Методика подготовки спортсменов с нарушением слуха
К общим задачам относятся следующие:
-укрепление здоровья, нормального физического развития, повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды;
-развитие двигательных способностей;
-формирование необходимых знаний в адаптивном спорте;
-умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях, тренировки, повышения работоспособности;
К специфическим задачам адаптивной физической культуры относятся коррекционные, их решение распространяется и на общие задачи.
Взаимосвязь скоростно-силовых упражнений на развитие физических качеств спортивного совершенствования спортсменов с нарушением слуха на основе взаимосвязи скоростно-силовых упражнений Шапковой Л. В.:
Скоростно-силовые упражнения | ||
Бег | Прыжки | Метания |
Многообразие решаемых коррекционно-развивающих задач позволило их сгруппировать в следующие виды:
1. Коррекция и развитие координационных способностей – согласованности движений отдельных звеньев тела, при выполнении физических упражнений, ориентировки в пространстве, дифференцировки
усилий, времени и пространства, расслабления, быстроты реагирования на изменяющиеся условия, равновесия, ритмичности, точности движений, мышечно-суставного чувства, зрительно-моторной координации и т. п.
2. Коррекция и развитие физической подготовки.
Методы наглядности у глухих и слабослышащих основаны на комплексном включении всех сохранных видов ощущений при ведущей роли
словесной речи. Наиболее типичными методами и методическими приемами являются:
-плакаты с изображением тела человека с названием частей, суставов и др. — для формирования знаний, наглядно-образных представлений о строении человека;
- карточки с рисунками и схемами движений, с заданиями, указтелями, ориентирами — для формирования наглядно-действенных представлений об изучаемых физических упражнениях;
- показ движений в разных экспозициях со словесным сопровождением педагога и одновременным выполнением упражнений по подражанию и сопряженной речью;
- показ движений с одновременной словесной инструкцией (описанием, объяснением) и уточняющей мимикой, жестами, речью для считывания с лица;
-световые, знаковые, вибрационные сигналы для концентрации внимания, информации о начале или прекращении движений;
Методы развития физических качеств и способностей принято различать пять основных физических способностей (качеств): силовые, скоростные, координационные, выносливость и гибкость. Каждой из них присуща специфическая структура, целевая направленность движений, мышечная координация, режим работы и его энергообеспечение. Развитие физических качеств подчиняется общим закономерностям этапности, неравномерности, гетерохронности независимо от пола, возраста, наследственных факторов, состояния здоровья.
В целях направленного развития физических качеств у лиц с ограниченными возможностями используются те же методы, что и для здоровых людей (Евсеев С. П.).
Экспериментальная группа занималась методике, которая включает в себя:
- развитие общих физических способностей;
- коррекцию функций организма нарушенных вследствие утраты слуха:
1) координация движений;
2) нарушение равновесия;
3) нарушение скоростных и обратных реакций;
4) нарушение работы вестибулярного аппарата.
Выделяем специальные средства коррекции функций организма нарушенных в следствии утраты слуха:
1. Средства коррекции и развития координационных способностей: прыжок в длину с места и с разбега на максимальный результат и на заданное расстояние, прыжки через барьеры разной высоты и расстоянием между ними (преодоление чувства страха), прыжок в высоту с места и с разбега на максимальный результат.
2. Средства коррекции функции равновесия: бег на прямолинейном разметке, скачки на одной ноге по траве, по песку, по снегу с контролем осанки, бег с тяжелыми предметами на вытянутых руках (блин, камни).
3. Средства коррекции вестибулярной функции: подъемы перевороты в упор, кувырки вперед, назад, повороты на 90о, 180о, 360о (то же с прыжком), переворот из положения на спине партнера.
Примерное содержание тренировочных микроциклов на подготовительном базе.
1 день: медленный бег 7х400м, (в экспериментальной группе (ЭГ) медленный бег с барьерами), общеразвивающие упражнение (ОРУ) – 15 мин, специальные беговые упражнения (СБУ) – 500м, (ЭГ – беговые и прыжковые упражнения), многоскоки 6х60м, (ЭГ то же с контролем осанки), комплекс упражнений: ходьба с выпадами 20 раз, выпрыгивания из полного приседа 20 раз, упражнение для мышц задней поверхности бедра, упражнение для мышц брюшного пресса и спины; переменный бег 5х100 (интенсивность 70%) через 50-60м (ЭГ- через 10 беговых шагов и на прямолинейном разметке), заминка 10 мин (ЭГ- игра 20мин).
2 день: медленный бег 15 мин, (ЭГ – «фартлек»), ОРУ – 15 мин, СБУ - 500м, бег с барьерами, ускорения 3х80м, (ЭГ-60%, 80% и 95%), повторный бег 3-4х300м( интенсивность 70%), упражнение с набивными мячами 150 бросков, упражнение на гибкость, (ЭГ- подьем переворота до отказа), заминка 5 мин.
3 день: медленный бег 15 мин (ЭГ- с барьерами), ОРУ – 15 мин, круговая тренировка 1,5часа (ЭГ- 4х100м свободный бег на разметке), заминка.
4 день: медленный бег 15 мин, ОРУ 15 мин (ЭГ- упражнение с барьерами на месте), Ускорение 3х4 по 80 м (ЭГ- бег с барьерами), бег с изменением скорости 3-4х250м, заминка10мин, (ЭГ- игра 25 мин).
5 день: медленный бег 5х400м, ОРУ – 10 мин, СБУ- 600м, ускорения 3х80 (ЭГ- на разметке с предметами вытянутыми руками), Упражнение на быстроту, низкие старты 5х20м, повторный бег 400-300-200м (ЭГ- после этого подъем переворота), заминка.
6 день: кросс 30мин (ЭГ- спортивные игры 30мин), упражнение на гибкость (ЭГ- барьерные упражнения), упражнение на ступеньке (ЭГ – прыжки на ступеньке), повторный равномерный бег 5х150м (ЭГ- переменный), заминка.