Тема: сущность, движущие силы процесса воспитания
Цель: формирование понятия о сущности процесса воспитания, его движущих силах и структуре; закономерностях и принципах воспитания.
1. Что такое воспитание? Отметьте правильный ответ:
1) целенаправленная и специально организованная деятельность воспитателя, целью которой является создание условий для саморазвития и самоактуализации личности;
2) процесс управления развитием личности;
3) процесс формирования личности, происходящий под влиянием окружающей среды;
4) часть педагогики, рассматривающая вопросы организации воспитательной работы в школе;
5) организованное определенным образом воздействие на психику воспитуемого с целью привить ему качества, желаемые воспитателем.
Ответ: _____________
2. Что из перечисленного можно отнести к движущим силам воспитания?
1) противоречия между ожиданиями общества в отношении подрастающего поколения и собственными, субъективными потребностями детей и молодежи;
2) противоречия между «отцами и детьми» из-за различных взглядов на жизнь;
3) противоречия между методами работы учителей и потребностями учащихся;
4) противоречие между индивидуальностью процесса воспитания и массовым характером организации учебно-воспитательного процесса;
5) противоречие между возникающими у личности потребностями и возможностями для их удовлетворения.
Ответ: _____________ . Обоснуйте свой ответ.
3. Рассмотрите и проанализируйте определения понятия «процесс воспитания».
Заполните таблицу.
Определение понятия «процесс воспитания» | На чем сделан акцент | Слабая сторона определения | Общее в определениях | Различия в определениях |
«Воспитание – это процесс целенаправленной организации воспитательных отношений» (В.С. Безрукова) | ||||
«Целенаправленное взаимодействие воспитателя и воспитуемого, направленное на упорядочивание влияний на личность и создание условий для ускорения процессов социализации» (В.А. Сластенин) | * | |||
«Процесс активного целенаправленного взаимодействия между воспитателем и воспитанниками, в результате которого создаются воспитательные ситуации» (Б.Т. Лихачев) |
4. Найдите соответствие между закономерностями и принципами воспитания. Заполните таблицу.
№ | Закономерности воспитания | Принципы воспитания |
Цели, характер и содержание воспитания определяются объективными потребностями общества. | ||
Принцип гуманистической направленности воспитания; принцип опоры на положительное в человеке. | ||
Эффективность воспитания обусловлена степенью собственной активности личности, мотивами деятельности и характером ее педагогического руководства. |
5. Какая из приведенных ниже схем наиболее правильно отражает структуру процесса воспитания?
1) Процесс воспитания 2) Процесс воспитания
Деятельность воспитанника |
Деятельность воспитателя |
Основные цели и нормы поведения |
Формирование отношения к ним |
Формирование мотивов |
Формирование взглядов и убеждений |
Формирование мировоззрения |
Ответ: _____________
6. Составьте схему процесса перевоспитания. Что лежит в его основе?
В основе процесса перевоспитания лежит ………………(ответ).
7. Определите государственные (основные) цели воспитания применительно к общеобразовательному учреждению в различные исторические периоды. Заполните таблицу.
Годы | Цели воспитания | Источник информации |
1960–1975 | ||
1975–1995 | ||
1995–2000 | ||
2000–до н.в. |
8. Докажите на конкретных примерах то, что цели воспитания носят конкретно-исторический характер.
Лабораторное занятие № 8
Тема: Развитие личности и воспитание
Цель:развитие представлений о взаимосвязи понятий «развитие личности» и «воспитание»; формирование умений оперировать этими и другими понятиями темы; умений анализировать различные подходы к данным понятиям на культурологической основе.
1. Из учебников, справочников, словарей, пособий по педагогике, выпишите определения следующих понятий:
Понятие | Определение | Источник информации |
Личность | ||
Воспитание | ||
Развитие личности | ||
Формирование личности | ||
Социализация личности |
2. Установите иерархию следующих понятий: 1) воспитание человека, 2) образование личности, 3) социализация личности, 4) педагогический процесс. Заполните схему.
3. В п.1 вы дали определения ряда понятий. Повторите их в нижеследующей таблице и найдите общее во всех понятиях, а также различие.
Понятие | Общее | Различие |
Развитие – | ||
Формирование – | ||
Социализация – | ||
Воспитание – |
4. Как вы понимаете высказывание, приведенное в Российской педагогической энциклопедии: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают»?
5. Раскройте суть (сущность) влияния на развитие личности приведенных в таблице факторов. Что здесь самое важное?
Факторы | Суть влияния |
Наследственность | |
Деятельность | |
Географическая среда | |
Социальная среда | |
Общение | |
Воспитание |
Самое важное (назовите и аргументируйте) ______________
6. Что такое «акселерация»? Выберите наиболее полный и точный ответ:
1) процесс активной деятельности личности;
2) ускоренное формирование интеллектуальных сил личности;
3) проявление настойчивости личности в достижении поставленных задач;
4) ускоренное физическое развитие детей, проявляющееся в последнее столетие;
5) ускоренное психическое и физическое развитие личности в подростковом возрасте.
Ответ:___________
Лабораторное занятие № 9
Тема: базовые концепции воспитания и их содержание
Цель: формирование знаний о сущности понятия «содержание воспитания»; раскрытие соотношения содержания воспитания и содержания образования, их взаимосвязи.
1. Ответьте на вопрос. Содержание воспитания – это:
1) система знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентации и отношений;
2) достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений;
3) общие идеи о построении природы и жизни общества;
Ответ: _____________
2. Укажите признаки, относящиеся к понятию «содержание воспитания»:
1) внешнее выражение воспитания;
2) умственное воспитание;
3) целенаправленность (наличие социального ориентира);
4) соответствие культурно-историческим ценностям;
5) личность воспитателя;
6) самовоспитание;
7) личность воспитанника.
Ответ: _____________
3. Установите иерархию следующих понятий:
а) этапы развития;
б) методы воспитания;
в) содержание воспитания;
г) цели и задачи процесса воспитания;
д) условия протекания процесса воспитания,
е) формы воспитательной деятельности.
4. Сравните и проанализируйте существующие современные концепции (теории) воспитания и развития личности с целью научного осмысления вопросов, связанных с развитием, поведением и воспитанием детей.
5. Как выглядит содержание воспитания в рамках различных концепций воспитания? Заполните следующую таблицу.
Концепция воспитания | Содержание воспитания |
Воспитание с целью обеспечить выживание (адаптацию, приспособление) | |
Воспитание гражданина | |
Воспитание гуманистическое | |
Воспитание личности, способной к самореализации |
6. Среди перечисленных утверждений выберите те, которые выражают особенности содержания воспитательного процесса:
1) целенаправленность; 2) многофакторность; 3) уважение к личности; 4) длительность; 5) непрерывность; 6) воспитание чувств; 7) комплексность; 8) экономичность; 9) вариативность; 10) двусторонний характер; 11) содружество с семьей.
Ответ: _____________
7.Осуществите анализ отдельных статей международных и федеральных нормативных актов в области защиты прав человека, ребенка.
Лабораторное занятие № 10