Принципы организации детского досуга
Принцип в педагогике - генеральная идея, объективная норма, свод главных правил реализации воспитательного назначения, в данном случае досуга. Принципы есть то, чем руководствуется воспитатель в своей работе. Они - как правила техники безопасности. Назовем главные:
Первый принцип - принцип "красной линии". "Красная линия" - это грань риска, грань меры, грань разумного и допустимого во всем:
- в отношениях содружества воспитателя и детей, приятельски-товарищеских контактах и связях, которые создает демократическая сфера досуга;
- в демократических основах "субординации", самоуправлении в сфере досуга;
- в информации любого толка, которой мы обогащаем ребят;
- в организации деятельности, особенно связанной с риском для жизни, здоровья, психики.
Второй принцип - принцип "могучей кучки". Для успеха нужна "могучая кучка", союз единомышленников, спаянных и вдохновленных сознанием важности выполняемой задачи. Можно понимать под таким союзом ядро детского коллектива во главе с воспитателем, можно - группу взрослых, друзей коллектива. В "могучей кучке" всегда высокое притяжение человечности, взаимовыручки и чувства локтя, взаимодоверия. Здесь все делается и созидается вместе.
Третий принцип - "принцип фельдмаршала Кутузова". Он может вызвать улыбку. Но иногда, чтобы иметь успех и естественное развитие событий, надо терпеливо подождать, не форсировать эти события, ничего не предпринимать.
Четвертый принцип - "принцип горы". В работе, сотрудничестве с детьми, как в горах, нельзя терять высоты.
Пятый принцип - "принцип антиканонов". У детей есть чрезвычайно важное - это их энергетика. Принцип антиканонов ориентирован на то, чтобы дети учились переступать ограничительные флажки казарменной педагогики, выходили за стереотипы.
Разрушение "канонов" подавления личности и "канонов" торжествующей бессмыслицы школьных дел, скуки и "зеленой тоски" - вот задача и принцип педагогики организации летнего отдыха.
Шестой принцип - "принцип камня, брошенного в воду". Любой ребенок должен реализоваться. Личная реализация общих ценностей - регулятор социального поведения.
Седьмой принцип - принцип опоры на положительные эмоции ребенка.
Положительное и прекрасное рождает добро.
Методы досуговой педагогики.
Методы игры и игрового тренинга: игра - самостоятельный и законный для детей, очень важный вид их деятельности, равноправный со всеми иными. Игра может выступать формой неигровой деятельности, элементом неигрового дела. Игра понятна и близка, в ней дети выражают свою интересную, оригинальную сущность, самовыражаются без внешнего побуждения.
- игрою легко выверить симпатии и антипатии детей, их выбор, предпочтения в среде сверстников ("третий лишний", "ручеек", "садовник", "каравай", "колечко" и др.);
- игра выявляет знания, интеллектуальные силы (викторины "Что? Где? Когда?", "Поле чудес" и др.);
- игры показывают уровень организаторских способностей детей. Игры "проявляют" физические способности: ловкость, силу, выносливость, координацию и т.п.
Метод театрализации: досуг детей имеет бесконечное множество сюжетов и социальных ролей.
Метод театрализации реализуется через костюмирование, особый словарь общения, обряды, ритуалы. Театрализация знакомит детей с разнообразными сюжетами жизни.
Метод состязательность: состязание - чисто детская привилегия, состязание - внутренняя "пружина" раскручивания творческих сил, стимулирования к поиску, открытию, побед над собой. Состязание распространяется на все сферы творческой деятельности ребенка, кроме нравственной.
Метод равноправного духовного контакта: он основан на совместной деятельности детей и взрослых "на равных" во всем. Педагоги и дети - равноправные члены клубов, драмколлективов, хоров, творческих объединений, основанных на демократическом, гуманизированном общении.
Метод воспитывающих ситуаций: то есть вызванных к жизни (специально создаваемых) процедур самореализации, доверия, мнимого недоверия, организованного успеха, саморазвивающего дела и т.п.
Метод импровизации: в импровизации заложен механизм имитационного поведения. Импровизация - действие, не осознанное и не подготовленное заранее, так сказать, экспромт. Импровизация выводит на практическую и творческую предприимчивость. Импровизация базируется на синдроме подражания с применением своего авторского начала.
Методические подсказки организатору детского досуга.
Досуг - дело деликатное, даже интимное. Стало быть, и методика должна быть очень демократичной и гуманной.
Выбор дела. Это прерогатива детей. У них достаточно развитое чутье на то, чем хочется заниматься. Здесь нельзя "давить на психику", можно лишь заинтересовать, заинтриговать, увлечь. Выбор - это предпочтение. Значит, надо сделать так, чтобы было из чего выбирать. Вопрос ставится просто:
Что будем делать? У кого есть идеи и предложения? А не провести ли нам...?
Пусть авторами идей будут все дети.
В досуговой практике педагоги должны опираться на две тенденции поиска и отбора формы и содержания.
Приложение 1.