Опишите методы и формы обучения (в т.ч. педагогические технологии)

Метод обучения – система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога с детьми, которые направлены на достижение дидактических задач. Чаще всего используются комбинированные методы. Метод – это общая учебная задача, конкретные элементы метода принято называть приёмами.

Методы обучения:

ü по источнику знаний – наглядные, словесные, практические;

ü по характеру познавательной деятельности – репродуктивные (копирование, воспроизведение готового знания), эвристические (поисковые), исследовательские (полная самостоятельность в изучении нового под руководством педагога);

ü по месту применения на занятии – сообщение нового, закрепление, повторение.

Ø Наглядные методы

1. Наблюдение - целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие объекта или явления; умение всматриваться в явления окружающего мира, выделяя в них основные, замечать изменения, устанавливать причину, делать выводы (наблюдение за объектами неживой природы, растениями, животными и трудом взрослых)

Наблюдение по характеру познавательных задач делится на:

ü Распознающее – распознать предмет, выделить свойства, качества (величина, структура, форма, цвет и т.д.) и отношения;

ü Наблюдение за изменением и развитием объекта (превращение материалов в ходе трудовой деятельности, рост и развитие растений и животных, сезонные изменения в природе и т.д.);

ü Воссоздающее – воссоздать объект или явление по признакам (по цвету ягоды установить её спелость).

! Обязательно проговаривание результатов наблюдения для формирования более точных представлений. Чтобы вызвать интерес у детей, вовлекать в наблюдения их личный опыт. Прием сравнения повышает значимость наблюдений. Фиксация наблюдения в речевой или графической форме (Давайте вспомним, что мы сегодня видели на прогулке и нарисуем это) Проговаривая результаты наблюдения, разнообразить речь, добавляя много прилагательных.

2. Экскурсия.

Экскурсии представляют собой особый вид занятий, ко­торые дают возможность в естественной обстановке зна­комить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых. Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни. Во время экскурсий дошкольни­ки начинают познавать мир во всем его многообразии, раз­витии, наблюдают взаимную связь явлений.

Это может быть организованно как клуб выходного дня (так было в детском саду моего сына) – воспитатель организовывает экскурсии для детишек из своей группы и их родителей, все желающие могут присоединится (поход в пожарную часть, знакомство с библиотекой, поездка в Токсово с катанием на лошадях и на собачьих упряжках и т.п.)

Ø Словесные методы:

1. Рассказ педагога – основная задача: создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях;

2. Рассказы детей – направлены на совершенствование знаний и речевых умений детей;

Существует методика «завершения рассказа»

3. Беседа – используется в основном в старшем дошкольном возрасте.

Задача: уточнение, коррекция знаний, их систематизация и обобщение. Беседы разделяются на предварительные, которые могут проводится со среднего возраста (воспитатель выявляет знания, имеющиеся в опыте детей и итоговые (проводятся с целью систематизации знаний, их углубления и осознания);

4. Чтение художественной литературы (решается ряд задач) - расширение и обогащение знаний об окружающем мире, формирование способности к восприятию и пониманию художественной литературы, понимания основных связей в произведении, характера героя; формирование способности к сопереживанию.

Ø Практические методы:

1. Упражнение – многократное повторение умственных и практических действий заданного содержания. В соответствии с задачами воспитатель может использовать упражнения разной степени активности и самостоятельности:

ü подражательно-исполнительские – воспитатель ставит перед детьми конкретную задачу, показывает способ её решения (действия и их последовательность); дети выполняют упражнения, следуя указанному образцу.

ü конструктивные – их своеобразие состоит в переносе усвоенного способа действия на новое содержание (близкое, далёкое).

ü творческие – использование усвоенных способов действия в новых условиях, а также использование новых действий и операций, которым дети не обучались.

2. Игровые методы и приемы – предусматривают использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами (вопросами, указаниями, объяснениями, показом и т.д.).

ü дидактическая игра – совершенствование и закрепление знаний, усвоение новых знаний и умений разного содержания; все действия детей регулируются игровой задачей и игровыми правилами

Например, цветные счетные палочки Кюизинера, блоки Дьенеша.

ü воображаемая ситуация в развернутом виде – для усвоения тех или иных знаний («Цветочный магазин» - знания о растениях, развитие речи и т.д.);

3. Опыты и экспериментирование – начиная со средней группы, используются как один из методов обучения; в младшей группе используются отдельные поисковые действия.

Элементарный опыт – это преобразование предмета или явления с целью выявления скрытых свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т.д. Это преобразование осуществляется в специально созданных условиях при непосредственном участии детей. Этапы проведения опыта: постановка задачи – анализ задачи (известное и неизвестное) – обсуждение организации опыта – анализ полученных результатов.

4. Моделирование – наглядно-практический метод – процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов. Чтобы модель выполняла свою функцию, она должна соответствовать требованиям: чётко, ярко отражать основные свойства и отношения; быть простой для восприятия и доступной для создания.

Выделяют 3 вида моделей:

ü предметная модель в виде физической конструкции, предмета; воспроизводит главные части предмета, конструктивные особенности, пропорции (модель постройки, плоскостная модель фигуры человека с подвижными частями);

ü предметно-схематическая модель – выделенные компоненты и связи обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков;

ü графическая модель – обобщённо передаёт разные виды отношений (графики, схемы, карты, планы группы и т.п.)

Под формой обучения следует понимать специально организованную деятельность обучающего и учащихся, протекающую по установленному порядку и в определённом режиме.

Формы различаются по:

ü количественному составу:

1. Индивидуальное - педагог определяет задачу, содержание, методы и средства обучения ребенка, учитывая его индивидуальные и возрастные особенности;

2. Подгрупповое (подгруппы с разным уровнем интересов и развития детей) – например, в разновозрастных группах;

3. фронтальное (вся группа) - «эмоциональное воздействие и сопереживание» побуждает к самовыражению, можно выявить отстающих детей.

ü по характеру взаимодействия между педагогом и детьми (степенью активности и самостоятельности);

ü по способам деятельности.

Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:

ü по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);

ü по целям и задачам - усвоение и закрепление знаний, воспитание и развитие (совершенствование) природных личностных качеств;

ü по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты);

ü по функциям учителя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями);

ü по тому, какую сторону педагогического процесса «обслуживает» конкретная технология, и т. д.

Любая технология в той или иной мере направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике. Поэтому педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой.

Наиболее известная попытка классификации педагогических технологий принадлежит Г. Селевко. В рамках групп и подгрупп он выделяет около ста, по его мнению, самостоятельных педагогических технологий (от технологии свободного труда С. Френе до агрошколы А. Католикова), которые зачастую представляют собой альтернативу классно-урочной организации учебного процесса.

ü Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса;

ü Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения);

ü Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса;

ü Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала;

ü Частнопредметные педагогические технологии;

ü Альтернативные технологии;

ü Природосообразные технологии;

ü Технологии развивающего образования;

ü Педагогические технологии на основе применения новых и новейших информационных средств;

ü Социально-воспитательные технологии;

ü Воспитательные технологии;

ü Педагогические технологии авторских школ;

ü Технологии внутришкольного управления.

Наши рекомендации