Конфликты в педагогическом общении: причины возникновения и способы преодоления
Наиболее эффективное взаимодействие учителя с учащимися происходит в случае ориентации обеих сторон на совместную деятельность, сотрудничество. Однако, даже при наличии таких установок, могут возникать трудности и противоречия в организации и осуществлении педагогической деятельности. Отражением этих противоречий является конфликтная ситуация. Большинство конфликтных ситуаций характеризуются несовпадением позиций учителя и учащихся в отношении учебы или правил поведения. Недисциплинированность, грубость, отказ выполнять нужное задание, отсутствие интереса к учебе, неисполнительность, равнодушие ученика и излишняя строгость, авторитарность, необъективность учителя в оценочных действиях – основные причины конфликтов. Конфликт – столкновение противоположных точек зрения, интересов, форм поведения между учителем и учеником.
Конфликт не возникает без причин. Роль пускового механизма выполняет конкретный инцидент, провоцирующий конфликтные взаимодействия. Это внешний сигнал неблагополучия в общении, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой. Профессиональная реакция преподавателя на инцидент позволяет предотвратить эмоциональное напряжение, нормализовать дальнейшее взаимодействие. Если же действия педагога не отличаются конструктивностью, начинается борьба, амбиции, конфликт нарастает и может приобрести форму недовольства, разногласия, противодействия, противостояния, противоборства.
Межличностные конфликты, возникающие между педагогами и учащимися, по своему содержанию могут быть деловыми и личными. Частота и характер конфликтов зависят от уровня развития классного коллектива: чем выше этот уровень, тем реже в нем создаются конфликтные ситуации. В сплоченном коллективе всегда имеется общая, поддерживаемая всеми его членами цель, перспектива, а в ходе совместной деятельности формируются общие ценности, нормы, правила поведения и отношений. В этом случае имеют место по преимуществу деловые конфликты между педагогом и учащимися, которые возникают как следствие объективных, предметных противоречий совместной деятельности. Они имеют положительный характер, так как направлены на определение эффективных путей достижения общегрупповой цели. Однако и такие конфликты не исключает эмоциональной напряженности, ярко выраженного личного отношения к предмету разногласий. Но личная заинтересованность в общем успехе не позволяет конфликтующим сторонам сводить счеты, самоутверждаться путем унижения другого. В отличие от конфликта личного характера после конструктивного решения вопроса, породившего деловой конфликт, взаимоотношения его участников нормализуются.
Многообразие возможных конфликтных ситуаций в классе и способов конфликтного взаимодействия требует от педагога поиска оптимальных путей разрешения конфликта. Своевременность и успешность его разрешения являются условием того, что деловой конфликт не переходит в личностный.
Как показывают наблюдения, отношение педагогов к конфликтам и их действии в ситуациях конфликтного взаимодействия неоднозначны. Так, учителя с авторитарным стилем общения нетерпимы к любой конфликтной ситуации. Они считают ее угрозой своему авторитету. Поэтому любая конфликтная ситуация, участником которой является авторитарный учитель, переходит в стадию открытого столкновения.
Продуктивное разрешение конфликта может быть только в том случае, если педагог осуществляет тщательный анализ мотивов, приведших к создавшейся ситуации, целей, вероятных исходов конкретного межличностного столкновения, участником которого он оказался. Способность учителя быть при этом объективным является показателем не только его профессионализма, но и ценностного отношения к детям.
Конфликтным процессом можно управлять. У учителя есть возможность предвидеть начало конфликтной ситуации, вовремя вмешаться в процесс протекания конфликта, внести свои коррективы и вывести конфликтную ситуацию к оптимальному разрешению. Определяя поведение в конфликте, учитель должен в первую очередь выяснить причину конфликта, определить цели обеих сторон взаимодействия, наметить сферы сближения точек зрения и свою стратегию разрешения острого межличностного столкновения.
Способы разрешения конфликта:
– юмор, шутка, ласковое обращение;
– анализ ситуации, переговоры;
– компромисс;
– третейский суд (обращение к посреднику – постороннему, авторитетному лицу);
– ультиматум и т.д.
Главный способ бесконфликтного педагогического общения – формирование высокого уровня эмоциональной культуры и педагогического профессионализма, владение искусством выхода из конфликтных ситуаций без потери собственного достоинства. Большую роль в предотвращении конфликтов играет умение учителя обеспечить ребенку необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного подчинения установленному порядку, дисциплине, законам и правилам школьной жизни.