Методы обучения социально-бытовой ориентировке

В педагогике различают три основных метода обучения: словесный, наглядный и практический. В работе с тяжело умственно отсталыми детьми ведущее место занимают практические и наглядные методы обучения. Что касается словесных методов, то они играют значительно меньшую роль по сравнению с вышеназванными. Это объясняется резким недоразвитием регулирующей функции речи у этих детей, вследствие чего не удается с помощью только словесных объяснений организовать их обучение. Словесные методы всегда должны сочетаться с использованием наглядности и собственной деятельностью воспитанников.

Практические методы обучения
(упражнения, самостоятельные работы, дидактические игры)

Практические методы обучения охватывают весьма широкий диапазон различных видов деятельности воспитанников и имеют большое коррекционное значение. Они развивают познавательную деятельность детей, помогают им лучше усваивать изучаемый материал.

На уроках по социально-бытовой ориентировке воспитанники выполняют множество упражнений, носящих учебно-тренировочный характер (например, выработка умений пользоваться телефоном, радио- и телеаппаратурой и т.п.).

К практическим методам относятся задания, связанные с написанием поздравительных открыток, заполнением бланков, занесением в тетрадь сведений учебного или бытового характера.

На уроках социально-бытовой ориентировки, используя иллюстрации из журналов, открытки, воспитанники составляют с помощью учителя, например, альбом о труде и профессиях людей, готовят фотомонтаж по теме «Наш город». Ответы воспитанников по содержанию рисунков помогают учителю проверить, насколько правильно они усвоили изучаемый материал. При изучении темы «Правила уличного движения» воспитанники изготавливают из плотной бумаги аппликацию светофора, объясняют значение каждого цвета. На этом же уроке могут быть наклеены на картон различные знаки уличного движения.

При проведении дидактических игр необходимо соблюдать определенный темп, не перенасыщать игровые упражнения вопросами, обучать воспитанников умению следить за ответами товарищей. Учитель должен заранее подобрать вопросы, примеры, продумать выбор упражнений, представить себе возможные ответы воспитанников. Только при таких условиях игра будет подчинена учебно-воспитательным целям и принесет пользу.

Наглядные средства обучения
(учебные фильмы, картины, открытки и фотоснимки)

Особое место на уроках социально-бытовой ориентировки занимает демонстрация учебных фильмов. Использование кинопособий наиболее целесообразно, если изучаемые объекты невозможно наблюдать непосредственно или если пройденный материал нуждается в дополнительном обобщении и закреплении.

В первую очередь рекомендуется демонстрировать диафильмы или немые кинофильмы, предназначенные для детских садов. Во многих случаях оказываются полезными кинопособия, используемые в начальных классах общеобразовательной школы.

Показ кинофильмов наиболее целесообразен после изучения темы. Тогда демонстрация кинофильма или кинофрагмента способствует закреплению, повторению учебного материала, расширяет и углубляет полученные знания. Любой учебный фильм требует обсуждения — без него он теряет свою значимость.

Демонстрация учебных фильмов дает большой эффект, если ее проводят после рассматривания рисунков, картин, проведения игровых моментов. В процессе беседы по картине или в ходе дидактической игры учитель знакомит воспитанников с новыми словами, терминами, которые встретятся в дикторском тексте.

Большое значение имеет длительность демонстрации экранных пособий, поскольку дети быстро утомляются, их внимание ослабевает. Поэтому нужно, чтобы показ учебных фильмов занимал на уроке строго ограниченное время — не более 15 минут.

При проведении киноуроков особенно тщательно нужно подготовить вопросы, которые учитель будет задавать воспитанникам по ходу фильма. Эти вопросы должны быть заранее четко сформулированы, а их количество — строго ограниченно.

Тщательно следует готовить и пояснительный текст к фильму. Текст должен быть небольшим по объему, но содержательным и охватывать весь материал, который необходимо усвоить. В составлении текста учителю поможет предварительное прослушивание звукового сопровождения к фильму.

Перед показом фильма учитель знакомит воспитанников с его кратким содержанием, выделяет главное в содержании, разъясняет новые слова и выражения, задает вопросы воспитанникам по теме фильма. После этого ученикам демонстрируют фильм.

После просмотра кинофильма или кинофрагмента полезно опять возвратиться к картинкам, дидактическим упражнениям, игрушкам — к тем пособиям, с помощью которых изучалась тема до демонстрации фильма.

В наглядные методы обучения входит и использование на уроках социально-бытовой ориентировки картин. С их помощью воспитанники изучают и закрепляют программный материал, связанный с их ближайшим окружением. Например, картины или серии картин «Едем в автобусе», «Играем в поезд» знакомят детей с транспортом, а картины «Строим дом», «Кем быть?» — с различными профессиями людей. Эти наглядные пособия представляют собой различные доступные воспитанникам изображения, на которых четко выделены характерные для их тематики признаки (атрибуты).

Картины требуют особых приемов работы с ними. Мало показать воспитанникам картину, надо добиться, чтобы они по возможности осмыслили ее содержание, представили себе изображенные на ней предметы. Поэтому учителю не следует раскрывать содержание картины — гораздо полезнее, если дети сделают это самостоятельно, с помощью наводящих вопросов, например: «Посмотрите на картину и подумайте, что здесь нарисовано. Какие машины? (Какой транспорт?) Что видно справа, что слева, что вдали?».

Рассматриванию картины предшествует предварительная беседа, включающая четкие, заранее спланированные вопросы. С помощью вопросов учитель направляет внимание воспитанников на пристальное рассматривание объектов, выделение их характерных черт. Вместе с педагогом они читают название картины и отвечают на вопросы по заранее составленному учителем плану (написанному на классной доске):

В результате такой работы изображенные на картине предметы более прочно закрепятся в памяти воспитанников.

Открытки, фотоснимки и другие иллюстрации малого формата демонстрируют разными способами. Если наглядных пособий мало, то учитель показывает их каждому воспитаннику отдельно. Но меньше времени займет демонстрация иллюстраций с помощью эпидиаскопа. Во время демонстрации на экране учитель проводит с воспитанниками беседу. В зависимости от сложности изображенного и от возможностей детей им дается определенное время на рассматривание, а затем задаются вопросы всему классу и отдельным ученикам.

Иллюстрации используются учителем как при объяснении нового материала, так и при повторении и опросе. В качестве раздаточного материала можно использовать наборы предметных картинок (транспорт, орудия труда, машины, облегчающие труд взрослого, общественные здания и т.д.). Необходимо также использовать на уроках иллюстрации из альбомов, сделанных самими воспитанниками.

Когда и какое из наглядных пособий наиболее целесообразно включить в учебный процесс, решает учитель в зависимости от темы, цели урока и других условий.

Словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа)

Рассказ — это живое, образное изложение учителем учебного материала. Как метод обучения его используют на занятиях социально-бытовой ориентировки тогда, когда необходимо, например, охарактеризовать в доступной форме права и обязанности российских граждан, назначение различных профессий и т.д.

Чтобы воспитанники могли воспринимать учебный материал со слов учителя, к рассказу как к методу обучения предъявляют следующие требования:

— объем учебного материала в рассказе должен быть оптимальным для воспитанников данного года обучения;

— новый материал должен быть связан с уже имеющимися у детей знаниями, особенно с теми, которые были получены на основании собственного практического опыта или наблюдений;

— время рассказа должно быть непродолжительным;

— изложение должно быть предельно ясным, четким и эмоциональным;

— речь учителя должна быть правильной, простой, без непонятных ученикам выражений.

В связи с тем, что многие дети редко проявляют к чему-либо собственный интерес, нельзя забывать о приемах, которые поддерживают его. Их можно заинтересовать необычным началом рассказа, имеющего прямое отношение к данной теме (рассказать случай, который произошел с кем-либо, или вспомнить явление, которое наблюдали все воспитанники и т.п.).

Рассказ (беседа, объяснение) учителя всегда сопровождается демонстрацией наглядных пособий и самостоятельными работами воспитанников, что способствует преодолению трудностей, возникших при усвоении знаний.

Объяснение — это особый метод изложения учителем учебного материала, который, как правило, сочетается с другими методами. Объяснением пользуются при ознакомлении воспитанников с новыми понятиями и словами («заработная плата», «больничный лист» и т.д.), а также с некоторыми правилами поведения в общественных местах. Во время практической деятельности воспитанникам объясняют, как поступить в тех или иных случаях, какие совершить действия.

Основные требования к объяснению как к методу обучения те же, что и к рассказу: непродолжительность, доступность и ясность изложения, краткость. Многословные, длительные объяснения неприемлемы для детей с отклонениями в развитии и не достигают цели.

Беседа — это совместное обсуждение учебного материала учителем и учениками. Обсуждать можно план будущей или итоги выполненной работы, просмотренный учебный фильм, результаты наблюдений, сделанных воспитанниками во время экскурсии Беседу можно использовать для закрепления знаний и для осмысления воспитанниками нового учебного материала.

В беседу с учениками помимо вопросов что? кто? где? и т.д., требующих простой констатации фактов или событий, следует обязательно включать вопросы зачем? почему? что способствует образованию элементарных причинно-следственных связей. Вопросительные предложения с этими словами предлагаются даже в случае правильного ответа.

Успех любой беседы зависит не только от правильной постановки вопросов, но и от своевременного исправления неверных ответов. Во время беседы следует поправлять неправильные выражения воспитанников, помогать в построении предложений, в подборе определений. Требования, предъявляемые к беседе, те же, что и к рассказу учителя.
ПРОГРАММА

IV класс (10 – 12 лет)

(70 час.)

Семья

Семья, родственные отношения в семье (мать, отец, сестра, брат, бабушка, дедушка). Состав семьи учащихся (по мере возможности). Фамилия и имя, возраст свой и членов семьи.

Практические работы: проведение игр о закреплении сведений о своих данных.

Основные требования к знаниям, умениям учащихся:

- знать состав семьи, родственные отношения;

- знать свой возраст;

- знать и отчетливо произносить свое имя и фамилию.

Культура поведения

Правильная осанка при ходьбе, в положении сидя и стоя.

Формы обращения к старшим при встрече и расставании; обращение с вопросом, просьбой. Благодарность за помощь, услугу.

Правила поведения в общественных местах: на улице, в кино, на экскурсии, в магазине, в транспорте.

Практические работы:

- выполнение физических упражнений для укрепления правильной осанки;

- ролевые игры – ситуативные диалоги при встрече и расставании, за столом, в столовой, в общественных местах;

- посещение кинотеатра, кукольного театра, просмотр телепередач, диафильмов.

Основные требования к знаниям, умениям учащихся:

- знать формы обращения с просьбой, вопросом;

- знать правила поведения при встрече и расставании;

- следить за своей осанкой, принимать правильную позу в положении сидя и стоя;

- следить за своей походкой;

- правильно сидеть за столом, аккуратно принимать пищу;

- правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками, взрослыми в различных ситуациях;

- вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстникам и взрослым;

- культурно вести себя в общественных местах.

Моя школа и мой класс (мой детский дом, моя группа)

Школа, где проживают и обучаются учащиеся. Административно-обслуживающий персонал школы. Правила поведения воспитанников в данном учреждении.

Формы обращения к работникам школы, родителям и сверстникам. Формы поздравления с праздниками.

Практические работы:

- ролевые игры – ситуативные диалоги при встрече и расставании с директором школы, учителями, воспитателями, врачами, нянечками;

- экскурсии по школьным помещениям.

Основные требования к знаниям, умениям учащихся:

- знать название, номер и адрес школы;

- знать директора, учителей, воспитателей, врача, нянечек школы;

- знать школьные помещения;

- соблюдать режимные моменты и требования поведения в школе;

- уметь приветствовать работников школы, родителей и друг друга;

- уметь поздравлять работников школы и родителей.

Транспорт

Улица и ее части: тротуар, проезжая часть, переход. Их назначение. Тротуар, движение по тротуару. Движение по тротуару у выездов со дворов домов. Крупные объекты, расположенные вблизи школы. Правила поведения на улице.

Виды транспорта. Элементарные правила дорожного движения и поведения пешеходов. Светофор, переход. Путь следования от дома до школы и обратно. Правила поведения пассажиров в транспорте.

Практические работы:

- коллективные экскурсии по улицам вокруг школы;

- сюжетно-ролевые игры на ознакомление с правилами поведения на улице, движение по тротуару;

- изучение пути следования от дома (или другого объекта) до школы и обратно;

- беседы об объектах расположенных вокруг школы;

- сюжетно-ролевые игры по правилам дорожного движения и поведения пешеходов, пассажиров в транспорте;

- изготовление модели светофора, знаков дорожного движения.

Основные требования к знаниям, умениям учащихся:

- знать части улицы и их назначение;

- знать крупные объектов, расположенные вблизи школы;

-знать правила поведения на улице;

- соблюдать чистоту и порядок на улице.

- соблюдать элементарные правила дорожного движения и поведения пешеходов.

Торговля

Виды магазинов: промтоварный, продовольственный, что в них продается. Профессии работников магазина: кассир, продавец, контролер.

Практические работы:

- экскурсии в магазин;

- чтение вывесок «Булочная», «Универмаг» и др.;

- сюжетно-ролевые игры - ситуативные диалоги при обращении к работникам магазина.

Основные требования к знаниям, умениям учащихся:

- знать виды магазинов;

- знать профессии работников магазина;

- культурно вести себя с работниками торговли.

Питание

Буфет, школьная столовая. Правила поведения в столовой. Профессии работников столовой.

Практические работы:

- экскурсии в школьную столовую, беседы о ее назначении;

- знакомство с персоналом столовой и их работой;

- сюжетно-ролевые игры с обыгрыванием деятельности работников столовой;

- уборка кухонных принадлежностей после приема пищи.

Основные требования к знаниям, умениям учащихся:

- знать правила поведения в столовой;

- знать, кто отпускает пищу, кто моет посуду.

- уметь убирать за собой грязную посуду.

Культурные учреждения для отдыха учащихся

Парк, сквер. Отличие леса от парка и сквера. Озеленение городов и значение озеленения для здоровья человека. Охрана зеленых насаждений.

Практические работы:

- принимать участие в уборке зеленых насаждений находящихся вблизи школы;

- принимать участие в озеленении территории школы.

Основные требования к знаниям, умениям учащихся:

- знать назначение и отличие леса от парка и сквера;

- знать значение озеленения для здоровья человека;

- знать правила поведения в парке, сквере;

- уметь бережно относиться к зеленым насаждениям школы;

- принимать участие в уходе за комнатными цветами школы.

Праздники

Празднование знаменательных дат календаря и участие в школьных утренниках. Беседы, чтение рассказов. Разучивание стихов, песен. Экскурсии в музеи.

V класс (11 – 13 лет)

(70 час.)

Повторение материала IV класса

Семья

Место работы родителей и их профессии. Знакомство с характером деятельности членов семьи. Место, класс учебы или работы брата, сестры.

Практические работы:

- посещение (по возможности) места работы родителей и знакомство с характером их труда;

- сюжетно-ролевые игры по ознакомлению детей с профессиями.

Основные требования к знаниям, умениям учащихся:

- знать место работы родителей, их профессию;

- знать, в каком классе учатся или работают брат, сестра.

Культура поведения

Формы обращения и способы ведения разговора со старшими и сверстниками при встрече и расставании; обращение с просьбой, вопросом. Способы передачи определенной просьбы, распоряжений указанному лицу. Действия по инструкции.

Правила культурного поведения в общественных местах (на улице, в кинотеатре, клубе, музее, на остановке, в транспорте).

Правила поведения дома (выполнение поручений, забота о старших, младших, больных).

Практические работы:

- упражнения по развитию диалогической речи в умении ответить на поставленный вопрос, обратиться с просьбой;

- сюжетные игры на развитие и закрепление правил культурного поведения в общественных местах («Посещение театра»);

- игровые ситуации на взаимопомощь, выручку, заботу о членах семьи.

Основные требования к знаниям, умениям учащихся:

- знать формы обращения с просьбой, вопросом;

- знать правила поведения при встрече и расставании;

- вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстникам и взрослым;

- культурно вести себя в общественных местах, наулице (использование урн, пользование туалетами);

- правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками, взрослыми в различных ситуациях;

- уметь выполнять поручения в семье, проявлять забота о членах семьи.

Транспорт

Улица. Переулок. Площадь. Названия улиц, переулков и площадей, расположенных вблизи школы и местожительства. Номера домов, подъездов, квартир.

Табличка «Берегись! Автомобили». Как надо идти около такой таблички.

Перекресток. Переход. Указатели, обозначающие переход. Указатели на перекрестках «Идите», «Стойте». Правила перехода.

Транспорт. Виды транспорта. Правила выхода из транспорта и обход его. Таблички указателей остановок транспорта.

Практические работы:

- нахождение дома по адресу, нахождение заданного подъезда и квартиры;

- игровые ситуации, ситуативные диалоги на узнавание дороги у прохожих, милиционера;

- игровые ситуации о правилах перехода через улицу, выхода из транспорта;

- изготовление указателей «Идите», «Стойте».

Основные требования к знаниям, умениям учащихся:

- знать названия улиц, переулков и площадей, расположенных вблизи школы;

- знать правила перехода через улицу;

- знать виды транспорта;

- знать указатели, обозначающие переход, остановка транспорта, «Берегись! Автомобили»,

- уметь находить дом по адресу;

- соблюдать правила перехода через перекресток;

- соблюдать правила выхода и обхода транспорта.

Средства связи

Телефон. Назначение телефона. Правила пользования телефоном. Культура разговора по телефону. Номер домашнего телефона, служебный телефон родителей, номера экстренного вызова (01, 02, 03). Правила пользования телефоном-автоматом.

Радио. Радиоприемники. Телевизор.

Практические работы:

- сюжетно-ролевая игра «Телефонная справочная служба».

Основные требования к знаниям, умениям учащихся:

- знать номер домашнего телефона, служебный телефон родителей, номера экстренного вызова (01, 02, 03);

- уметь слушать телефонный разговор и негромко говорить направленно в микрофон;

- уметь позвать вызываемое лицо, положив в это время трубку на стол, а не на рычаг;

- уметь пользоваться телефоном-автоматом;

-уметь пользоваться телевизором, радиоприемником.

Торговля

Виды магазинов: специализированные, универсальные. Ихназначение. Обслуживающий персонал. Магазины самообслуживания и с прилавочной системой. Отчет о покупке дома и размещение продуктов по местам.

Организация общественного питания.

Практические работы:

- экскурсия в магазин промышленных товаров, знакомство с отделами магазина и видами товаров;

- упражнения в приобретении в магазинах штучных товаров первой необходимости: булок, хлеба, соли, молока, масла и др. фасованных товаров;

- экскурсия на предприятия общественного питания.

Основные требования к знаниям, умениям учащихся:

- знать виды магазинов промышленных товаров, их назначение;

- знать правила поведения в магазине и общения с работниками магазина;

- знать правила покупки товаров;

- уметь завернуть товар в бумагу, сложить покупку в хозяйственную сумку.

Праздники

Празднование знаменательных дат календаря и участие в школьных утренниках. Чтение рассказов и стихов. Проведение бесед и просмотр кинофильмом. Экскурсия в музеи.

VI класс (12 – 14 лет)

(70 час.)

Повторение материала V класса.

Транспорт

Стоимость проезда. Приобретение контрольного билета, пользование проездными месячными билетами. Остановки транспорта по пути следования в школу.

Практические работы:

- экскурсия на автовокзал;

- упражнения в приобретение билета;

- знакомство с остановками находящимися недалеко от школы.

Основные требования к знаниям, умениям учащихся:

- знать правила приобретения контрольного билета;

- уметь пользоваться проездными месячными билетами;

- соблюдать правила поведения в общественном транспорте;

- знать ближайшие остановки;

- соблюдать правила дорожного движения.

Средства связи

Почта. Почтовые отправления (письма, посылки). Почтовое отделение. Почтальон. Почтовые ящики: индивидуальные, домовые. Правила пользования почтовыми ящиками. Конверты, почтовые карточки, открытки. Знаки почтовой оплаты. Марки. Правила отправления писем и их получение. Телеграммы деловые и поздравительные. Перевозка почты.

Практические работы:

- экскурсия на почтовое отделение;

- написание адреса на почтовых конвертах, открытках и телеграмме;

- составление текста письма и телеграммы;

- приклеивание марок на конверт;

- пользование почтовыми ящиками для отправки писем;

- отправление писем в адрес школы, дома и получение их.

Основные требования к знаниям, умениям учащихся:

- знать виды почтовых отправлений;

- уметь записать адрес на конверте, открытке;

- уметь составить текст письма, телеграммы;

- знать и соблюдать правила пользования почтовыми ящиками для отправки писем.

Бытовые осветительные приборы

Электричество. Правила техники безопасности при пользовании электроприборами. Бытовая электроарматура: розетка, выключатель, вилка, провод. Электрическая лампочка. Светильники: люстры, бра, торшеры, настольные лампы.

Практические работы:

- ввертывание лампочки в патрон под наблюдением взрослых.

Основные требования к знаниям, умениям учащихся:

- знать основные электрические осветительные приборы;

- знать правила техники безопасности при использовании электроприборов;

- знать разновидности светильников;

- уметь вкручивать лампочку под присмотром взрослого;

- соблюдать технику безопасности при пользовании электроприборами;

- соблюдать правила эксплуатации бытовых электроприборов.

Торговля

Виды магазинов: промтоварный, продовольственный, магазин «Спорттовары», «Канцелярские товары». Порядок приобретения товара (с помощью продавца и самообслуживание), оплата. Стоимость некоторых товаров. Рынок.

Практические работы:

- сюжетно-ролевая игра «Магазин»;

- упражнения на развитие умений отобрать нужный товар в магазине и рассчитаться в кассе;

- систематические упражнения в размене денег и подсчетах стоимости покупки и сдачи;

- практические закупки товара в обычных магазинах и магазинах самообслуживания.

Основные требования к знаниям, умениям учащихся:

- знать виды магазинов, их назначение;

- знать порядок приобретения товара;

- знать цены основных хлебобулочных изделий, молочных продуктов, канцелярских товаров;

- уметь отобрать нужный товар;

- уметь оплатить стоимость товара и подсчитать сдачу.

Организация общественного питания

Предприятия общественного питания «Столовая», «Буфет», «Кафе». Профессии работников этих предприятий. Столовая самообслуживания. Буфет.

Практические работы:

- чтение вывесок «Столовая», «Буфет», «Кафе»;

- экскурсия на предприятия общественного питания;

- упражнения на приобретение различных покупок в буфете.

Основные требования к знаниям, умениям учащихся:

- знать отличия между столовой, буфетом, кафе;

- знать, кто готовит пищу, моет посуду, нарезает хлеб;

- знать и соблюдать правила поведения в столовой самообслуживания;

- правильно сидеть за столом, аккуратно принимать пищу, убирать со стола;

- приобретать различные покупки в буфете;

Праздники

Празднование знаменательных дат календаря и участие в школьных утренниках.

VII класс (13 – 15 лет)

(70 час.)

Повторение материала VI класса.

Наша Родина — Россия.

Формирование представлений о Родине.

Столица России — Москва. Столица области – Биробиджан. Боевые подвиги советского народа в Великой Отечественной войне. Труд людей в мирное время.

Практические работы:

- экскурсии к памятным местам, к монументам защитников Родины;

- демонстрация учебных фильмов.

Основные требования к знаниям, умениям учащихся:

- знать столицу России, области;

- знать начало и окончание Великой Отечественной войны;

- знать виды занятий населения области.

Транспорт. Служба быта в городе

Транспорт: железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный.

Служба быта. Дом быта. Мастерские службы быта: по пошиву обуви, по ремонту обуви, одежды, бытовых электрических приборов, часов и др. Прачечная, химчистка.

Практические работы:

- экскурсии на железнодорожный и авто вокзалы;

- упражнения на приобретение билетов;

- экскурсии на ближайшие предприятия бытового обслуживания.

Основные требования к знаниям, умениям учащихся:

- знать местонахождение ближайших вокзалов, их назначение;

- уточнять стоимость проезда;

- знать местонахождение предприятия бытового обслуживания населения;

- знать какие виды услуг оно оказывает;

- обращаться с вопросами и просьбами к работникам предприятий бытового обслуживания.

Больницы, поликлиники

Больницы для детей и взрослых. Бесплатное лечение вбольнице. Поликлиники для взрослых, для детей. Поликлиники по месту жительства. Запись в регистратуре. Талон для посещения врача. Медицинская помощь на дому и оплата больничных листов. Лечение в санаториях.

Практические работы:

- экскурсия в аптеку;

- игра «На приеме у врача»;

- сюжетная игра «Больной в доме»

- упражнения на развитие умений вызвать врача на дом по телефону.

Основные требования к знаниям, умениям учащихся:

- знать местонахождение ближайшего медицинского учреждения;

- знать способы вызова врача на дом;

- знать правила записи на прием к врачу;

- знать правила и приемы ухода за больным;

- знать условия освобождения от работы: по болезни или для ухода за больным;

- строго выполнять правила ухода за больным;

- строго соблюдать личную гигиену.

Торговля

Газетный киоск. Их назначение.

Практические работы:

- экскурсия к ближайшему газетному киоску;

- чтение вывесок «Газеты» и «Союзпечать»;

- игры с элементами покупки газет, открыток, конвертов, марок и др.

Основные требования к знаниям, умениям учащихся:

- знать назначение газетного киоска;

- уметь культурно вести себя с работниками киоска;

- уметь совершать покупку продукции киоска.

Занятия людей в городах и деревне

Значение слов: город, деревня. Предприятия в городе, деревне. Профессии городские и сельские. Что дает город деревне, деревня городу. Кем работают родители, братья, сестры, родственники.

Практические работы:

- экскурсии на сельскохозяйственные предприятия находящиеся недалеко от школы;

- беседы по картинам из жизни города и деревни;

- игры «Кому что нужно?», «Едем на работу».

Основные требования к знаниям, умениям учащихся:

- знать отличия город и деревни,

- знать характерные профессии сельских и городских жителей;

- уметь соотносить вид деятельности, инструменты с профессией;

- принимать посильное участие в работе по озеленению, уборке территории возле школы.

Праздники

Празднование знаменательных дат календаря и участие в школьных утренниках. Чтение рассказов, беседы.

VIII класс (14 – 16 лет)

(70 час.)

Повторение материала VII класса.

Народы России

Российское государство — самая большая в мире страна. Народы России.

Мой город

Главные улицы города. Производственные предприятия города. Вокзалы. Предприятия обслуживания. Памятники города. Стадионы, парки, музеи, библиотеки, кино, театры. Реки, протекающие через город.

Герои города и области Великой Отечественной войны. Труд населения области и города во время войны.

Практические работы:

- экскурсии к памятникам города.

- просмотр диафильмов, фотографий отражающих достопримечательности города;

- знакомство с альбомами, иллюстрациями, произведениями о героях Великой Отечественной войны, тружениках тылы.

Основные требования к знаниям, умениям учащихся:

- знать основные достопримечательности города, их местонахождение;

- знать назначение основных объектов города;

- знать отличия производственных предприятий от жилого дома;

- уметь обращаться к работникам данных объектов;

- знать главную улицу города и места, где проживают учащиеся;

- уметь рассказывать о вкладе населения области в победу во время Великой Отечественной войны.

Трудовое законодательство

Охрана интересов трудящихся в трудовом законодательстве. Прием на работу. Документы: паспорт, заявление, трудовая книжка. Увольнение с работы.

Производство и его подразделения: цеха, участки. Мастер производства. Отдел кадров. Продукция. Требования к ней. Оплата труда. Выполнение правил внутреннего распорядка. Профсоюз.

Практические работы:

- беседы о профессиях;

- экскурсия в учреждения и его отделы;

- упражнения на заполнение деловых бумаг;

- ролевая игра «Прием на работу».

Основные требования к знаниям, умениям учащихся:

- знать виды документов необходимых при приеме на работу;

- знать требования распорядка предприятия;

- уметь обращаться к работникам предприятия.

Правовые нормы общественного поведения

Правила поведения дома, на улице, в общественных местах. Правила поведения на производстве. Государственное имущество. Ответственность за правонарушения. Милиция. Человек как ценность. Основные права граждан России — право на труд, на отдых, на образование.

Практические работы:

- экскурсия в местное отделение УВД.

- ролевые игры.

Основные требования к знаниям, умениям учащихся:

- знать адрес местного отделения УВД;

- иметь представление о мерах ответственности за правонарушения;

- иметь представление о мерах ответственности за порчу государственного имущества;

- соблюдать правила поведения дома, на улице, в общественных местах;

- соблюдать правила общения со взрослыми, родителями, между сверстниками;

- анализировать поступки людей и давать им правильную оценку.

Праздники

Празднование знаменательных и государственных дат календаря. Участие в школьных утренниках. Беседы, чтение рассказов и т.д.
Литература

1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарина А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. –СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. –320 с.

2. Девяткова Т.А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя /Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова, А.Г. Петрикова, Н.М. Платонова. А.М. Щербакова; под ред. А.М. Щербаковой. –М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004 –304 с.

3. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. Практическое пособие. –М.: АРКТИ, 2000 – 124 с.

4. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. –М.: Изд-кий центр «Академия, 2003. –208 с.

5. Обучение и развитие детей и подростков с глубокими умственными и множественными нарушениями (Из опыта работы Псковского лечебно-педагогического центра). /Под ред. Царева А.М. –Псков: ПОИПКРО, 1999.
–136 с.

6. Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. /Под ред. Воронковой В.В. –М.: Просвещение, 1999

7. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 200.–224 с.

8. Экспериментальные образовательные программы для учащихся 0 (подготовительного) и 1–4 классов специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида. (Для детей с нарушениями интеллекта). /Под ред. Бгажноковой И.М. –М.: Дидакт, 1997

Лагунова Наталья Витальевна

Образовательная программа
для детей с нарушением интеллекта,
обучающихся в условиях
школы – интерната

Лицензия № 020096 от 22.09.97 г.
Усл. печ. л. 8,1

Тираж 100 экз. Заказ № _________

Отпечатано в печатном цехе
Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия
679015, г. Биробиджан, ул. Широкая, 70-А

Наши рекомендации