Оценивание результатов
В качестве достаточно точного, адекватного критерия достижений детей применяется оценка изменения (вместо оценки состояния).
Мониторинг развития и темпов развития состоит в определении разницы конечного и начального состояния данного свойства у ребенка. При этом:
– оценка не сравнивает детей друг с другом;
– обеспечивает ежечасную обратную связь деятельности с ее результатом;
– формирует у ученика ясное понимание смысла пребывания в школе, концентрированным выражением которого является ориентация на рост и развитие, дает ребенку ясное представление о том, насколько он изменился, вырос за день, за неделю, за месяц в школе по любому значимому аспекту развития, будь то знания, умения или навыки;
– оценка избавлена от влияния личного отношения учителя к ученику, что совершенно ясно ученику и вытекает из внутренней сущности оценивания;
– оценка вплетена в контекст деятельности учителя и ученика так, что в равной степени оценивает и развитие ученика, и успешность деятельности учителя;
– оценочная шкала имеет весьма широкий диапазон баллов, который позволяет видеть положение и динамику ученика на всей дистанции школьной программы по данному аспекту;
– в процессе оценивания доминирует не контрольная, а формирующая функция;
– оценивание занимает мало времени, органично вплетено в процесс планирования и контроля деятельности;
– оценка предельно индивидуализирована, отслеживает динамику роста ученика относительно его личных достижений;
– оценка не позволяет останавливаться в развитии, остановка - это именно то, что немедленно снижает ее;
– оценка формирует привычку к позитивной изменчивости, развитию;
– оценка выступает технологическим элементом более общего процесса, в котором объединены планирование, контроль деятельности и оценка;
– новый тип оценки ускоренно формирует мощную мотивацию саморазвития, самосовершенствования, мотивации достижений, в сущности, новый тип парадигмы жизненных ценностей.
Использование аудиовидеосредств. Звуковой ориентир, реализуемый с помощью магнитофона, не единственная техническая форма воплощения этой технологии. Существуют компьютерные и видеоверсии, такая забава, как «караоке», весьма точно реализует задачи обучения чтению, и, наконец, появились магнитофоны (плееры) с небольшим дисплеем, на котором слушатель видит бегущую строку, синхронизированную со звучащим текстом.
Предтечи, разновидности, последователи
& Метод целых слов – один из аналитических методов обучения грамоте, по которому начальный этап обучения составляет запоминание детьми путем зрительных восприятий значительного количества целых слов и их графического обозначения без слогового и звуко-буквенного анализа. Возник в начале XX в. в США. Опыт применения этого метода в советской школе показал его непригодность: дети, не имея четкого представления о слоговом, звуковом и буквенном составе слов, читали и писали по догадке, с ошибками.
& Зрительные диктанты по И.Т. Федоренко для развития оперативной памяти. Наиболее эффективны они во втором классе, где часто можно наблюдать такую картину: ребёнок читает предложение из 8-10 слов, дочитал до середины и забыл первое слово. Он не улавливает смысл прочитанного, ему не интересно читать. В этом случае требует улучшения оперативная память. Тексты по И.Т. Федоренко состоят из 18 наборов по шесть предложений в каждом. Особенность этих предложений - их длина наращивается постепенно, по 1-2 буквы. Первое предложение первого набора наиболее короткое, всего 8 букв. В последнем предложении последнего набора 46 букв. Время работы со всеми наборами - примерно два месяца. За это время оперативная память развивается настолько, что ребёнок может запомнить предложение из 8-9 слов, не забывая первого. Теперь он легко улавливает смысл, читать ему становится интересно, и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее.
& Школа Олега Андреева использует комплексную программу интеллектуального и духовного развития личности.
Установлено пять основных недостатков традиционных методов чтения. Первый – возвратные движения глаз, которые делают незаметно для себя большинство читателей, т.е. читают один и тот же текст 2-3 раза, хотя никакой необходимости в этом нет. Второй – отсутствие гибкой программы чтения. Есть тексты, которые требуют медленного чтения, а есть те, которые можно читать быстро. Третий – артикуляция, т.е. проговаривание текста. Это главный враг быстрого чтения. Четвертый – малое поле зрения. Т.е. во время чтения взгляд охватывает меньше пространства на листе, чем может. Быстрое чтение предполагает охват взглядом от абзаца до целой страницы. Пятый – невнимательность. Роль внимания при чтении исключительно велика. Быстрое чтение – это сплошное чтение текста вертикальным движением глаз.
Задачей методики быстрого чтения является развитие потенциальных способностей человека к обучению.
& Методика С. Штильмана.
1) диагностический диктант-тест (ДДТ).
2) Нужно доверять своей интуиции. Врожденная (она же абсолютная) грамотность основана на интуиции, нашем шестом чувстве. Кто-то называет интуицию подсознанием, кто-то – досознанием.
3) Прежде чем корректировать постановку знаков препинания, необходимо объяснить, что именно они обозначают.
4) Правило четырех П: это постоянство, постепенность, последовательность и преемственность.
5) Необходимо выяснить, какой из видов памяти – слуховой или визуальной – развит у ребенка лучше. В соответствии с этим или оба вида памяти, или один из них необходимо интенсивно развивать.
6) Правила – своеобразные инструкции, содержащие указания на условия выбора правильного написания, – должны быть предельно простыми, легко запоминающимися, толково сформулированными.
7) Невозможно корректировать грамотность ребенка без его активного участия, сотрудничества с ним.
8) Ha каждом занятии необходимо, кроме заполнения коррекционных карточек, писать под диктовку.
9) Нужно терпеливо и спокойно вести ребенка к написанию без исправлений.
10) Оценки в ходе коррекции ставить нужно очень осторожно. В домашних работах стоит отмечать только количество допущенных ошибок и, разумеется, разбирать их.
11) Коррекция грамотности – это совместный труд учителя, родителя и ребенка.
& Метод «врожденной грамотности» (О. Веровенко).
Врожденная грамотность – феномен, суть которого с помощью традиционной методики невозможно объяснить. Дети, зачастую весьма поверхностно знающие школьный учебник, практически не делают ошибок.
Читая любой текст, этот ребенок усваивает не только непосредственно изложенную информацию, но и одновременно информацию о структуре языка. Его мозг структурирует (или кодирует) языковую информацию как бы в отдельную директорию, где она хранится до нужного момента.
Работа его мозга-компьютера идет помимо изложенных в учебнике правил, которые в своей совокупности можно (хотя и с определенной долей погрешности) назвать теорией языка. Следовательно, для того чтобы писать без ошибок, весь этот набор правил ему просто не нужен.
Вполне естественно взять на вооружение способы освоения языковой информации, бессознательно применяемые теми счастливцами, что одарены врожденной грамотностью. Они основываются на таких понятиях, как физиология восприятия, замкнутая синергетическая система, реальный масштаб времени.
Метод «врожденной грамотности» – компьютерная программа, написанная для живого мозга. От «сервера»-учителя информация доводится до «терминалов»-учеников в полном соответствии с законами информатики.
По законам психофизиологии человеческий мозг способен активно воспринимать информацию в течение одной-полутора минут. Дальше срабатывает своеобразное реле. Оберегая левое, ответственное за речевую деятельность полушарие мозга от «перегрева», реле автоматически отключает его и замыкает всю систему восприятия на правом (моторном) полушарии.
Говоря попросту, через полторы минуты (самое большее) после того, как учитель начал излагать материал, ученики от этой работы отключаются.
Класс в ходе работы представляет собой незамкнутую систему, коэффициент полезного действия которой, как известно, крайне низок.
Один же из основных моментов метода «врожденной грамотности» – это создание замкнутой системы. Метод замыкает «терминалы»-учеников в систему, подключенную к «серверу»-преподавателю параллельно, что вынуждает всех учеников класса работать одновременно.
Учитывая выводы психофизиологов, наиболее важная информация выдается в те полторы минуты, пока она активно воспринимается учениками. Затем «сервер» предлагает (согласно программе) заняться таким видом деятельности, который не требует углубленного внимания, а связан с более легкой работой. Но именно работой (для правого полушария)! Ее выполняют все «терминалы», каждый – свою. И ни один из них не отключается «от сети».
Как только левое полушарие готово к активному восприятию, «сервер» снова сообщает «терминалам» нечто особо важное.
Словом, цепь «сервер-терминалы» постоянно остается замкнутой. А это значит, что, опять же по известным законам синергетики, КПД ее повышается в десятки раз.
В этом одна из причин того, что за два учебных часа удается пройти программу школьного учебного полугодия. И главное – за цикл из 12 занятий количество ошибок в работах учеников уменьшается примерно в десять раз.
Рекомендуемая литература
1. Кумарин В.В., Виноградова Н.Д. Принцип природосообразности и возрождение школы // Педагогика. - 1995. - № 2.
2. Кушнир А.М. Азбука чтения // Школьные технологии. - 1996. - № 1-2.
3. Кушнир А.М. Зачем ребенок приходит в школу // Школьные технологии. - 1996. - № 6.
4. Кушнир А.М. Не спрашивай, а делай // Школьные технологии. - 1996. - № 3.
5. Кушнир А.М. Педагогика грамотности // Школьные технологии. - 1996. - № 4.
6. Кушнир А.М. Технологическая карта развития навыка устного выступления // Школьные технологии. - 1996. - № 3.
7. Кушнир А.М. Уроки письма в первом классе. Бабушкины песни // Школьные технологии. Приложение к журналу. – 2001.
8. Кушнир А.М. Уроки письма в первом классе. День Победы // Школьные технологии. Приложение к журналу. – 2001.
9. Кушнир А.М. Уроки письма в первом классе. Наши песни // Школьные технологии. Приложение к журналу. – 2001.
10. Кушнир А.М. Уроки чтения и письма в первом классе. Учебное пособие на основе сказок А.С. Пушкина // Школьные технологии. Приложение к журналу. – 2001.
11. Кушнир А.М. Что сказать родителям о домашнем обучении чтению // Школьные технологии. - 1996. - № 3.
12. Полевская М.Ф. Об опытно-экспериментальной работе по обучению чтению в школах Амурской области // Школьные технологии. - 1996. - № 3.
13. Штильман С. Как научить писать грамотно. – М.: «Скрипторий-2000», 2002.
14. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. – М.: Знание, 1991.