Тема: Школа и педагогика России с XIX до начала 90-х гг. XX в

1. Заполните таблицу:

Представители отечественной педагогической мысли ХIХ в. Вклад в педагогическую теорию и развитие отечественного образования
Н.И. Пирогов
П.Ф. Лесгафт
П.П. Блонский
С.Т. Шацкий
В.А. Сухомлинский
А.С. Макаренко

2. Поясните следующие высказывания выдающихся советских педагогов с учѐтом их педагогических идей:

«Настоящее воспитание даѐт сама жизнь» (С.Т. Шацкий)_____________________________

________________

«Остановка в развитии – смерть коллектива» (А.С. Макаренко)________________________

________________

«Педагогический коллектив – единая воспитывающая сила» (В.А. Сухомлинский)___________

3. Охарактеризуйте различия в развитии школа в 20 и 30–е гг.

20–е годы
30–е годы

4. Составление таблиц «Реформы отечественной школы

  годы проведения реформы цель реформы результаты реформы историческое значение реформы
«Реформы отечественной школы в 1917-1953 гг.»
«Реформы отечественной школы в 1954-1985 гг.
«Реформы отечественной школы в 1986-2002 гг.»

Тема: Школа и педагогика России с XIX до начала 90-х гг. XX в - student2.ru

По горизонтали: 5. Главный герой педагогического произведения Ж. Ж. Руссо. 6. Автор одного из первых проектов реорганизации школы во время Великой французской буржуазной революции. 7. Немецкий педагог XIX в., выступавший с идеей «гражданского воспитания» и «трудовой школы». 8. Выдающийся мыслитель-педагог XVIII в., основоположник теории естественного, свободного воспитания. 11. Русский педагогический деятель XVII в., открывший греко-латинскую Заиконоспасскую школу в Спасском монастыре в Москве, составивший проект Славяно-греко-латинской академии. 12. Английский мыслитель-гуманист, впервые высказавший мысль о воспитании молодого поколения в процессе трудовой деятельности. 13. Немецкий педагог, разработавший теорию ступеней обучения, автор произведения «Общая

педагогика, выведенная из цели воспитания». 17. Швейцарский педагог, центром педагогической системы которого является теория элементарного образования. 19. Французский писатель-гуманист, давший блестящую сатиру на схоластическое воспитание в своём романе. 21. Русский князь XII в., автор педагогического трактата, в котором большое внимание уделяется патриотическому воспитанию. 22. Древнегреческий философ, считавший, что воспитание детей должно быть природосообразным. 23. Советский педагог, теоретик коллективного воспитания, блестяще реализовавший свои идеи в собственной практике. 26. Выдающийся философ, автор мысли, что воспитание и управление являются самыми сложными явлениями общественной жизни.

По вертикали: 1. Выдающийся общественный деятель XVII в., основоположник педагогики как науки. 2. Древнегреческий философ, заявивший о том, что воспитание должно быть организовано государством и соответствовать интересам господствующих групп. 3. Великий русский учёный, помимо всего прочего определивший общие правила работы гимназии и университета. 4. Древнегреческий философ, провозгласивший целью воспитания развитие высших сторон души – разумной и волевой. 9. Сборник наставлений относительно быта, хозяйствования и воспитания детей в семье на Руси. 10. Крупнейший памятник русской педагогической литературы XVI в. 14. Один из представителей раннего социализма-утопизма, по мнению которого, воспитание должно носить общественный характер и быть равным для всех граждан государства. 15. Автор теории, что душа ребёнка подобна «чистой доске». 16. Русский просветитель, предлагавший создать «новую породу людей» из всех сословий путём организации закрытых воспитательнообразовательных учреждений. 18. Русский педагог XIX – нач. XX в. сторонник и теоретик «свободного воспитания». 20. Французский социалист XIX в., выступавший за полную светскость школьного образования, доступного народу. 21. Имя основателя немецкого протестантизма (XV-XVI вв.). 24. Древнейший философ, считавший целью воспитания познание себя. 25. Польский дидакт XX в., автор книги «Введение в общую дидактику».

«О» в фамилиях мыслителей гуманистов

1.Роберт Оуэн– социалист-утопист, первым в истории создавший дошкольные учреждения.

2.Дэни Дидро – французский философ-материалист, который в 1775 г. составил план организации в России народного образования на новых началах под названием «План университета для России».

3.Жан Жак Руссо – французский философ-просветитель, автор «Эмиля».

4. Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель, которому принадлежат слова: «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских детей».

5. Николай Иванович Пирогов – русский хирург, крупнейший учёный, видный общественный деятель и педагог, который писал: «Быть человеком – вот к чему должно вести воспитание».

6. Ян Амос Коменский – один из руководителей общины «чешских братьев», великий славянский педагог XVII в.

7. Антон Семенович Макаренко – советский педагог, автор «Педагогической поэмы».

8.Николай Добролюбов – русский революционер-демократ, сказавший, что «без образования матерей семейства действительно нельзя водворить совершенно правильных отношений в семействах».

9. Иоганн Генрих Пестацолли – швейцарский теоретик и практик, центром педагогической системы которого является теория элементарного образования.

Наши рекомендации