Особенности, задачи, требования к обучению детей раннего возраста
Обучение начинается буквально с первых дней жизни ребенка. Обучающие воздействия направлены на то, чтобы сформировать у младенца зрительное и слуховое сосредоточение. Основными задачами обучения детей первого года жизни являются: -развитие сенсорики ребенка: формирование ощущения и восприятия(зрительного, слухового, тактильного).
-развитие движений(перемещение в пространстве: переворачивание со спинки на живот и обратно, на бок, ползание, ходьба);
-развитие предметных действий(узнавание некоторых предметов, действия с ними в содействии со свойствами - закрывание, открывание, складывание, прокатывание и др.);
-развитие речи(понимание речи взрослого, подражание речи, активное использование некоторых звуков сочетаний, первых слов).
К занятиям с детьми раннего возраста предъявляются следующие требования:
-планировать заранее и проводить ежедневно в каждый отрезок бодрствования;
-продолжительность занятий зависит от сформированности у детей умений слушать взрослого, играть, действовать по его указанию. Чем лучше развиты эти умения, тем продолжительнее может быть занятие(с детьми второго года жизни- до 10-12 минут);
-занятия одного и того же содержания следует повторять несколько раз через небольшой интервал времени(5-6 дней), так как умения и знания закрепляются у детей постепенно;
-необходимо создавать условия для отражения полученных на занятиях знаний и умений в самостоятельной деятельности ребенка(предлагать те же пособия, игрушки, предметы, которые использовались на занятии);
-занимаясь с подгруппой, воспитатель должен чаще обращаться по имени к каждому ребенку, уделяя особое внимание пассивным, медленно развивающимся малышам. Это необходимо в силу того, что ребенок раннего возраста успешнее развивается при непосредственном контакте со взрослым.
Понятие «предметно-развивающая среда», «игровая среда», требования СанПина.
Предметно-развивающая среда как понятие было введено в лексикон педагогов дизайнеров после 1988 года, когда вышла Концепция дошкольного воспитания, исследование по проблеме были и значительно раньше.
После выхода типового проекта построения детскихсадов 1932 года ставился вопрос о групповом оборудовании об организации жизненного пространства детей.
Большой вклад в разработку данной проблемы внесли ученые: Н.Н. Поддъяков, С.Л. Новоселова, Л.А. Поромонова.
С.Л.Новоселова дает определение понятию«предметно-развивающей среды» - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая, содержание развития его духовного и физического облика.
Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность.
Все компоненты предметно-игровой среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Предметно-игровой мир включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. Предметно-игровая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
В состав предметно-игровой среды входят: крупное организующее игровое поле; игровое оборудование; игрушки; игровая атрибутика разного рода; игровые материалы. Все эти игровые средства находятся обычно не в каком-то абстрактном игровом пространстве, а в групповой комнате, игровом зале, на площадке (веранде) участка детского сада.
Требования СанПина:
1. Центр искусств, где воспитанники в свободное время: рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы.
Рисование:
1) иллюстрации, картины, предметы, декоративно-прикладное искусство;
2) фоны бумаги разного цвета и размера;
3) краски и другой изобразительный материал;
4) кисти разных размеров в том числе и для «тычка».
Лепка:
1) скульптуры малых форм (народные игрушки);
2) пластилин (глина);
3) холст для раскатывания (подставка);
4) сопутствующий материал лепки (стаканчик с водой, салфетки).
Аппликации:
1) иллюстративный материал по ближайшей теме;
2) фоны разных размеров;
3) бумага, картон разного качества и размера;
4) сопутствующий материал: подставка для кистей, кисти, ножницы, клей в закрытой баночке, нитки, камешки, бусины, клеенки.
2. Центр науки – служит не только украшение группы, но и местом для саморазвития детей.
1) растения, требующие разного ухода с учетом возрастных особенностей;
2) оборудование за уходом за растениями;
3) календарь наблюдений;
4) деревья на участке, кустарники, цветы, трава;
5) информация по волеологической теме.
Центр ручного труда
1) образцы иллюстраций, фотографий;
2) операционные карты выполнения (последовательности) действий;
3) ножницы, канцелярский нож (безопасный);
4) сопутствующий материал: бусины, нитки, пуговицы.
4. Центр литературно-театральный:
1) книги (стихи, юмористические рассказы и т.д.);
2) выставки книг одного автора или нескольких;
3) материалы, связанные с тематикой по ОБЖ;
4) оборудование для театрализации;
5) мнемотаблицы (для составления предложений и рассказов);
6) пособие по краеведенью.
5. Центр строительный:
1) строительные материалы;
2) конструкторы;
3) фото, рисунки, чертежи;
4) мелкие игрушки.
6. Центр физкультурно-оздоровительный – должны способствовать содействию развития двигательной активности детей.
1) для гимнастического зала: гимнастическая стенка, канат, веревочная лестница, кольца, дуги, скамейки и др.;
2) в группе: оздоровительные дорожки, мячи разных размеров, скакалки, обручи и др.
7. Центр шашек и шахмат в старшей группе – данный центр организуется в старших возрастных группах, та как игры шишки и шахматы несут большую смысловую нагрузку, развивают способность к познанию ориентацию в пространстве.
Для данного вида деятельности необходимо выбрать тихий уголок в группе, если пространство не позволяет, можно на стене укрепить поле из черно-белых клеточек, а шашки и шахматы могут быть на магнитах.
8. Центр отдыха – педагог организует такое пространство, отделив его от играющих детей, стационарной или переносной ширмой.
1) мягкие кресла, коврики;
2) торшер или бра;
3) фонтанчики, водопады и т.д.