Цель и задачи гуманистического воспитания

Гуманистическое воспитаниеимеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин "гуманное воспитание .". Последний предполагает особую заботу общества об образовательных структурах.
В гуманистической традиции развитие личности рассматривается как процесс взаимосвязанных изменений в рациональной и эмоциональной сферах, характеризующих уровень гармонии ее самости и социумности. Именно достижение этой гармонии является стратегическим направлением гуманистического воспитания.
Самость и социумность есть сферы личностного проявления, глубоко взаимосвязанные полюсы направленности личности на себя (жизнь в себе) и на общество (жизнь в обществе) и соответственно две стороны самосозидания.

Самость как отражение внутреннего плана развития личности, прежде всего психофизического, характеризует глубину индивидуальности личности. Она обусловливает развитие личности от элементарных моментов ее жизнедеятельности до сложных психических состояний, которые осуществляются с помощью самопознания, саморегуляции и самоорганизации.


Социумность отражает внешний план развития личности, и прежде всего социальный. Она имеет такие параметры, как широта и высота восхождения личности к социальным ценностям, нормам, обычаям, степень ориентации в них и уровень приобретенных на их основеличностных качеств. Социумность достигается с помощью адаптации, самоутверждения, коррекции и реабилитации и проявляется в актах самореализации личности.
Гармония самости и социумности характеризует личность с позиции целостности и всесторонности представлений об ее "Я", которое развивается и реализуется во взаимосвязи с внешним природным и социальным миром. Гуманистическое воспитание осуществляется в актах социализации, собственно воспитания и саморазвития личности.
Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идущий из глубины веков идеал личности всесторонне и гармонично развитой. Эта цель-идеал дает статичную характеристику личности.

Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самой собой и обществом.
В такой цели воспитания аккумулируются гуманистические мировоззренческие позиции общества по отношению к личности и своему будущему. Они позволяют осмыслить человека как уникальное явление природы, признать приоритет его субъектности, развитие которой есть цель жизни.

Ш. Амонашвили - разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики, ориентированной на личность ребенка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики.

Основные установки

  • Законы учителя: любить ребенка, понимать ребенка, восполняться оптимизмом к ребенку.
  • Принципы: очеловечивания среды вокруг ребенка, уважение личности ребенка, терпение в процессе становления ребенка.
  • Заповеди: верить в безграничность ребенка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку.
  • Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе.
  • Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность.[7]

Ш. А. Амонашвили выдвигает следующую установку в воспитании: принятие любого ученика таким, каков он есть: «мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть». «Понимать детей — значит стать на их позиции. В.А. Караковский о вопитании…( создание условий для развития личности).

8 билет.

Общие закономерности процесса воспитания.

Закономерность- это объектно-сущностная, повторяющаяся существенная связь явлений в любой сфере общественной жизни или этапов какого – либо процесса. Закономерности распространяются на всю систему процесса воспитания. Цель и характер воспитания определяется общением.

Т.о. эффективность воспитания зависит от следующих закономерностей.

Закономерности.

1.От сложившихся воспитательных отношений

(мудрая заповедь практической педагогики гласит: «Если хотите хорошо воспитывать, то добиваются воспитанника»), воздействие на личность осуществляется через её отношение ко всему окружающему. В ходе воспитания формируются взгляды воспитанников, их жизненная позиция, мотивы поведения – это и есть отношение к воспитанию. Сформировалось оно определенным уровнем педагогического взаимодействия, оказывает огромное влияние на ход и результаты воспитания.

2.От соответствия цели и организации действий, помогающих эту цель достигнуть

Если организация (совокупность воздействий, отношений, условий, форм, методов работы) не соответствуют цели, то воспитательный процесс не достигает успеха и наоборот, если организация целесообразная и соответствует поставленным задачам, то эффективность воспитательного процесса значительно выше.

3.От соответствия социальной практики и характера воспитательного влияния на воспитанников

Воспитательный процесс сопровождается тем, что человек мыслит и действует, получает знания и приобретает практический опыт, усваивают нормы и правил социального поведения и тут же проверяет их на практике. Несоответствие знаний, слова и дела – это приводит молодых людей к разочарованию.

4.От совокупного действия объективного и субъективного фактора

Субъективные факторы – это педагоги и воспитанники, взаимоотношения между ними и психологический климат в группе.

Объективные факторы – это условия воспитания (материальные, технические, социальные, санитарно – гигиенические, психологические, эстетические и т.д.)

5.От интенсивного воспитания и самовоспитания

Деятельность человека, направленная на совершенствование своей личности ведет к самовоспитанию. Самовоспитание – это результат воспитания, который успешнее когда человек сам стремиться к самосовершенствованию. Воспитанник должен научиться правильно оценивать себя. Должен замечать у себя положительные качества и недостатки, преодолевая препятствия

6.От качества воспитательного воздействия

Воспитательное взаимоотношение с педагогом сознательно и это повышает качество их взаимодействий

7.От интенсивного воздействия на внутреннюю сферу воспитанника (Г.И.Щукина)

«Внутренняя сфера» - это система мотивов, потребностей, эмоций, интеллекта. Внешнее влияние в воспитательном процессе переключаются во внутренние достижения школьника. Если влияния сильны и отвечают потребностям ребёнка, тогда они вызывают активность самого школьника

8.От интенсивности и качества взаимоотношения между самими воспитанниками

«С кем поведешься от того и наберешься» - гласит народная мудрость, поэтому взаимовоспитание влияет на становление личности, т.к. воспитывают личность сверстники и друзья, то цели и содержание воспитания не только лучше понимаются, но и принимаются почти сразу.

9 билет

Идеология воспитания

1. Воспитание и образование предполагают наличие идеологии, которая определяет: чему учить и что воспитывать? Как учить и как воспитывать? У кого учиться и кто воспитывает?

2. Идеология воспитания новых поколений развивается как совокупность идей и принципов, составляющих основы общественного развития России.

Исходными являются положения о том, что российское общество есть содружество людей, построенное на утверждении:

- личности как основы общества, свободной от насилия и эксплуатации;

- общества как организованного объединения людей, основанного на согласии и солидарности как принципах преодоления внутренних противоречий развития;

- взаимоотношений личности и общества, основанных на согласовании интересов личных и общественных;

- государства как суверенной организации нации, организующей и обеспечивающей ее независимость, благополучие, развитие и реализацию творческого потенциала.

В советской педагогике упор делался на коллектив. Человек воспитывался с позиций его взаимодействия с коллективом. Были приняты тоталитарные установки в обучении и воспитании. Ученик – объект педагогики.

В основу развития российского общества положены принципы свободы, гуманизма, справедливости, демократии, права, труда и неотчуждаемой собственности.

Сегодня в России на первый выдвинуты уманистические идей и ориентиры взамен тоталитаристских установок.

Гуманизация воспитательного процесса предполагает целый ряд условий, среди которых прежде всего отметим следующие:

а) признание личности молодого человека самоценностью, уважение уникальности и своеобразия каждого индивида;

б) создание обществом условий для развития личности и новых поколений молодежи как субъектов культуры и собственного жизнетворчества - самоопределения, самоутверждения, самореализации;

в) оказание помощи детям и молодежи в развитии их склонностей и способностей;

г) социальная защита и охрана здоровья, достоинства и прав, социальной и природной среды обитания новых поколений;

д) приобщение субъектов воспитательного процесса к ценностям общечеловеческой и национальной культуры, создание в обществе атмосферы духовности;

е) гуманизация межличностных отношений воспитателей и воспитанников, родителей и детей, учителей и учеников, преподавателей и студентов и т.п. на принципах уважения, сострадания, терпимости, милосердия, внимания и доброты.

Гуманизация позволяет и требует осуществлять вариативное воспитание молодежи, учитывая интересы и особенности различных классов, социальных слоев и групп страны. Она включает также идеи, на основе которых будут формироваться общие психологические и гражданские качества личности, жизнеспособной в условиях переходного периода и построения новой России.

3. Важным элементом новой идеологии воспитания выступает идея единства и возвышения России, своего российского пути развития, сочетающего черты культуры западных и восточных народов, но имеющего свои неповторимые особенности и формы развития евразийского типа культуры. Эта идея составляет основу формирования национального самосознания молодого поколения.

Россия - это своеобразный мир, идущий по самостоятельному историческому пути, исторически сложившееся объединение, тесная семья многих народностей и народов, национальностей и наций, на протяжении многих столетий сознающих свое единство, творящих общую культуру, спаянных воедино общностью этой культуры, общностью духовных устремлений, государственных и экономических интересов, общим историческим прошлым и единым устремлением в будущее.

Когда речь идет о выживании и спасении России, высшим элементом национального сознания молодежи должна стать идея добровольного служения Отечеству. Нынешняя молодежь в большинстве не готова к этому. В этом духе ее надо образовывать и воспитывать. Новая идеология воспитания должна возродить национальный патриотизм россиян. Это фундаментальная проблема развития России, решению которой должны быть подчинены содержание и деятельность всей системы воспитания.

Российская идеология воспитания - это система идей, которая одновременно отвечает коренным, актуальным интересам общества и личности, и таких взаимоотношений между ними, когда общество задает парадигму воспитания новых поколений, создает условия для ее реализации, а молодые поколения и личность самоопределяются, самоутверждаются, самореализуются и воспитывают себя в предложенных условиях, изменяя их посредством активной деятельности. Идеология воспитания призвана способствовать изменениям в сознании индивида, соответствующим общему направлению социального развития России.

Ш.А. Амонашвили _ гуманистическая педагогика, В.А. Караковский - условия для развития личности ….

10 билет

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ - основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. П.в. отражают уровень развития общества, его потребности и требования к воспроизводству конкретного типа личности, определяют его стратегию, цели, содержание и методы.

В современной отечественной педагогике проблема П.В. не имеет однозначного решения. Большое число П.В. объясняется различным пониманием сущности воспитания. Понимание воспитания как составной части развития и социализации человека, как взаимодействия воспитателя и воспитанника позволяет выделить ряд П.в., которые могут рассматриваться как принципы и организации социального опыта человека, и образования, и индивидуальной помощи воспитуемым.

1.Принцип гуманистической направленности воспитания.Идея о необходимости гуманизации воспитания содержалась уже в трудах Я.А. Коменского, но наиболее последовательно отразилась в теориях свободного воспитания Ж.Ж. Руссо и Л.Н. Толстого, а в 20 в. в гуманистических психологии и педагогике. Принцип предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений. Реализация этого принципа оказывает существенное влияние на становление человека, на все аспекты его социализации. Именно воспитание определяет то, что человек успешно осваивает позитивные (а не асоциальные или антисоциальные) нормы и ценности, создаёт условия для эффективной реализации себя как субъекта социализации; помогает ему достичь баланса между адаптированностью в обществе и обособлением в нём, т.е. в той или иной мере минимизировать степень становления его жертвой социализации (см. Виктимология). Реализация принципа в практике эффективно влияет на развитие у воспитуемых рефлексии и саморегуляции, на формирование их отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой, на развитие чувства собственного достоинства, ответственности; на формирование демократического и гуманистического взглядов (Амонашвили).

2. Принцип природосообразности воспитания. Идея о необходимости природосообразности воспитания зародилась в античности в произведениях Демокрита, Платона, Аристотеля, а принцип сформулировал в 17 в. Коменский. Развитие наук о природе и человеке в 20 в., особенно учение В.И. Вернадского о ноосфере существенно обогатили содержание принципа. Его современная трактовка предполагает, что воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию ноосферы. У человека необходимо культивировать определённые этические установки по отношению к природе, к планете и биосфере в целом, а также природоохранное и ресурсосберегающее мышление и поведение.

3) Принцип культуросообразности воспитания. Идея о необходимости культуросообразности воспитания появилась в трудах Дж. Локка, К. Гельвеция и И. Песталоцци. Принцип, сформулированный в 19 в. Ф. Дистервегом, в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с непротиворечащими общечеловеческими ценностями и нормами национальных культур и особенностями, присущими населению тех или иных регионов. Воспитание должно приобщать человека к различным пластам культуры этноса, общества, мира в целом, помогать человеку приспосабливаться к тем изменениям, которые постоянно происходят в нём самом и в окружающем его мире, находить способы минимизации отрицательных последствий инноваций. Однако реализация этого принципа существенно осложняется в связи с тем, что общечеловеческие ценности культуры и ценности конкретных социумов не только не идентичны, но могут довольно существенно различаться. Нахождение баланса ценностей различных культур и субкультур - одно из условий эффективности воспитания.

4) Принцип незавершимости воспитания. Принцип вытекает из мобильного характера социализированности, который свидетельствует о незавершимости развития личности на каждом возрастном этапе. Каждый возрастной этап развития человека является самостоятельной индивидуальной и социальной ценностями (а не только и не столько этапами подготовки к дальнейшей жизни). В каждом человеке всегда есть нечто незавершённое и в принципе незавершимое, ибо, находясь в диалогических отношениях с миром и с самим собой, он всегда сохраняет потенциальную возможность изменения и самоизменения. Соответственно воспитание необходимо строить т.о., чтобы на каждом возрастном этапе каждый человек имел возможность заново познать себя и других, реализовать свои возможности, найти своё место в мире.

Наряду с общими сложились и специфические П.в., например конфессиональная педагогика формулирует принципы религиозного воспитания, семейная - семейного воспитания, социальная педагогика - социального воспитания.

5) Принцип вариативности социального воспитания. В современных обществах вариативность социального воспитания определяется многообразием и мобильностью как потребностей и интересов личности, так и потребностей общества. Условия для развития и духовно-ценностной ориентации человека планомерно создаются на федеральном, региональном, муниципальном и локальном уровнях: основываясь на общечеловеческих ценностях; учитывая этнические особенности и местные условия; используя имеющиеся и создавая новые возможности для реализации личностного, возрастного, дифференцированного и индивидуального подходов в воспитательных организациях. Необходимо создание многообразных видов и типов воспитательных организаций, что позволяет удовлетворять интересы и потребности личности и общества.

6) Принцип коллективности социального воспитания. Идея о том, что коллектив - важнейшее средство воспитания, появилась очень давно, но интенсивно разрабатывалась отечественной педагогикой с середины 19 в. Современная трактовка принципа предполагает, что социальное воспитание, осуществляясь в коллективах различного типа, даёт человеку опыт жизни в обществе, создаёт условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения, а в целом - для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе.

7) Принцип центрации социального воспитания на развитии личности. Идея о том, что задачей воспитания является развитие человека, зародилась в античности. В современной трактовке этот принцип предполагает, что стратегия и тактика социального воспитания должны быть направлены на помощь человеку в становлении, обогащении и совершенствовании его человеческой сущности, в создании условий для развития личности, исходя из её приоритета перед группой и коллективом.

8) Принцип диалогичности социального воспитания. Идея о необходимости диалога воспитателей и воспитуемых, зародившись в древней Элладе, получила своё несколько специфическое развитие в методах средневекового обучения, а затем в педагогических работах новейшего времени. Тенденция последних десятилетий рассматривать воспитание как субъект- субъектный процесс позволяет сформулировать этот принцип как важнейший для педагогики. Диалог, педагогика сотрудничества (Караковский Новикова - воспитание)….

Билет

Наши рекомендации