Тема 4.2. Дидактика школы глухих. Процесс обучения в школе глухих
РазделIV . Дидактика школы глухих. дидактика школ слабослышащих
Тема 4.1.Дидактика-теория образования и обучения лиц с недостатками слуха
Дидактика – теория образования и обучения лиц с недостатками слуха. Обучение как деятельность по передаче социального опыта существует с незапамятных времен. Посредством обучения представители старшего поколения передавали молодежи свои знания и умения, формировали качества личности в соответствии с потребностями и традициями своего времени.
До XVII в. обучение не было предметом теоретического исследования. Лишь в XVII веке были заложены научные основы дидактической деятельности, и она получила свое название. Дидактика – слово греческое: didaktikos означает «поучающий». Впервые оно было употреблено в Германии в 1613 г. Кристофом Хельвигом и Иохимом Юнгом, которые рассматривали дидактику и как искусство обучения, и как практическое умение обучать.
Ян Амос Коменский (1592-1670) в своей книге «Великая дидактика» говорил об универсальном искусстве обучения «всех всему» с той лишь разницей, что дидактика у него представляла собойискусство не только обучения, но и воспитания. Такое понимание дидактики сохранилось до начала XIX века, когда известный немецкий педагог и философ Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) разработал дидактику, в которой главная роль отводилась процессу овладения знаниями на уроке репродуктивным путем. В учебномпроцессе основное внимание уделялосьанализу действий учителя. Учащиеся обязаны были выучить то, что им преподносил учитель.
На рубеже Х1Х - ХХ вв. авторитарнаягербартовская дидактика и «традиционная школа», основанная на ее принципах, уже не могли отвечать требованиям жизни, тормозили развитие учащегося. Выдвигались идеи создания такой школы, которая учитывала бы интересы учащихся, развивала их интеллект,чувства и волю, приучала к сотрудничеству и коллективным формам работы, готовила к активному участию в общественной жизни. Наиболее ярким представителем реализации этих идей был американскийфилософ, психолог и педагог Джон Дьюи(1859-1952). Разработанная им «прогрессивистская» дидактика сконцентрировала своё внимание на ученике, его запросах, интересах и склонностях, доставив в центр своей деятельности организацию самостоятельной работы учащихся.
Дальнейшее развитие теория Дьюи нашла в трудах американского психолога Джерома Брунера (родился в 1915г.), его концепции, так называемого учения через совершение открытий (творческого учения). В отечественной дидактике идеи об активной роли школьника в учебном процессе были основательно разработаны теоретически и подтверждены практикой К. Д. Ушинским («Человек как предмет воспитания»), развиты в педагогических трудах Л.Н. Толстого (1828-1910), в работах В.П. Вахтерова (1853-1924), Б.П. Блонского (1857-1947) и др.
Несмотря на слабые стороны и известную ограниченность традиционная и прогрессивистская дидактические системы послужили фундаментом для разработки современных концепций обучения, в частности концепции развивающего обучения, которая позволяет приблизиться к гуманистической идее всестороннего развития личности ребенка в процессе обучения.
Большой вклад в создание современных образовательных технологий внесли психологи и др. Школа для Л.С.Выготский, Л.В.Занков, В.В.Давыдов, Д.Б. Эльконин, сурдопсихологии И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф, Н.Г. Морозова, Т.В. Розанова, ученые-педагоги Ю. К. Бабанский, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, учителя – новаторы Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова, И.П. Волков глухих, будучи общеобразовательным, цензовым учебным заведением, строит учебно-воспитательную работу, исходя из общих теоретических концепций развития современной общеобразовательной системы.
Тема 4.2. Дидактика школы глухих. Процесс обучения в школе глухих
Дидактика школы для глухих понимается как наука об образовании и обучении детей с недостатками слуха, закономерностях, принципах, методах и формах организации учебно-познавательной деятельности.Дидактика как педагогическая теория обучения отражает динамику обучения, показывая ее в движении и изменении. В то же время она включает в себя содержание образования в том виде, в каком оно может быть воплощено в педагогической деятельности, реализуемой в единстве преподавания и учения.
Объектом дидактики является взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся, осуществляемая с использованиемспецифических средств обучения в целях решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей личности в ее развитии и саморазвитии, и в соответствии с социально принятыми нормами общества.
Существуют общая дидактика, охватывающая в своих исследованиях процесс обучения всем предметам и все уровни учебнойработы, и частные дидактики, исследующие теоретические основы преподавания тех или иных дисциплин на определенныхуровнях обучения.
Предметом общей дидактики школы для глухих является исследование процесса преподавания и обучения с учетом специфического развития глухих детей, условий, в которых он протекает, а также результатов, к которым он приводит.
Дидактика начального обучения глухих опирается на особенности общего и речевого развития глухих детей и в соответствии сэтим разрабатывает специфические методы обучения основамнаук, в особенности родному языку, специфические средства общения и организационные формы, подчиненные главной цели – обеспечению высокого уровня развития, создающего надежную базу для получения общего полного и профессионального образования.
В задачи общей дидактикивходит анализ и описание факторов, связанных с выявлением закономерностей, характерных для процесса обучения в школе для глухих. Общая дидактика включает также анализ и описание дидактических систем, принятых в той или иной стран
В решении своих задач дидактика школы для глухих опирается на философию, общую педагогику, общую и специальную психологию, социологию, психолингвистику, логику, комплекс медицинских дисциплин. Многие задачи, касающиеся принципов, содержания, методов, организационных форм и средств реализации процесса обучения отдельным предметам решаются в пределах частных дидактик. Основные понятия дидактики раскрываются при характеристике процесса обучения в школе для глухих.
Основные понятия процесса обучения
Роль специальной общеобразовательной школы в деле образования, воспитания, развития глухих детей, подготовки их к жизни в современном обществе и к трудовой деятельности чрезвычайно важна. Процесс обучения в ней как целенаправленное взаимодействие сурдопедагога и учащихся не сводится лишь к формированию знаний, умений, навыков с учетом педагогических технологий развивающего обучения. Важно сформировать способы умственных действий, интенсифицировать интеллектуальное развитие ребенка путем преобразования его познавательной деятельности.
Для современного этапа развития дидактики школы для глухих характерно стремление к поиску оптимальных путей образования лиц с недостатками слуха. К числу основных понятий дидактики школы для глухих относятся преподавание и учение. Преподавание в дидактике школы для глухих – это управление сурдопедагогом учебно-познавательной деятельностью глухих учащихся. Преподавание в свою очередь связано с понятиями «обучение», «образование», «самообразование», «воспитание».
Обучение представляет собой систематическое, планомерное и непосредственное руководство процессом учения в течение относительно долгого (многолетнего) периода. Оно тесно связано с процессом преподавания. В этот процессвключены не только действия, связанные с учением, т.е. созданием условий, которые позволяют учащимся овладеть определенным количеством знаний, умений и навыков, но также и контроль, благодаря которому преподаватель может вносить коррективы вучебную деятельность учеников и предупреждать ошибки, которые могут возникнуть в процессе познания окружающей действительности и усвоения систематических знаний по общеобразовательным предметам.
Чтобы преподавание, т.е.деятельность по организации обучения глухих учащихся, привело к нужным результатам, сурдопедагог должен обладать специальными знаниями, позволяющими определить компенсаторные возможности и пути развития каждого ребенка в классе, выработать тот уровень образовательно-воспитательного воздействия на глухого ученика в процессе учебной работы, который способствует преобразованию его познавательной деятельности и формированию новых динамических связей, компенсирующих слуховую недостаточность.
Учение - это активный процесс усвоения знаний, умений и
навыков. Своеобразие этого процесса у глухого учащегося сопряжено с особенностями его общего и речевого развития и зависит от сформированности мотивов учебной деятельности, степени развития его активности и самостоятельности. Учение - длительный процесс: образование неслышащей молодежи в школе продолжается 10-12 лет.
Образование является результатом процесса обучения, в ходе которого учащиеся овладевают системой знаний, умений, навыков из определенных областей науки, техники, культуры. Оно включает в себя формирование интереса и способности к познанию, развитие мышления, памяти, воображения, внимания, наблюдательности. Образование способствует формированию у учащихся основ научного мировоззрения, способности к систематическому и самостоятельному приобретению знаний, к индивидуальной и коллективной познавательной деятельности, обеспечивает привитие учащимся этических и нравственных норм поведения.
Отклонение в развитии словесной речи тормозит развитие всех познавательных процессов у глухого ребенка, накладывает отпечаток на развитие его социальных потребностей, ограничивает общение с окружающими. Поэтому усвоение глухими учащимися объема школьных знаний должно сопровождаться коррекционной направленностью обучения: предметно-практическимобучением, групповыми и индивидуальными занятиями по развитию речевого слуха и произносительной стороны речи, музыкально-ритмическими занятиями.
Специальные методы обучения, особое структурирование содержания общих с массовой школой учебных предметов, в особенности русского языка, методы сообщения и закрепления знаний, увеличение информационной насыщенности всех уроков, использование специальных технических средств обучения (индивидуальные слуховые аппараты, специальные классы, оборудованные современной слуховой аппаратурой) придают процессу обучения в школе для глухих специфический характер.
Решение задачи по обеспечению глухим учащимся равных со слышащими прав в получении образования требует поиска специальных, ориентированных на глухого ребенка способов преодоления недостатков вразвитии, чтобы подготовить егок жизни, полноценному труду, продолжению образования и научить самосовершенствованию.
В технологической концепции саморазвивающего обучения Г.К. Селевко (1998) важная роль в формировании личности отводится наряду с образованием самообразованию. Самообразованиеосновано на собственных усилиях учащихся, не подвержено внешнему контролю и осуществляется главным образом по самостоятельно разработанной программе. Именно поэтому условиями успешности самообразования являются систематический самоконтроль и самооценка.
Источником самообразования выступают потребности личности, исполнителем – сама личность, стремящаяся углубить свои знания путем индивидуального изучения интересующего ее материала. Самообразование необходимо рассматривать как стремление личности к высокому уровню познания, достижению личных и социальных целей, подготовке себя к адаптации в обществе.
Самообразование глухих учащихся можно рассматривать как средство достижения ими максимально возможной самостоятельности, высокого качества социализации, как предпосылки для самовыражения и самоутверждения. Значительную роль в самообразовании играет развитие навыков самостоятельности.
В процессе учебной работы глухие учащиеся осваивают различные приемы мыслительной деятельности, логические приемы формирования обобщенных понятий, определений, приемы творческой деятельности. Особое внимание уделяется формированию организационных умений и навыков работы с книгой, справочниками, дополнительными источниками информации по различным учебным предметам.
Самообразование глухих учащихся предполагает овладение приемами самостоятельной творческой деятельности, формирование у них знаний, умений, навыков и личностных качеств, таких, как общение, творчество, выявление своих способностей, самоопределение, профориентация, саморегуляция,коллективная деятельность и т.п.