Выводы по результатам исследования

Данные по методикам составлены по статистической обработке. Для данного эксперимента подсчета результатов, все данные по методикам были проведены в цифровом виде. Проверены результаты эксперимента сведены в таблицу первичных сведений, на основании которых состоялся корреляционный анализ, с использованием коэффициента корреляции Спирмена. Результаты корреляционного анализа представлены в таблицах ниже.

С начала посмотрим взаимосвязь типа родительского взаимоотношения пап и мам.

Таблица 10 - Взаимосвязь родительского отношения отцов и матерей

Параметры родительского Отношения Принятие – отвержение (мамы) Кооперация (мамы) Симбиоз (мамы) Авторитарная гиперсоциализация (мамы) Маленький Неудачник (мамы)
Принятие – отвержение (папы)          
Кооперация (папы)          
Симбиоз (папы)          
Авторитарная гиперсоциал. (папы)       - 0,38х  
Маленький неудачник (папы)          

- уровни единичного гиперсоциализации родителей (отцов и матерей) отрицательным образом оказывает, чем выше этот уровень у одного родителя, тем ниже у другого.

Такое родительское взаимоотношение может быть у противоположных родителей, которые противодействуют друг другу, конкурируют достижению индивидуальных целей каждого родителя, общая взаимосвязь в воспитании ребенка отсутствует.

Таблица 11 - Взаимосвязь родительского отношения матерей

Параметры родительского Отношения Принятие – отвержение (мамы) Кооперация (мамы) Симбиоз (мамы) Авторитарная гиперсоциализация (мамы) Маленький Неудачник (мамы)
Принятие – отвержение (мамы)          
Кооперация (мамы)          
Симбиоз (мамы)       0,44х  
Авторитарная гиперсоциал. (мамы)          
Маленький неудачник (мамы)          

- чем авторитарнее тип взаимоотношения мамы к ребенку, тем выше симбиотический тип взаимоотношений к ребенку.

Мамы контролируют за поведением ребёнка, требуют от своего ребенка беспрекословного послушания и строгости. Матери навязывают ребёнку состоянии встать на её точку зрения. Мамы тщательно следят за социальными достижениями ребёнка, его собственными особенностями, мыслями, привычками, чувствами. За непослушания ребёнка сурово наказывают.

Обуславливается это потому, что дитя кажется матери маленьким и беззащитным, они всегда чествуют тревогу за ребёнка, постоянно стремятся дать все что заходит её ребенок, всегда поможет и оградит от трудностей по возможности даст толчок в будущем ожиданиям. Мамы чувствуют себя с ребёнком единым целым.

Таблица 12 - Взаимосвязь родительского отношения отцов

Параметры родительского отношения Принятие – отвержение (папы) Кооперация (папы) Симбиоз (папы) Авторитарная гиперсоциализация (папы) Маленький Неудачник (папы)
Принятие – отвержение (папы)         0,74х
Кооперация (папы)          
Симбиоз (папы) 0,49х        
Авторитарная гиперсоциал. (папы)          
Маленький неудачник (папы)          

- чем больше отцы воспринимают ребенка, тем больше он стремится к симбиотическим отношениям с ним;

- чем больше папа принимает ребенка, тем больше он стремится инфантилизировать ребенка.

Отцам нравится ребёнок, какой он есть, они уважают личное время ребёнка, старается проводить много времени вместе с ребёнком, одобряет его интересы и помогает с его планами.

Но вместе с тем, ребёнок кажется отцам маленьким и беззащитным, они постоянно ощущает тревогу за ребёнка, стремятся удовлетворить все потребности ребёнка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Отцы ощущают себя с ребёнком единым целым.

Далее рассмотрим взаимосвязь типа родительского отношения в зависимости от пола ребенка.

Таблица 13 - Взаимосвязь родительского отношения матерей и пола ребенка

Параметры родительского отношения Пол Ребенка
Принят. – отвержение (мамы)  
Кооперация (мамы) - 0,41хх
Симбиоз (мамы) - 0,4х
Авторитарная гиперсоциализация (мамы)  
Маленький неудачник (мамы)  

-социально желательные взаимоотношения мамы к мальчикам, выше, чем к девочкам;

- симбиотическое отношение мамы к мальчикам, выше, чем к девочкам.

Мамы больше склонны в делах и планах мальчиков, стараются во всём помочь сыновьям, сопереживать с ним. Мамы выше оценивают интеллектуальные и творческие способности мальчиков, испытывает чувство гордости за них. Они поощряет инициативу и самостоятельность мальчиков, старается быть с ними на равных. Матери доверяют мальчикам, стараются встать на его точку зрения в спорных вопросах.

Мальчики кажутся матерям маленькими и беззащитными, они постоянно ощущает тревогу за мальчиков, стремятся удовлетворить все их потребности, оградить их от трудностей и неприятностей жизни. Мамы ощущают себя с ребёнком единым целым.

Далее рассмотрим взаимосвязь показателей родительского отношения с самооценкой детей.

Таблица 14 - Взаимосвязь показателей родительского отношения с самооценкой детей

ОРО, возраст Самооценка
«Лесенка» «Ка-кой Я» Деко-рирование Кол-во цветов Высо-та ри-сунка Размер тела Суммабаллов
Принятие-отвержение   0,35 95% 0,39 95%        
Кооперация             - 0,32 90%
Симбиоз   0,38 95%          
Авторит. Гиперсоциали -0,39 90%   0,33 90%     -0,35 95%  
«Маленький неудачник»   0,49 99%          
Пол ребенка (девочки)     0,41 95% 0,54 99%   0,31 90% 0,59 99%

В таблице указаны корреляционные связи с высокой степенью значимости. Рассмотрим подробнее полученные корреляции.

Наиболее ярким оказалась корреляционная связь по шкале «авторитарная гиперсоциализация» с показателями методики «Лесенка», чем выше родительский балл по данной шкале опросника, тем ниже по уровню «лесенки» ставит себя ребенок. В данной связи, исходя из корреляционных данных, можно предположить что: авторитарный стиль общения родителей с детьми приводит, в конечном счете, к снижению самооценки ребенка.

Интересным представляется корреляционно значимая взаимосвязь по шкале «авторитарная гиперсоциализация» с размерами изображения рисунка: чем выше первый показатель, тем меньше размеры изображения. В данном случае связь более чем характерна. Ребенок ощущает себя маленьким, не защищенным, не способным, виноватым, все это изображается на рисунке в виде маленькой фигурки.

Однако другой коэффициент корреляции показывает что, «авторитарная гиперсоциализация» и декорирование рисунка находятся в прямой зависимости: чем выше первый показатель, тем больше декораций на рисунке. Можно предположить, что в случае если родитель относится к ребенку как несамостоятельному, требующему постоянного руководства и контроля, последний находит «спасительную нишу» в окружающей его обстановке, предметном мире, в своих фантазиях, там он ощущает себя более комфортно и полноценно.

Корреляционный анализ продемонстрировал прямо зависимые связи показателей по шкале «Симбиоз» и методике «Какой Я?». Высокий балл по шкале «Симбиоз» означает, что родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей, ребенок принимается целиком. Следствием таких родительских отношений является то, что ребенок характеризует себя множеством положительных качеств.

Все остальные взаимосвязи выгладят несколько неожиданно.

Показатель «Принятие – отвержение» с методикой «Какой Я» демонстрирует прямую взаимосвязь: чем выше показатель отвержения, тем больше балл по методике «Какой Я». Следовательно, что чем больше родитель отвергает ребенка, тем больше позитивных качеств он себе приписывает.

Такая же взаимосвязь раскрылась в паре «Маленький неудачник» с методикой «Какой Я?»: зависимость так же прямопропорциональна. Родитель инфантилизирует ребенка, принижает его личную и социальную состоятельность. Ребенок же, наоборот, наделяет себя всеми самыми хорошими качествами. Еще одна положительная корреляционная взаимосвязь между «принятием – отвержением» и высотой расположения изображения на листе, чем выше балл по шкале опросника, тем выше расположен рисунок, что так же характерно для высокой самооценки.

Рассматривая значимые корреляционные связи необходимо обратить внимание по психологические особенности формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста. По полученным в ходе исследования результатам, можно предположить о том, что чрезмерное давление, строгий контроль со стороны родителей (все это характеризует авторитарный стиль родительского отношения к детям) [29 Рогов Е.И.] приводит к формированию заниженной самооценки ребенка. Зажатый в жесткие рамки дисциплины и безоговорочного послушания, ребенок аккумулирует на себя отрицательные оценки родителей. Завышенный уровень притязаний, требований, выдвигаемый родителями, ведет к недотягиванию до родительских «стандартов», ребенок чувствует свою неполноценность, ощущая себя маленьким, не защищенным, не способным, виноватым. Если индивидуальный опыт ребенка в старшем дошкольном возрасте еще не достаточно богат, а общее родительское отношение носит негативный оценочный окрас, это приводит необъективному, не реалистичному представлению о себе и своих качествах у ребенка. Если же авторитарный стиль воспитания родителей еще и авторитетный, в этом случае формирующаяся самооценка ребенка закономерно занижена.

Интересным фактом является тот, что при общем негативном и авторитарном отношении родителя к ребенку, последний находит «спасительную нишу» в окружающей себя обстановке, предметном мире, в своих фантазиях, там он ощущает себя более комфортно и полноценно. Однако размеры изображения свидетельствуют о том, что ребенок остается жертвой авторитарного влияния родителей, т.к. изображает себя в виде маленькой фигурки.

Из общей картины выделяется «симбиотический» стиль отношений к ребенку. Родитель ощущает себя единым целым с ребенком, ограждая его от трудностей и неприятностей в жизни. Родитель принимает ребенка целиком, стремится к удовлетворению всех его потребностей, следствием такой гиперопеки и безграничной любви является завышенный уровень самооценки ребенка.

Особое внимание следует уделить взаимосвязи родительского отвержения с формированием самооценки ребенка старшего дошкольного возраста. В ходе исследования выяснилась следующая закономерность – чем больше родитель ребенка отвергает, тем больше последний приписывает себе положительных качеств. Данному родительскому отношению свойственно равнодушие по отношению к ребенку, разрушается гармоничность родительско – детских отношений. Вследствие этого, наблюдается расхождения между ожидаемой и родительской оценкой. Однако ребенок старшего дошкольного возраста уже имеет некоторый индивидуальный опыт, включающий в себя и уровень притязаний, он имеет представление о том, каким его хотят видеть окружающие (дома, в детском саду). Можно предположить, что на этом фоне происходит замещение «Я реального» на «Я идеальное». Наделяя себя самыми хорошими качествами, ребенок компенсирует отрицательное, равнодушное отношение родителей к себе. В подтверждение этому – расположение изображения на листе, соответствующее высокой самооценке.

Родительское отношение к ребенку как к «маленькому неудачнику», инфантилизирующее ребенка, принижающего его личную и социальную состоятельность, так же приводит к тому, что высокая самооценка выполняет защитную функцию, оторванную от реального поведения.

Высокая самооценка у исследуемых детей в сочетании с ожидаемыми оценками со стороны родителей и низкими родительскими оценками, по нашему предположению компенсирует неблагополучный оценочный опыт и защищает ребенка от неуспеха.

Таким образом, следует предположить, что завышенная самооценка компенсирует неблагополучный опыт общения ребенка с родителями и защищает его от неуспеха, у ребенка срабатывает сильный компенсаторный защитный механизм.

Неразрешимый характер внутреннего противоречия между требованиями родителей и невозможностью им соответствовать представляет источник постоянной аффективной напряженности и беспокойства, способствует компенсаторной гипертрофии собственного «Я», самокритичность у ребенка не развивается. Неразрешенные внутренние конфликты порождают искажения в развитии и дифференцирования самооценки и самосознания, самооценка выполняет неадекватную, защитную, компенсаторную роль, ограничивая расширение опыта ребенка, тормозя развитие личностных качеств.

Таким образом, можно подвести некоторые итоги:

  • Оптимизация родительско - детских отношений: необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям, заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в его достижениях. Вместе с тем – последовательности в воспитательных воздействиях со стороны родителей.
  • Оптимизация отношений ребенка со сверстниками: необходимо создать условия для полноценного общения ребенка с другими детьми. Если у него возникают трудности в отношениях с детьми необходимо выяснить причину и помочь ребенку приобрести уверенность в коллективе сверстников.
  • Расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка: чем разнообразнее деятельность ребенка, чем больше возможностей для активных самостоятельных действий, тем больше у него возможностей для проверки своих способностей и расширения представлений о себе.
  • Развитие способности анализировать свои переживания и результаты своих действий и поступков: при оценивании ребенка, необходимо оценивать его действия, а не его личность, находить причины трудностей и ошибок, а также способы их исправления. При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится.

Заключение

В теоретический материал изучая по теме: «Особенности влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста», мы пришли к заключению, что самооценка детей формируется под многим внешним и внутренним воздействием, характерных данному возрасту. В частности у дошкольника настраивается структура эмоционального самоконтроля, проявляется монополистическая структура сопереживании. Проявляется и улучшает собственный опыт – основной источник определенных знаний о себе, проявляются способность к самоанализу, оцениванию и контролю своих действий и поступков.

Обуславливая особое факторное внимание, проявляющие на проявление самооценки детей старшего дошкольного возраста, мы поняли, что основным и самым важнейшим фактором является детско-родительское отношение. Нам необходимо отметить, что в психологической литературе влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста исследовано не в полном объеме.

Для исследования особенностей влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки дошкольников, в данной курсовой работе были подобраны и проведены следующие методики: на выявление самооценки детей – методика «Лесенка», отражающая особенности самооценки; методика «Какой Я», раскрывающая восприятие и оценивание себя по десяти положительным качествам; проективная методика «Рисую себя», демонстрирующая внутреннее представление ребенка о себе.

Для эксперимента родительского отношения к детям, мы воспользовались «Опросником родительского отношения» Варга Я.А. и Столина В.В., отражающим рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты детско-родительских отношений по пяти различным шкалам (более подробное описание методики представлено в главе 2).

Выводы эксперимента показал, что явно выраженный авторитарный стиль, реально способен повлиять на формирование низкой самооценки у ребенка. Эмоциональное отвержение, недовольство ребенком, его инфантилизация и строгий контроль со стороны родителей оказывают совершенно обратное влияние на формирование самооценки ребенка. При данных негативных формах родительского отношения, дети в ходе исследования продемонстрировали высокую самооценку.

Противоположным результатом, полученным при анализе экспериментальных данных, является средняя самооценка детей, родители которых уважают и признают индивидуальность ребенка, верят в него, т.е. в целом имеют благожелательное отношение к ребенку.

Анализируя полученные нами результаты, выявленные в ходе практического исследования, следует отметить, что гипотеза, выдвинутая в начале исследования в основе своей подтвердилась, благоприятное отношение родителей к детям, характеризующееся эмоциональным принятием и кооперативными формами взаимодействия способствуют формированию самооценки среднего и высокого уровней у детей старшего дошкольного возраста.

Низкая самооценка формируется под влиянием негативных форм детско-родительских отношений (эмоциональное отвержение, инфантилизация ребенка, жесткий контроль и т.д.).

По нашему предположению на данном возрастном этапе формирования самооценки, детско-родительские отношения оказывают влияние на ту или иную функцию самооценки. В том случае, когда родительские отношения носят партнерский характер, проявляется любовь и уважение к личности ребенка, предоставляется самостоятельность, у ребенка в системе самооценивания развивается регуляторная функция самооценки. Обогащается индивидуальный опыт ребенка, выравнивается уровень притязаний, приобретая более осознанный характер. Развивающаяся критичность по отношению к себе приобретает гипертрофированные формы и выступает как конструктивный инструмент в дифференцировании самооценки.

В случае же, где общий фон детско-родительских отношений носит выраженный негативный характер, самооценка в структуре личности ребенка выполняет защитную компенсаторную функцию.

Чем больше отрицательных родительских оценок получает ребенок, тем сильнее он выстраивает свою «оборону» в виде высокого уровня самооценивания. На данный феномен можно было бы «закрыть глаза», ведь дети оценили себя высоко, однако подобная закономерность таит в себе целый ряд неблагоприятных последствий. Высокая самооценка компенсирует неблагополучный опыт, защищает ребенка от негативных оценок родителей, удовлетворяет фрустрированную способность «быть принятым», появляется оторванность самооценки от реального поведения ребенка, нарушается регуляторная функция самооценки, повышается ее защитная функция, что приводит к ситуации «закрытия Я».

Для психологов и педагогов открываются новые пространства в области коррекции, как самооценки детей старшего дошкольного возраста, так и родительских отношений.

Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста находится в стадии формирования и легко поддается коррекции. Выявленные нами в ходе исследования особенности влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста можно использовать в консультационной практике.

Список используемой литературы

1. Алфеева Е.В. Креативность и личностные особенности детей дошкольного возраста (4-7 лет): Дис. канд. псих. наук. - М., 2004. – 176 с.

2. Альманах психологических тестов // Под редакцией Агибалова В.В. - М., 2006. - 387 с.

3. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. - Новосибирск: ГЦРО, 2005. – 395 с.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2007. – 387 с.

5. Варга А.Я., Столин В.В. Дела семейные. – М., 2004. – 297 с.

6. Бранден Н. Мощь самооценки. - Киев, 2005. – 396 с.

7. Выготский Л. С. Проблемы возраста. - М., 2004. – 396 с.

8. Гамезо М.В. и др. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / Гамезо М.В., Герасимова B.C., Орлова Л.М. - М., 2004. – 374 с.

9. Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников // Вопросы психологии. - 1984. - № 1. – С.34-56.

10. Гозман Л.Я., Эткин Э.В. Семейная педагогика. - М., 2006. – 376 с.

11. Гордон А. Популярная педагогика. - М., 2004. – 406 с.

12. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. - Минск, 2004. – 408 с.

13. Искольдский Н.В. Исследования привязанности ребёнка к матери в зарубежной психологии // Вопросы психологии. - 1985. - №3. – С.77-84.

14. Коломинский Я. Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М., 2005. - 408 с.

15. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М., 2006. – 499 с.

16. Коробейников И.А. Психологическая дифференциация нарушений развития у старших дошкольников. - М., 2006. – 396 с.

17. Леонтьев А. Н. Психологические вопросы формирования личности ребенка в дошкольном возрасте // Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 2005. – 289 с.

18. Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка // Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 2005. – 396 с.

19. Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. - Кишинев, 2004. – 399 с.

20. Липкина А.И. Самооценка // Большая Советская Энциклопедия. – М., 2004. – 698 с.

21. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М., 2005. – 388 с.

22. Немов Р.С. Психология. - М., 2006. – 407 с.

23. Обухова Л.Ф. Детская психология. - М., 2000. – 395 с.

24. Орлов А.Б. Методы современной возрастной и педагогической психологии. - М., 2006. – 290 с.

25. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. - М.: Педагогика, 2006. – 470 с.

26. Попов О.Н. Психология. Курс лекций. - Абакан, 2005. – 386 с.

27. Петровский А.В. Теоретическая психология. - М., Новая школа, 2006. – 485 с.

28. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М., 2004. – 374 с.

29. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. - М: Педагогика, 2006. - 216 с.

30. Развитие общения у дошкольников и младших школьников / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. - М., 2004. – 364 с.

31. Репина Т.А. Психология дошкольника. Хрестоматия. - М.: Академия, 2005. – 438 с.

32. Репина Т.А., Стеркина Р.В. Общение детей в детском саду и семье. - М., 2006. – 396 с.

33. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. - М., 2006.

34. Сатир В. Вы и Ваша семья. - М., 2005. – 278 с.

35. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М., 2006. – 254 с.

36. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М., 2004. – 199 с.

37. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. - М., 2006. – 296 с.

38. Спиваковская А.С. Как быть родителями. – М., 2006. – 297 с.

39. Смирнова Е.О. Влияние формы общения со взрослым на эффективность обучения дошкольников // Вопросы психологии. - 1980. - № 5. – С.67-88.

40. Смирнова Е.О., Рошка Г.Н. Роль общения со взрослым в развитии предметно-манипулятивной деятельности ребенка на первом году жизни // Вопросы психологии. - 1987. - №3. – 54-69.

41. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.: Владос, 2005. – 348 с.

42. Субботский E.B. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения // Вопросы психологии. - 1981. - № 2. – С.86-99.

43. Хрестоматия по возрастной и и педагогической психологии, под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. - М., 2007. – 190 с.

44. Хухлаева О.В. Лесенка радости. - М., 2006. – 195 с.

45. Хрипкова А.Г. Разговор на трудную тему. - М.: Педагогика, 1970 – 64 с.

46. Шевцова И.В. Работа психолога с родителями. Коррекция родительских отношений. - М., 2000. – 390 с.

47. Эльконин Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника // Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. - М., 2004. – 384 с.

48. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1999 – 656 с.

49. Эмоциональное развитие дошкольника / Под. ред. А.С. Кошелевой. - М., 2006. – 376 с.

50. Якобсон С.Г., Морева Г.И. Образ себя и моральное поведение дошкольников // Вопросы психологии. - 1986. - № 6. – 36-49.

Приложение 1

Опросник теста ОРО

1. Я всегда сочувствую своему ребёнку.

2. Я считаю своим долгом знать всё, что думает мой ребёнок.

3. Я уважаю своего ребёнка.

4. Мне кажется, что поведение моего ребёнка значительно отклоняется от нормы.

5. Нужно подольше держать ребёнка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

6. Я испытываю к ребёнку чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребёнка от трудностей жизни.

8. Мой ребёнок часто неприятен мне.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребёнку.

10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребёнку приносит ему большую пользу.

11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребёнку.

12. Мой ребёнок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребёнком.

14. Мой ребёнок часто совершает такие поступки, которые кроме презрения, ничего не стоят.

15. Для своего возраста мой ребёнок немножко незрелый.

16. Мой ребёнок ведёт себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17. Мой ребёнок впитывает в себя всё дурное как губка.

18. Моего ребёнка трудно научить хорошим манерам при всём старании.

19. Ребёнка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастит порядочный человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребёнка приходят к нам в дом.

21. Я принимаю участие в своём ребёнке.

22. К моему ребёнку «липнет» всё дурное.

23. Мой ребёнок не добьётся успеха в жизни.

24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребёнок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

25. Я жалею своего ребёнка.

26. Когда я сравниваю своего ребёнка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению и по суждениям.

27. Я с удовольствием провожу с ребёнком всё своё свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребёнок растёт и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребёнку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребёнок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

31. Родители должны приспосабливаться к ребёнку, а не только требовать этого от него.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребёнка.

33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребёнка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребёнка.

35. В конфликте с ребёнком я часто могу признать, что он по своему прав.

36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь со своим ребёнком.

38. Я испытываю к ребёнку дружеские чувства.

39. Основная причина капризов моего ребёнка - эгоизм, упрямство и лень.

40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребёнком.

41. Самое главное, чтобы у ребёнка было спокойное и беззаботное детство.

42. Иногда мне кажется, что мой ребёнок неспособен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения моего ребёнка.

44. Мой ребёнок может вывести из себя кого угодно.

45. Я понимаю огорчения своего ребёнка.

46. Мой ребёнок часто раздражает меня.

47. Воспитание ребёнка - сплошная нервотрёпка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребёнку.

50. За строгое воспитание дети благодарят потом.

51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребёнка.

52. В моём ребёнке больше недостатков, чем достоинств.

53. Я разделяю интересы своего ребёнка.

54. Мой ребёнок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

55. Мой ребёнок вырастет не приспособленным к жизни.

56. Мой ребёнок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребёнка.

58. Нередко я восхищаюсь своим ребёнком.

59. Ребёнок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я не высокого мнения о способностях моего ребёнка и не скрываю этого от него.

61. Очень желательно, чтобы ребёнок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Приложение 2

Тест «Лесенка»

               
               
             
               
               
             
               
               
             
               
               
             
               
               
             
               
               
             
               
               
             
               
               

Приложение 3

Наши рекомендации