Глава 7. педагогические цели

Педагогические цели, их особенности и функции

Деятельность педагога, как любая другая деятельность, предваряется осознанием цели. Осознанная цель мобилизует все творческие силы человека, а ее достижение приводит к удовлетворению потребностей личности. Цель – категория философская, представляющая собой опережающее отражение событий в сознании человека. С цели начинается любой педагогический процесс независимо от его сложности и продолжительности. Цели подчинены все его компоненты.

Педагогическая цель – это предвосхищаемый результат деятельности в педагогическом процессе, в соответствии с которым отбираются и соотносятся между собой все его компоненты.

Каковы же особенности педагогической цели? Цель как продукт
идеальный очень подвижна, динамична, так как порождается сознанием человека, постоянно взаимодействующего с изменяющимся миром. Опыт, знания, события, анализ, эксперимент обогащают человека, и потому он является носителем динамического сознания и его цель в ходе деятельностного движения к ней преобразуется постоянно и незаметно для самого субъекта. Динамичность жизни обусловливает динамичность цели. Учет данной особенности цели предписывает ее общий характер, чтобы в своей динамической изменчивости она могла оставаться целью как таковой, а человек мог организовать свою деятельность как последовательное движение к запланированному результату.

Подвижность цели предполагает возможность ее изменения
в процессе реализации. Цель развивается вместе с субъектом, который ее сформулировал, и она так же, как субъект, восходит вверх, если такое восхождение совершает субъект. В связи с этим формулировка цели должна иметь общий характер. В этом случае, возвышаясь и отодвигаясь от воспитанника, она не перестает быть ориентиром деятельности.

Структура цели

Любая цель состоит из целевого объекта, целевого предмета и целевого действия.

Целевой объект (объект цели) – это человек в разных ролевых позициях, на которые предполагается воздействие.

Целевой предмет (предмет цели) – это та сторона личности воспитанника (его качества, особенности деятельности), которая должна быть преобразована в данном педагогическом процессе.

Целевое действие обозначает конкретное действие педагога, которое он совершает для развития целевого предмета. Например: научить, убедить, сформировать, доказать, усовершенствовать, закрепить, раскрыть, заинтересовать и т. д.

Опираясь на исследования А. Шелтена, можно иначе представить структуру учебной цели. По А. Шелтену, любая цель предполагает два аспекта рассмотрения: содержание и образ действий. Например, в учебной цели «описать строение механизма» составная часть «строение механизма» представляет собой описание содержания, а слово «описать» указывает на образ действий.

Зная структуру цели, можно осуществить грамотное целеполагание.

7.3. Методика целеполагания
в педагогической деятельности

Как уже было отмечено, педагогическая цель должна иметь общий характер, чтобы реализовать все свои функции. Цель определяет содержание педагогического процесса, обусловливает результат, служит критерием оценки профессиональной деятельности педагога, является постоянным объектом его осмысления. Таким образом, цель определяет исходный этап в деятельности педагога.

Целеполагание в педагогике – сознательный процесс выявления
и постановки целей и задач педагогической деятельности. Ясное понимание воспитательных целей определяет успешность их достижения и оптимальность выбираемых путей и средств.

В системе профессионального осмысления предвосхищаемого – результата деятельности выделяют три уровня: идеал воспитания, уровень воспитательных устремлений и задач воспитания, уровень цели и смысла жизни человека.

Первый уровень – это образ конечного результата воспитательном деятельности всего общества. Это тот социальный заказ, воспитательный идеал, который формируется в обществе. Так, согласно ст. 14, п. 1 Закона РФ «Об образовании», целью современной образовательной системы является формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Второй уровень – это образ социально желаемой подготовленности личности на уровне воспитательных устремлений, т. е. реализация социального заказа в конкретных образовательно-воспитательных системах. |В этом случае идеальный социальный заказ, безусловно, трансформируется, так как он уточняется и корректируется в федеральных и региональных документах, в конкретных школах, в сознании конкретного педагога.

Третий уровень – цель и смысл жизни человека, его потребности
в самореализации, наиболее значимые с позиции гуманистической парадигмы педагогического взаимодействия. Наличие этого уровня целей прежде всего значимо для самой личности.

Разработка цели – процесс логико-конструктивный. Суть его заключается в том, чтобы:

1) сравнить, обобщить определенную информацию;

2) осуществить выбор наиболее значимой информации;

3) на ее основе сформулировать цель, т. е. определить объект цели, предмет цели и необходимые конкретные действия;

4) принять решение о достижении цели, осуществить реализацию цели.

Такой же мысленный путь проделывает и учащийся, когда стремится предвидеть результаты своей деятельности. Функции педагога состоят в том, чтобы изучать и знать цели каждого воспитанника, способствовать реализации полезных целей. Совпадение, взаимодействие целей педагога и обучаемых – одно из важнейших условий успеха педагогического процесса в развитии его участников. Цели учащихся должны войти в педагогический процесс наравне с целями, поставленными преподавателем.

Рассмотрим методику целеполагания на примере предложенной
американскими психологами Дж. Кэрроллом и Б. Блумом технологии
эффективного целеполагания. Суть ее заключается в следующем. Поведение человека включает в себя три сферы образа действий: когнитивную (сферу разума), аффективную (оценочную), психомоторную (двигательную). Для реализации одной учебной цели могут быть задействованы две или даже три сферы поведения, но при этом преобладающее значение имеет только одна сфера. Авторы технологии предложили определить эталон полного усвоения изученного и достижения результатов обучения с помощью иерархии (последовательного расположения от низшего к высшему) педагогических целей, разработанных для каждой из сфер. Категории целей формулируются через конкретные действия и операции, которые должен выполнять обучающийся, чтобы подтвердить достижение эталона. Такая классификация называется таксономией учебных целей.

Наибольшее распространение получила таксономия учебных целей в когнитивной сфере. Б. Блумом выделяются этапы познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.

Знание – это воспроизведение изученного. Понимание обозначает его преобразование. Применение относится к сфере трансформации изученного. Анализ подразумевает выделение части целого. Синтез - комбинация элементов для получения нового продукта. Оценка – определение ценности и значения изученного.

Данная технология широко используется в качестве шкалы для
измерения результатов обучения.

Достижение цели происходит не прямым путем, а через решение
системы задач. Задача возникает в процессе построения алгоритма
достижения цели. В построенном алгоритме цель каждого этапа (локальная цель) – это задача.

Для успешного целеполагания педагогу необходимо соблюдать
важнейшие требования: реалистичность, ясность, точность формулировки цели, ее соответствие возможностям обучаемых, диагностичность цели.

Наши рекомендации