Анализ и интерпретация полученных данных
Напомним, что первым методом нашего исследования был метод анализа педагогической документации. Мы ознакомились с психолого-педагогическими характеристиками, которые составляли воспитатели.
В анамнезе отмечались: частые соматические заболевания (6 человек); патология беременности у матерей в первой половине (4 человека). У большинства детей по данным медицинской карты отсутствовали какие-либо выраженные отклонения в раннем нервно психическом развитии (9 человек).
В речевом развитии детей было выявлено множество недостатков: нарушено звукопроизношение (5 человек), низкий уровень сформированности словарного запаса (7 человек), недостатки в формировании грамматического строя (8 человек), слабо развита связная речь (3 человека). Сама речь, особенно у мальчиков была громкой и трудноразборчивой (во многих словах искажались и пропускались звуки). У многих детей наблюдался повышенный уровень тревожности, неуверенность в себе (4 человека). У других наоборот, преобладала гипервозбудимость (6 человек), проявляющаяся в общем эмоциональном или двигательном беспокойстве.
В характеристиках большинства детей отмечалась быстрая утомляемость, низкая работоспособность, нарушения внимания и памяти, неумение регулировать свою эмоциональную деятельность, слабо развитая общая и мелкая моторика.
Напомним, что с целью определения запаса слов, хранящегося в активной памяти ребёнка, нами была проведена методика обследования активного словаря детей старшего дошкольного возраста, авторы Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева., Г.В. Чиркина.
В первом задании детям надо было назвать предметы, изображённые на картинках. Всего было предъявлено 25 картинок. Таблица с ответами детей представлена в приложении. Полученные сводные результаты отображены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты, полученные по заданию 1 методики
Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной
Испытуемый | Общий балл |
1. Андрей Т. | |
2. Варя П. | |
3. Вика М. | |
4. Даня Г. | |
5. Дима З. | |
6. Лиза М. | |
7. Настя Н. | |
8. Рома Ф. | |
9. Сергей С. | |
10. Соня Ш. |
Из таблицы 1 видно, что только 2 человека справились с заданием в полной мере и назвали все 25 предмета. Что составило 20% от всего количества испытуемых. Эти дети обладают достаточно высоким количественным запасом существительных. Меньше всего предметов назвали Сергей С. И Даня Г. У них были трудности в названиях следующих предметов: кресло назвали диваном, кружку – чашкой, вазу – стаканом, корабль – пароходом, шляпу – шапкой. Даня Г. не смог вспомнить названия животных – слона и жирафа.
Абсолютно верно всеми детьми были названы домашние животные (лошадь, корова), дикое животное центральной полосы (медведь), элементы одежды (куртка, шарф), предметы мебели (стул, шкаф, стол), посуда (ложка, тарелка, чайник) и виды транспорта (трактор, грузовик). Допущенные ошибки, в основном, были из-за замены слов на близкие по значению.
В целом данное задание дети выполняли с удовольствием, с интересом рассматривали картинки, не расстраивались в случае неудач.
Во втором задании детям нужно было, отвечая на вопросы, выделять существенные признаки животных и сравнивать их характеристики. Таблица с подробными ответами детей представлена в приложении. Сводные результаты количественной обработки, полученные по заданию 2, представлены в таблице 2.
Таблица 2. Результаты, полученные по заданию 2 методики
Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной
Испытуемый | Общий балл |
1. Андрей Т. | |
2. Варя П. | |
3. Вика М. | |
4. Даня Г. | |
5. Дима З. | |
6. Лиза М. | |
7. Настя Н. | |
8. Рома Ф. | |
9. Сергей С. | |
10. Соня Ш. |
Из таблицы видно, что 2 ребенка Андрей Т. и Лиза М. (20% от общего числа испытуемых) справились с заданием и ответили правильно на все вопросы. Им удалось выделить верные характеристики животных, дать им описание. Меньше всех правильных ответов дал Даня Г., у него возникли трудности при ответе на 5 вопросов. Большинство детей (7 человек) неправильно ответили на вопрос: «Чем покрыто туловище утки?» (были ответы «шерстью» и «мехом»). На вопрос: «Где живет рыба?» не было однозначного ответа («в реке», «в воде», «в пруду», «в аквариуме»), хотя все ответы характеризовали водную среду обитания. Трудности были в назывании детёнышей животных. 2 детей детёныша курицы назвали «курёнком» и 3 человека детёныша собаки назвали «собачонок / собачка». Но больше всего неправильных ответов было на вопрос: «Чем питается медведь?». 7 человек ответили, что медведь питается мёдом.
9 из 10 детей правильно сказали, что туловище зайца покрыто шерстью и что корова питается травой. Все дети правильно назвали место, где живет медведь – «лес» и охарактеризовали лису как «хитрую» и «рыжую».
На предлагаемые вопросы дети отвечали с удовольствием, удивлялись и смеялись, если вопросы казались им слишком лёгкими. Некоторые пытались имитировать голос и повадки животных, когда отвечали на вопросы.
В третьем задании детям надо было отвечать на вопросы, в ответах на которые содержались противоположные понятия. Сводная таблица с ответами детей представлена в приложении, а сводные количественные результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3. Результаты, полученные по заданию 3 методики