Вопрос 1. Социально-педагогическая функция правоохранительной деятельности

Лекция 1

Методологические и теоретические основы
юридической педагогики

План:

Социально-педагогическая функция правоохранительной деятельности.

Понятие педагогики. Место науки педагогики в системе общественного знания и учебных дисциплин.

Методология юридической педагогики.

Организация и методы педагогических исследований.

Литература.

Алексеев С.С. Теория права. — М., 1995.

Алексеев С.С. Философия права. — М., 1999.

Педагогика в деятельности руководителя органа внутренних дел / Под ред. И.В. Горлинского. — М., 2002.

Педагогика в деятельности сотрудников ОВД: Краткий курс лекций / И.В. Биочинский, М.В. Климова. – Нижний Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2010.

Родин В.Ф. Педагогика: Курс лекций. — М., 1998.

Сафронов А.Д. Преступность в России и криминальная безопасность органов внутренних дел. — М., 2003.

Столяренко A.M. Юридическая педагогика: Курс лекций. — М., 2004.

Столяренко А.М. Юридическая педагогика в МВД: вопросы методологии и теории. — М., 1999.

Юридическая педагогика в МВД / Под ред. А.М. Столяренко. — М., 1997.

Укрепление законности и правопорядка, борьба с преступностью - это комплексная практическая и научная проблема, задача всего общества и государства, ибо ее решение связано с состоянием практически всех сфер — экономической, управленческой, культурной, нравственной и др. Это, как и резко возросшая значимость решения правовых проблем, нашло свое отражение в развитии многих пограничных отраслей научного знания — философии права, социологии права, теории управления в сфере правопорядка, юридической психологии, судебной психиатрии и др. С конца XX в. это стало происходить в рамках такой многоотраслевой и практически ориентированной науки, как педагогика.

Известно, что право — не единственный регулятор общественной жизни. В своем поведении и отношениях граждане руководствуются и иными социальными нормами — идеологическими, культурными, моральными, религиозными, корпоративными, социально-психологическими (традиции, обычаи, мода, суеверия и др.). Знание и понимание людьми тех или иных норм, ориентация поведения на них в числе других причин определяется уровнем их собственной воспитанности, образованности, обученности, развитости, а также эффективности деятельности образовательных и иных учреждений, предприятий, общественных и частных структур, института семьи и др., от которых зависят эти индивидуальные и групповые характеристики. Иначе говоря, законность и правопорядок неразрывно связаны с педагогической системой общества, успешностью и плодотворностью функционирования в нем педагогических систем воспитания, образования, обучения и развития. Их интегральное влияние на уровень педагогической сформированности граждан определяет знание и понимание людьми необходимости правомерного поведения, отношение к правовым нормам, желание, привычки и потребность следовать им в своей жизнедеятельности, а также активно содействовать укреплению законности и правопорядка.

Преступность, как социальное явление, имеет в числе прочих причин и педагогические — слабость системы образования в обществе, системы воспитания граждан (в частности, правового), системы правовой пропаганды; правовые дефекты народной педагогики, реализация педагогической функции средствами массовой информации и др. Индивидуальные причины зарождения и развития отклоняющегося поведения, завершающегося преступлением, почти всегда связаны с педагогической запущенностью личности, недостаточной правовой образованностью, обученностью, воспитанностью, искажениями правосознания. Поэтому игнорирование или недооценка педагогических факторов и условий в профилактике преступности в масштабе общества, на региональном и местном уровнях, в любых формальных и неформальных объединениях людей, на индивидуальном уровне неизбежно оборачивается нежелательным ростом правонарушений.

Борьба за правопорядок и законность, особенно теперь, — это борьба за умы людей, за их цивилизованное и справедливое отношение к другим людям, к человеческим, общественным ценностям и нормам права, за их активную жизненную и правоутверждающую позицию. Фронт этой борьбы, образно говоря, проходит через умы и сердца людей. Победа тут — в торжестве разума и нравственности, гражданственности и культуры, образованности и цивилизованности. Победа в созидании, в правовом развитии, правовой культуре. Нужна борьба не с человеком, а для человека и за человека. По мере демократизации жизни российского общества все большую роль будет приобретать не насильственное принуждение граждан к соблюдению норм права, а уважение к ним и потребность в правомерном поведении, обусловленные воспитанностью, образованностью, обученностью и развитостью. Это означает, что роль педагогической системы общества, уровня и успешности педагогической работы в нем исторически возрастают и все сильнее сказываются на всей правовой сфере государственной и общественной жизни, на законности и правопорядке.

Как показывает опыт профессиональной деятельности специалистов,- педагогическая подготовленность — одно из непременных условий эффективности работы с людьми. Поэтому основательное изучение педагогики — одна из важнейших задач, требующая первоочередного решения во всех видах образовательных учреждений, а также в процессе самосовершенствования каждого субъекта педагогической деятельности.

Целью данной лекции является рассмотрение основных методологических проблем педагогики и их проявление в юридической практике.

Вопрос 1. Социально-педагогическая функция правоохранительной деятельности

Известно, что право – не единственный регулятор общественной жизни и поведения людей, граждане руководствуются и иными социальными нормами и духовными ценностями: идеологическими, культурными, моральными, этическими, религиозными, корпоративными, социально-психологическими. Некоторые живут «по понятиям» – неофициальным корпоративным нормам субкультуры отдельных групп (криминальных, чиновничьих и т. п.). Поэтому законность и правопорядок неразрывно связаны с успешностью и плодотворностью функционирования в обществе систем воспитания, образования, обучения и развития.

Преступность как социальное явление имеет в числе прочих причин и педагогические – слабость системы воспитания, образования, правовой пропаганды, дефекты народной педагогики и семейного воспитания, недостаточная реализация педагогической функции средствами массовой информации и т. д.

Индивидуальные причины зарождения и развития у конкретного человека отклоняющегося поведения, приводящего к совершению преступления, почти всегда связаны с педагогической запущенностью личности, в частности правовой. Игнорирование или недооценка педагогических факторов и условий в профилактике преступности в масштабе общества, на региональном и местном уровнях, в любых формальных и неформальных объединениях людей, на индивидуальном уровне неизбежно оборачивается нежелательным ростом правонарушений.

Механизм действия на людей большинства социальных факторов – научение – нацелен на привыкание человека к определенному способу поведения, поэтому и сами факторы являются социально-педагогическими.

Деятельность правоохранительных органов, органов внутренних дел, каждого сотрудника, каждый контакт с гражданами оказывают именно такое влияние на население, вызывая изменение правовой воспитанности, обученности, ведут к изменению жизненных ценностей, взглядов на общество, власть, справедливость, нравственность и пр.

Например:

В Москве был арестован за побег из места заключения и десять квартирных краж некто Владимир Ш. В совершенных преступлениях он признался.

Беседуя с Ш., следователь подметил, что он живо интересуется поэзией, знает на память много стихов и неплохо в них разбирается. Выяснилось, что Ш. и сам пишет стихи. Рассказывая об этом своем увлечении, он заявил, что глубоко сожалеет, что встал на путь совершения преступлений, и признал, что сделал это под влиянием матерого вора.

Однажды обвиняемый попросил следователя познакомить его с кем-либо из литераторов для того, чтобы получить консультацию по поэтическому мастерству. Понимая, что удовлетворение просьбы будет способствовать его перевоспитанию, следователь организовал такую необычную консультацию. Один из поэтов согласился на свидание с заключенным, ознакомился с его стихами и отметил его литературные способности. Ш., получив от поэта многочисленные советы, с еще большим увлечением отдался своей поэтической страсти. После окончания расследования он заявил следователю, что навсегда порывает с преступниками, твердо решил встать на путь полного исправления и при первой же возможности докажет это делом.

После суда (Ш. был приговорен к лишению свободы) преступник-поэт попал в камеру к рецидивистам, ожидавшим отправки в исправительно-трудовую колонию. Они готовили побег и по ночам рыли лаз под полом камеры. Несмотря на угрозы убийством, Ш. открыто сообщил об этом надзирателю. В письме следователю он подчеркнул, что начал выполнять свое обещание стать человеком. Впоследствии Ш. сдержал свое слово.

Независимо от специфики в профессиональной деятельности сотрудников ОВД выделяют ряд функций:

1) государственно-общественная;

2) правоохранительная;

3) специальная (зависит от специализации);

4) организационно-управленческая;

5) административно-хозяйственная;

6) социально-психологическая (педагогическая).

У личного состава МВД России должно сформироваться понимание того, что в ходе своей профессиональной деятельности сотрудники выполняют и социально-психологическую (педагогическую) функцию, то есть имеет место такое решение профессиональных задач, которое и ориентировано на достижение социально-педагогического эффекта, осуществление правового воспитания населения.

Педагогические аспекты имеют место в деятельности всех категорий работников правоохранительных органов. В деятельности разных специалистов правоохранительных органов широта, богатство, содержательные особенности соприкосновения с педагогической действительностью не одинаковы, а поэтому и требования к профессионально-педагогической подготовленности их разные.

По этому признаку выделяются три группы видов правоохранительной деятельности, которые объективно требуют от сотрудников разной профессионально-педагогической подготовленности.

Первая группа представляет собой разновидность настоящей педагогической деятельности, а именно — юридико-педагогической. Это деятельность сотрудников кадровых аппаратов, ответственных за социальную и воспитательную работу с персоналом, сотрудников отделов профессиональной подготовки, инспекторов по профилактике преступлений несовершеннолетних, сотрудников органов, исполняющих наказания, сотрудников служб по воспитанию граждан, преподавателей юридических образовательных учреждений и учебных центров, руководителей факультетов и курсов, учебных отделов и др.

Для нее характерно наличие подлинно педагогических задач, форм, методов, условий и методических приемов работы, причем имеющих приоритетное значение и определяющих главные показатели ее успешности. Во всех случаях профессионализм связан с юридико-педагогической образованностью, обученностъю, воспитанностью и развитостью, которые нужны как дополнительные к юридической основе их профессионализма.

Для второй группы деятельности специалистов, должностных лиц и служб правоохранительных органов характерно наличие отчетливо выраженной педагогической функции, существующей наряду с другими: юридическими, управленческими, организаторскими, техническими и пр. У них решение педагогических задач имеет параллельный или обслуживающий достижение главной профессиональной цели характер.

Это деятельность всех категорий руководителей (начальников, командиров), судей, прокуроров, работников управленческих аппаратов, участковых инспекторов, сотрудников профилактических структур, работников оперативных служб, служб по связям с населением и средствами массовой информации, оперативно-розыскных аппаратов, автоинспекторов и др.

При осуществлении педагогической функции им необходимо активно использовать педагогические принципы, формы работы, методы, приемы, рекомендации (в числе других — правовые, организационные и пр.), компетентно подходить к организации и реализации педагогической функции в процессе решения основных профессиональных задач. Таким сотрудникам нужна углубленная профессионально-педагогическая подготовленность.

Третья группа отличается присутствием в ней социально-педагогических влияний и частичным использованием педагогических воздействий. Это влияния внешнего вида самих сотрудников на граждан, их поведения, действий, общения, решений, применяемых санкций и пр., а также педагогически направленных мер разъяснения, убеждения, требования и др.

К видам правоохранительной деятельности, оказывающим всегда те или иные педагогические влияния на граждан, относятся: работа сотрудников управленческих аппаратов правоохранительных органов, судов, судебных приставов, канцелярий, следователей, милиционеров патрульно-постовой службы, разрешительных и охранных подразделений, дежурных частей, сотрудников налоговой полиции и др.

Вот лишь некоторые задачи, при решении которых приходится сталкиваться с вопросами педагогики[1]:

- формирование у населения позитивного отношения к системе МВД в целом, отдельным ее службам, подразделениям и сотрудникам;

- правовое просвещение и воспитание населения;

- педагогические аспекты общей профилактики правонарушений;

- профессиональная ориентация различных возрастных групп населения на службу в ОВД;

- взаимодействие с представителями иных государственных и негосударственных организаций;

- взаимодействие с работниками СМИ;

- привлечение граждан к охране правопорядка;

- работа с отдельными категориями населения, представляющими потенциально повышенную криминальную опасность;

- работа с населением в условиях обострения социальной напряженности, национальных конфликтов, чрезвычайных ситуаций и др.;

- общение с гражданами, обращающимися с заявлениями;

- воспитательное воздействие на правонарушителей, не подпадающих под уголовную ответственность (нарушители общественного порядка, правил торговли);

- обеспечение оперативно-розыскных и следственных действий, где есть вопросы обучения и воспитания негласного аппарата, проблемы работы со свидетелями, потерпевшими и иными лицами;

- работа должностных лиц ОВД с различными категориями сотрудников и др.

Существуют внешние факторы, осложняющие решение педагогических задач, имеющихся в деятельности ОВД:

1) многообразие и сложность профессиональных задач;

2) наличие служебных ситуаций, при которых выполнение профессиональных задач связано с риском и опасностью для жизни и здоровья;

3) высокий уровень психической напряженности труда;

4) повышенная профессиональная ответственность за профессиональную ошибку.

Вывод по первому вопросу.

Таким образом, существует взаимосвязь: состояние всего, что относится к правовой сфере (правовой действительности) — правовая система, система права, функционирование системы правоохранительных органов, действие правовых механизмов, реальная жизнь права в сознании и поведении граждан, — оказывает свое влияние на функционирование педагогической действительности, относящейся к педагогической системе государства и общества. Все происходящее в правовой сфере так или иначе оказывает педагогическое и социально-педагогическое влияние на людей и особенно на те компоненты их воспитанности, образованности, обученности и развитости, которые непосредственно влияют на их юридически значимое поведение. При серьезных недостатках в состоянии законности и правопорядка, эффективного функционирования правовых институтов и субъектов права общепедагогическое развитие граждан, и особенно молодого поколения, делается затруднительным. Это подчеркивает значимость учета всеми субъектами права своих социально-педагогических влияний, ответственности за их качество и необходимости соответствующего построения своей правоохранительной деятельности.

Наши рекомендации