Тема: сущность, движущие силы процесса воспитания

Цель: формирование понятия о сущности процесса воспитания, его движущих силах и структуре; закономерностях и принципах воспитания.

1. Что такое воспитание? Отметьте правильный ответ:

1) целенаправленная и специально организованная деятельность воспитателя, целью которой является создание условий для саморазвития и самоактуализации личности;

2) процесс управления развитием личности;

3) процесс формирования личности, происходящий под влиянием окружающей среды;

4) часть педагогики, рассматривающая вопросы организации воспитательной работы в школе;

5) организованное определенным образом воздействие на психику воспитуемого с целью привить ему качества, желаемые воспитателем.

Ответ: _____________

2. Что из перечисленного можно отнести к движущим силам воспитания?

1) противоречия между ожиданиями общества в отношении подрастающего поколения и собственными, субъективными потребностями детей и молодежи;

2) противоречия между «отцами и детьми» из-за различных взглядов на жизнь;

3) противоречия между методами работы учителей и потребностями учащихся;

4) противоречие между индивидуальностью процесса воспитания и массовым характером организации учебно-воспитательного процесса;

5) противоречие между возникающими у личности потребностями и возможностями для их удовлетворения.

Ответ: _____________ . Обоснуйте свой ответ.

3. Рассмотрите и проанализируйте определения понятия «процесс воспитания».

Заполните таблицу.

Определение понятия «процесс воспитания» На чем сделан акцент Слабая сторона определения Общее в определениях Различия в определениях
«Воспитание – это процесс целенаправленной организации воспитательных отношений» (В.С. Безрукова)        
«Целенаправленное взаимодействие воспитателя и воспитуемого, направленное на упорядочивание влияний на личность и создание условий для ускорения процессов социализации» (В.А. Сластенин)   *  
«Процесс активного целенаправленного взаимодействия между воспитателем и воспитанниками, в результате которого создаются воспитательные ситуации» (Б.Т. Лихачев)      

4. Найдите соответствие между закономерностями и принципами воспитания. Заполните таблицу.



Закономерности воспитания Принципы воспитания
  Цели, характер и содержание воспитания определяются объективными потребностями общества.  
    Принцип гуманистической направленности воспитания; принцип опоры на положительное в человеке.
  Эффективность воспитания обусловлена степенью собственной активности личности, мотивами деятельности и характером ее педагогического руководства.  

5. Какая из приведенных ниже схем наиболее правильно отражает структуру процесса воспитания?

1) Процесс воспитания 2) Процесс воспитания

Деятельность воспитанника
Деятельность воспитателя
Основные цели и нормы поведения
Формирование отношения к ним
Формирование мотивов
Формирование взглядов и убеждений
Формирование мировоззрения

Ответ: _____________

6. Составьте схему процесса перевоспитания. Что лежит в его основе?

 
 
 
 
 
 

В основе процесса перевоспитания лежит ………………(ответ).

7. Определите государственные (основные) цели воспитания применительно к общеобразовательному учреждению в различные исторические периоды. Заполните таблицу.

Годы Цели воспитания Источник информации
1960–1975    
1975–1995    
1995–2000    
2000–до н.в.    

8. Докажите на конкретных примерах то, что цели воспитания носят конкретно-исторический характер.

Лабораторное занятие № 8

Тема: Развитие личности и воспитание

Цель:развитие представлений о взаимосвязи понятий «развитие личности» и «воспитание»; формирование умений оперировать этими и другими понятиями темы; умений анализировать различные подходы к данным понятиям на культурологической основе.

1. Из учебников, справочников, словарей, пособий по педагогике, выпишите определения следующих понятий:

Понятие Определение Источник информации
Личность    
Воспитание    
Развитие личности    
Формирование личности    
Социализация личности    

2. Установите иерархию следующих понятий: 1) воспитание человека, 2) образование личности, 3) социализация личности, 4) педагогический процесс. Заполните схему.

3. В п.1 вы дали определения ряда понятий. Повторите их в нижеследующей таблице и найдите общее во всех понятиях, а также различие.

Понятие Общее Различие
Развитие –    
Формирование –  
Социализация –  
Воспитание –  

4. Как вы понимаете высказывание, приведенное в Российской педагогической энциклопедии: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают»?

5. Раскройте суть (сущность) влияния на развитие личности приведенных в таблице факторов. Что здесь самое важное?

Факторы Суть влияния
Наследственность  
Деятельность  
Географическая среда  
Социальная среда  
Общение  
Воспитание  

Самое важное (назовите и аргументируйте) ______________

6. Что такое «акселерация»? Выберите наиболее полный и точный ответ:

1) процесс активной деятельности личности;

2) ускоренное формирование интеллектуальных сил личности;

3) проявление настойчивости личности в достижении поставленных задач;

4) ускоренное физическое развитие детей, проявляющееся в последнее столетие;

5) ускоренное психическое и физическое развитие личности в подростковом возрасте.

Ответ:___________

Лабораторное занятие № 9

Тема: базовые концепции воспитания и их содержание

Цель: формирование знаний о сущности понятия «содержание воспитания»; раскрытие соотношения содержания воспитания и содержания образования, их взаимосвязи.

1. Ответьте на вопрос. Содержание воспитания – это:

1) система знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентации и отношений;

2) достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений;

3) общие идеи о построении природы и жизни общества;

Ответ: _____________

2. Укажите признаки, относящиеся к понятию «содержание воспитания»:

1) внешнее выражение воспитания;

2) умственное воспитание;

3) целенаправленность (наличие социального ориентира);

4) соответствие культурно-историческим ценностям;

5) личность воспитателя;

6) самовоспитание;

7) личность воспитанника.

Ответ: _____________

3. Установите иерархию следующих понятий:

а) этапы развития;

б) методы воспитания;

в) содержание воспитания;

г) цели и задачи процесса воспитания;

д) условия протекания процесса воспитания,

е) формы воспитательной деятельности.

4. Сравните и проанализируйте существующие современные концепции (теории) воспитания и развития личности с целью научного осмысления вопросов, связанных с развитием, поведением и воспитанием детей.

5. Как выглядит содержание воспитания в рамках различных концепций воспитания? Заполните следующую таблицу.

Концепция воспитания Содержание воспитания
Воспитание с целью обеспечить выживание (адаптацию, приспособление)  
Воспитание гражданина  
Воспитание гуманистическое  
Воспитание личности, способной к самореализации  

6. Среди перечисленных утверждений выберите те, которые выражают особенности содержания воспитательного процесса:

1) целенаправленность; 2) многофакторность; 3) уважение к личности; 4) длительность; 5) непрерывность; 6) воспитание чувств; 7) комплексность; 8) экономичность; 9) вариативность; 10) двусторонний характер; 11) содружество с семьей.

Ответ: _____________

7.Осуществите анализ отдельных статей международных и федеральных нормативных актов в области защиты прав человека, ребенка.

Лабораторное занятие № 10

Наши рекомендации