Основные категории педагогики
Ф.Д. МУХАМИТЯНОВ
ПЕДАГОГИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Учебное пособие
Чайковский, 2011
ББК 74.200.54
М
Рецензенты: Батакова Н.В. к.п.н., доцент
Куликов Н.М. к.п.н., доцент
М Мухамитянов Ф. Д.Педагогика физической культуры и спорта. Чайковский, 2011.
ББК 74.200.54
Печатается по решению учебно-методического Совета
Чайковского государственного института физической культуры.
Протокол № от 2011г.
В учебном пособии изложены основные понятия в области педагогики физической культуры и спорта, дана характеристика актуальных вопросов обучения и воспитания, показаны особенности психолого-педагогической деятельности спортивного педагога и организации единого педагогического процесса в сфере физической культуры и спорта.
Учебное пособие соответствует профессиональной образовательной программе и предназначено для студентов, обучающихся по направлению 034300 «Физическая культура»
Мухамитянов Ф.Д.
Чайковского государственного института физической культуры, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
• Педагогика физической культуры и спорта
• Основные категории педагогики
• Педагогика физической культуры и спорта как учебно-научная дисциплина
• Физическая культура и спорт как многоаспектный социокультурный феномен
• Тело, телесность и формирование телесности
• Становление социокультурных практик формирования и преобразования телесности
• Физическая культура и спорт как социокультурный феномен
• Социокультурное пространство физической культуры как образовательное пространство
• Учебная группа как среда и фактор формирования личности учащихся при занятиях физической культурой
• Педагогический процесс в сфере физической культурой и спорта
• Педагогический процесс и его структура
• Целеполагание педагогического процесса
• Теоретические аспекты целеполагания в педагогическом процессе
• Цель и механизм воспитания в едином педагогическом процессе в сфере физической культуры и спорта
• Содержание педагогического процесса
• Теоретические аспекты обоснования содержания педагогического процесса
• Содержание педагогического процесса в сфере физической культуры
• Содержание воспитания в едином педагогическом процессе в сфере физической культуры
• Методы осуществления педагогического процесса в деятельности спортивного педагога
• Формы организации педагогического процесса и их воспитательные возможности
• Формы организации педагогического процесса
• Соревнования как средство решения воспитательных задач
• Воспитательные возможности урока физической культуры, учебно-тренировочного занятия
• Структура и содержание профессионально-педагогической компетентности специалиста физической культуре и спорту
• Профессиональная карьера и профессионализм
• Структура и уровни педагогической деятельности
• Компетентностный подход в оценке профессионализма спортивного педагога
• Компетентностный подход в подготовке спортивных педагогов
•
• ПЕДАГОГИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Основные категории педагогики
Объектная область, объект педагогики. Изучение педагогики целесообразно начать с усвоения её основных категорий. В связи с тем, что в педагогике существуют различные толкования предмета и основных категорий, то представляется необходимым определить точку зрения, позицию с которой будут рассматриваться категории.
Категория обозначает суждение, определение. К категориям относятся наиболее ёмкие и общие понятия, отражающие сущность науки, её устоявшиеся и типичные свойства.
К. Д. Ушинский отмечал, что педагогика относится к широкому кругу антропологических наук, изучающих человека. В этой связи человек представляет собой объектную область педагогики. Изучая человека, педагогика выделяет в человекознании свой аспект. Он связан с деятельностью, направленной на образование человека.
Человек рождается как биосоциальное единство, как социальное единство, как человеческое существо. И всё-таки в момент рождения он – лишь кандидат в человека. Он никак не может стать им в изоляции: ему нужно научиться стать человеком. Его вводит в мир людей общество, именно оно регулирует и наполняет его поведение социальным содержанием.
В обществе существует передача и приём социально-культурного опыта от старших поколений к младшим.Передача и прием социально-культурного опыта, формирование человека как особая функция общества является объектом познания и исследования ряда гуманитарных наук.
Это явление многоаспектно и с точки зрения гуманитарных наук представлено в различных понятиях:
• социология: социализация;
• педагогическая психология: учебная деятельность, учение, преподавание, научение;
• психология: формирование качеств личности, развитие эмоционально-волевой сферы, когнитивно-операциональной сферы, мотивационно-цен-ностной сферы;
• психофизиология: формирование условного рефлекса (И. П. Павлов), формирование «функционального органа психики» (Ухтомский);
• педагогика: образование, обучение, воспитание, развитие.
Объектом изучения педагогикимы считаем познание процессапередачи и приема социально-культурного опыта от поколения к поколению.
Предмет педагогики. В понятиях, составляющих аппарат конкретной науки, можно выделить одно центральное понятие. Остальные понятия отражают части или элементы этого стержневого понятия. Сформированная таким образом система взаимосвязанных понятий есть не что иное, как одно развитое понятие, выражающее сущность предмета данной науки.
Исходным пунктом анализа является понятие «социализация», которое в последние годы приобрело статус междисциплинарного понятия и широко используется в педагогике.
Социализация –это взаимодействие человека с окружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому он принадлежит.
Социализация –это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путём вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс воспроизводства системы социальных связей индивидом за счёт его активной деятельности, включения в социальную среду.
Некоторые авторы две стороны это процесса называют социальной адаптация и социальной автономизацией (индивидуализацией) личности.
Результат индивидуализации
Социальной адаптации
есть развитие личности.
Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям общественной среды, а социальная автоматизация – реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, её самооценке.
Решение задач социальной адаптации и социальной автоматизации регулируется кажущимися противоречивыми мотивами «быть со всеми» и «оставаться самим собой». Несомненно, результатом социализации человека также является общественная активность – реализуемая готовность к социальным действиям, которая проявляется в сферах общественных отношений человека.
Деятельность, общение, самопознание – это три сферы, в которых происходит процесс становления личности.
В деятельностиличность осваивает всё новые и новые виды, что предполагает ориентировку в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между её различными видами. При этом речь идёт о личностно значимой доминанте, т. е. об определении главного, сосредоточении внимания на нём. В деятельности происходит освоение новых социальных ролей и осмысление их значимости. Основные виды деятельности: игра, учение, труд.
Общение как сфера социализации человека неразрывно связано с деятельностью. При этом расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми. Контакты специфичны на каждом возрастном рубеже.
Третья сфера социализации – самопознание личности, которое предполагает становление в человеке «образца его Я», возникающего у него не сразу, а складывающегося на протяжении всей жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Наиболее распространённая схема самопознания своего «Я» включает три компонента:
• познавательный (знание себя);
• эмоциональный (оценка себя);
• поведенческий (отношение к себе).
Процесс социализации включаеткак социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание, обучение), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на её формирование (усвоение).
Частично управляемым процесс социализации может становиться при педагогически целенаправленном семейном образовании, образовании в учреждениях системы дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, службе в Вооруженных силах.