Методы обучения социально-бытовой ориентировке
В педагогике различают три основных метода обучения: словесный, наглядный и практический. В работе с тяжело умственно отсталыми детьми ведущее место занимают практические и наглядные методы обучения. Что касается словесных методов, то они играют значительно меньшую роль по сравнению с вышеназванными. Это объясняется резким недоразвитием регулирующей функции речи у этих детей, вследствие чего не удается с помощью только словесных объяснений организовать их обучение. Словесные методы всегда должны сочетаться с использованием наглядности и собственной деятельностью воспитанников.
Практические методы обучения
(упражнения, самостоятельные работы, дидактические игры)
Практические методы обучения охватывают весьма широкий диапазон различных видов деятельности воспитанников и имеют большое коррекционное значение. Они развивают познавательную деятельность детей, помогают им лучше усваивать изучаемый материал.
На уроках по социально-бытовой ориентировке воспитанники выполняют множество упражнений, носящих учебно-тренировочный характер (например, выработка умений пользоваться телефоном, радио- и телеаппаратурой и т.п.).
К практическим методам относятся задания, связанные с написанием поздравительных открыток, заполнением бланков, занесением в тетрадь сведений учебного или бытового характера.
На уроках социально-бытовой ориентировки, используя иллюстрации из журналов, открытки, воспитанники составляют с помощью учителя, например, альбом о труде и профессиях людей, готовят фотомонтаж по теме «Наш город». Ответы воспитанников по содержанию рисунков помогают учителю проверить, насколько правильно они усвоили изучаемый материал. При изучении темы «Правила уличного движения» воспитанники изготавливают из плотной бумаги аппликацию светофора, объясняют значение каждого цвета. На этом же уроке могут быть наклеены на картон различные знаки уличного движения.
При проведении дидактических игр необходимо соблюдать определенный темп, не перенасыщать игровые упражнения вопросами, обучать воспитанников умению следить за ответами товарищей. Учитель должен заранее подобрать вопросы, примеры, продумать выбор упражнений, представить себе возможные ответы воспитанников. Только при таких условиях игра будет подчинена учебно-воспитательным целям и принесет пользу.
Наглядные средства обучения
(учебные фильмы, картины, открытки и фотоснимки)
Особое место на уроках социально-бытовой ориентировки занимает демонстрация учебных фильмов. Использование кинопособий наиболее целесообразно, если изучаемые объекты невозможно наблюдать непосредственно или если пройденный материал нуждается в дополнительном обобщении и закреплении.
В первую очередь рекомендуется демонстрировать диафильмы или немые кинофильмы, предназначенные для детских садов. Во многих случаях оказываются полезными кинопособия, используемые в начальных классах общеобразовательной школы.
Показ кинофильмов наиболее целесообразен после изучения темы. Тогда демонстрация кинофильма или кинофрагмента способствует закреплению, повторению учебного материала, расширяет и углубляет полученные знания. Любой учебный фильм требует обсуждения — без него он теряет свою значимость.
Демонстрация учебных фильмов дает большой эффект, если ее проводят после рассматривания рисунков, картин, проведения игровых моментов. В процессе беседы по картине или в ходе дидактической игры учитель знакомит воспитанников с новыми словами, терминами, которые встретятся в дикторском тексте.
Большое значение имеет длительность демонстрации экранных пособий, поскольку дети быстро утомляются, их внимание ослабевает. Поэтому нужно, чтобы показ учебных фильмов занимал на уроке строго ограниченное время — не более 15 минут.
При проведении киноуроков особенно тщательно нужно подготовить вопросы, которые учитель будет задавать воспитанникам по ходу фильма. Эти вопросы должны быть заранее четко сформулированы, а их количество — строго ограниченно.
Тщательно следует готовить и пояснительный текст к фильму. Текст должен быть небольшим по объему, но содержательным и охватывать весь материал, который необходимо усвоить. В составлении текста учителю поможет предварительное прослушивание звукового сопровождения к фильму.
Перед показом фильма учитель знакомит воспитанников с его кратким содержанием, выделяет главное в содержании, разъясняет новые слова и выражения, задает вопросы воспитанникам по теме фильма. После этого ученикам демонстрируют фильм.
После просмотра кинофильма или кинофрагмента полезно опять возвратиться к картинкам, дидактическим упражнениям, игрушкам — к тем пособиям, с помощью которых изучалась тема до демонстрации фильма.
В наглядные методы обучения входит и использование на уроках социально-бытовой ориентировки картин. С их помощью воспитанники изучают и закрепляют программный материал, связанный с их ближайшим окружением. Например, картины или серии картин «Едем в автобусе», «Играем в поезд» знакомят детей с транспортом, а картины «Строим дом», «Кем быть?» — с различными профессиями людей. Эти наглядные пособия представляют собой различные доступные воспитанникам изображения, на которых четко выделены характерные для их тематики признаки (атрибуты).
Картины требуют особых приемов работы с ними. Мало показать воспитанникам картину, надо добиться, чтобы они по возможности осмыслили ее содержание, представили себе изображенные на ней предметы. Поэтому учителю не следует раскрывать содержание картины — гораздо полезнее, если дети сделают это самостоятельно, с помощью наводящих вопросов, например: «Посмотрите на картину и подумайте, что здесь нарисовано. Какие машины? (Какой транспорт?) Что видно справа, что слева, что вдали?».
Рассматриванию картины предшествует предварительная беседа, включающая четкие, заранее спланированные вопросы. С помощью вопросов учитель направляет внимание воспитанников на пристальное рассматривание объектов, выделение их характерных черт. Вместе с педагогом они читают название картины и отвечают на вопросы по заранее составленному учителем плану (написанному на классной доске):
В результате такой работы изображенные на картине предметы более прочно закрепятся в памяти воспитанников.
Открытки, фотоснимки и другие иллюстрации малого формата демонстрируют разными способами. Если наглядных пособий мало, то учитель показывает их каждому воспитаннику отдельно. Но меньше времени займет демонстрация иллюстраций с помощью эпидиаскопа. Во время демонстрации на экране учитель проводит с воспитанниками беседу. В зависимости от сложности изображенного и от возможностей детей им дается определенное время на рассматривание, а затем задаются вопросы всему классу и отдельным ученикам.
Иллюстрации используются учителем как при объяснении нового материала, так и при повторении и опросе. В качестве раздаточного материала можно использовать наборы предметных картинок (транспорт, орудия труда, машины, облегчающие труд взрослого, общественные здания и т.д.). Необходимо также использовать на уроках иллюстрации из альбомов, сделанных самими воспитанниками.
Когда и какое из наглядных пособий наиболее целесообразно включить в учебный процесс, решает учитель в зависимости от темы, цели урока и других условий.