Индивидуальное и коллективное творчество педагогов
Изучение данной темы направлено на овладение следующими компетенциями:
- способность приобретать новые научные знания (ОНК-3);
- способность обеспечивать деятельностную ориентацию образовательного процесса (ПК УВД-2);
- готовность к организации взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами для решения задач профессиональной деятельности (ПК ОУД-5);
- умение сравнивать эффективность применяемых методов обучения и воспитания, анализировать педагогический опыт в данной профессиональной деятельности с целью переноса эффективных решений в практику своей работы (ПК УВД-6);
- готовность к использованию современных форм учебно-воспитательной работы, современных технологий, методов и средств обучения, в том числе технических, аудиовизуальных, информационных и мультимедийных (ПК УВД-3);
В результате изучения данной темы обучающийся должен:
знать:
- основные проблемы, направления и перспективы развития системы образования в современной России и мире;
- новейшие достижения в области психолого-педагогических наук, использовать их для внедрения инноваций в учебно-воспитательный процесс;
- критерии педагогических инноваций;
- классификации инноваций.
уметь:
- анализировать передовой педагогический опыт;
- воспринимать, оценивать и реализовывать педагогические инновации;
- наблюдать, сравнивать объекты окружающего мира, объединять предметы по общему признаку, различать предметы по признакам;
владеть:
- технологией постановки, решения и анализа педагогических задач.
Основные понятия темы: инновация, инноватика, новшество, инновационный процесс, авторский коллектив, авторская программа.
ЛЕКЦИЯ
Непонятное - угрожает,
неведомое - несет гибель,
неизвестное – всегда враг
Именно так в большинстве своем реагируют люди на привнесение нового, на грядущие изменения, и педагоги в этом ряду не исключение. Э.М. Роджерс на основе отношения к нововведениям выделил пять групп учителей:
- новаторы (до 2,5% в выборке): отличаются авантюрным духом, открытостью к новому, извлекают новое из любого общения, ориентированы космополитически;
- ранние реализаторы (до 13,5%) следуют за новаторами, информаторы и советники;
- предварительное большинство (до 34%) осваивают новшества после ранних реализаторов, свободно общаются с предыдущими группами, но редко бывают лидерами. Им требуется более значительное время для внедрения новшества;
- позднее большинство (до 34%) проявляют скепсис; осваивают новшества в результате оценки собственных потребностей в них, а также под давлением социальной среды, когда большое количество групп и общество не начнет ясно высказываться в пользу новшества;
- колеблющиеся (16%) ориентируются на традиционные ценности; осваивают новшества последними; решение принимают с учетом прошлого опыта; контактируют в первую очередь с себе подобными; сомневаются и в новаторах, и в инициаторах нововведений; тормозят распространение новшеств.
Новаторы, инициаторы нововведений сталкиваются с проблемами, порождаемыми нововведениями и вынуждены искать пути их решения. Как правило, инновации возникают в результате попыток решить традиционную проблему новым способом, в результате длительного процесса накопления и осмысления фактов, когда и рождается новое качество, несущее новаторский смысл. Педагогические новшества, какими бы привлекательными и проработанными они не были, не могут быть освоены без надлежащего управления и организации инновационных процессов. Для внедрения новых форм, методик, педагогических технологий требуется понимание того, как эти новшества внедрять, осваивать и сопровождать.
Рассмотрим понятийный аппарат и теоретические основания инновационных процессов в образовании.
Следует различать новшества и нововведения. Если под педагогическим новшеством понимают некую идею, метод, средство, технологию или систему, то нововведением в этом случае будет процесс внедрения и освоения этого новшества. Понятие «нововведение» принято считать синонимом понятия «инновация». Понятие «инновация» в российской и зарубежной литературе определяется по-разному в зависимости от различий методологических подходов, среди которых можно выделить два основных:
- инновация рассматривается как результат творческого процесса;
- инновация представляется как процесс внедрения новшеств.
Педагогическая инновация - целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом.
Применительно к педагогической деятельности инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности учителя и учащегося (Сластенин, с.233)
Инноватика – наука о нововведениях, которая занимается разработкой, освоением и применением разного типа инноваций. Педагогическая инноватика – молодая наука, в России о ней начали говорить только в конце 80-х гг. прошлого века, то есть немногим более 15 лет назад. Сегодня как сама педагогическая инноватика, так и её методология находятся в стадии научной разработки и построения.
Ключевое понятие в инноватике – инновационный процесс, который понимается как цепь событий от новой идеи до ее реализации и дальнейшее распространение нововведения. Подчеркнём единство трёх составляющих инновационного процесса: создание, освоение и применение новшеств.
Другое системное понятие - инновационная деятельность - комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам процесс.
К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса: смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управлении и т.п.
Инновации классифицируются:
1. по видам деятельности - педагогические, управленческие;
2. по характеру вносимых изменений - радикальные (основанные на принципиально новых идеях и подходах), комбинаторные (новое сочетание известных элементов) и модифицирующие (совершенствующие и дополняющие существующие образцы и формы);
3. по масштабу вносимых изменений - локальные (независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов), модульные (взаимосвязанные группы нескольких локальных И. п.), системные (полная реконструкция системы как целого);
4. по масштабу использования - единичные и диффузные,
5. по источнику возникновения - внешние (за пределами образовательной системы), внутренние (разрабатываются внутри образовательной системы).
А.И. Хуторской предлагает несколько иную классификацию педагогических инноваций:
1. По отношению к структурным элементам образовательных систем: нововведения в целеполагании, в задачах, в содержании образования и воспитания, в формах, в методах, в приёмах, в технологиях обучения, в средствах обучения и образования, в системе диагностики, в контроле, в оценке результатов и т.д.
2. По отношению к личностному становлению субъектов образования: в области развития определённых способностей учеников и педагогов, в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей и др.
3. По области педагогического применения: в учебном процессе, в учебном курсе, в образовательной области, на уровне системы обучения, на уровне системы образования, в управлении образованием.
4. По типам взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, в групповом обучении, в тьюторстве, в репетиторстве, в семейном обучении и т.д.
5. По функциональным возможностям: нововведения-условия (обеспечивают обновление образовательной среды, социокультурных условий и т.п.), нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).
6. По способам осуществления: плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные.
7. По масштабности распространения: в деятельности одного педагога, методического объединения педагогов, в школе, в группе школ, в регионе, на федеральном уровне, на международном уровне и т.п.
8. По социально-педагогической значимости: в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессионально-типологических групп педагогов.
9. По объёму новаторских мероприятий: локальные, массовые, глобальные и т.п.
10. По степени предполагаемых преобразований: корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные.
В предложенной классификации одна и та же инновация может одновременно обладать несколькими характеристиками и занимать своё место в различных блоках. Например, такая инновация как образовательная рефлексия учащихся может выступать нововведением по отношению к системе диагностики обучения, развитию способов деятельности учащихся, в учебном процессе, в коллективном обучении, нововведением-условием, периодическим, в старшей профильной школе, локальным, радикальным нововведением.
Критерии педагогических инноваций (по В.А. Сластенину):
- новизна, которая имеет несколько уровней:
- уровень конкретизации. Инновация на этом уровне конкретизирует отдельные теоретические и практические положения. Этот уровень в педагогической науке называют модифицированным типом новизны (М.М. Поташник). Содержанием его являются усовершенствование, рационализация, видоизменение, модернизация того, что имеет аналог (программ, методики, структуры и так далее);
- уровень дополнения, новшество не меняет картину, а дополняет ее;
- уровень преобразования характеризуется принципиально новыми идеями, подходами, которых ранее не было в теории;
- оптимальность, свидетельством которой выступает достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах;
- результативность означает определенную устойчивость положительных результатов в деятельности учителя;
- возможность творческого применения инновации в массовом опыте.
Какова позиция педагога в инновационном процессе? Безусловно, педагогическая деятельность в основе своей творческая деятельность. Любая творческая деятельность рассматривается как продуктивная деятельность, то есть направлена на создание нового, получение объективно нового или субъективно нового результата. Учитель может выступать в инновационном процессе в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя, пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Знания об инновационных процессах в образовании, умение использовать эти знания при оценке собственной деятельности создают основу для проявления учителем многообразных возможностей в педагогическом творчестве, в освоении профессионально-педагогической культуры, в самосовершенствовании.
СЕМИНАР
Вопросы для обсуждения:
1. Инновационные процессы в образовании.
2. Психологические барьеры в инновационной деятельности педагога и пути их преодоления.
3. Авторская программа. Авторский коллектив.
Обязательные домашние задания
- для всех:
1. Соотнести понятия «творчество», «инновация», «креативность», «новшество», «нововведение».
2. Проанализировать с учетом выделенных критериев одну инновационную образовательную технологию.
- по выбору студентов:
1. Подготовить сообщение об одной инновационной педагогической технологии.
2. Подготовить сообщение об инновационном учебном заведении.
Индивидуальное задание: разработать анкету для педагогов по выявлению их отношения к инновациям.
Список литературы:
1. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Обучение на основе исследования, игр, дискуссии, анализ зарубежного опыта. - Рига, 1995.
2. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежной школе. //Педагогика.- 1994. - №5.
- Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания и обучения: Опыт популярной монографии. М.: Новая школа, 2004. 304 с.
- Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2005.
- Сластенин В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.
- Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. – М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. – 222 c.
- Юсуфбекова Н.Р. Педагогическая инноватика как направление методологических исследований // Педагогическая теория: Идеи и проблемы. - М., 1992.- С.20-26.
Тема 8. Формы взаимодействия субъектов в педагогических процессах
Изучение данной темы направлено на овладение следующими компетенциями:
- способность к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, к социальной мобильности (СЛК-1);
- готовность к организации взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами для решения задач профессиональной деятельности (ПК ОУД-5);
- способность и готовность устанавливать контакт с родителями учащихся, оказывать им помощь в семейном воспитании (ПК СПД-5).
- способность планировать профессиональную деятельность, организовывать и осуществлять руководство классным коллективом; оценивать результаты классной и внеклассной деятельности учащихся (ПК ОУД-1).
В результате изучения данной темы обучающийся должен:
знать:
- сущность педагогического взаимодействия;
- понятия форма и метод воспитания, различные классификации к выделению форм и методов воспитания;
- формы и методы работы с семьей учащегося;
уметь:
- выстраивать продуктивное взаимодействие с субъектами образования (учащимися, семьей, коллегами, социумом и др.);
- выбирать педагогически целесообразные формы, методы и средства обучения, воспитания и развития учащихся;
владеть:
- методикой проведения занятий и внеклассных мероприятий;
- опытом проведения родительского собрания и других форм взаимодействия с семьей, оказания им помощи в семейном воспитании;
Основные понятия темы: взаимодействие, социальное взаимодействие, педагогическое взаимодействие, срабатываемость, совместимость, взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношения, взаимные действия, взаимовлияние, типы взаимодействия, условия взаимодействия, форма воспитательной работы, мероприятия, игра, дело.
СЕМИНАР
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность, структура и типы взаимодействия.
2. Понятия форма и метод воспитания.
3. Формы взаимодействия классного руководителя с семьей.
4. Формы взаимодействия классного руководителя с общественными организациями.
5. Формы взаимодействия с коллегами для решения определенной профессиональной задачи.
Обязательные домашние задания
- для всех:
1. Изучить материалы книги М.И. Рожкова, Л.В. Байбородовой «Воспитание учащихся: теория и практика». – Главы 6, 10, 12, выписать основные понятия.
2. Сделать методическую разработку формы взаимодействия с родителями.
- по выбору студентов:
1. Подобрать игры, творческие задания, способствующие развитию сотруднических отношений между педагогами, родителями и учащимися.
2. Разработать технологию педагогического сопровождения учащихся.
Индивидуальное задание: составить анкету для учащихся с целью выявления уровня взаимодействия педагогов и учащихся.
ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ
организуются на базе школы.
Практические задания:
1. Принять участие в разработке и проведении родительского собрания.
2. Разработка и проведение классного часа и классного собрания в классном коллективе.
Список литературы:
1 Бедерханова В.П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка // Классный руководитель. – 2000. - № 3.
2 Воспитание…Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. – М., 1996.
3 Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии/ Под ред. Н. Е. Щурковой. – М., 1998.
4 Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании / Под ред. О. С. Газмана. – М., 1996; Новые ценности образования: Забота – поддержка – консультирование. Вып. 6. – М., 1996.
5 Вульфов Б. З. Семь парадоксов воспитания. – М.: Новая школа, 1994.
6 Иванов И. П. Коллективное творческое дело // Вожатый. – 1988. - № 2.
7 Газман О. С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Газман О. С., Вейс Р. М., Крылова Н. Б. Новые ценности образования: Содержание гуманистического образования. – М., 1995.
8 Караковский В. А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. – М.: Новая школа, 1992.
9 Караковский В. А. , Новикова Л. И. , Селиванова Н. Л. Воспитание?
10 Классному руководителю: Учебно-методическое пособие / Под ред. М. И. Рожкова. – М.: Владос, 1999.
11 Крылова Н. Б. Культурология образования // Новые ценности образования. Сб. № 10. – М.: Народное образование, 2000.
12 Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М., 1999.
13 Рожков М. И., Байбородова Л. В. Воспитание учащихся: теория и методика. – Ярославль, 2002 – 282 с.
14 Щуркова Н. Е. Программа воспитания школьника. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 48 с.
15 Яковчук Т.Г., Бояринцева А. В., Александрова Е.А., Крылова Н.Б., Юсфин С.М., Михайлова Н.Н.Педагогическая поддержка ребенка в образовании : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой; Науч. ред. Н.Б. Крылова .- М. : Академия, 2006.- 208 с.
Тема 9. Здоровьесберегающие технологии педагогического процесса
Изучение данной темы направлено на овладение следующими компетенциями:
- способность обеспечивать деятельностную ориентацию образовательного процесса, в том числе связанную с введением интерактивных методик обучения, использовать интерактивные педагогические технологии, исходя из специфики преподаваемого предмета (ПК УВД-2);
- способность определять и комбинировать средства и методы обучения, адекватные поставленным образовательным задачам, уровню подготовленности обучающихся и их индивидуальным характеристикам (ПК УВД-3);
- способность к организации и развитию внутриколлективных и межличностных отношений обучающихся (ПК СПД-2);
- готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в образовательном процессе (ПК ОУД-2);
В результате изучения данной темы обучающийся должен:
знать:
- возрастныефизиологические ипсихологическиезакономерности развития обучающихся;
- основные требования к гигиеническим условиям осуществления учебно-воспитательного процесса;
- принципы здорового образа жизни;
- основные факторы риска и способы профилактики заболеваний детей;
уметь:
- ставить педагогические задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся;
- рационально организовывать образовательный процесс с целью укрепления и охраны здоровья учащихся, выполнять правила и нормы, обеспечивающие охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе;
- планировать и осуществлять мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни, в том числе с использованием современных технологий коррекционной педагогики;
- определять по внешним признакам изменение психического состояния детей, понимать и объяснять особенности их поведения в конкретных жизненных ситуациях; видеть проявление социально-психологических установок и мотивов поведения;
владеть:
- здоровьесберегающими технологиями.
Основные понятия темы:здоровье, здоровьесберегающая педагогика, здоровьесберегающая технология, персонификация, фасилитация.
ЛЕКЦИЯ
Здоровье – это состояние полного
физического, душевного и
социального благополучия
Всемирная организация здравоохранения
Здоровьесберегающая педагогика – 1) педагогическая система, основанная на разумном приоритете ценности здоровья, который необходимо воспитать у учащихся и реализовать при проведении учебно-воспитательного процесса; 2) образовательная система, провозглашающая приоритет культуры здоровья и технологически обеспечивающая его реализацию при организации обучения, в учебно-воспитательной работе и содержании учебных программ для педагогов, учащихся и их родителей; 3) область медико-психолого-педагогических знаний о построении образовательного процесса и содержании учебно-воспитательных программ с учетом интересов здоровья учащихся и педагогов [10].
Здоровьесберегающая педагогика связана со школьной гигиеной, лечебной педагогикой, санологией, педагогической психологией, социальной психологией, возрастной психологией, валеологией и др.
Усиление внимания к состоянию здоровья подрастающих поколений, появления здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях вызвано значительным ухудшением состояния здоровья школьников в последние годы, увеличением физических и психических нагрузок на ребенка в школе, ростом числа детей с различными врожденными и приобретенными за годы учебы в школе патологиями в развитии, а также увеличением молодых людей, страдающих зависимостью от табака, алкоголя и наркотиков.
Основными причинами ухудшения здоровья школьников являются:
- нарушение гигиенических и психогигиенических требований к организации учебного процесса;
- нарушение полноценного отдыха у детей;
- отсутствие достаточной двигательной активности;
- стрессы, вызванные учебными перегрузками, переутомлением, дидактогенией;
- ошибки в применении педагогических технологий;
- авторитарный стиль общения;
- недостаточный уровень знаний у педагогов по возрастной психологии и физиологии;
- слабая учебно-воспитательная работа с учащимися по укреплению их здоровья, формирования установки на здоровый образ жизни;
- отсутствие у педагогов и родителей необходимых знаний по сохранению и укреплению здоровья детей [1].
Основная цель здоровьесберегающей педагогики – сохранить здоровье детей в процессе их обучения и воспитания.
Принципы здоровьесберегающей педагогики (по Л.Ф. Тихомировой):
- принцип персонификации учебной нагрузки для учащихся требует от учителя в процессе обучения детей сохранения их здоровья, ориентирования на конкретную личность, на конкретного ребенка со своими физическими и психическими особенностями, потребностями, способностями, интересами, ценностными ориентациями. Этот принцип базируется на идеях гуманизма и природосообразности.
- принцип компетентной ответственности определяет уровень готовности педагогов к реализации функции сохранения и укрепления здоровья учащихся;
- принцип фасилитации предполагает умение учителя выбрать из педагогических средств и методов наиболее адекватные, наиболее целесообразные и в отношении соответствия содержанию предмета, и в отношении соответствия уровню обученности учащихся, а также их уровню способностей и здоровья. Также данный принцип определяет ограниченность педагогических действий в зависимости от физиологических особенностей, здоровья ребенка;
- принцип субъектности. С ростом самосознания ребенок должен сам учиться сохранять свое здоровье, следовать принципам здорового образа жизни, укреплять свое здоровье, занимаясь физической культурой, соблюдая режим дня и т.д.
- принцип интеграции предполагает, с одной стороны, взаимодействие различных институтов, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья учащихся в образовательном учреждении, а с другой стороны, сочетание направленности деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья школьников и активной работы по устранению негативных воздействий различных факторов (экономических, педагогических, психологических, социальных).
- принцип вариативности содержания здоровьесберегающей деятельности выражается в том, что сохранением и укреплением состояния здоровья детей и подростков должны заниматься разные институты, на разных уровнях в зависимости от складывающихся условий, от действия факторов риска, от уровня подготовки специалистов [12].
Здоровьесберегающие образовательные технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящая ущерба здоровью его участников [11].
В содержании здоровьесберегающих технологий выделяются такие направления:
1. Социально-ориентированное направление (охрана прав детей в области здоровья, формирование здорового образа жизни, нормальное питание, режим, борьба с вредными привычками, психогигиена, половое просвещение).
2. Медико-психологическое (медико-гигиенические диагностики и мониторинг, профилактика заболеваний, помощь в лечении, психогигиена и психотерапия)[9.С. 97].
Г.К. Селевко выделяет следующие структурные компоненты технологии физического воспитания:
1. Физкультурно-спортивные организации (учреждения дополнительного образования, центры спортивно-оздоровительной работы, спортивные комплексы, бассейны, стадионы, спортивные клубы, секции, ДЮСШ).
2. Виды физкультурно-спортивной деятельности (режим ЗОЖ, утренняя гимнастика, бег, легкая атлетика, гимнастика, плавание, аэробика, спортивные игры, туристские походы и др.)
3. Организационные формы:
1) физическая культура:
- занятия, проводимые по твердому расписанию с постоянным контингентом занимающихся (урок физической культуры, секция общей физической подготовки, секции по видам спорта, занятия по лечебной физкультуре);
- физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня:
- в школе (гимнастика перед занятиями, физкультпаузы на уроках, подвижные игры на переменах);
- дома, в группах продленного дня (утренняя гимнастика, водные процедуры, здоровый образ жизни, физкультпаузы во время приготовления уроков, прогулки, подвижные игры);
- внеклассные и внешкольные массово-физкультурные мероприятия (соревнования по школьной программе, соревнования по видам спорта, спортивные вечера, праздники, сборы, туристские походы).
2) современный спорт:
- общедоступный спорт (базовый спорт в системе образования, профессионально-прикладной спорт, спортивные способы рекреации, спортивные способы реабилитации);
- спорт высших достижений (профессиональный, профессионально-коммерческий).
4. Методы: теоретическое освоение, упражнения, тренировки, игры, соревнования, закаливание, контроль, самоконтроль.
Авторские концепции:
- Б.П. и Л.А. Никитины: «Раннее начало физического развития и закаливания»;
- В.Ф. Базарный: «Сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение»;
- Г.П. и Е.В. Воронковы «Единство физического и умственного развития»;
- А.Ф. Пазухин: «Приоритет физической культуры как предмета и сферы жизнедеятельности» [9].
СЕМИНАР
Вопросы для обсуждения:
1. Проблема сохранения здоровья учащихся в современном образовании.
2. Основные принципы, цель и задачи здоровьесберегающей технологии.
3. Примеры здоровьесберегающих технологий.
Обязательные домашние задания
- для всех:
1. Подобрать примеры здоровьесберегающих технологий, использующиеся в современных школах.
2. Разработать здоровьесберегающую технологию для учащихся определенной возрастной группы.
3. Разработать тематику классных часов по программе «Здоровье» для определенной возрастной группы учащихся.
- по выбору студентов:
1. Подобрать упражнения для глаз.
2. Разработать анкету для педагогов по изучению эффективности использования педагогических средств, направленных на укрепление и сохранение здоровья учащихся.
3. Разработать комплекс упражнений для проведения его в условиях классной комнаты для снятия утомления у детей, расслабления и т.п.
Индивидуальное задание: 1. подготовить сообщение «Охрана здоровья обучающихся, воспитанников» ст.51 закона «Об образовании»;
2. подготовить упражнения для расслабления, снятия напряжения с глаз, комплекс физических упражнений для педагога.
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ (2 часа)
(организуется на базе школ)
Практическое задание:
1. Проанализировать урок с позиции здоровьесбережения (см. методические материалы);
2. Провести в классе оздоровительную технологию.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Памятка учителю
Первые признаки переутомления детей:
- снижение качества работы;
- резкое ухудшение почерка;
- изменение поведения ребенка: он становится или беспокойным, или вялым, или рассеянным, невнимательным, часто отвлекается;
- изменение регулярных физиологических функций (повышенная потливость, покраснение лица);
- появление жалоб на усталость: у некоторых детей процесс торможения так силен, что они могут заснуть [6].