Умственное воспитание, его цель, сущность. Формирование научного мировоззрения школьников
Формирование творченски мыслящей личности – задача умственного воспитания (УВ) в школе. Основные пути УВ – систематическое обучение учащихся, построенное на основе принципов развивающего обучения, и внеклассная работа по развитию их умственной культуры. Умственное развитие учащихся происходит также под влиянием окружающей среды. Решающее значение в УВ имеет целенаправленное обучение учащихся, в процессе которого они овладевают знаниями, умениями и навыками. Внеклассная работа создает возможности для умственного воспитания учащихся. Групповые формы УВ применяюся на занятиях предметных кружков и секций. Во время кружковых занятий решаются задания повышенной трудности с поризводственным содержанием. Индивидуальные формы УВ связаны с чтением научно-популярной литературы, выполнением творческих заданий. Умение трудиться включает в себя правильное планирование учебного труда, четкую организацию, соблюдение правил учебной гигиены, самоконтроль, выявление причин, недостатков и их устранение в новом цикле учебной деятельности. Речь идет о том, что необходимо формировать у школьников навыки и умения научной организации учебного труда, проектирования, самоорганизации, саморегулирования и самоконтроля. Воспитание культуры планирования умственного труда начинается с обработки режима труда и отдыха. Надо постепенно приучать ребят к рационально-последовательному выполнению домашних заданий: делать их в день поллучения, вначале выполнять теоретические, а затем практические задания, сначала интересные, а затем менее интересные. Работа с учебной книгой лежит в основе успешного осуществления всех других видов учебной деятельности. Рекомендуется следующий прием работы с книгой: рациональное использование оглавлений, выделение существенного в тексте, главной мысли по отдельным частям текста. В ходе работы с книгой при выполнении домашних заданий надо соблюдать правила гигиены: нормативное освещение, правильно подобранная мебель, перерывы. А культура умственного труда включает самопроверку. Надо специально знакомить учащихся с правилами самоконтроля. Завершается цикл самоуправления учебной деятельностью самоанализом достигнутых результатов. Наиболее значимый мотив учебной деятельности – познавательный интерес, который воспитывается в ходе учебной и внеклассной работы. Познавательные мотивы подразделяются на 1) широкие познавательные мотивы, состящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями; 2) учебно-познавательные мотивы, стсоящие в ориентации шк-ка на усвоение способов добывания знаний; 3) мотивы самообразования. Вторая группа мотивов: 1) широкие социальные мотивы; 2) узкие социальные мотивы (авторитет окружающих); 3) мотивы социального сотрудничества (стремление к взаимдействию в учении). Осуществляются меры по формированию памяти – словесной, зрительной, образной, двигательной. Развитию памяти способствует формирование у ученика установки на запоминание материала (краткрвременная и длительная). Для развития мышления учеников надо особенно настойчиво отрабатывать у них операции сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и систематизации. Анализ и синтез являются основными операциями, которые пронизывают другие формы и операции мышления, делают возможным практическое использование сравнения, абстракции, обобщений, классификации, систематизации
Первым дидактическим и воспитательным условием формирования мировоззрения учащихся является обеспечение глубокой научной доказательности, логической убедительности. 1) Изложение материала должно осуществляться на основе ярких и убедительных фактов и их глубокого анализа. 2) В процессе формирования мировоззрения необходимо обеспечивать глубокое научное истолкование всех изучаемых явлений. 3) Нужно побуждать учащихся к выяснению всех возникающих у них вопросов . вторым дидактическим и воспитательным условиям перевода знаний во взгляды и убеждения учащихся придание обучению общественной направленности. Третьим условием формирования у учащихся научного мировоззрения является соблюдение принципа историзма при изучении программного материала. 4-ым условием формирования у учащихся научного мировоззрения и перевода знаний воспитания является развитие познавательной активности и самостоятельности. 5-ымусловием перевода знаний убеждений в знание является возбуждение эмоционального отношения учащихся к изучаемому материалу. 6-ым условием формирования мировоззрения является тесная связь обучения с жизнью, вовлечение учащихся в активную трудовую деятельность. 7-ым – является учет возрастных и индивидуальных особенностей в процессе учебно-воспитательной работе. 8-ое – огромная роль учителя. Показатели сформированного мировоззрения : знание учащимися понятий, законов, теоритических обобщений, имеющих определяющее значение для понимания научной сущности процессов развития природы и общества и выработка мировоззрений; - устойчивость знаний и убеждений учащихся, которые сказываются при оценке всех явлений и событий окружающей жизни;- проявление учащимися своей мировоззренческой позиции в конкретных общественных делах, своей деятельности и поведении.
29. Сущность и содержание нравственного воспитания школьников.
Формирование нравственности учащихся - важнейшая задача школы. Мораль как регулятор поведения личности. В процессе воспитания личности исключительно важное место значение имеет ее нравственное формирование. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованны и в той или иной мере должны согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, соблюдать определенные нормы, правила требования. Вот почему в каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функцией которых является регуляция поведения человека во всех сферах жизни и деятельности – в труде и в быту, в семье и в отношениях с другими людьми, в политике и науке, в гражданских проявлениях, играх. Такую регулирующую функцию, в частности, выполняют правовые нормы и различные постановления государственных органов, разные уставы и инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец, нравственность.
Задачи:
1. Формирование нравственного сознания, основными категориями которого являются: нравственный идеал, эстетические ценности и нормы, моральная мотивация, этическая оценка.
2. Развитие нравственных чувств, таких как: гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, коллективизм, доброта, стыд, уважение к людям, милосердие.
3. Формирование опыта поведения, соответствующего принятым этическим нормам и традициям; выработка нравственных привычек(говорить правду, не делать зла, защищать добро)
Пути осуществления:
1. Использование потенциала учебного процесса, особенно гуманитарных дисциплин.
2. Нравственное просвещение во внеклассной работе с использованием воспитательных возможностей учреждений культуры, здравоохранения, правоохранительных органов.
3. Формирование нравственного опыта и культуры общественного поведения в коллективной жизни, совместной деятельности и общение.
Семейное воспитание, обеспечение взаимодействия семьи и общественного воспитания.
31. Сущность этического воспитания, его задачи и содержание.
Эстетическое воспитание (эв) - процесс совместной деят-ти уч-ка и преподавателя, направленная на раскрытие природных возможностей к восприятию красивого и стимуляции его деят-ти по овладению исскуством, а также на формирование эстетической культуры шк-ков.
Процесс эв включает 3 звена: накопление опыта, эст. переживаний, худ-ное обр-ние и практическия эст. деят-ть.
Важнейшим показателем эв чел-ка явл. его эст. вкус, его понимание прекрасного, способность правильно оценить произведения исскуства, отличить прекрасное от бездарного. Для этого необходимо знать основы эстетики, понимать виды жанра исскуства, историю их развития.
Средства эв: познание, труд, природа, игра, исскуство: театр, музыка, лит-ра; быт, мода; учебная деят-ть, внеклассная работа в кружках, деят-ть в семье. Труд (умственный и физ-ий) - влияет сам процесс труда, его содержание, его рез-тат, отношения в труде. Природа - облагораживает чувства, влияет на весь духовный облик чел-ка. Методы: разъяснение, беседа, лекции, упражнения, эст. деят-ть. Формы: лектории, кинолектории, факультативы, беседы, встречи с деятелями исскуства. В последние годы с целью развития эст. взглядов широко используется написание сочинений. Сущность эв и его содержание. Понятие эв органически связано с термином эстетика, обозначающим науку о прекрасном. В общем плане эв обозначает процесс формирования чувств в обл-ти прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с исскуством, с худ-ным отражением действительности в сознаниии и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В этом смысле сущность эв состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деят-ти уч-ся, напрвленой на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в исскустве и в жизни, на выработку эст. представлений, понятий и вкусов, а также развитие творческих задатков. Т.к. эв осущ-ся с помощью исскуства, его содержание должно охватывать изучение и приобщение уч-ся к различным видам и жанрам исскуства - лит-ре, музыке, изобр. исскуству. Именно этой цели служит включение в программу школ. обуч-я бел. и рус. языка и лит-ры, рисования, пения и музыки. Прежде всего необходимо формировать у уч-ся эст. потребности в обл-ти исскуства, в постижении худ. ценностей общества.
Важнейшим эл-том содержания эв явл. развитие у уч-ся худ. восприятий. Эти восприятия должны охватывать широкую сферу эст. явлений. В частности, необходимо научить шк-ков воспринимать прекрасное как в различных видах исскуства, так и в природе, а также в окруж. жизни и поведении людей. Существенным компонентом эв явл-ся овладение знаниями, связанными с пониманием исскуства и умением выражать свои суждения по вопросам худ-ного отражения действительности. Сюда относится формирование у уч-ся представлений и понятий по специфике отражения этой действительности в разных видах и жанрах исскуства, выработка умения анализировать содержание и нравственно-эст-ую направленность произведений исскуства. Большое место в содержании эв занимает формирование худ-ного вкуса связанного с восприятием и переживанием прекрасного. Нужно научить шк-ков чувствовать красоту и гармонию подленного произведения исскуства, а также стремление к повышению культуры поведения. Важным компонентом эв явл-ся приобщение уч-ся к худ-ному творчеству и развитие их склонностей и спосоьгостей в музыке, изобразительном исскустве и лит-ре-
Наконец, эв должно направляться на раскрытие и осмысление гражданской основы исскуства и способствовать формированию у уч-ся общественных взглядов и убеждений, а также нравственности