Раздел 4. Теория и методика воспитания ребенка дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении

Занятие 17.Вариативные подходы в физическом воспитании

детей дошкольного возраста (2 часа)

Задачи изучения темы:

1.Раскрыть вариативные подходы в практике физического воспитания детей в детских садах.

2.Учиться формулировать свою позицию и аргументировать ее.

3.Формирование профессиональное направленности.

Форма проведения занятия: деловая игра «Конкурс педагогических систем физического воспитания».

Форма отчета: Карта-конспект авторских программ Л.А Блудовой, В.Г.Алямовской, Т.Э. Токаевой по схеме:

Теорети ческая концепция Цель Содер жание Средства Методы Формы организа ции Условия Анализ программы
               

Примечание: В графе «Анализ программы» отмечаются достоинства программы, возможности ее совершенствования, то, что вызывает сомнения.

Методические рекомендации: первым этапом работы студента является подготовка к участию в деловой игре. Она включает изучение рекомендованной литературы и заполнение карты-конспекта по указанной схеме по выбранной студентом педагогической системе. На следующем этапе из состава группы выбираются 5 экспертов, которые изучают материал и составляют карту-схему по двум авторским системам. Остальные студенты делятся на две подгруппы: одна из них представляет к защите авторскую программу Л.А.Блудовой, другая – В.Г.Алямовской.

Выступление студентов может быть как в традиционной форме (устный рассказ, доклад и так далее), так и в нетрадиционной (стихи, загадки и так далее). По ходу выступления можно использовать наглядный материал (схемы, таблицы, карточки, игры и так далее).

Критерии оценки выступлений: содержательность (освещение в выступлении всех элементов карты-конспекта), творческий характер (оригинальность), организационный компонент (участие всех членов подгруппы на всех этапах работы).

Литература

Основная

1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - М.: Академический проект, 2005.

2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. для студентов / С.А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2004, 2007, 2008.

Дополнительная

1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка / Алямовская В.Г. // Дошкольное воспитание.- 1993.- №№ 11,12.

2. Блудова Л.А. Раздумья педагога о ребенке / Блудова Л.А. // Дошкольное воспитание. -1992.- №1.

3. Никитина Л.А. Мама или детский сад / Л.А. Никитина - М.: Просвещение, 1990.- Приложение.

4. Кулагина Н. Работа по авторской программе Л. Блудовой / Н. Кулагина // Дошкольное воспитание .-1993.- № 6.

5. Токаева Т.Э. Региональная программа физического и валеологического развития детей дошкольного возраста «Азбука здоровья» / Т.Э. Токаева - Пермь. 1997.

Занятие 18.Средства физического развития и воспитания

детей дошкольного возраста (2 часа)

Задачи изучения темы:

1.Раскрыть сущность, значение, виды средств физического воспитания дошкольников.

2.Учиться соотносить средства и задачи физического воспитания детей.

3.Учиться систематизировать практический материал.

Формы отчетности: карта-схема «Средства физического воспитания детей дошкольного возраста» картотека физкультминуток и подвижных игр для одной из возрастных групп (по выбору).

Задания для собеседования:

1.Раскройте содержание понятий «педагогические средства», «средства физического воспитания».

2.Раскройте значение средств физического воспитания.

3.Дайте характеристику разнообразных видов средств физического воспитания детей (название, значение, особенности использования в образовательном процессе ДОУ в разных возрастных группах).

4.Раскройте взаимосвязь средств и задач физического воспитания детей. Приведите примеры такой связи.

Схема – таблица

Группа средств физического воспитания   Название средств Значение средств в решении задач физического воспитания и развития ребенка Особенности использования средства в образовательном процессе ДОУ   Связь средств
         

Рекомендации к выполнению практического задания: Картотека физкультминуток и подвижных игр составляется для одной из возрастных групп (младшей, средней, старшей). В ней должно быть представлено не менее 15 физкультминуток и игр. На карточке обозначается название физкультминутки, записывается текст физкультминутки, для игры – название, задачи, правила и содержание. Содержание игр и физкультминуток студент подбирает самостоятельно , используя для этого методическую литературу по физическому воспитанию детей дошкольного возраста и публикации в журналах «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч» и др.

Литература

Основная

1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: уч. пособие для студ. высш. учеб заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова – М.: Культура, 2005 – С.88-93

2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. для студентов / С.А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2008.

Дополнительная

1. Грядкина Т. Спортивный комплекс как средство обучения наиболее сложным двигательным действиям // Воспитание и развитие личности. Сб. науч. тр. - СПб., 1993

2. Доскин В. Интенсивное закаливание // Дошкольное воспитание. - 1993.- №2.

3. Змановский Ю.Ф. Социально-педагогическая технология физического воспитания детей / Ю.Ф. Змановский.- М., 2000.

4. Любина Г. Подвижные игры // Ребенок в детском саду.-2004.- №2.

5. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического развития детей дошкольного возраста / Э.Я. Степаненкова - М. Просвещение , 2002.

6. Шебеко В.П.. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста / В.П. Шебеко, Л.В. Карманова - М., 2002.

Занятие 19.Прогулка как средство

физического воспитания детей дошкольного возраста (2 часа)

Задачи изучения темы:

1.Определить роль прогулки в физическом развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста.

2.Учиться обобщать материал разных источников.

Формы отчетности: конспекты статей по теме занятия (не менее 3) , планы ответов на вопросы для изучения темы, конспект прогулки с использованием разных форм двигательной активности детей.

Задания к изучению темы:

1.Раскройте роль прогулки как обязательного режимного момента в педагогическом процессе ДОУ в решении задач физического развития и воспитания дошкольника.

2.Укажите и дайте характеристику видам прогулок.

3.Раскройте возможности использования для решения задач физического воспитания детей разнообразных видов деятельности детей (двигательной, игровой, познавательной, трудовой).

4.Раскройте содержание и методику воспитательно-образовательной работы в процессе ежедневных прогулок на участке детского сада.

5.Раскройте содержание и методику работы по физическому воспитанию детей в процессе прогулок за пределами ДОУ.

6. Составьте конспект проведения прогулки с детьми старшего дошкольного возраста с использованием разных форм двигательной активности

Литература

Основная

1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: уч. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова – М: Культура, 2005. – С.88-93

2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. для студентов / С.А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2008.

Дополнительная

1. Ануфриева K. Общефизическая подготовка детей на прогулке/ К. Ануфриева //Дошкольное воспитание -1996.- №2.

2. Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: уч. пос. для студ. вузов / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. – М.: Просвещение, 1978.- С. 196-198.

3. Мамонова Ю. Туризм в детском саду/ Ю. Мамонов//Дошкольное воспитание.- 1994.-№9.

4. Пономарева Н. Организация прогулок на природу и их роль во всестороннем развитии детей // Дошкольное воспитание.- 1983-№8.

5. Пономарева Н. Сценарии прогулок – походов / Н. Пономарева //Дошкольное воспитание.- 1983.- №9.

6. Рунова М. Развитие движений на прогулке / М. Рунова // Дошкольное воспитание.-1991- № 9,10., 1990.- № 9,10.

7. Рунова М. Обеспечение двигательной активности детей на прогулке дошкольное воспитание / М. Рунова // Дошкольное воспитание - 1990- №8.

8. Шебеко В.П., Карманова Л.В. и др. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста - М., 2002.

Занятие 20.Защита прав и правовое воспитание

ребенка дошкольного возраста (2 часа)

Задачи изучения темы:

1.Познакомиться содержанием основных международных актов по проблеме защиты прав ребенка.

2.Определить пути реализации прав ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

3. Познакомиться с опытом правового образования и воспитания старших дошкольников.

4. Формировать профессиональную позицию по проблеме обеспечения прав ребенка дошкольного возраста и его правового воспитания.

5. Учиться подбирать и анализировать материалы статей по теме занятия.

Форма занятия: семинарское

Форма отчета: картотека статей из периодической печати по проблемам дошкольного образования, связанных с проблемой защиты прав ребенка.

Задания для обсуждения темы:

1.Назовите и кратко охарактеризуйте основные международные и государственные акты о защите прав ребенка. (авторы, уровень, цель разработки, структура, содержание, связь друг с другом).

2.Дайте характеристику современного положения детей в России.

3.Раскройте основные положения Конвенции о правах ребенка.

4.Укажите пути реализации прав ребенка в дошкольном образовании.

5.Раскройте задачи и содержание работы с педагогами ДОУ, родителями по проблеме защиты прав ребенка.

6.Раскройте задачи, содержание, методику работы с дошкольниками по правовому воспитанию.

Примечание: во второй части занятия проводится викторина по теме занятия и презентация публикаций.

Рекомендации по подготовке ко второй части занятия: студенты делятся на две группы. Одна группа разрабатывает и проводит викторину со студентами второй группы по теме «Знаю ли я права ребенка» (по конвенции о правах ребенка). Вторая группа составляет и презентует публикации по теме занятия в форме картотеки с аннотациями.

Требования к составлению картотеки.

Картотека составляется по журналам, освещающим проблемы и вопросы дошкольного образования, и методическим пособиям по теме занятия. На каждую публикацию необходимо оформить карточку, в которой следует указать автора публикации, выходные данные ( название пособия, журнала, год издания, номер, страницы). На обратной стороне карточки дается краткая аннотация содержания публикации.

Литература

Основная

1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - М.: Академический проект, 2005.

2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. для студентов / С.А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2004, 2007, 2008.

Дополнительная

1. Азбука прав человека: всеобщая декларация прав человека адаптированная для детей.- М., 1994.

2. Будякова Т. О праве ребенка на честь и достоинство / Т. Будякова // Дошкольное воспитание.- 2004.- № 3.

3. Доронова Т. Защита прав и достоинств ребенка в ДОУ и семье. / Т. Доронова // Дошкольное воспитание.- 2001.- № 8.

4. Доронова Т. Право на защиту и помощь / Т. Доронова// Дошкольное воспитание.- 2001.- № 11.

5. Доронова Т. Право на образование / Т. Доронова // Дошкольное воспитание.- 2001.- № 10.

6. Доронова Т. Право на охрану здоровья / Т. Доронова // Дошкольное воспитание.- 2001. -№ 9.

7. Конвенция о правах ребенка // Советская педагогика.- 1991.- № 10.

Занятие 21.Воспитание основ гуманности

у детей дошкольного возраста (2 часа)*

Задачи изучения темы:

1.Раскрыть сущность гуманности как нормы морали и личностного свойства, особенности проявления гуманности у детей дошкольного возраста, задачи, содержание, методы и формы педагогической работы детского сада и семьи по воспитанию гуманности у дошкольников.

2.Учиться анализировать материалы, отражающие результаты исследований и опыта детского сада.

Форма проведения занятия: семинарско-практическое

Форма отчета: конспекты первоисточников, планы-конспекты ответа на вопросы, аннотации, учебно-творческое задание.

Задания для собеседования:

1.Дайте определение понятий: гуманность, доброжелательность, чуткость, альтруизм.

2. Укажите особенности проявления гуманности у детей дошкольного возраста.

3. Раскройте причины проявления жестокости у детей.

4. Дайте характеристику задач воспитания гуманности у дошкольников.

5. Раскройте содержание, методы и формы воспитания гуманности у дошкольников:

А/в игровой деятельности (показать разные виды игр).

Б/в практической деятельности (показать разные виды практической деятельности).

6. Раскройте значение и методику использования художественной литература как средство воспитания гуманности у дошкольников. Методы воспитания гуманности средствами художественной литературы.

7. Дайте характеристику метода этических бесед с дошкольниками.

Примечание 1:

По ходу занятия составляется карта «Педагогическая система воспитания гуманности у дошкольников» по схеме:

Задачи Содержание Средства Методы Формы Условия

Методические рекомендации по подготовке к основной части занятия: ответы на вопросы теоретического характера (1-4) готовят все студенты. Вопросы, освещающие содержание, средства, методы и формы воспитания гуманности, готовятся по выбору студентов, но так, чтобы в группе были раскрыты все указанные первоисточники, а каждый студент представил материал по одному из видов деятельности (игра или практическая), по художественной литературе и методам воспитания.

Примечание 2.

Студенты в подгруппах (по 5-7 человек) выполняют учебно-творческие задания по теме занятия (по выбору).

Темы учебно-творческих заданий:

1.Сообщение для родителей детей младшего дошкольного возраста по теме «Воспитание гуманности у малыша».

2.Консультация для педагогов по теме «Использование жизненных и специально созданных воспитывающих ситуаций в процессе воспитания основ гуманного поведения у детей старшего дошкольного возраста».

3.Презентация тематики и возможностей использования художественных произведений для дошкольников по проблеме воспитания гуманных чувств.

Литература

Основная

1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - М.: Академический проект, 2005.

2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. для студентов / С.А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2004, 2007, 2008.

Дополнительная

1. Анциферова А.А. , Бондаренко А.К. Воспитание гуманных чувств. / Воспитание детей в игре. Пособие для воспитателя детского сада / А.А. Анциферова / Под ред. Новоселовой С.Л. - М., 1983.

2. Виноградова А.М. Воспитание сочувствия // Воспитание детей в игре. Пособие для воспитателя детского сада / А.А. Анциферова / Под ред. Новоселовой С.Л. - М., 1983.

3. Воробьева М.В. Формирование отзывчивого отношения к сверстникам у детей младшего дошкольного возраста / Дружные ребята. Программа воспитания гуманных чувств и отношений у дошкольников. Пособие для воспитателей ДОУ / М.В. Воробьева - М., 2004.

4. Улитко С.А. Формирование гуманистической направленности поведения у детей средней группы / / Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада / С.А. Улитко -М., 2001.

5. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д.Кошелевой. –М.: Просвещение., 1985.

Занятие 22.Воспитание основ коллективизма

у детей дошкольного возраста (2 часа)

Задачи изучения темы:

1.Раскрыть сущность коллективизма как нормы морали и личностного свойства, особенности его проявления у детей дошкольного возраста, задачи, содержание, методы и формы педагогической работы по воспитанию коллективизма в семье и детском саду.

2.Учиться анализировать материалы, отражающие результатов исследования и опыта работы.

Форма проведения: семинарское занятие.

Форма отчета: конспекты первоисточников, планы-конспекты ответов на вопросы, письменный анализ одной научной статьи из числа рекомендованных к занятию.

Задания для собеседования:

1.Дайте определение понятий коллективизм, коллектив, личность, индивидуальность, взаимоотношения, общение.

2.Раскройте особенности проявления коллективизма у детей дошкольного возраста.

3.Раскройте задачи воспитания коллективизма у дошкольников.

4.Укажите, в чем состоит роль коллектива в развитии личности, индивидуальности.

6. Раскройте особенности детского коллектива.

7.Дайте характеристику содержанию, методам, формам и условиям педагогической работы детского сада и семьи по воспитанию коллективизма у дошкольников в различных видах деятельности:

-в игре

-в труде

-в учебной деятельности на занятиях.

Примерный план анализа научной статьи:

-Название статьи, ее автор, место и время издания.

-Цель и задачи исследования по указанной теме.

-Теоретическая и методологическая концепция автора.

-Содержание, методы и результаты исследования.

-Актуальность исследования, его роль в развитии науки и обогащении практики.

Методические рекомендации: ответы на вопросы теоретического характера

(1-6) готовят все студенты. Ответ на 7-ой вопрос готовится каждым студентом по одному виду деятельности в зависимости от выбора - вся группа делится на подгруппы. Каждый студент пишет анализ одной из статей, указанных в списке литературы.

Литература

Основная

1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Академический проект, 2005.

2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. для студентов / С.А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2004, 2007, 2008.

Дополнительная

1. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие для студентов высш. и сред. учеб. заведений / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под ред. В.И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 2008.

2. Крайнова Л.В. Формирование активного общения в совместной трудовой деятельности / Крайнова Л.В. // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду / Под ред. Р.С. Буре – М: Просвещение, 1987. – С. 83-88

3. Захараш Т.В. Формирование коллективистической направленности у детей дошкольного возраста /Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств: пособие для воспитателей ДОУ и родителей / сост. Буре Р.С., М.В. Воробьева и др. / Захараш Т.В. – М.: Просвещение, 2004 – С88-101.

4. Смирнова Е. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений / Е. Смирнова, В. Холмогорова // Дошкольное воспитание – 2003. – № 9.

5. Сомкова О.Н. Образовательная область «Коммуникация». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. - С.Пб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2002.

6. Римашевская Л. О сотрудничестве старших дошкольников на занятии / Л. Римашевская // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 6.

Занятие 23.Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста (2 часа)

Задачи изучения темы:

1.Дать характеристику концептуальных основ отечественной теории и практики сенсорного воспитания.

2.Раскрыть сущность сенсорного воспитания, его значение, цель и задачи и содержание, средства, методы, формы, условия.

Форма проведения занятия: собеседование (обсуждение практического материала (игры, занятия и др.)).

Форма отчета: планы ответов, описания игр, занятия и т.п. по сенсорному воспитанию, карта-конспект «Педагогическая система сенсорного воспитания дошкольников» по одному из видов деятельности (по выбору студентов).

Задания для собеседования:

1.Раскройте содержание понятия сенсорное воспитание.

2.Раскройте значение сенсорного воспитания.

3.Раскройте концептуальные основы теории и практики сенсорного воспитания в отечественных детских садах.

4.Укажите цель и задачи сенсорного воспитания.

5.Дайте характеристику содержания сенсорного воспитания детей–дошкольников.

6.Укажите и охарактеризуйте средства сенсорного воспитания.

7.Раскройте содержание и особенности использования методов сенсорного воспитания.

8.Дайте характеристику формам организации работы по сенсорному воспитанию детей.

9.Дайте характеристику условий сенсорного воспитания дошкольников.

Схема составления карты-конспекта «Педагогическая система сенсорного воспитания дошкольников»:

Цель и Задачи Содержание Средства Методы Формы Условия Результат
               

Методические рекомендации: ответ на вопросы 1-4 готовят все студенты по учебному пособию, ответы на остальные вопросы готовятся по выбору студентов по одному из видов деятельности (игры, конструирование, изобразительная, трудовая и т.д.). В процессе подготовки к ответу для иллюстрации педагогического процесса сделать запись игры, или занятия, или прогулки и т.п., используя для этого рекомендованную литературу.

Примечание: во второй части занятия проводится «Мозговой штурм» по теме «Использование режимных моментов в педагогическом процессе для решения задач сенсорного воспитания детей дошкольного возраста».

Мозговой штурм – это форма активного обсуждения и продуцирования идей, обеспечивающих возможности эффективного решения какой-либо задачи.

Для проведения «мозгового штурма» студенты делятся на подгруппы (4-5), каждая из которых продумывает, обсуждает и презентует наиболее удачные идеи, обеспечивающие решение поставленной задачи (способы и возможности решения задач сенсорного воспитания детей в процессе умывания, одевания, раздевания, приема пищи, уборки игрушек, прогулки и.д.).

Предлагаемые идеи обсуждаются, анализируются всеми участниками занятия. На основе такого обсуждения делаются выводы об эффективности и целесообразности предложенных подгруппой студентов идей.

Литература

Основная

1. Болотина Л.Р. и др. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2005. – С. 97-98.

2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. для студентов / С.А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2004, 2007, 2008.

Дополнительная

1. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие для студентов высш. и сред. учеб. заведений / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под ред. В.И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 2008.

2. «Развитие». Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений / под ред. О.М. Дьяченко -М.-Гном-Пресс, 1999. -младшая, средняя, старшая и подготовительная группы. Разделы «Сенсорное воспитание», «Ознакомление с пространственными представлениями».

Занятие 24.Альтернативные системы сенсорного воспитания (2 часа)

Задачи изучения темы:

1.Раскрыть различные концепции сенсорного воспитания.

2.Сопоставить различные точки зрения на сущность сенсорного воспитания, его цели и задачи, содержание и методы; установить общее и особенное во взглядах педагогов.

3.Учиться вести дискуссию.

Форма проведения занятия: деловая игра «Из будущего в прошлое».

Форма отчета: карта-конспект «Педагогическая система сенсорного воспитания М.Монтессори (О. Декроли)».

Схема составления карты-конспекта:

Цель, задачи Содержание Средства Методы Формы Условия Результат
               

Вопросы для подготовке к участию в игре:

1.Как понимается педагогом сущность сенсорного воспитания и развития ребенка?

2.Как формулируются цель и задачи сенсорного воспитания?

3.Что входит в содержание сенсорного воспитания?

4.Каковы методы и формы сенсорного воспитания?

5.Каковы особенности педагогической системы сенсорного воспитания М.Монтессори?

6.Каковы особенности системы сенсорного воспитания О.Декроли?

7.В чем обнаруживается сходство и различие подходов М.Монтессори и О.Декроли к решению задачи сенсорного воспитания детей?

8.В чем особенности подходов М.Монтессори и О.Декроли по сравнению с отечественной системой сенсорного воспитания?

Методические рекомендации для подготовке к игре

Участники игры выполняют следующие роли:

-авторы систем сенсорного воспитания.

-представители педагогической общественности (современные ученые, педагоги, журналисты ведущих изданий по дошкольному образованию, родители дошкольников, психологи дошкольных учреждений, методисты ДОУ).

Студенты, выполняющие роль авторов педагогических систем готовят выступления, содержание которых должно отражать основные положения этих систем (сущность сенсорного воспитания, его значение, место в воспитании и развитии ребенка, цели и задачи, особенности методики).

Все остальные студенты (в зависимости от взятой на себя роли) готовят вопросы к авторам систем (Например: современные ученые могут подготовить вопросы, касающиеся теоретических аспектов проблемы сенсорного воспитания дошкольников в прошлом и настоящем дошкольного образования; студенты, выполняющие роли родителей воспитанников, могут подготовить вопросы, касающиеся возможностей использования отдельных элементов педагогических систем сенсорного воспитания в условиях семейного воспитания и т.д.).

Литература

Основная

1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - М.: Академический проект, 2005.

2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. для студентов / С.А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2004, 2007, 2008.

Дополнительная

1. Егоров С.Ф. Введение в историю дошкольной педагогики. Учебное пособие / С.Ф. Егоров.- М.: Академия, 2001.

2. История зарубежной дошкольной педагогики. Хрестоматия / Составители: Н.Б. Мчедлидзе, А.А. Лебеденко, Е.А. Гребенщикова.- М: Просвещение, 1974. - С. 376-425.

3. Метод научной педагогики Марии Монтессори / Составители: З.Н.Борисова, Р.А., Семерникова. - Киев., 1993.

4. Система Марии Монтессори. – http://shkola7gnomov.ru/parrents/pedagogicheskiy_navigator/metodika_montessori/metodika_montessori/id/797

5. Декроли Ж.О. Биография. Педагогические идеи. – http://www.people.su/34358

Занятие 25.Воспитание познавательных способностей

детей дошкольного возраста (2 часа)

Задачи изучения темы:

1.Раскрыть понятие «способности», «умственные способности», виды умственных способностей, содержание и методику их воспитания у детей дошкольного возраста.

2.Учиться обобщать материал различных источников и делать последовательное сообщение, отражающее педагогическую систему воспитания умственных способностей у детей.

Форма проведения занятия: обсуждение сообщений студентов.

Формы отчета: тезисы сообщений, в которых должны быть отражены теоретические позиции, методические рекомендации и практические примеры.

Темы сообщений

(по выбору студентов).

-Воспитание способностей к использованию сенсорных эталонов.

-Воспитание способности к моделированию.

-Воспитание способности к логическому мышлению.

-Воспитание творческих способностей.

Методические рекомендации: для выполнения задания студент выбирает один из видов умственных способностей (см. вышеуказанные темы). В сообщении дается характеристика данного вида способности, содержание и методика процесса воспитания в одном или разных видах деятельности.

Литература

Основная

1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - М.: Академический проект, 2005.

2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. для студентов / С.А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2004, 2007, 2008.

Дополнительная

1. Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие». Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений.- М.: ГНОМ -ПРЕСС, 1996.- С.11-19 (остальные по выбору).

2. Программа «Развитие» (Основные положения). - М.: ГНОМ-ПРЕСС,1994.

3. Поддьяков Н.Н. Развитие комбинаторных способностей. // Дошкольное воспитание.- 2001.- №10.

4. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. и др. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.: ГНОМ-ПРЕСС, 1989.

5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников./ З.А. Михайлова - М., 1990.

6. Нескучаева Л. Игра-путешествие как форма развития познавательной активности детей / Л. Нескучаева, И. Пискунова, Ю. Черненко // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 10.

7. Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников - СПб-Питер, 2004 – С 33-40, 63-72.

Занятие 26.Формирование знаний об окружающем

у детей дошкольного возраста (2 часа)*

Задачи изучения темы:

1.Познакомиться с задачами, содержанием и методикой формирования у дошкольников первоначальной системы знаний об окружающем.

2.Учиться анализировать и составлять конспекты занятий по умственному воспитанию для детей разных возрастных групп.

Задания к изучению темы: на основе анализ литературы составьте схемы-таблицы:

1.«Педагогическая система формирование знаний младших дошкольников о предметном мире»

2.«Педагогическая система формирования знаний детей среднего дошкольного возраста о мире природы»

3.«Формирование знаний дошкольников старшего дошкольного возраста о социальной действительности».

Задачи Содержание Средства Этапы Методы Формы организации
           

Практические задания:

1.Сделайте анализ конспекта занятия по ознакомлению с социальной действительностью «Подари мне радость» (кн. Л.И Катаевой «Мой мир». Приобщение ребенка к социальному миру. – М., 2000. - С. 42.) в анализе необходимо отразить:

– вид занятия

– соответствие программного содержания (цели) возрастным особенностям и возможностям развития ребенка старшего дошкольного возраста, требованиям программы «Я- Человек» (авт. С.А. Козлова).

– структура занятия, задачи каждой части, их содержательная взаимосвязь

– используемые в занятии методы, их целесообразность, вариативность и эффективность.

К занятию необходимо продумать предварительную работу, составить план проведения этой работы с указанием целей, тем, методов и форм.

2. На основе знакомства с региональной программой экологического воспитания детей дошкольного возраста «Пермский край – мой родной край» составьте конспект игрового занятия по одному из предлагаемых автором программы разделов (для детей среднего дошкольного возраста).

Форма отчетности: схемы-таблицы «Педагогическая система формирование знаний дошкольников о предметном мире», «Педагогическая система формирования знаний дошкольников о мире природы», «Формирование знаний дошкольников о социальной действительности». Анализ конспекта занятия. Конспект занятия для старшей группы.

Литература

Основная

1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - М.: Академический проект, 2005.

2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. для студентов / С.А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2004, 2007, 2008.

Дополнительная

1. Антонова Т.В. Актуальные проблемы социального развития в дошкольном возрасте / Т.В. Антонова // Как помочь ребенку войти в современный мир? / Под ред. Т.В. Антоновой – М., 1995.

2. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание в процессе ознакомления с природой./ Виноградова Н.Ф. – М: Просвещение, 1994.

3. Гризик Т.И. Познаю мир: методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / Т.И. Гризик – М.: Просвещение, 2004.

4. Козлова С.Н. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью учеб пос. для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.Н. Козлова – М.: Академия, 1998.

5. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. Педагогическая технология целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности / М.В. Крулехт – СПб.: Детство – Пресс, 2002. – С. 21-59.

6. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие для студентов высш. и сред. учеб. заведений / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под ред. В.И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 2008.

7. Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева - М., 1993.

Занятие 27.Ознакомление с природой как средство

эстетического воспитания детей дошкольного возраста (2 часа)

Задачи изучения темы:

1.Раскрыть роль природы в эстетическом развитии дошкольника, задачи, содержание, методы и формы, условия эстетического воспитания в процессе ознакомления с природой.

2.Учиться применять теоретико-методические установки к разработке и использованию практического материала.

Форма проведения занятия: обсуждение первоисточников, представленных в карте-конспекте, и конспектов ознакомления детей с природой.

Формы отчета: карта-конспект, конспект занятия с детьми.

Методические рекомендации: на основе анализа статей студент составляет карту-конспект по следующей схеме:

Э.В.Никитина Н.М.Зубарева А.Ф.Ершова. Л.Колодина Другие
Указывается название статьи и где она опубликована
Роль природы Задачи работы Содержание Методы Формы Условия        

Примечание: конспект ознакомления детей с природой студент разрабатывает самостоятельно или заимствует из методической литературы. Обязательное требование: использование в конспекте средств художественной литературы, произведений изобразительного и музыкального искусства.

План обсуждения конспектов:

1.Направленность программного содержания на решение задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

2.Соответствие содержания занятия возрастным, программным и методическим требованиям.

3.Целесообразность использования на занятии разнообразных средств эстетического воспитания детей.

4.Разнообразие и целесообразность использования разнообразных приемов и методов эстетического воспитания детей.

Литература:

Основная

1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - М.: Академический проект, 2005.

2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. для студентов / С.А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2004, 2007, 2008.

Дополнительная

1. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика: учеб. Пособие для студентов высш. и сред. учеб. заведений / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под ред. В.И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 2008.

2. Колодина Л. Ознакомление детей с родной природой / Л. Колодина // Дошкольное воспитание.- 1981.- №3.

Занятие 28.Ознакомление с п

Наши рекомендации