Самарская фельдшерско-акушерская школа
Автор материала: С/у Александр Бузаев
Предками Самарской фельдшерско-акушерской школы были Земская школа для образование фельдшеров и фельдшериц и Земская школа повивальных бабок.
1 мая 1867 года на средства земства при самарской губернской земской больнице была учреждена фельдшерская школа. Изначально в ней обучались только мужчины, с первого января 1873 года были допущены женщины. Зачислялись к обучению юноши и девушки от 16 до 40 лет, курс обучения составлял 3, для малограмотных 4 года. Поступающие должны были сдать вступительные экзамены – русский язык и математику. Имелось и казённое обучение со стипендией 144 рубля в год. По окончании выпускники должны были отработать в пользу губернии 4 года по специальности.1
В школе обучались люди разных сословий, но в основном это были люди из мещанской и крестьянской среды. Много учеников имели своё происхождение из семей фельдшеров, духовных лиц, чиновников, солдат и сельских учителей. Меньше всего было детей дворян и потомственных и почетных горожан. Чаще всего сюда поступали выпускники одноклассных и двуклассных сельских училищ, выбывшие из другого учебного заведения, либо получившие домашнее образование.
В школе преподавали – Закон Божий, русский язык, краткий курс латинского языка, географию, арифметику, геометрию, физику, химию, фармакологию, формацию и рецептуру, ортопедию, хирургию, десмургию (раздел медицины, изучающий правила лечения ран, повязки и методы их наложения), учение о помощи мнимоумершим, гигиену, женские и детские болезни, нервные болезни и сифилидологию (раздел медицины, изучающий сифилис).1
Главными преподавателями были врачи Земской больницы, обучение велось в её здании без ограничения вольнослушателей. Каждый мог бесплатно присутствовать на занятиях для общего развития.
Земская школа повивальных бабок была открыта 1 мая 1867 года, всего для пяти учениц. В школу принимались все девицы и женщины от 16 до 40 лет всех сословий.
В школе повивальных бабок изучались следующие предметы: Закон Божий, русское чтение и письмо, четыре правила арифметики, анатомия и физиология женского тела и таза, повивальное искусство, уход за роженицей и младенцем, упражнения при родах.
В июне 1867 года при школе повивальных бабок был открыт родильный дом на 5 мест для получения практики.1
Фельдшерская школа и школа повивальных бабок были открыты на средства земства, преподавание в них осуществляли одни и те же люди по одной системе. Практику получали они в одном больничном учреждении и теоретическое образование получали в одних аудиториях, но акушерско-фельдшерское образование было более престижным, что и обусловило скорое слияние школы повивальных бабок с акушерско-фельдшерским корпусом.
В конце 1870 года две эти школы слились в одну. Появляется Самарская фельдшерско-акушерская школа. Управляющими были главный врач Самарской земской больницы и представители губернского земства. Учебный корпус находился в здании земской больницы по улице Полевой дом 182.
Здание больницы не располагало достаточными площадями для размещения всех желающих получить среднее медицинское образование. Эта проблема стала рассматриваться с 1885 года. Тогда для решения этой проблемы стали проводить погодный набор. В 1904 году для сокращения классов стали набирать лиц только мужского пола и ввели ограничения количества учащихся на одном курсе – 50. В 1905 году в акушерско-фельдшерскую школу принимались лишь те, кто проживает на территории Самарской губернии не менее трёх лет и лишь те, чьи родители являлись служащими губернских и уездных земств Самарской губернии. С началом Первой мировой войны возник ценз вероисповедания, до этого, в 1901-1902 годах из 194 учащихся 167 были православными, 18 иудеев, а молокан, лютеран и католиков – по 3 человека2.
Ещё одной проблемой фельдшерско-акушерской школы была нехватка преподавателей. В 1906-1907 году в ней не было учителей по латинскому языку, малой операции, хирургии и Закону Божьему. В таких условиях оставшимся учителям ничего не оставалось, кроме как взять на себя эти предметы дополнительной нагрузкой. Так, директор школы В. М Ржанновский вёл одновременно физику, острые инфекционные заболевания и их клинику. Е. Л Кавецкий вёл одновременно физиологию, патологическую анатомию, венерические и кожные заболевания и клинику по ним, И.Ю Шмурло преподавал практические занятия по анатомии и латинскому языку, Л.И Клыков – уход за больными и хирургию, П.Л Флёров – фармакологию, фармацию и фармацевтическую химию. Большая часть этих педагогов были профессионалами своего дела, так как являлись практикуюшими врачами и постоянно совершенствовали свои навыки. Соответственно они давали безупречную подготовку своим ученикам2.
Всё же, при начислении заработных плат преподавателей фельдшерско-акушерской школы делили на две категории: на преподавателей общих дисциплин и преподавателей специальных дисциплин. Заработная плата практикующим врачам, преподающим специальные дисциплины, составляла примерно 3600 рублей в год, преподавателей общеобразовательных дисциплин – 840.1
Не смотря на хорошую профессиональную подготовку учителям-медикам не хватало педагогического образования. Примечателен факт, что учащиеся фельдшерской школы более других попадали под влияние революционных идей. Само учебное заведение носило чисто профессиональный характер. Воспитанникам прививались только те знания и умения, которые могли бы пригодиться в предстоящей фельшерской и акушерской практике.
_______________________________
1. Алабин П.В. Двадцатипятилетие Самары как губернского города.-Самара, 1877.
2. Климанова Е. С. Становление профессионального образования в российской провинции
во второй половине XIX- начале XXвека. автореф.дис. канд.ист.наук., Самара, МГПУСФ, 2007.
Заключение
Система профессионального образования проходила своё становление на протяжении многих веков и была призвана в первую очередь решить именно насущные проблемы государства того или иного периода. С самого своего начала она устанавливалась по европейскому образцу, приглашались иностранные специалисты. Очень долгое время правительство пыталось унифицировать систему подготовки специалистов, более или менее стройную систему подготовки смогли они ввести лишь в конце девятнадцатого века.
Это объясняется разными подходами и взглядами на образование различных императоров, находившихся на троне, разными источниками финансирования и отсутствием определённого стандарта образования. Государство спонсировало железнодорожные и важнейшие промышленные учебные заведения, комерческие и торговые школы получали финансирование от частных лиц, земства делали упор на педагогическое и медицинское образование.
Самыми устойчивыми оказались именно земские учебные заведения. Они решали насущные проблемы людей.
Педагогические семинарии были призваны продвинуть просвещение в массы людей, нуждавшимся в любом образовании. С этой задачей семинарии и земские школы сельских учительниц вполне справились. Выпускники этих учебных заведений исправили педагогический голод в губерниях, смогли повысить уровень образованности населения.
Другая цель земства – медицинское образование. В корне переломить ситуацию недоверия к официальной медицине в крестьянской среде им не удалось, но всё же губернии получили необходимое число специалистов для того, чтобы повысить санитарное благосостояние населения и сделать своего рода «завесу» от различных эпидемий.
Система профессионального образования была выстроенна полностью к началу двадцатого века и просуществовала без значительных изменений вплоть до революции 1917 года.
Список использованной литературы
1. Архивный указатель Т. 12. Самара 2006.
2. Алабин П.В. Двадцатипятилетие Самары как губернского города.-Самара, 1877.
3. Архангельский Н.А. Город Самара. Исторический очерк.- Самара, 1923
4. Буслаева Л.П. История развития просвещения народов СССР с X в. По октябрь 1917 года.-Горький:ГГПИИЯ, 1974.
5. Веселов А. Н. Среднее профессионально-техническое образование в дореволюционной России.- М. 1959.
6. Григорьев В.В. Исторический очерк русской школы.- М., 1900.
7. Звягинцев Е.А. Полвека земской деятельности по народному образованию.-М.,1915.
8. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. – СПб.,1909
9. Кирьянова О.Б. Развитие женского низшего профессионального образования в России в в конце XIX нач. XX века: автореф.дис. канд.ист.наук. Новгород. НГУ, 1996
10. Климанова Е. С. Становление профессионального образования в российской провинции
во второй половине XIX- начале XXвека. автореф.дис. канд.ист.наук., Самара, МГПУСФ, 2007.
11. Корнилов И.П. Задачи русского просвещения в его прошлом и настоящем.- СПб.,1902.
12. Кузьмин Н.А. Низшее и среднеспециальное образование в дореволюционной России. – Челябинск, 1971.
13. Логинова В. С. Проблема профессионально-технического образования в общественно-педагогическом движении России в конце XIX нач. XX века: автореф.дис. канд.ист.наук. М. МГПУ.1992.
14.Рождественский С.В. История образовательной деятельности. – СПб.,1912;
15.Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения: 1802 – 1902. – СПб., 1912.
16. Романова И. В. Становление и развитие светского образования в средневолжских губерниях в пореформеный период XIX века. автореф.дис. канд.ист.наук, Тольятти, ТГУ, 2002.
17. Струков О.С. Учебные заведения в Самаре и Самарской губернии.- Куйбышев.-1972
18. Фольборх Г.И. Всеобщее образование в России. М.,1908.
19. Чижевский П.Н Всеобщее обучение в земских губерниях. – СПб., 1908.
Элекстонные ресурсы:
1. https://samgd.ru – Самарская губернская дума.
2. http://elib.shpl.ru – Государственная публичная историческая библиотека России
3. http://ist-konkurs.ru – Всероссийский конкурс молодых историков.