Взаимосвязь воспитания, формирования, становления и социализации
Центральное понятие "воспитание" имеет целый веер педагогических терминов, обозначающих явления, лежащие рядом или тесно связанные с воспитанием. Среди таких понятий прежде всего необходимо выделить: формирование, становление, социализация (рис. 2) (Асмолов А.Г., 2002; см. аннотацию).
В первую очередь отметим "становление" - термин, отражающий некоторое условное достижение ребенком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно жить в обществе, распоряжаться своей судьбой и самостоятельно выстраивать свое поведение, а также обладает способностью осознавать свои отношения с миром и производить относительно устойчивый ценностный выбор.
Сказать о том, что личность окончательно состоялась, так же невозможно, как невозможно представить застывший процесс, принявший свой конечный вариант, ибо динамика жизни и извилистый ход событий будут влиять на человека до самой смерти. И это значит, что существует надобность в другом понятии, более широком и гибком, которое бы отразило бесконечность изменения личности под воздействием всей суммы жизненных и социальных факторов. Таким понятием является "формирование". Формирование личности - процесс изменения личности в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, появления физических и социально-психологических новообразований в структуре личности (Божович Л.И., 1997; см. аннотацию) (см. Хрестомат. 10.1) (http://www.ipd.ru/).
Физическое, психическое и социальное развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов (см. рис. 3) (Биологическое…, 1977; см. аннотацию). Оно идет в процессе социализации - усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводства им социальных связей и социального опыта. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на развивающегося человека факторов общественного бытия (по сути, весьма противоречивого), так и под влиянием социально контролируемых в процессе воспитания условий (рис. 4). Процесс и результат развития человека под влиянием наследственности, среды и воспитания в педагогике принято называть формированием личности (см. Хрест. 10.2).
Способность к развитию - важнейшее свойство личности на протяжении всей жизни человека. В то же время традиционной была точка зрения, что воспитание осуществляется лишь по отношению к подрастающим поколениям. Только в XX в. начала активно разрабатываться проблема воспитания взрослых, что нашло отражение в возникновении специальной отрасли педагогического знания - андрагогики.
Воспитание, будучи частью социализации личности, осуществляется через образование и организацию жизнедеятельности общностей воспитуемых. Образование включает в себя просвещение, т.е. пропаганду и распространение культуры, которое предполагает высокий уровень избирательности субъектов в отборе и усвоении тех или иных знаний, и обучение. Организация жизнедеятельности происходит в организациях и группах, создающих условия для участия испытуемых в различных видах деятельности - познавательной, предметно-практической, духовно-практической, коммуникативной, игровой, спортивной. Особую роль в воспитании играет искусство, которое отражает в эмоционально-образной форме различные виды социальной деятельности и развивает способность человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя. Естественно, что систематичность, интенсивность, характер, содержание, формы и методы образования и организации жизнедеятельности непосредственно зависят от возраста, этнокультурной и социально-профессиональной принадлежности воспитуемых, от специфики систем воспитания в различных странах (Поляков С.Д., 1996; см. аннотацию),
(http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/g-fak.html; см. группу исследования факторов формирования личности).
10.1.3. Определение понятий "индивид", "личность", "субъект", "индивидуальность"
Личность - одна из базовых категорий психологической науки. Для того чтобы понять, что такое личность, и выделить основные свойства, позволяющие описать психический склад личности, необходимо рассмотреть это понятие в ряду "индивид - субъект деятельности - личность - индивидуальность", предложенной Б.Г. Ананьевым (Ананьев Б.Г., 2001). Исходное разграничение между этими понятиями может быть произведено следующим образом (рис. 5, рис. 6).
Индивид - это человек как типичный представитель своего рода, носитель типичных, природно обусловленных свойств. В этом случае подчеркивается обусловленность поведения человека генетическими, метаболическими, нейродинамическим, конституциональными факторами. В совокупности они обуславливают возникновение интегративного психического механизма темперамента, который, в свою очередь, реализуется (проявляется) в поведении.
Субъект деятельности - это человек как типичный носитель видов человеческой активности; это человек как носитель сознания, психических механизмов, регулирующих специфически человеческие формы активности.
Личность - это человек как типичный представитель сформировавшего его общества, социума. Она раскрывается в обусловленности его общения с другими людьми и природой, структурой его ценностных ориентаций, спектром исполняемых им ролей, соотношением его прав и обязанностей и т.п. (Хрест. 10.3) (http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1995/952/952005.htm; см. статью Орлова А.Б. "Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека").
Индивидуальность - это человек, охарактеризованный в аспекте его неповторимости, уникальности, непохожести на других людей (Гуревич К.М., 1998; см. аннотацию) (см. Хрест. 10.4).
В соответствии с этой четырехаспектной моделью психики Б.Г. Ананьева В.И. Гинецинский выделяет систему свойств человека (Гинецинский В.И., 1997) (рис. 7)
(http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-teor-exp.html; см. лабораторию теоретических и экспериментальных проблем психологии личности ПИ РАО),
(http://www.psy.msu.ru/about/lab/ht.html; см. Центр психологического и профориентационного тестирования "Гуманитарные технологии").
Сущность воспитания
· 10.2.1. Цели воспитания
· 10.2.2. Виды воспитания
· 10.2.3. Междисциплинарный подход к воспитанию
· 10.2.4. Критерии и показатели воспитанности и воспитуемости
· 10.2.5. Уровни воспитанности и воспитуемости
Цели воспитания
Дискуссионна проблема целей воспитания, имеющих конкретно-исторический характер. Реальные цели всегда специфичны не только для определенной эпохи, но и для конкретных социальных систем, а также конкретных институтов.
Ни одно из существующих многочисленных определений цели воспитания не является исчерпывающими.
· В различных педагогических концепциях цель воспитания трактуется в зависимости от социально-философских позиций авторов, как:
o воспитание всесторонне и гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство;
o приобщение человека к культуре, развитие у него творческой индивидуальности; воспитание социально компетентной личности;
o воспитание автономной личности, способной к позитивному изменению и совершенствованию себя и окружающей действительности; эмансипация, свободное развитие личности;
o формирование отношений личности к миру и с миром, к себе и с самой собой;
o развитие самосознания личности, помощи ей в самоопределении, самореализации и самоутверждении.
Интересный подход определения категорий учебных целей в аффективной области предложен П. Блумом (рис. 8).
Виды воспитания
· С содержательной точки зрения воспитание классифицируется по-разному (рис. 9). Наиболее обобщенная классификация включает в себя:
o умственное;
o трудовое;
o физическое воспитание (рис. 10).
Часто, принимая во внимание аспекты воспитательного процесса, называют (в различных сочетаниях) идейно-политическое, военно-патриотическое, патриотическое, нравственное, интернациональное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, половое, экологическое, экономическое воспитание. Существуют концепции прагматического, гражданского, ценностного, коллективистского, коммуникативного воспитания и др. По институциональному признаку выделяют семейное воспитание, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), а также воспитание в детских и юношеских организациях, по месту жительства (общинное в американской педагогике), в закрытых и специальных учебно-воспитательных учреждениях (Минияров В.М., 2000; см. аннотацию).
По доминирующим принципам и стилю отношений воспитателей и воспитуемых выделяют авторитарное, свободное, демократичное воспитание.