На тему: Конфликтология. Способы разрешения и предупреждения конфликтов

ДОКЛАД


Конфликтология – относительно молодая наука. В завершенном виде она появилась лишь к середине XX века. Но конфликты существовали всегда, а первые попытки их осмысления относятся к глубокой древности.

Древние философы считали, что сам по себе конфликт не плох и не хорош, он существует повсюду независимо от мнений людей о нем. Весь мир полон противоречий, с ними неизбежно связана жизнь природы и людей. Правда, сам термин «конфликт» они еще не употребляли, но уже видели, что конфликт не исчерпывает собой всей жизни, а представляет собой лишь ее часть. Высшей ценностью мыслители древности признавали не войну и борьбу, а мир и согласие. «В сражениях побеждают те, кто скорбит войну, − учил древний китайский философ Лао-цзы (579-499 до н.э.), − главное состоит в том, чтобы соблюдать спокойствие.»

Конфликт неизбежно связан с проблемами различного характера, возникающими в жизнедеятельности школы, а также с конфликтными напряжениями, которые лишь усу­губляют те или иные проблемные ситуации. Так как педагогический коллектив состоят из определенного количества людей (преподавателей, учащихся и их родителей), взаимо­действующих между собой, конфликтные ситуации являются присутствующим элементом педагогической деятельности. На тему: Конфликтология. Способы разрешения и предупреждения конфликтов - student2.ru На поле действий выпускается целый арсенал методов и способов, которые зачастую выходят за рамки стандартных и общепринятых методов поведения. Влияние обстоятельств, в том числе и конфликтных ситуаций, порождает у человека определенные эмоции. Образовавшийся в результате внутренний дискомфорт часто ста­новится причиной нервного расстройства, вызывает возникновение стрессов и может привести к формированию конфликтных ситуаций.

Для максимально полного отображения эф­фективности организационной жизнедеятельности, прежде всего, нужно понимать, что представляет собой конфликт, как его избежать и как урегулировать его с минимальными издержками.

Каждый преподаватель должен научиться управлять конфликтными ситуациями, то есть, избегать ненужных конфликтов и их тяжелых форм; использовать конструктивный потенциал конфликта и минимизировать его деструктивный потенциал; выбирать оптимальные модели поведения и успешно противостоять агрессивным намерениям других людей.

Любому человеку приходится переживать стрессовые ситуации. Жизнь устроена таким образом, что избежать этого вряд ли возможно.

Стресс– это прежде всего психологическая проблема.

Опасность представляет не столько стресс, сколько неумение с ним справляться. Стрессы становятся опасными в том случае, если переживания, связанные со стрессовой ситуацией, оказываются слишком длительными.

Конфликт – динамически сбалансированное воздействие, осуществ­ляемое двумя или более субъектами на основе несовпадения инте­ресов, целей, методов и способов их достижения.

В основе любого конфликта лежит конфликтная ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, противоположные цели и средства их достижения, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п. Для различия конфликта и конфликтной ситуации советую запомнить следующую “формулу”:

Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент.

Динамика конфликта изменчива и может то усиливаться, то затухать:

усиление конфликта – это процесс обострения противоречия и борьба его участников;

затухание конфликта – это процесс затухания борьбы и постепенная гармонизация взаимоотношений участников конфликта.


Чтобы конфликт начал разрастаться, конфликтная ситуация (причина) должна перерасти в инцидент (следствие), когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Инцидент в свою очередь является поводом (причиной) резкого обострения и углубления конфликта (следствие).

Инцидент – это практические (конфликтные) действия участников
(сторон) конфликтной ситуации, которые характеризуются бескомпромисснос­тью поступков и направлены на обязательное овладение объектом обостренного встречного интереса. Инцидент обычно возникает после резкого обострения противоречия и провоцирует столкновение участников конфликта.

Участники (противостоящие стороны, оппоненты) – это субъекты
(отдельные личности), непосредственно вовлеченные во все фазы конфликта (конфликтную ситуацию, инцидент), непримиримо оценивающие сущность и протекание одних и тех же событий, связанных с деятельностью другой стороны.

Оппонент – это участник конфликтной ситуации, имеющий точку зрения, взгляды, убеждения, аргументы, которые противоположны, отличны от основных, исходных или по сравнению с вашими.

Сильный оппонент – это оппонент, который имеет более высокий уровень знаний, умений, способностей и личностных качеств в сравнении с другими участниками конфликтной ситуации.

Конфликтный человек – это человек, который чаще других создает и вовлекает других в конфликтные ситуации и конфликты.


Объект конфликта – это предмет, явление, событие, проблема, цель, действия, вызывающие к жизни конфликтную ситуацию и конфликт.

Проблема – это сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.

Конфликтная ситуация – это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких участников (сторон), каждый из которых имеет свои цели, мотивы, средства и способы решения личностно значимой проблемы.

Возникновению конфликтной ситуации способствует более или менее длительный период скрытой, взаимной или односторонней неудовлетворенности, зарождается во взаимоотношениях и вызревает в практической деятельности.

Конфликтная ситуация перерастает в конфликт в результате действий одного лица по ограничению возможностей другого лица реализовывать свои интересы. Для ограничения другого лица в достижении его целей необходимо применить силу, в том или ином виде, например, физическую, юриди­ческую, моральную.

По составу конфликтующих сторон конфликты делятся на:

Внутриличностный конфликт – это внешний конф­ликт, перенесенный внутрь. Одна из самых распространенных форм - ролевой конфликт.

Межличностный конфликт – это, пожалуй, са­мый распространенный тип конфликта. Межлич­ностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей с различными чертами ха­рактера, взглядами и ценностями.


В педагогической практике основными видами межличностных конфликтов являются конфликты:

ученик – ученик;
ученик – учитель;
учитель – учитель.


Конфликт «ученик – ученик»

Большая часть конфликтов среди учеников возникает из-за претензий на лидерство в микрогруппах. Межличностные конфликты могут возникать между устоявшемся лидером и набирающим авторитет лидера членом микрогруппы. Конфликтные ситуации могут возникать при взаимодействии лидеров микрогрупп, каждый из которых может претендовать на признание его авторитета всем классом. Лидеры могут втягивать в конфликты своих сторонников, расширяя масштабы межличностного конфликта. Конфликтные ситуации между учениками устраняются руководителем класса, который должен найти каждому лидеру свою специфическую сферу лидирования, иногда вместе с родителями.

Случайные межличностные конфликты встречаются между девочками и мальчиками из-за демонстрации личного превосходства, цинизма, отсутствия сочувствия к другим, а так же между отдельными учениками младших классов.

Наши рекомендации