотя все ответы характеризовали водную среду обитания. Трудности были в назывании детёнышей животных. 2 детей детёныша курицы назвали «курёнком» и 3 человека детёныша собаки назвали «собачонок / собачка». Но больше всего неправильных ответов было на вопрос: «Чем питается медведь?». 7 человек ответили, что медведь питается мёдом.

9 из 10 детей правильно сказали, что туловище зайца покрыто шерстью и что корова питается травой. Все дети правильно назвали место, где живет медведь – «лес» и охарактеризовали лису как «хитрую» и «рыжую».

На предлагаемые вопросы дети отвечали с удовольствием, удивлялись и смеялись, если вопросы казались им слишком лёгкими. Некоторые пытались имитировать голос и повадки животных, когда отвечали на вопросы.

В третьем задании детям надо было отвечать на вопросы, в ответах на которые содержались противоположные понятия. Сводная таблица с ответами детей представлена в приложении, а сводные количественные результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3. Результаты, полученные по заданию 3 методики

Наши рекомендации