Специфика психического развития ребенка в раннем возрасте
Ведущей называется такая деятельность, в рамках которой происходят основные психологические изменения в личности ребенка, возникают и дифференцируются другие видыдеятельности, формируются или перестраиваются отдельные психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени развития. Вместе с тем становление ведущей деятельности ребенка не может быть полноценным в отрыве от общения с окружающими его людьми, прежде всего – взрослыми, так как именно через них осуществляется трансляция подрастающему поколению общечеловеческого, культурного опыта. Особенностью поведения ребенка в этом возрасте является его связанность ситуацией, зависимость от нее. Малышу 1-2 лет интересно все, что его окружает, он тянется ко всему, что находится в поле его зрения. Как образно говорил немецкий психолог К.Левин, лестница манит ребенка, чтобыон пошел по ней, дверь или коробочка – чтобыон закрыл или открыл их, колокольчик – чтобыпозвонил в него, круглый шарик – чтобыпокатил его. Каждая вещь заряжена для него аффективной притягивающей или отталкивающей силой, которая «провоцирует» его на действие, направляет его. Л.С. Выготский указывал, что такая связанность ситуацией наглядным полем отражает своеобразие деятельности сознания ребенка раннего возраста. Господство наглядной ситуации определяет многие особенности поведения детей в самых разных обстоятельствах. Это касается, например, выполнения ребенком инструкции взрослого. Так, в опытах А.Р.Лурии перед ребенком раннего возраста размещались игрушки, экспериментатор просил его «взять рыбку», которая была расположена либо дальше других предметов, либо была менее яркой, чем они. Ребенок сразу же фиксировал взором названную игрушку, тянулся к ней, но по пути ему встречалась другая, и он брал ее, а не ту, которую просил взрослый. Таким образом, непосредственно более сильное впечатление может затормозить или прервать начатое ребенком действие. В экспериментахЛ.С. Славиной, изучавшей способность ребенка отвлечься от ситуации, сказать не то, что он видит перед собой, обнаружилось, что двухлетний малыш может вслед за взрослым без труда повторить фразы: «Курица идет»,
«Собака бежит», но сказать: «Таня идет» в случае, когда Таня сидит перед ним на стуле, он не может. В ответ на просьбу взрослого повторить за ним слова, не соответствующие наглядной ситуации, все дети, участвовавшие в опытах, говорили: «Таня сидит». Только к концу раннего возраста у ребенка возникает способность абстрагироваться от ситуации, говорить не то, что есть на самом деле
Развитие предметной деятельности в раннем возрасте
В младенчестве, во втором полугодии предметная деятельность носит манипулятивный характер(ребенок совершает действия, не понимая смысла действий). После года ПДпринимает подражательный характер. Приблизительно к 1,5 годам ПДснова меняется - наступает этап функциональных действий и ребенок выбирает другой предмет и переносит действия. Наиболее подробно изучалД.Б. Эльконин и он выделил 2 направления в деятельности: 1. Развитие действия от совместного со взрослым до самостоятельного исполнения. 2 . Развитие средств и способов ориентация ребенка в условиях осуществления действия. Она проходит 3 этапа. Первый этап: а) в неспецифическом использовании орудий (манипуляция предметами); б) использовании предмета, когда еще несформулированыспособыего применения (н., ребенок знает для чего нужна ложка, но при еде берет ее очень низко. в) овладение специфическим способом употребления. Второй этап наступает, когда ребенок начинает производить действия в неадекватной ситуации, т.е перенос действия с предметом на другой. Третий этап сопровождается возникновением игрового действия. Предметная деятельность в качестве основной единицырассматривает понятие - предметное действие. Предметное действие - это употребление предмета по его назначению (. Н., мячик - бросать, катать;, кусать, облизывать не предметное действие). Психологи выделяют 2 вида предметных действий: - орудийное - это действия, в которых предмет выступает, как орудие(н., ложка). Орудийные действия проходят путь в своем развитии: орудие, как продолжение руки; овладения схемой действия; само действие. соотносящие действия - это выполнение действий с предметами, которые между собой как-то связаны(н., коробочки, пирамидка, конструктор, матрешка и тд.) Эти действия тоже проходят путь в своем развитии. Этим действиям ребенка надо обучать. Результатом обучения будут перцептивные действия, т.е. действия восприятия - (н., выделение предмета, анализ свойств, сравнение,соотношение, классификация и тд.).К 3 годам в ПДзараждается игра.
Эльконин выделил 2 стороныпредметных действий: - техническая (как делать?); - смысловая (что делать?).Эти 2 стороныразвиваются неравномерно - смысловая быстрее.
ВЫВОД: происходит интенсивное развитие ПД. Оно возможно только при совместной деятельности на основе обучения
- показ.