Психологические особенности развивающего обучения по системе Давыдова, Эльконина. Сравнительный анализ эмпирического теоретического мышления

К началу 60-х гг. ХХ в. Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов закончили первый цикл самостоятельных работ, посвященных изучению возрастных возможностей усвоения знаний младшими школьниками. Было доказано, что развивающий потенциал обучения определяется не столько методами организации действий учащихся, сколько реальным содержанием их деятельности.

Особенностью этой концепции являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В отличие от традиционной, эмпирической системы в основу изучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта. Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках.

В результате обучения по системе Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне. В настоящее время разработаны и практически применяются программы по математике, русскому языку, литературе, естествознанию, изобразительному искусству и музыке для начальной школы и программы по русскому языку и литературе для средней школы.

Содержание учебных предметов, прежде всего, должно способствовать формированию у младших школьников основ теоретического мышления. Последнее складывается в процессе выполнения учащимися учебной деятельности. Именно теоретическое мышление реализует в полной мере познавательные возможности.

МЫШЛЕНИЕ – ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, ПОЗВОЛЯЮЩИЙ УСТАНОВИТЬ СВЯЗИ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ.



Эмпирические понятия Теоретические понятия
вырабатываются при сравнении предметов, что позволяет выделить общие свойства. возникают путем анализа некоторого особенного отношения внутри целостной системы,
сравнение выделяет формально общее свойство, знание которого позволяет относить предметы к определенному классу анализ открывает исходное отношение целостной системы как ее основание
В основе наблюде­ние. Эти отражают внешние свойства предметов и опираются на наглядность. Возникающие на основе преобразования предметов, отражают их внутренние отношения и связи , выходят за пределы чувственных представлений.
Конкретизация эмпирических знаний состоит в подборе иллюстраций, примеров, входящих в соответствующий класс предметов. Конкретизация теоретических знаний - это выведение и объяснение особенных и единичных проявлений целостной системы из ее всеобщего основания
Необходимым средством фиксации эмпирических знаний являются слова-термины. выражаются в способах умственной деятельности, а затем уже в различных знаково-символических системах.
     

Исходя из данного различения эмпирических и теоретических обобщений В.В.Давыдов выделил в качестве основной цели обучения овладение учениками теоретическими понятиями и соответствующим теоретическим способом мышления. Организовать мышление школьников в процессе развивающего обучения – значит обеспечить условия для реализации ими логики восхождения от абстрактного к конкретному в процессе решения учебно-познавательных задач.


22. Проблемы общения и межличностных отношений. Развитие нравственной сферы, духовности личности. Воспитание толерантности у младших школьников.

Межличностные отношения — переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся во взаимных влияний в процессе совместной деятельности и общения.

Общение— взаимод-ие между людьми, порождаемое потребностями совместной

дея-ти, включает три процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

Проблемы при общении, межличностном отношении:

  1. Наличие заранее заданных установок и стереотипов, (чел-к может не

соответствовать этим установкам).

  1. Стремление сделать преждевременные заключения о личности (Некоторые люди,

имеют "готовое" суждение о чел. сразу же после того, как в первый раз повстречали).

  1. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других

Людей (стремление полагаться на собственное впечатление о человеке).

  1. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со

временем по естественным причинам.

В педагогике (духовность) - особый образ мышления и жизнедеятельности людей, основанный на приоритете нематериальных, ценностей.

Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственное воспитание — непрерывный процесс, направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения.

Нравственное воспитание в младшем школьном возрасте – нет собственных нравственных убеждений, полагается на авторитет педагогов, родителей.

Одним из важнейших методов является пример(дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. Пример родителей, воспитателей, друзей, героев книг..)

Для развития нравст. сферы необходимо выполнение условий: учёт возрастных особенностей; принцип воспитывающего обучения; при отборе содержания учебного материала для анализа на уроках будет учитываться максимальная направленность его на решение школьниками морально-этических проблем.

Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богато­го многообразия культур нашего мира.

Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Программа "Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста: знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей, понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий(совместное решение проблем и разделению труда при выполнении), на практике познают, что такое уважение и терпимость по отношению к другим.

Наши рекомендации