Цель и задачи воспитания
Цель воспитания объективно возникает из потребностей общества в его прогрессивном развитии. Современной научно-технический прогресс предъявляет высокие требования к развитию всех сторон личности: физическому совершенству, духовному богатству, нравственной чистоте, духовно-творческому потенциалу личности.
Все ли участники педагогического процесса эти цели понимают? Понимают ли одинаково? Достаточно ли полно? Эти вопросы касаются и педагогов, и воспитанников. Ибо частичное осознание цели, задач не создает благоприятных условий для всестороннего развития личности. Здесь мы обращаемся к субъекту, к субъективному осознанию цели воспитания участниками педагогического процесса. Существует закономерная связь между эффективностью педагогического процесса и степенью осознания цели и задач субъектами педагогического процесса. Чем полнее педагоги и учащиеся осознают объективную потребность во всестороннем развитии личности, тем эффективнее педагогический процесс. Тогда педагоги создают реальные воспитывающие отношения, способствующие этому, учащиеся сознательно включаются в разнообразные виды деятельности. Например, не уходят с уроков физической культуры, участвуют в общественно-полезном труде, не списывают у товарищей решения задачи, а сами стремятся преодолеть возникшие трудности.
Перед педагогами и учащимися стоят задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания и самовоспитания, то есть педагог разъясняет, побуждает, а учащийся целенаправленно включается в разнообразные виды деятельности, стремясь к самосовершенствованию.
Содержание воспитания
В современной педагогике считают, что содержание педагогического процесса – это объем знаний, умений, навыков, социальных и духовных отношений, привычек, качеств и свойств личности, которые необходимы индивиду для выполнения социальных функций гражданина, которые детерминированы системой общественно-значимых ценностей. Воспитание должно создать условия для духовного развития личности, необходимой обществу, человеку.
Содержание воспитания определяется в соответствии с целью воспитания. Основы базовой культуры личности заложены в содержании образования. По компонентам базовой культуры личности выделяют:
- культуру жизненного самоопределения (это мировоззренческая подготовка молодого поколения, определение смысла жизни, ценностного отношения к собственной жизни, потребность самореализации, социальной и профессиональной ориентации);
- интеллектуальную культуру (развитие мышления, культуры умственного труда, расширение кругозора, формирование знаний, умений, навыков);
- нравственную культуру (формирование отношения к Родине, обществу, государству, к людям, к труду, овладение знаниями общечеловеческих норм гуманистической морали, воспитание патриотизма, интернационализма, веротерпимости);
- гражданскую культуру (воспитание уважения к закону и формирование стремления соблюдать законы; развитие гражданского самосознания, социальной, политической ответственности, интернационализма, гуманистических межнациональных отношений, общения);
- культуру труда и экономическую культуру (воспитание добросовестного отношения к труду, потребности в творческом труде, формирование экономического мышления, качеств хозяина жизни, организатора общественно полезной деятельности);
- экологическую культуру (воспитание бережного отношения к окружающей среде, готовности к природохранительной деятельности);
- эстетическую культуру (формирование потребности в высоких духовых ценностях, воспитание эстетических вкусов, стремление преобразовывать окружающую жизнь по законам красоты);
- физическую культуру (развитие двигательных качеств, умений, навыков, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, формирование потребности в здоровом образе жизни, который обеспечивает повышение и сохранение работоспособности как умственной, так и физической);
- культуру семейных отношений (формирование готовности к семейно-брачным отношениям, воспитанию детей и т.д.).
Сущность процесса воспитания заключается в том, что в педагогическом процессе преобразовываются не только знания культуры, но и формируются отношения личности, ее ценностные ориентации.
Рассматривая воспитание как процесс, необходимо отметить взаимосвязь цели, задач, содержания, методов, средств и полученных результатов.
На процесс воспитания оказывают влияние объективные и субъективные факторы. Среди объективных - ученые выделяют генетическую наследственность и состояние здоровья человека, социальную и культурную принадлежность семьи, культурные традиции, профессиональный социальный статус, особенности развития страны, исторической эпохи.
Действительно, ребенок, рожденный как «человек разумный» в силу ряда причин (наследственность, родовая травма, заболевание, обстоятельства биографии) может отставать в умственном развитии или вообще его сознание останется неразвитым, и в основе его жизнедеятельности будут лежать инстинкты, естественные потребности. И тогда об интеллектуальном совершенстве, о высоком нравственном поведении, о духовности говорить не приходится. Или в силу каких-то обстоятельств биографии появляется неизлечимое психологическое заболевание, и человек перестает адекватно воспринимать окружающую действительность, в этих условиях необходимо лечение.
На результаты воспитания влияют субъективные факторы: психические особенности личности воспитанника и воспитателя, их мировоззрение, ценностные ориентации и потребности, отношения между собой и с социумом, воздействия отдельных людей, групп, общества в целом.
В общей теории педагогики рассматриваются отдельные направления воспитания, объединенные целью, задачами и содержанием: физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое. В последние время появились новое направления воспитательной работы: правовое, экономическое, гражданское, экологическое.
Б.А. Ананьев в результате многолетних исследований пришел к выводу, что между составными частями воспитания и соответствующими сторонами развития личности одновременно функционируют гомогенные (прямые) и гетерогенные (перекрестные) связи. Так умственное воспитание обеспечивает умственное развитие, нравственное – нравственное развитие - это гомогенные связи. Гетерогенная связь уходит в глубь структуры личности и обеспечивает влияние любой стороны на все другие стороны развития личности. Например, умственное развитие влияет на нравственное, трудовое, эстетическое, физическое развития личности, так же и другие составные части воспитания влияют на все стороны развития личности.
На этом основании Б.И. Коротяев рассматривает специфический и общий пути воспитания.
Специфический путь воспитания – это организация специальных видов деятельности учащихся, направленных на решение одной из задач воспитания. Например, для нравственного воспитания проводится беседа о правилах поведения, продумывается система нравственных упражнений; для физического – физические упражнения, состязания, спортивные игры.
Общий путь воспитания – это организация различных видов деятельности, в которых решается комплекс воспитательных задач. Например, познавательная деятельность направлена на решение задач умственного воспитания, но в ходе ее одновременно решаются задачи нравственного, эстетического, трудового, физического воспитания (через содержание изучаемого материала, через организацию деятельности и воспитательных отношений).
Для всестороннего развития гармонической личности в педагогическом процессе необходимо предусмотреть необходимые средства развития и воспитания. Например, для формирования духовно-творческой личности надо наполнить содержание педагогического процесса духовными ценностями и приобщить личность к творчеству в разнообразных видах деятельности.
Каждое учебно-воспитательное учреждение выстраивает целостную систему воспитания для решения всестороннего развития личности.