Оценивание результатов

В качестве достаточно точного, адекватного критерия достижений детей применяется оценка изменения (вместо оценки состояния).

Мониторинг развития и темпов развития состоит в определении разницы конечного и начального состояния данного свойства у ребенка. При этом:

– оценка не сравнивает детей друг с другом;

– обеспечивает ежечасную обратную связь деятельности с ее результатом;

– формирует у ученика ясное понимание смысла пребывания в школе, концентрированным выражением которого является ориентация на рост и развитие, дает ребенку ясное представление о том, насколько он изменился, вырос за день, за неделю, за месяц в школе по любому значимому аспекту развития, будь то знания, умения или навыки;

– оценка избавлена от влияния личного отношения учителя к ученику, что совершенно ясно ученику и вытекает из внутренней сущности оценивания;

– оценка вплетена в контекст деятельности учителя и ученика так, что в равной степени оценивает и развитие ученика, и успешность деятельности учителя;

– оценочная шкала имеет весьма широкий диапазон баллов, который позволяет видеть положение и динамику ученика на всей дистанции школьной программы по данному аспекту;

– в процессе оценивания доминирует не контрольная, а формирующая функция;

– оценивание занимает мало времени, органично вплетено в процесс планирования и контроля деятельности;

– оценка предельно индивидуализирована, отслеживает динамику роста ученика относительно его личных достижений;

– оценка не позволяет останавливаться в развитии, остановка - это именно то, что немедленно снижает ее;

– оценка формирует привычку к позитивной изменчивости, развитию;

– оценка выступает технологическим элементом более общего процесса, в котором объединены планирование, контроль деятельности и оценка;

– новый тип оценки ускоренно формирует мощную мотивацию саморазвития, самосовершенствования, мотивации достижений, в сущности, новый тип парадигмы жизненных ценностей.

Использование аудиовидеосредств. Звуковой ориентир, реализуемый с помощью магнитофона, не единственная техническая форма воплощения этой технологии. Существуют компьютерные и видеоверсии, такая забава, как «караоке», весьма точно реализует задачи обучения чтению, и, наконец, появились магнитофоны (плееры) с небольшим дисплеем, на котором слушатель видит бегущую строку, синхронизированную со звучащим текстом.

Предтечи, разновидности, последователи

& Метод целых слов – один из аналитических методов обуче­ния грамоте, по которому началь­ный этап обучения составляет за­поминание детьми путем зритель­ных восприятий значительного ко­личества целых слов и их графи­ческого обозначения без слогового и звуко-буквенного анализа. Воз­ник в начале XX в. в США. Опыт применения этого метода в совет­ской школе показал его непригод­ность: дети, не имея четкого пред­ставления о слоговом, звуковом и буквенном составе слов, читали и писали по догадке, с ошиб­ками.

& Зрительные диктанты по И.Т. Федоренко для развития оперативной памяти. Наиболее эффективны они во втором классе, где часто можно наблюдать такую картину: ребёнок читает предложение из 8-10 слов, дочитал до середины и забыл первое слово. Он не улавливает смысл прочитанного, ему не интересно читать. В этом случае требует улучшения оперативная память. Тексты по И.Т. Федоренко состоят из 18 наборов по шесть предложений в каждом. Особенность этих предложений - их длина наращивается постепенно, по 1-2 буквы. Первое предложение первого набора наиболее короткое, всего 8 букв. В последнем предложении последнего набора 46 букв. Время работы со всеми наборами - примерно два месяца. За это время оперативная память развивается настолько, что ребёнок может запомнить предложение из 8-9 слов, не забывая первого. Теперь он легко улавливает смысл, читать ему становится интересно, и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее.

& Школа Олега Андреева использует комплексную программу интеллектуального и ду­ховного развития личности.

Установлено пять основных недостатков традиционных методов чтения. Первый – возвратные движения глаз, которые делают незамет­но для себя большинство читателей, т.е. читают один и тот же текст 2-3 раза, хотя никакой необходимости в этом нет. Второй – отсутствие гибкой программы чтения. Есть тексты, которые требуют медленного чте­ния, а есть те, которые можно читать быстро. Третий – артикуляция, т.е. проговаривание текста. Это главный враг быстрого чтения. Четвертый – малое поле зре­ния. Т.е. во время чтения взгляд охватывает меньше пространства на листе, чем может. Быстрое чтение предполагает охват взглядом от абзаца до целой стра­ницы. Пятый – невнимательность. Роль внимания при чтении исклю­чительно вели­ка. Быстрое чтение – это сплошное чте­ние текста вер­тикальным дви­жением глаз.

Задачей ме­тодики быстро­го чтения явля­ется развитие потенциаль­ных способнос­тей человека к обучению.

& Методика С. Штильмана.

1) диагностический диктант-тест (ДДТ).

2) Нужно доверять своей интуи­ции. Врожденная (она же абсолют­ная) грамотность основана на ин­туиции, нашем шестом чувстве. Кто-то называет интуицию подсо­знанием, кто-то – досознанием.

3) Прежде чем корректировать по­становку знаков препинания, необ­ходимо объяснить, что именно они обозначают.

4) Правило четырех П: это постоянство, постепенность, последовательность и преемственность.

5) Необходимо выяснить, ка­кой из видов памяти – слуховой или визуальной – развит у ребенка лучше. В соответствии с этим или оба вида памяти, или один из них необходимо интенсивно развивать.

6) Правила – своеобраз­ные инструкции, содержащие указа­ния на условия выбора правильного написания, – должны быть пре­дельно простыми, легко запомина­ющимися, толково сформулированными.

7) Невозможно корректировать грамотность ребенка без его актив­ного участия, сотрудничества с ним.

8) Ha каждом занятии необходимо, кроме заполнения коррекционных карточек, писать под дик­товку.

9) Нужно терпеливо и спокойно вести ребенка к написанию без ис­правлений.

10) Оценки в ходе коррек­ции ставить нужно очень осторож­но. В домашних работах стоит от­мечать только количество допу­щенных ошибок и, разумеется, раз­бирать их.

11) Коррекция грамотности – это совместный труд учителя, родителя и ребенка.

& Метод «врожденной грамотности» (О. Веровенко).

Врожденная грамотность – фено­мен, суть которого с помощью традици­онной методики невозможно объяснить. Дети, зачастую весьма по­верхностно знающие школьный учебник, практически не делают ошибок.

Читая любой текст, этот ребенок ус­ваивает не только непосредственно из­ложенную информацию, но и одновре­менно информацию о структуре языка. Его мозг структурирует (или кодирует) языковую информацию как бы в отдель­ную директорию, где она хранится до нужного момента.

Работа его мозга-компьютера идет помимо изложенных в учебнике правил, которые в своей совокупности можно (хотя и с определенной долей погрешности) на­звать теорией языка. Следовательно, для того чтобы писать без ошибок, весь этот набор правил ему просто не нужен.

Вполне естественно взять на вооруже­ние способы освоения языковой инфор­мации, бессознательно применяемые теми счастливцами, что одарены врож­денной грамотностью. Они основываются на таких понятиях, как физиология восприятия, замкнутая синергетическая система, реальный масштаб времени.

Метод «врожденной грамотности» – компьютерная программа, написанная для живого мозга. От «сервера»-учителя информация доводится до «терминалов»-учеников в полном соот­ветствии с законами информатики.

По законам психофизиологии человечес­кий мозг способен активно восприни­мать информацию в течение одной-по­лутора минут. Дальше срабатывает свое­образное реле. Оберегая левое, ответ­ственное за речевую деятельность полу­шарие мозга от «перегрева», реле авто­матически отключает его и замыкает всю систему восприятия на правом (мотор­ном) полушарии.

Говоря попросту, через полторы ми­нуты (самое большее) после того, как учитель начал излагать материал, ученики от этой ра­боты отключаются.

Класс в ходе работы представляет собой незамкнутую систему, коэффициент полезного действия которой, как известно, крайне низок.

Один же из основных моментов ме­тода «врожденной грамотности» – это создание замкнутой системы. Метод за­мыкает «терминалы»-учеников в систему, подклю­ченную к «серверу»-преподавателю па­раллельно, что вынуждает всех учеников класса работать одновременно.

Учитывая выводы психофизиологов, наиболее важная инфор­мация выдается в те полторы минуты, пока она активно воспринимается уче­никами. Затем «сервер» предлагает (со­гласно программе) заняться таким ви­дом деятельности, который не требует углубленного внимания, а связан с бо­лее легкой работой. Но именно работой (для правого полушария)! Ее выполняют все «терминалы», каждый – свою. И ни один из них не отключается «от сети».

Как только левое полушарие готово к активному восприятию, «сервер» снова сообщает «терминалам» нечто особо важное.

Словом, цепь «сервер-терминалы» постоянно остается замкнутой. А это зна­чит, что, опять же по известным законам синергетики, КПД ее повышается в де­сятки раз.

В этом одна из причин того, что за два учебных часа удается пройти программу школьного учебного полуго­дия. И главное – за цикл из 12 занятий количество ошибок в работах учеников уменьшается примерно в десять раз.

Рекомендуемая литература

1. Кумарин В.В., Виноградова Н.Д. Принцип природосообразности и возрождение школы // Педагогика. - 1995. - № 2.

2. Кушнир А.М. Азбука чтения // Школьные технологии. - 1996. - № 1-2.

3. Кушнир А.М. Зачем ребенок приходит в школу // Школьные технологии. - 1996. - № 6.

4. Кушнир А.М. Не спрашивай, а делай // Школьные технологии. - 1996. - № 3.

5. Кушнир А.М. Педагогика грамотности // Школьные технологии. - 1996. - № 4.

6. Кушнир А.М. Технологическая карта развития навыка устного выступления // Школьные технологии. - 1996. - № 3.

7. Кушнир А.М. Уроки письма в первом классе. Бабушкины песни // Школьные технологии. Приложение к журналу. – 2001.

8. Кушнир А.М. Уроки письма в первом классе. День Победы // Школьные технологии. Приложение к журналу. – 2001.

9. Кушнир А.М. Уроки письма в первом классе. Наши песни // Школьные технологии. Приложение к журналу. – 2001.

10. Кушнир А.М. Уроки чтения и письма в первом классе. Учебное пособие на основе сказок А.С. Пушкина // Школьные технологии. Приложение к журналу. – 2001.

11. Кушнир А.М. Что сказать родителям о домашнем обучении чтению // Школьные технологии. - 1996. - № 3.

12. Полевская М.Ф. Об опытно-экспериментальной работе по обучению чтению в школах Амурской области // Школьные технологии. - 1996. - № 3.

13. Штильман С. Как научить писать грамотно. – М.: «Скрипторий-2000», 2002.

14. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. – М.: Знание, 1991.

Наши рекомендации